Файл: Протокол от 2022 г. Руководитель мо М. А. Шамбилова. Утверждено.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Уй-Салганская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании МО учителей

филологического цикла

Протокол №________

от «____»______2022 г.

Руководитель МО

____________/М.А. Шамбилова/ .

Утверждено

Решением педагогического совета

от «____»______2022 г.

Директор

___________/Кожаева З.М./

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Читательская грамотность»

Разработана:

Кожаевой Э.Б.

2022 год

Пояснительная записка

Актуальность программы. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.


Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Всего 34 учебные недели в год (34 часа).

Цель рабочей программы - формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Задачи курса. 1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста. 2. Воспитание интереса к чтению и книге. 3. Владение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 4. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. 5. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника. 6. Понимание духовной сущности произведений. 7. Воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности при получении основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные и универсальные учебные действия как основа умения учиться и самосовершенствоваться.

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:· 

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Познавательные УУД:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.



Коммуникативные УУД:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.


Ожидаемый результат.

Ученик научится: - находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Ученик получит возможность научиться: - самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;- использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного; - участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений; - высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; - формулировать цель своего высказывания вслух; - пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; - самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.


Формы организации: Беседа, рассказ, чтение вслух, коллективная работа, работа в парах, инсценирование.

2 класс (34 часа)

1. Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Асеевой «С Днём знаний». (1 час) 2. Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым утром!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения Г. Ладонщикова «С добрым утром!». (1 час) 3. Экскурсия в библиотеку. Исследуем книжную полку со стихами. (1 час) 4. Удмуртская сказка «Березка-красавица». Читаем 1 часть сказки. Отвечаем на вопросы.(1 час) 5. Удмуртская сказка «Березка-красавица». Читаем 2 часть сказки. Отвечаем на вопросы. (1 час) 6. Удмуртская сказка «Березка-красавица». Читаем 3-4 части сказки. Отвечаем на вопросы. (1 час) 7. Удмуртская сказка «Березка-красавица». Готовимся к чтению по ролям сказки «Берёзка-красавица» (1 час) 8. Китайская сказка «Жадный Ча» Читаем 1 часть сказки. Отвечаем на вопросы. (1 час) 9. Китайская сказка «Жадный Ча» Читаем 2 часть сказки. Отвечаем на вопросы. (1 час) 10. Научно-познавательный текст «Дракон». Готовимся к выразительному чтению сказки «Жадный Ча». (1 час) 11. Чувашская сказка «Откуда взялась река». Читаем сказку. Отвечаем на вопросы. (1 час) 12. Чувашская сказка «Откуда взялась река». Пересказываем сказку. Отвечаем на вопросы. (1 час) 13. Чувашская сказка «Откуда взялась река». Готовимся к постановке сказки «Откуда взялась река». (1 час) 14. Экскурсия в библиотеку. Исследуем книжную полку со сказками. (1 час) 15. Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок». Читаем рассказ. Отвечаем на вопросы. (1 час) 16. Научно-познавательный текст «Паук-серебрянка». Читаем рассказ. Отвечаем на вопросы. (1 час) 17. Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Воздушный замок». (1 час) 18. Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни». Читаем рассказ. Отвечаем на вопросы. (1 час) 19. Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни». Готовимся к чтению по ролям рассказа Николая Сладкова «Болтливые окуни». (1 час) 20. Рассказ В. Осеевой «Долг». Читаем рассказ. Отвечаем на вопросы. (1 час) 21. Рассказ В. Осеевой «Долг». Пересказываем рассказ. Отвечаем на вопросы. (1 час) 22. Рассказ В. Осеевой «Долг». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Долг». (1 час) 23. Экскурсия в библиотеку. Исследуем книжную полку с рассказами. (1час)
24. Рассказ В. Осеевой «Картинки». Читаем и пересказываем рассказ. Отвечаем на вопросы. (1час) 25. Рассказ В. Осеевой «Картинки». Готовимся к выразительному чтению рассказа В. Осеевой «Картинки». (1час) 26. Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». Читаем и пересказываем рассказ. Отвечаем на вопросы. (1час) 27. Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Послушный Петя» (1час) 28. Стихотворение И. Бродского «История двойки». Читаем стихотворение. Отвечаем на вопросы. (1 час) 29. Стихотворение И. Бродского «История двойки». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Бродского «История двойки». (1 час) 30. Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!». Читаем рассказ. Отвечаем на вопросы. (1час) 31. Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!». Пересказываем рассказ. Отвечаем на вопросы. (1час) 32. Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!». Готовимся к выразительному чтению рассказа В. Голявкина «Вот что интересно!». (1час) 33. Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!». Готовимся к чтению по ролям отрывка рассказа В. Голявкина «Вот что интересно!». (1час) 34. Стихотворение З. Письман «В летние каникулы». Подведение итогов. Готовимся к выразительному чтению стихотворения З. Письман «В летние каникулы». (1час)

3. Тематическое планирование



занятия

Содержание учебного материала Раздел Тема

Количество часов

1

Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний».

1

2

Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым утром!».

1

3

Экскурсия в библиотеку

1

4

Удмуртская сказка «Березка-красавица»

1

5

Удмуртская сказка «Березка-красавица»

1

6

Удмуртская сказка «Берёзка-красавица»

1

7

Удмуртская сказка «Берёзка-красавица»

1

8

Китайская сказка «Жадный Ча»

1

9

Китайская сказка «Жадный Ча»

1

10

Научно-познавательный текст «Дракон»

1

11

Чувашская сказка «Откуда взялась река»

1

12

Чувашская сказка «Откуда взялась река»

1

13

Чувашская сказка «Откуда взялась река»

1

14

Экскурсия в библиотеку

1

15

Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок»

1

16

Научно-познавательный текст «Паук-серебрянка»

1

17

Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок»

1

18

Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни»

1

19

Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни»

1

20

Рассказ В. Осеевой «Долг»

1

21

Рассказ В. Осеевой «Долг»

1

22

Рассказ В. Осеевой «Долг»

1

23

Экскурсия в библиотеку

1

24

Рассказ В. Осеевой «Картинки»

1