Файл: Практическая работа по дисциплине право социального обеспечения Группа Лс20Ю111в Студент А. С. Нефедкин москва 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) также при наличии трудового стажа нс менее 5 лет.

Кроме того, пенсия по старости может быть назначена с уменьшением общеустановленного возраста выхода на пенсию в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам:

– принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

– эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения;

– постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в зоне отселения до их переселеним в другие районы;

– занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне);

– выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
Пенсия по старости назначается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, в размере 250% размера социальной пенсии, указанного в поди. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".


Гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, пенсия назначается в размере 200% размера социальной пенсии.

Гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер пенсии по старости определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного на 854 руб. в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случае признания гражданина инвалидом
I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости.

Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначается инвалидам:

I группы – 250% размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 2.1 п. 1 ст. 18;

II группы – 250% размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 18;

III группы, в том числе на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, в размере, равном разнице между 250% размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 18, в том числе увеличенного на 854 руб. в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, и 125% размера указанной социальной пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Продолжительность стажа умершего кормильца значения не имеет.

К нетрудоспособным членам семьи относятся:

– нетрудоспособные родители независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;

– дети, не достигшие возраста 18 лет, а также учащиеся до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 23-летнего возраста;

– супруг (жена, муж), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

– супруг (жена, муж) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем – 55-летнего возраста или до наступления инвалидности;

 дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые обязаны их содержать.


Пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначается в следующем размере:


– детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери – 250% размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 18 (на каждого ребенка);

– другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца – 125% размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 18, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Задание 4 .В виду того, что инвалидность заявителю установлена до 01.05.2018 года, на сегодня право на получение пенсии по инвалидности у гр.Артемова М.И. отсутствует, т.к. закончился период дающий право на выплату.

Если бы он обратился в период установленной инвалидности, то гражданина Артемова М.И., пострадавшего в результате радиационных катастроф для назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности необходимо предоставить:

- паспорт

- СНИЛС

- свидетельство о рождении ребенка


  • Справка о признание гражданина инвалидом (вследствие чернобыльской катастрофы) и установление группы инвалидности;

  • Трудовая книжка или иные документы подтверждающие трудовой стаж

  • Документ подтверждающий о том, что он был эвакуирован в 1986 году из зоны отчуждения

Граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости.

Практическое занятие 4
Задание 1. Дайте развернутый ответ, что представляет собой форма социального обеспечения как способ ее организации? Из каких подсистем состоит обязательное социальное страхование? Перечислите системы, которые входят в социальное обеспечение, осуществляемое за счет ассигнований из государственного бюджета

Ответ: В специальной литературе формы социального обеспечения рассматриваются двояко: во-первых, как способ его организации – организационно-правовая форма; во-вторых, как способ удовлетворения потребностей граждан.

Государственное социальное обеспечение имеет несколько организационно-правовых форм, которые подразделяются на основе ряда признаков, главными из которых являются следующие:


  • способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение;

  • круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников;

  • вид обеспечения, предоставляемого кругу лиц за счет средств определенных источников;

  • вид социальных рисков, с наступлением которых связывается возникновение права на соответствующий вид социального обеспечения;

  • структура органов, осуществляющих социальное обеспечение.

К основным организационно-правовым формам социального обеспечения относятся:

1) обязательное социальное страхование работающих лиц и иных граждан, подлежащих такому страхованию;

2) социальное обеспечение граждан за счет ассигнований из государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких видов или подсистем (относительно самостоятельных систем, в зависимости от видов страхования). Структурно представить эту систему можно в следующем виде:

- обязательное пенсионное страхование;

- обязательное социальное страхование случаев временной нетрудоспособности, материнства и детства;

- обязательное социальное страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- обязательное медицинское страхование;

- страхование безработицы.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета как система материального обеспечения состоит из трех относительно самостоятельных подсистем:

1) социальное обеспечение особых контингентов граждан, находящихся на государственной или военной службе и иной приравненной к ней;

2) социальное обеспечение отдельных категорий лиц вне связи их с трудом;

3) государственная социальная помощь гражданам в связи с бедностью.
Задание 2. Дайте развернутый ответ по теме: «Пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф: виды пенсий, условия назначения, размеры»

Ответ: Пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».


Закон от 15.12.2001 г. в части регулирования вопросов пенсионного обеспечения указанной категории граждан имеет некоторые особенности. В частности, в нем достаточно детально рассматриваются условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а в отношении лиц, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф Закон от 15.12.2001 г. регулирует лишь общие вопросы пенсионного обеспечения. Условия назначения пенсий лицам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей определяются в порядке, установленном Правительством РФ.

Вступление в силу Закона от 15.12.2001 г. не означает, что другие законодательные акты о пенсионном обеспечении граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, которые были приняты до 01.01.2002 г., утрачивают силу.

Все законодательные акты, принятые до 01.01.2002 г., в которых существуют нормы о пенсионном обеспечении граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (например, Закон РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Закон РФ от 20.05.1993 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральный закон от 19.08.1995 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и другие), применяются в части, не противоречащей Закону от 15.12.2001 г.

Так, например, устанавливая пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, условия назначения этой пенсии определяются согласно Закону от 15.12.2001 г. (требования к продолжительности стажа, размеры этих пенсий). В то же время зоны радиоактивного загрязнения, категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом от 15.05.91 г., на что прямо указывает п.5 ст.10 Закона от 15.12.2001 г.

К гражданам, пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф, и имеющим право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, относятся:

  1. лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

  2. инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

  3. участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

  4. граждане, которые работают (работали) или проживают (проживали) в различных зонах радиационного загрязнения: