Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Основы педагогического мастерства
Практическое занятие 5
Выполнил:
Обучающийся Козырева Анастасия Андреевна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Задание 1.
Предлагается описание следующей конфликтной ситуации.
Ученик не доволен собственной отметкой, полученной за выполнение учебного задания. В качестве протеста он во время урока залезает на стол. В классе раздается звонкий смех детей, что влечет за собой срыв рабочей обстановки. Учитель не имеет возможности продолжать урок в соответствии с разработанным планом.
Вариантов решения учителем данной педагогической задачи множество. Педагогу важно понимать, что от его поведения в данной ситуации зависит ход дальнейшего образовательного процесса и психологическая обстановка в данном коллективе.
Для осуществления поиска наиболее грамотного варианта решения данной педагогической задачи предлагается заполнить сравнительную таблицу. Содержание таблицы — это ключевые вопросы, необходимые для анализа сложившейся ситуации, и оформление основных направлений проведения сопоставительного анализа различных сценариев поведения учителя: «начинающий педагог» и «педагог-мастер».
После завершения работы над содержание данной таблицы, рекомендуется оформить основные выводы по поиску персонального грамотного решения представленной педагогической задачи.
Вопросы для анализа ситуации | Сравнительная характеристика действий педагогов при решении оформленной педагогической задачи | |
Начинающий педагог | Педагог-мастер | |
1. Как разрешить сложную ситуацию? | Начинающий педагог может сделать ошибку и начать нервничать, кричать на ребенка, растеряться и таким образом только усугубит ситуацию, чего делать не стоит. | Педагог-мастер без криков, без нервов, спокойным голосом успокоит ребенка на уроке и поговорит с ребенком (после урока). |
2. Какими путями можно было избежать подобной ситуации? | Начинающий педагог мог просто сразу же грубо успокоить ребенка и вызвать родителей в школу, т.к. для него такое поведение может показаться вычурным. | Педагог-мастер бы пояснил сразу же причину выставления ученику данной оценки, а так же сразу же объяснил ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание. |
3. Как вернуть рабочую обстановку на урок, если подобная ситуация произошла? | Начинающий педагог сможет по-дружески, правильными словами, на одной волне поговорить с ребенком и успокоить его, объяснив, что такое поведение не приведет ни к чему хорошему. | Не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить. |
Выводы по решению педагогической задачи: В таком ситуации стоит быть спокойным, рассудительным, не вестись на провокации ученика. Изначально стоит проговаривать причину выставленных оценок и вести конструктивный диалог со всеми детьми в классе, чтобы не было таких казусных ситуаций, которые мешают учебному процессу.
Задание 2.
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
Вы являетесь участником ежегодного конкурса «Учитель года». Вам необходимо соответствовать имиджу современного педагога и подготовиться к достойному выступлению.
Для осуществления поиска наиболее грамотного варианта решения данной педагогической задачи предлагается заполнить обобщающую таблицу, работа над содержание которой поможет формированию системного представления о составляющих элементах имиджа педагога, вариантах их проявления и осознания значимости.
N | Составляющие элементы имиджа современного педагога | Основные показатели соответствия педагога составляющим имиджа | Обоснование значимости показателей имиджа педагога |
1. | Профессиональная компетентность | Единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Содержание данного понятия обусловливается конкретно-историческим характером социальной и педагогической действительности. | Характеризуется знаниями о природе социальных влияний. Наиболее важной чертой межличностной компетентности является имиджевая компетентность, т. е. умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе. |
2. | Педагогическая эрудиция | Запас современных научно-педагогических знаний, на которые преподаватель высшей школы опирается при решении педагогических задач. | Важнейшее условие педагогического мастерства. Долго сам учись, если хочешь учить других, говорил Г. С. Сковорода. |
3. | Педагогическое общение | профессиональное Общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. | Направлено на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, оптимизацию педагогического процесса, установление положительных отношений между педагогом и детьми. |
4. | Педагогическая рефлексия | Обращенность сознания педагога на самого себя, учет представлений воспитанника о том, как педагог понимает деятельность ребенка. | Позволяет педагогу осознанно систематизировать социальный запрос к образованию, значимые для себя теоретические концепции в педагогической науке; определять, корректировать цели и средства образовательного процесса; видеть вариативные методы организации образовательного процесса и т.д. |
5. | Педагогическая импровизация | Это деятельность учителя, осуществляемая в ходе педагогического общения. | Объективной составляющей учебно-воспитательного процесса, которая выступает средством интуитивного поиска оперативного решения противоречий в непосредственном общении преподавателя и обучаемых. |
6. | Педагогическое мышление и интуиция | Быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. | Значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога, его профессионального поведения и общения. |
Задание 3.
Навык публичного выступления приобретается в процессе подготовки к семинарам, к педагогическим конференциям, педагогическим советам. Для того чтобы выступление учителя было понятным для аудитории, учитель обязан знать технику ораторской речи, её особенностей, виды речи, требования к подготовки к речи, структуру публичного выступления.
Что же такое публичное выступление? Каковы требования к публичному выступлению? Какова его структура? Эти вопросы всегда должен задавать каждый педагог перед тем как выступать перед аудиторией публично.
По определяемой цели бывают такие виды речи публичного выступления: информационная, развлекательная, убеждающая.
Речь называется информационной, когда цель — сообщить некоторую информацию. Используется в научном докладе, сообщении, на родительском собрании – анализ статистических данных.
Развлекательное выступление. Цель — развлечь слушателей. Такова, например, задача ведущего в процессе организации и проведения какого-либо развлекательного мероприятия.
Убеждающая речь. Цель — убедить. Направлена показать правильность занимаемой учителем позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по данному вопросу. Например, выступления в научных конференциях, теоретических и практических семинарах.
Цели, в зависимости от темы, выступления могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.
Психологи предполагают, что каждый преподаватель перед встречей с аудиторией (со слушателями) должен подготовить себя к этому как морально, так и физически.
1). Перед началом выступления необходимо отдохнуть, побыть одному;
2). Желательно еще раз мысленно представить план занятия (выступления), продумать наиболее ответственные его места, можно проговорить часть материала про себя или вслух, не напрягая, однако, голоса;
3). Надо отбросить все, не имеющее отношение к теме занятия, целиком переключиться на предстоящее выступление. Это будет способствовать преодолению излишнего волнения;
4). До начала занятия, по возможности, следует оценить условия (помещение) в которых предстоит говорить. Размер аудитории (помещения) должен соответствовать количеству слушателей, т.к. управлять компактной аудиторией гораздо легче, чем рассредоточенной. Да и весь характер речи преподавателя зависит от количества слушателей. Одно дело вести доверительную беседу (дискуссию) с 10-15 слушателями, и совсем другое читать лекцию для 50 -100 человек в большом актовом зале.
5). Перед входом в аудиторию должны быть закончены все приготовления: на ходу не рекомендуется застегиваться, перебирать свои записи, поправлять прическу, галстук.
6) Может возникнуть вопрос: “Какое место выбрать для выступления (чтения лекции)?”. Следует учитывать следующее, что трибуна неизбежно уменьшает возможность воздействия на аудиторию, она сковывает движения и жесты, отдаляет от слушателей. Поэтому, чтобы достичь тесного контакта со слушателями, можно расположиться перед трибуной или сбоку от нее.
В заключении сказанного, важно заметить, что публичная речь учителя должна служить образцом, который воспринимает либо ребёнок, либо его коллегам. Поэтому публичное выступление должна быть тщательно продумана, отвечать всем перечисленным выше требованиям.
Задание 4.
1. Стиль «Монблан» - педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний.
2. Стиль «Китайская стена» - между педагогом и обучающимся существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непроизвольно созданного барьера.
3. Стиль «Локатор» - педагог ориентирован только на часть аудитории (слабых или сильных).
4. Стиль «Робот» - взаимоотношения между обучающимися и преподавателями строятся по жесткой программе, где есть четкие цели и задачи занятия.
5. Стиль «Я сам» - педагог дает детям волю в их действиях (в разумных рамках). Разрешает самим решать, как и что им делать.
6. Стиль «Гамлет» - педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими людьми.
7. Стиль «Друг» - педагог находится с обещающимися на одной волне, шутит, разговаривает с детьми как с друзьями, имеет общие интересы.
8. Стиль «Тетерев» - педагог в общении замкнут на себя: его речь чаще монологична.
9. Стиль «Контакт в общении» - педагог пытается найти контакт со всеми детьми по-своему. Подбирает к каждому ключик.
Задание 5.
№ | Наименования критериев проведения сравнительного анализа | Стили традиционного педагогического общения и ситуации их проявления | | |
Демократический | Авторитарный | |||
1. | Формы обращения | Совет, рекомендация, просьба | Указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. | |
2. | Отношение учителя к ученикам | Проявление доверия и уважения к воспитанникам при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками. | Строгость и наказание во взаимоотношениях между учителем и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии. | |
3. | Отношение учеников к учителю | Дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности. | Ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании. | |
4. | Реализация стиля (действия, особенности контроля) | Нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. | Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям. | |
5. | Особенности учителя как субъекта труда | Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы | Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что, ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. |
Для построения отношений ученик-учитель наиболее приемлем демократический стиль педагогического общения основанный на основе увлеченности совместной деятельностью. Он предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля - единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок, а также общение на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, "целесообразность дружественности". Общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба.
Данный стиль можно выразить словами: "Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги".
Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
Задание 6.
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
В школе прозвенел звонок на урок. Ученики 4-го класса ожидали учителя в коридоре около двери кабинета ИЗО. Кабинет был закрыт. Через некоторое время к двери подошел учитель и попытался вставить ключ, чтобы открыть дверь, но замок не открывался. Присмотревшись, учитель заметил, что замочная скважина была забита бумагой.
Педагог посмотрел на ребят подозрительным взглядом и достаточно резко спросил:
— Кто до этого додумался? Надеялись таким образом сорвать урок?