Файл: Рабочая программа учебной дисциплины оп. 02 Ф инансы, денежное обращение и кредит.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Осинниковский горнотехнический колледж»
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП.02 Финансы, денежное обращение и кредит
Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт
(по отраслям)
Уровень образования: основное общее образование
Срок обучения: 2 года 10 месяцев
Квалификация: бухгалтер
Форма обучения: очная
2 021
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Финансы, денежное обращение и кредит разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Организация – разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Осинниковский горнотехнический колледж»
Разработчик: Поздняков Виктор Николаевич, преподаватель первой квалификационной категории ГПОУ ОГТК
Согласовано на заседании ЦМК строительно-экономических дисциплин «___»_______________20___ г. __________________Т.К. Пигузова | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УВР ________________О.В. Пичуева «_____»_______________ 20___ г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................................................................................................15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Финансы, денежное обращение и кредит»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки, а также для дальнейшего получения высшего профессионального образования по специальностям социально-экономического профиля на очной и заочной форме обучения.
Знания, умения и навыки, полученные в результате освоения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит», могут быть использованы в дальнейшем для изучения ряда профессиональных дисциплин, а также в процессе профессиональной деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
дисциплина относится к профессиональному циклу и входит в базовую и вариативную части программы подготовки специалистов среднего звена общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
– оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
– проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
– проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
– составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– сущность финансов, их функции и роль в экономике;
– принципы финансовой политики и финансового контроля;
– законы денежного обращения;
– сущность, виды и функции денег;
– основные типы и элементы денежных систем;
– виды денежных реформ;
– структуру кредитной и банковской системы;
– функции банков и классификацию банковских операций;
– цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
– структуру финансовой системы;
– принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
– виды и классификации ценных бумаг;
– особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
– характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
– характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
– особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
– определять кредитоспособность заёмщика;
– предлагать меры по урегулированию финансовой системы;
– предлагать меры по реструктуризации задолженности.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– основные направления дальнейшего развития отечественной банковской системы;
– особенности функционирования небанковских кредитно-финансовых учреждений;
– схему взаимодействия элементов инфраструктуры рынка ценных бумаг.
– сущность международных кредитных отношений, их формы.
В процессе освоения дисциплины формируются общие компетенции (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В процессе освоения дисциплины формируются профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.3. Проводить учёт денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности.
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются дополнительные компетенции (ДК):
ДК 1. Способность анализировать финансовую отчётность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения.
ДК 2. Способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом, выбора источников финансирования и эффективных направлений вложения финансовых активов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента – 84 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 80 часов;
самостоятельной работы студента – 4 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
1. Лекции | 50 |
2. Практические занятия | 30 |
3. Контрольные работы | |
Самостоятельная работа студента (всего) | 4 |
в том числе: | |
1. Реферат 2. Индивидуальные задания 3. Опорный конспект 4. Презентация составления и решения задачи | 4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена – 3 семестр |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов ауд./самост. | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. | Финансы и финансовая система | 52 | |
Тема 1.1. Сущность и функции денег. Денежное обращение | Содержание учебного материала | 10 | |
Деньги: их необходимость и происхождение. Сущность, виды и функции денег. Денежная масса и скорость обращения денег. Закон денежного обращения | 2 | 2 | |
Понятие денежного обращения. Анализ показателей, связанных с денежным обращением. Наличное и безналичное обращение, их единство и взаимосвязь. Безналичный денежный оборот в РФ. | 2 | 2 | |
Инфляция, её сущность и формы проявления. Основные типы и элементы денежных систем. Денежные реформы и их виды | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 1 «Анализ денежных потоков» | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 2 «Расчёт показателей денежного обращения» | 2 | 3 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов | | 3 | |
Тема 1.2. Финансы, финансовая политика и финансовая система | Содержание учебного материала | 14 | |
Сущность финансов, их функции. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Роль финансов в экономике. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов. Состав и структура финансовой системы | 2 | 2 | |
Основные направления финансовой политики государства, социально-экономическая сущность государственных финансов. Финансовая политика, её задачи и содержание. Принципы финансовой политики. Финансовый контроль. Общее понятие об управлении финансами. Структура финансовой системы | 2 | 2 | |
Органы управления финансами. Понятие финансового аппарата, его составные части. Финансовый рынок: схема построения и взаимодействия его различных сегментов | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 3 «Роль финансов в регулировании социально-экономических процессов» | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 4 «Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса» | 2 | 3 |
продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 |
| Самостоятельная внеаудиторная работа студентов: подготовка докладов (опорных конспектов) по систематизации мер регулирования финансовой системы страны | 2 | 3 |
Разработка презентации по теме «Финансовая политика государства» | 2 | ||
Тема 1.3. Система страхования | Содержание учебного материала | 6 | |
Социально-экономическое содержание страхования. Участники страховых отношений. Формы организации страхового фонда. Виды страхования | 2 | 2 | |
Объективная необходимость социального страхования. Страховой рынок и его структура. Перестрахование | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 5 «Определение размера страхового платежа и страхового возмещения» | 2 | 3 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов | | 3 | |
Тема 1.4. Государственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит | Содержание учебного материала | 12 | |
Контрольная работа № 1 по темам 1.1 – 1.3 (тесты / задачи) | 2 | 2 | |
Понятие государственных финансов, их роль в организации финансовой системы. Бюджетная система, принципы её функционирования и основы бюджетного устройства. Бюджетный процесс. Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства. | |||
Местные бюджеты. Региональные бюджеты. Федеральный бюджет, его функции. Состав и структура расходов федерального бюджета. Анализ структуры государственного бюджета. | 2 | 2 | |
Общая характеристика государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования | 2 | 2 | |
Сущность и функции государственного кредита. Бюджетный дефицит и источники его финансирования. Управление государственным долгом | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 6 «Роль государственных финансов в организации финансовой системы» | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 7 «Анализ доходной и расходной частей государственного бюджета в разрезе 5 лет» | 2 | 3 |