Файл: Рабочая программа учебной дисциплины оп. 02 Ф инансы, денежное обращение и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Осинниковский горнотехнический колледж»

рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ дисциплины

ОП.02 Финансы, денежное обращение и кредит

Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт

(по отраслям)

Уровень образования: основное общее образование

Срок обучения: 2 года 10 месяцев



Квалификация: бухгалтер

Форма обучения: очная


2 021
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Финансы, денежное обращение и кредит разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Организация – разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Осинниковский горнотехнический колледж»
Разработчик: Поздняков Виктор Николаевич, преподаватель первой квалификационной категории ГПОУ ОГТК


Согласовано на заседании ЦМК

строительно-экономических дисциплин
«___»_______________20___ г.
__________________Т.К. Пигузова

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР
________________О.В. Пичуева
«_____»_______________ 20___ г.


СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................................................................................................15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Финансы, денежное обращение и кредит»
1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки, а также для дальнейшего получения высшего профессионального образования по специальностям социально-экономического профиля на очной и заочной форме обучения.


Знания, умения и навыки, полученные в результате освоения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит», могут быть использованы в дальнейшем для изучения ряда профессиональных дисциплин, а также в процессе профессиональной деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

дисциплина относится к профессиональному циклу и входит в базовую и вариативную части программы подготовки специалистов среднего звена общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

– оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

– проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

– проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

– составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

– сущность финансов, их функции и роль в экономике;

– принципы финансовой политики и финансового контроля;

– законы денежного обращения;

– сущность, виды и функции денег;

– основные типы и элементы денежных систем;

– виды денежных реформ;

– структуру кредитной и банковской системы;

– функции банков и классификацию банковских операций;

– цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

– структуру финансовой системы;

– принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

– виды и классификации ценных бумаг;

– особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

– характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

– характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;

– особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Вариативная часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

– определять кредитоспособность заёмщика;

– предлагать меры по урегулированию финансовой системы;



– предлагать меры по реструктуризации задолженности.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:

– основные направления дальнейшего развития отечественной банковской системы;

– особенности функционирования небанковских кредитно-финансовых учреждений;

– схему взаимодействия элементов инфраструктуры рынка ценных бумаг.

– сущность международных кредитных отношений, их формы.
В процессе освоения дисциплины формируются общие компетенции (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В процессе освоения дисциплины формируются профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.3. Проводить учёт денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности.
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются дополнительные компетенции (ДК):


ДК 1. Способность анализировать финансовую отчётность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения.

ДК 2. Способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом, выбора источников финансирования и эффективных направлений вложения финансовых активов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента – 84 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 80 часов;

самостоятельной работы студента – 4 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:




1. Лекции

50

2. Практические занятия

30

3. Контрольные работы

Самостоятельная работа студента (всего)

4

в том числе:




1. Реферат

2. Индивидуальные задания

3. Опорный конспект

4. Презентация составления и решения задачи

4

Промежуточная аттестация в форме экзамена – 3 семестр



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

ауд./самост.

Уровень

освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

Финансы и финансовая система

52




Тема 1.1. Сущность и функции денег. Денежное обращение

Содержание учебного материала

10




Деньги: их необходимость и происхождение. Сущность, виды и функции денег. Денежная масса и скорость обращения денег. Закон денежного обращения

2

2

Понятие денежного обращения. Анализ показателей, связанных с денежным обращением. Наличное и безналичное обращение, их единство и взаимосвязь. Безналичный денежный оборот в РФ.

2

2

Инфляция, её сущность и формы проявления. Основные типы и элементы денежных систем. Денежные реформы и их виды

2

2

Практическое занятие № 1 «Анализ денежных потоков»

2

3

Практическое занятие № 2 «Расчёт показателей денежного обращения»

2

3

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов




3

Тема 1.2. Финансы, финансовая политика и финансовая система



Содержание учебного материала

14




Сущность финансов, их функции. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Роль финансов в экономике. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов. Состав и структура финансовой системы

2

2

Основные направления финансовой политики государства, социально-экономическая сущность государственных финансов. Финансовая политика, её задачи и содержание. Принципы финансовой политики. Финансовый контроль. Общее понятие об управлении финансами. Структура финансовой системы

2

2

Органы управления финансами. Понятие финансового аппарата, его составные части. Финансовый рынок: схема построения и взаимодействия его различных сегментов

2

2

Практическое занятие № 3 «Роль финансов в регулировании социально-экономических процессов»

2

3

Практическое занятие № 4 «Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса»

2

3


продолжение таблицы

1

2

3

4




Самостоятельная внеаудиторная работа студентов: подготовка докладов (опорных конспектов) по систематизации мер регулирования финансовой системы страны

2

3

Разработка презентации по теме «Финансовая политика государства»

2

Тема 1.3. Система страхования

Содержание учебного материала

6




Социально-экономическое содержание страхования. Участники страховых отношений. Формы организации страхового фонда. Виды страхования

2

2

Объективная необходимость социального страхования. Страховой рынок и его структура. Перестрахование

2

2

Практическое занятие № 5 «Определение размера страхового платежа и страхового возмещения»

2

3

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов




3

Тема 1.4. Государственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит

Содержание учебного материала

12




Контрольная работа № 1 по темам 1.1 – 1.3 (тесты / задачи)

2

2

Понятие государственных финансов, их роль в организации финансовой системы. Бюджетная система, принципы её функционирования и основы бюджетного устройства. Бюджетный процесс. Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства.

Местные бюджеты. Региональные бюджеты. Федеральный бюджет, его функции. Состав и структура расходов федерального бюджета. Анализ структуры государственного бюджета.

2

2

Общая характеристика государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования

2

2

Сущность и функции государственного кредита. Бюджетный дефицит и источники его финансирования. Управление государственным долгом

2

2

Практическое занятие № 6 «Роль государственных финансов в организации финансовой системы»

2

3

Практическое занятие № 7 «Анализ доходной и расходной частей государственного бюджета в разрезе 5 лет»

2

3