Файл: Рабочая программа учебной дисциплины оп. 02 Ф инансы, денежное обращение и кредит.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.5. Валютная система и международные кредитные отношения | Содержание учебного материала | 10 | |
Валюта и валютные отношения. Валютная система. Национальная, мировая и международная валютные системы | 2 | 2 | |
Понятие международного кредита, его сущность. Экспорт ссудного капитала. Классификация международного кредита по срокам представления, по источникам представления средств | 2 | 2 | |
Кредитование внешней торговли. Платежный баланс, его составляющие. Проблемы внешней задолженности России | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 8 «Расчёт курса валют, определение курсовой разницы» | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 9 «Определение кросс-курсов двух валют по отношению к третьей валюте» | 2 | 3 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов | | 3 | |
РАЗДЕЛ 2. | Банковская и кредитная системы | 32 | |
Тема 2.1. Банковская система РФ | Содержание учебного материала | 14 | |
Контрольная работа № 2 по темам 1.4 – 1.5 (тесты / задачи) | 2 | 2 | |
История развития кредитной системы. Пути развития и реформирования банковского дела в России. Банковская система РФ, её структура и функции отдельных звеньев | |||
Законодательные основы деятельности современного банка. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности», закон РФ «О Центральном банке РФ» - основные документы для банковской деятельности в современных условиях. Задачи и функции ЦБ России в регулировании денежно-кредитной системы. Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики | 2 | 2 | |
Коммерческие банки России в условиях рыночных отношений, принцип их деятельности. Функции коммерческого банка. Доходы и расходы коммерческого банка. Современная структура ресурсной базы коммерческого банка | 2 | 2 |
продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 |
| Пассивные операции банков, виды депозитов. Межбанковский кредит. Активные операции банков, организация отдельных видов кредита. Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами | 2 | 2 |
Нетрадиционные банковские операции: факторинг, лизинг, траст (доверительное управление), форфетирование. Виды рисков в зависимости от банковских операций: кредитный, процентный, депозитный, валютный. Способы снижения банковских рисков | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 10 «Простые и сложные банковские проценты» | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 11 «Способы определения процентов по вкладам» | 2 | 3 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов | | 3 | |
Тема 2.2. Кредит и кредитная система | Содержание учебного материала | 10 | |
Понятие кредита. Функции кредита. Принципы кредитования: возвратность, срочность, дифференцированность, обеспеченность, платность. Формы и виды кредита | 2 | 2 | |
Кредитная система как совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Отличия кредитной системы от банковской | 2 | 2 | |
Понятие и классификация банковского кредита. Процедура кредитования в банках | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 12 «Определение суммы ежемесячного аннуитетного платежа, полной стоимости кредита и переплаты по кредиту» | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 13 «Сравнение вариантов кредитования» | 2 | 3 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов | | 3 | |
Тема 2.3. Рынок ценных бумаг | Содержание учебного материала | 8 | |
Виды и классификация ценных бумаг. Характеристика различных видов ценных бумаг (акции, облигации, сертификаты, векселя и т.д.) по степени доходности и риска | 2 | 2 | |
Рынок ценных бумаг, его структура и этапы становления. Особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 14 «Расчёт рыночной стоимости ценных бумаг» | 2 | 3 |
окончание таблицы
1 | 2 | 3 | 4 |
| Практическое занятие № 15 «Определение доходности ценных бумаг» | 2 | 3 |
Контрольная работа № 3 по темам 2.1 – 2.3 (тесты / задачи) | |||
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов | | 3 | |
Итого: аудиторная нагрузка, час. | 80 | | |
самостоятельная работа студента, час. | 4 | ||
ВСЕГО, час. | 84 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансов, денежного обращения и кредитов».
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– доска;
– шкаф для книг;
– комплект учебников по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»;
– лекционные материалы по дисциплине;
– комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»;
– методические указания по выполнению практических заданий;
– раздаточный дидактический материал;
– презентации учебного материала.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением, выходом в Интернет и мультимедиапроектор;
– аудиовизуальные технические средства обучения;
– набор слайдов (мультимедиа-презентаций) по темам учебной дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст] : учебник и практикум для СПО / Под ред. Д.В. Буракова. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 329 с.
2. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст] : учебник / коллектив авторов ; под ред. Т. М. Ковалевой. – М.: КНОРУС, 2019. — 168 с. — (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
1. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник / В.П. Климович. – 4-e изд., перераб. и доп. – М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2018. – 336 с. – (Профессиональное образование).
2. Финансы [Текст] : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е. В. Маркиной. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2018. – 432 с.
Интернет-источники:
1. «АКДИ Экономика и жизнь» агентство консультаций и деловой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akdi.ru/. – Загл. с экрана.
2. Журнал «Бухгалтерский учёт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.buhgalt.ru/. – Загл. с экрана.
3. Информационный сайт о финансах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finam.ru/. – Загл. с экрана.
4. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/. – Загл. с экрана.
5. Электронная версия еженедельного журнала о финансах «Финансовый директор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finansmag.ru/. – Загл. с экрана.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых студентами знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблица).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение: – оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных, сегментов финансового рынка | Подбор информации из разных источников в соответствии с заданной ситуацией. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. Оценка собственного продвижения, личностного развития. Решение стандартных и нестандартных ситуаций в соответствии с поставленной задачей. | Формы и методы контроля обучения: – устный опрос; – практические задания; – письменное тестирование; – рефераты; – индивидуальные задания. Оценка результатов обучения: – оценка на практических занятиях, индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы; – мониторинг роста творческой активности и самостоятельности; – накопительная оценка. |
– проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением | ||
– проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета |
продолжение таблицы
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение: – составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска | Демонстрация собственной деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной ситуацией. Анализ основных исторических этапов развития экономики как науки. Понимание основных экономических закономерностей и проблем. Применение необходимых навыков в решении экономических задач, в разборе проблемных и хозяйственных ситуаций. Выбор метода и способа решения профессиональных задач с использованием основ самостоятельного экономического анализа. | Формы и методы контроля обучения: – устный опрос; – практические задания; – письменное тестирование; – рефераты; – индивидуальные задания. Оценка результатов обучения: – оценка на практических занятиях, индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы; – мониторинг роста творческой активности и самостоятельности; – накопительная оценка. |
– производить расчёты по страховому возмещению, определению процентов по вкладам | ||
– рассчитывать суммовые и курсовые разницы при осуществлении валютных операций | ||
– классифицировать активные и пассивные операции банка | ||
– определять кредитоспособность заёмщика | ||
– начислять сложные и простые банковские проценты | ||
Знание: – сущность финансов, их функции и роль в экономике | ||
– принципы финансовой политики и финансового контроля | ||
– законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег | ||
– основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ | ||
– структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций | ||
– цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики | ||
– структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства |