Файл: Рабочая программа учебной дисциплины оп. 02 Ф инансы, денежное обращение и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


продолжение таблицы

1

2

3

4

Тема 1.5. Валютная система и международные кредитные отношения

Содержание учебного материала

10




Валюта и валютные отношения. Валютная система. Национальная, мировая и международная валютные системы

2

2

Понятие международного кредита, его сущность. Экспорт ссудного капитала. Классификация международного кредита по срокам представления, по источникам представления средств

2

2

Кредитование внешней торговли. Платежный баланс, его составляющие. Проблемы внешней задолженности России

2

2

Практическое занятие № 8 «Расчёт курса валют, определение курсовой разницы»

2

3

Практическое занятие № 9 «Определение кросс-курсов двух валют по отношению к третьей валюте»

2

3

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов




3

РАЗДЕЛ 2.

Банковская и кредитная системы

32




Тема 2.1. Банковская система РФ

Содержание учебного материала

14




Контрольная работа № 2 по темам 1.4 – 1.5 (тесты / задачи)

2

2

История развития кредитной системы. Пути развития и реформирования банковского дела в России. Банковская система РФ, её структура и функции отдельных звеньев

Законодательные основы деятельности современного банка. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности», закон РФ «О Центральном банке РФ» - основные документы для банковской деятельности в современных условиях. Задачи и функции ЦБ России в регулировании денежно-кредитной системы. Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики

2

2

Коммерческие банки России в условиях рыночных отношений, принцип их деятельности. Функции коммерческого банка. Доходы и расходы коммерческого банка. Современная структура ресурсной базы коммерческого банка

2

2



продолжение таблицы

1

2

3

4




Пассивные операции банков, виды депозитов. Межбанковский кредит. Активные операции банков, организация отдельных видов кредита. Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами

2

2

Нетрадиционные банковские операции: факторинг, лизинг, траст (доверительное управление), форфетирование. Виды рисков в зависимости от банковских операций: кредитный, процентный, депозитный, валютный. Способы снижения банковских рисков

2

2

Практическое занятие № 10 «Простые и сложные банковские проценты»

2

3

Практическое занятие № 11 «Способы определения процентов по вкладам»

2

3

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов




3

Тема 2.2. Кредит и кредитная система

Содержание учебного материала

10




Понятие кредита. Функции кредита. Принципы кредитования: возвратность, срочность, дифференцированность, обеспеченность, платность. Формы и виды кредита

2

2

Кредитная система как совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Отличия кредитной системы от банковской

2

2

Понятие и классификация банковского кредита. Процедура кредитования в банках

2

2

Практическое занятие № 12 «Определение суммы ежемесячного аннуитетного платежа, полной стоимости кредита и переплаты по кредиту»

2

3

Практическое занятие № 13 «Сравнение вариантов кредитования»

2

3

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов




3

Тема 2.3. Рынок ценных бумаг

Содержание учебного материала

8




Виды и классификация ценных бумаг. Характеристика различных видов ценных бумаг (акции, облигации, сертификаты, векселя и т.д.) по степени доходности и риска

2

2

Рынок ценных бумаг, его структура и этапы становления. Особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг

2

2

Практическое занятие № 14 «Расчёт рыночной стоимости ценных бумаг»

2

3


окончание таблицы

1

2

3

4




Практическое занятие № 15 «Определение доходности ценных бумаг»

2

3

Контрольная работа № 3 по темам 2.1 – 2.3 (тесты / задачи)

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов




3

Итого: аудиторная нагрузка, час.

80




самостоятельная работа студента, час.

4

ВСЕГО, час.

84



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансов, денежного обращения и кредитов».
Оборудование учебного кабинета:

– посадочные места по количеству обучающихся;

– рабочее место преподавателя;

– доска;

– шкаф для книг;

– комплект учебников по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»;

– лекционные материалы по дисциплине;

– комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»;

– методические указания по выполнению практических заданий;

– раздаточный дидактический материал;

– презентации учебного материала.
Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным программным обеспечением, выходом в Интернет и мультимедиапроектор;

– аудиовизуальные технические средства обучения;

– набор слайдов (мультимедиа-презентаций) по темам учебной дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст] : учебник и практикум для СПО / Под ред. Д.В. Буракова. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 329 с.

2. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст] : учебник / коллектив авторов ; под ред. Т. М. Ковалевой. – М.: КНОРУС, 2019. — 168 с. — (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:

1. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник / В.П. Климович. – 4-e изд., перераб. и доп. – М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2018. – 336 с. – (Профессиональное образование).

2. Финансы [Текст] : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е. В. Маркиной. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2018. – 432 с.


Интернет-источники:

1. «АКДИ Экономика и жизнь» агентство консультаций и деловой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akdi.ru/. – Загл. с экрана.

2. Журнал «Бухгалтерский учёт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.buhgalt.ru/. – Загл. с экрана.

3. Информационный сайт о финансах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finam.ru/. – Загл. с экрана.

4. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/. – Загл. с экрана.

5. Электронная версия еженедельного журнала о финансах «Финансовый директор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finansmag.ru/. – Загл. с экрана.




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых студентами знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.


Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблица).


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение:

– оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных, сегментов финансового рынка

Подбор информации из разных источников в соответствии с заданной ситуацией.
Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.
Оценка собственного продвижения, личностного развития.
Решение стандартных и нестандартных ситуаций в соответствии с поставленной задачей.

Формы и методы контроля обучения:

– устный опрос;

– практические задания;

– письменное тестирование;

– рефераты;

– индивидуальные задания.
Оценка результатов обучения:

– оценка на практических занятиях, индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы;

– мониторинг роста творческой активности и самостоятельности;

– накопительная оценка.

– проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением

– проводить анализ структуры государственного бюджета, источников

финансирования дефицита бюджета

продолжение таблицы

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение:

– составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска

Демонстрация собственной деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной ситуацией.
Анализ основных исторических этапов развития экономики как науки.
Понимание основных экономических закономерностей и проблем.
Применение необходимых навыков в решении экономических задач, в разборе проблемных и хозяйственных ситуаций.
Выбор метода и способа решения профессиональных задач с

использованием основ самостоятельного экономического анализа.


Формы и методы контроля обучения:

– устный опрос;

– практические задания;

– письменное тестирование;

– рефераты;

– индивидуальные задания.
Оценка результатов обучения:

– оценка на практических занятиях, индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы;

– мониторинг роста творческой активности и самостоятельности;

– накопительная оценка.

– производить расчёты по страховому возмещению, определению процентов по вкладам

– рассчитывать суммовые и курсовые разницы при осуществлении валютных операций

– классифицировать активные и пассивные операции банка

– определять кредитоспособность заёмщика

– начислять сложные и простые банковские проценты

Знание:

­– сущность финансов, их функции и роль в экономике

– принципы финансовой политики и финансового контроля

– законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег

– основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ

– структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций

– цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики

– структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства