Файл: Хозяйственная деятельность предприятия характеризуется определенной системой технико экономических показателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хозяйственная деятельность предприятия характеризуется определенной системой технико – экономических показателей.

Все технико – экономические показатели тесно взаимосвязаны между собой, а каждый из них характеризует определенную сторону деятельности предприятия или отдельного подразделения.

В состав основных технико –экономических показателей входят:

1. объем производства и реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении;

2. общий фонд заработной платы;

3. текущие издержки производства (себестоимость) на единицу продукции и годовой объем производства;

4. валовая и чистая прибыль;

5. отчисления в бюджет;

6. рентабельность производства и продукции;

7. уровень конкурентоспособности производства и продукции;

8. показатели, отражающие потребность в сырье, материалах, оборудовании и единовременных затратах (капитальных вложениях или инвестициях).

Натуральные показатели отражают количественную оценку выпускаемой продукции и рассчитываются в штуках, тоннах, метрах, литрах и т.п. Они используются при планировании работ для производственных подразделений предприятия.

Стоимостные показатели характеризуют объем производства и реализации готовой продукции и услуг в стоимостном выражении, а также текущие затраты на производство и реализацию продукции.

Объем производства оценивается по следующим показателям:

1. валовая продукция – денежное выражение суммарного объема продукции, произведенной за определенный период (месяц, квартал, год).

2. товарная продукция – денежное выражение суммарного объема произведенной продукции за исключением стоимости остатков незавершенного производства, полуфабрикатов, специальных инструментов и приспособлений собственного производства.

Показатели использования средств производства включают оценку использования зданий и сооружений, машин, оборудования и других орудий труда (ОПФ), сырья, материалов, энергоресурсов и других предметов труда (оборотных фондов).

1. Рентабельность – обобщающий показатель использования ОПФ, оборотных средств и текущих затрат на производство т.е. это доходность, прибыльность предприятия, показатель экономической эффективности производства, отражающий результаты хозяйственной деятельности.


Р = Прибыль балансовая / ОПФ + оборотные средства, или

Р = Прибыль баланс. – налоги / ОПФ + оборотные средства.

2. Фондоотдача – выпуск продукции, приходящийся на 1 руб. среднегодовой стоимости ОПФ. Этот показатель необходим для оценки использования основного капитала.

Фо = V / ОПФ ,

V – Объем выпущенной продукции

3. Фондоемкость – среднегодовая стоимость ОПФ, приходящихся на 1 руб. произведенной продукции. Данный показатель используется для определения перспективной потребности в ОПФ.

Фе = ОПФ / V/

4. Выработка товарной и валовой продукции на одного рабочего и работающего.

5. Трудоемкость – затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции или единицы работ.

6. Станкоемкость – время обработки изделия на станке в соответствии с технологическими условиями.

7. Прибыль – превращенная форма прибавочной стоимости. Рассчитывается как разница между оптовой ценой и себестоимостью.

8. Оптовая цена предприятия – цена товара, при которой возмещаются текущие затраты и обеспечивается прибыль.

9. Себестоимость продукции – текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

10. Спрос – экономическая категория, характерная для товарного производства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.

11. Предложение – номенклатура продукции, представленная на рынке товаров для реализации по установленной или договорной цене.

12. Конкурентоспособность продукции – совокупность технико – экономических показателей, способных более эффективно удовлетворять потребности покупателей, чем аналогичная продукция

13. Конкурентоспособность производства – оценка технико-экономических возможностей производства для обеспечения согласованности интересов производителя и покупателя.

Финансовый анализ предполагает наличие большого количества экономических показателей, которые позволяют оценить эффективность работы, финансовую устойчивость, платежеспособность и т.д. Однако, рассчитывать их все достаточно трудоемко, да и зачастую не имеет смысла. Поэтому и выделяют ключевые показатели эффективности деятельности компании. Следя за их динамикой и изменениями, мы можем делать выводы о работе предприятия в целом

, о каждом сегментах отдельно.

Для начала определимся, что такое ключевой показатель деятельности? Иначе его называют KPI (или Key Performance Indiсatоrs) – показатель деятельности, который дает максимально точно оценить работу предприятия, подразделения, сегмента компании в достижении стратегических целей развития. С их помощью руководитель ставит реальные цели развития, может корректировать бизнес-процессы оперативно, мотивировать персонал, повышать качество продукции, увеличивать обороты и многое другое.

Каждый пользователь может применить ключевые показатели в своей работе для оценки деятельности предприятия. Так, маркетологи оценивают эффективность рекламных проектов, состояние рынка потребителей, платежеспособность различных категорий покупателей и т. д, экономисты анализируют ликвидность, финансовую устойчивость предприятия, платежеспособность контрагентов, а руководители могут грамотно и максимально точно осуществлять стратегическое планирование деятельности, корректировать различные бизнес-процессы компании.

Видов показателей много: для каждого пользователя они определяются по своим признакам. Так, маркетолог использует показатели по прибыльности, эффективность ведения бизнеса интересна руководителю, То, что интересно экономисту – не заинтересует менеджера по персоналу, и наоборот. Одни показатели используются для планирования дальнейшей работы, другие – для анализа и оценки уже полученных результатов, что-то измеряется в числах или рублях, другие же дают качественные характеристики объекта.

Примеры видов КРI для бизнеса:

  • чистая прибыль,

  •  себестоимость продукции (работ, услуг),

  •  показатели рентабельности,

  •  расчеты величин постоянных и переменных затрат и т.д.

Для менеджмента такими показателями будут различные показатели продаж, для финансиста – показатели маржи прибыли, ликвидности

Для каждой конкретной цели выбирается конкретный показатель. Как его выбрать? Основной метод – применение критериев отбора показателя, а именно:

  • возможность измерить (количественно или в стоимостном выражении) или оценить (качественно);

  •  показатель привязан ко времени – возможно отследить его динамику во времени (за несколько периодов);

  •  показатель конкретный и достижимый – его расчет приводит к конкретным результатам;

  •  точность данных для расчета критерия.


Также по времени можно выделить KPI запаздывающие (оценивающие уже полученные результаты, подводятся итоги работы за конкретный период времени) и оперативные (в режиме реального времени, что позволяет оперативно корректировать стратегию ведения бизнес-процессов, принимать управленческие решения).

Примеры ключевых показателей в различных сферах. Данные представим в таблице:

Вид деятельности

Ключевые показатели

Производство товаров

Показатели использования ресурсов: их стоимость и объемы потребления (например, коэффициенты оборачиваемости активов, запасов, основных средств предприятия, дебиторской задолженности, фондоотдача и фондоемкость).

Показатели производительности (показывают использование действующих мощностей). 

Показатели отдачи производства, активов. 

Показатели, отражающие итоги работы производства и т.д.

Продажа

Эти показатели отражают, в первую очередь, результаты работы работников отдела продаж:

Показатели рентабельности, объема продаж, прибыльности, доходности. 

Показатели клиентские – оценивают прост покупателей и их качественные характеристики (прирост новых покупателей, рост числа постоянных клиентов, минимизация негативных отзывов и работа с ними, увеличение положительных отзывов). 

Денежные показатели (рост выручки по отделам, числа заказов, объемов производства по отдельным продавцам и т.д.).

Управление персоналом

Количественные (нормы выработки, переработка, работа в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время и т.д.). 

Качественные (минимизация брака, положительные отзывы клиентов и их оценка работы сотрудников, отсутствие опозданий, выполнение работы в установленные сроки и т.д.). 

Стимулирование работы персонала, поощрение лучших работников, премирование сотрудников и т.д.

Выбор KPI – процесс сложный и трудный.

Главное – оперативно и качественно собрать данные для показателей. Ведь если исходная информация будет ошибочна или не актуальна на текущий момент, польза от использования результатов расчета KPI будет минимальна или вовсе отсутствовать.


Приведем в качестве примера самый используемый показатель деятельности для сегмента торговли – рентабельность продаж. Данный показатель рассчитывается как отношение прибыли от продажи произведенной продукции к величине полученной выручки. Формула имеет вид:

Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж) / (Выручка от продаж) * 100%

При анализе этого показателя мы увидим, сколько же прибыли предприятие получит с каждого рубля проданной продукции. Чаще всего при расчете берутся данные финансовой отчетности предприятия, в этом случае формула рентабельности продаж будет иметь следующий вид:

Рентабельность продаж = (строка 2200 Форма 2 (ОФР)) / (строка 2110 Форма 2 (ОФР)) * 100%