Файл: место органов прокуратуры в системе органов государственной власти.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном настоящим Кодексом, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, установленных УПК РФ.
В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования.
Полномочия прокурора, предусмотренные УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
Осуществление уголовного преследования является обязанностью прокурора. Уголовное преследование он осуществляет на протяжении всего уголовного процесса как в досудебном, так и в ходе судебного производства. При этом содержание уголовного преследования, осуществляемого прокурором, меняется в зависимости от этапов уголовного судопроизводства.
В досудебном производствепрокурор является не только одним из участников уголовного преследования со стороны обвинения, но и организатором и руководителем этой деятельности, наделенным властнораспорядительными полномочиями но отношению к органам предварительного следствия и дознания, осуществляющим расследование но уголовным делам.
Прокурор не вправе проводить расследование по уголовным делам. Эти обязанности лежат на органах предварительного следствия и дознания. Но он уполномочен в случае выявления в ходе надзорной деятельности фактов, связанных с нарушением уголовного законодательства, выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по этим фактам. Он проверяет законность принимаемых органами предварительного расследования решений о возбуждении уголовных дел или об отказе в возбуждении таковых.
Прокурор вправе требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений закона, допущенных в ходе расследования. Он может изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его для дальнейшего расследования следователю, передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому.
Прокурор утверждает постановления дознавателя о прекращении производства по уголовным делам, в том числе и в связи с прекращением уголовного преследования.
Прокурор полномочен рассматривать и утверждать итоговые процессуальные документы, составленные следователем и дознавателем по расследованным ими уголовным делам. Речь идет об обвинительном заключении и обвинительном акте, которые после их утверждения прокурором вместе с уголовным делом направляются в суд.
Однако прокурор, если признает, что дело расследовано некачественно, может его вернуть следователю или дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения или квалификации действий обвиняемого либо для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.
Таким образом, прокурор наделен широкими полномочиями в досудебном производстве, которые направлены на то, чтобы максимально обеспечить конечную цель уголовного преследования - изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности.
Качественно и объективно проведенное предварительное расследование создает необходимые предпосылки для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по существу. В ходе судебного разбирательства прокурор продолжает осуществление функции уголовного преследования, выступая в качестве государственного обвинителя.
В суде прокурор излагает предъявленное подсудимому обвинение. В обоснование обвинения представляет доказательства и участвует в их исследовании. Он излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения, излагая суду мотивы отказа. Отказ от обвинения может быть полным или частичным. До удаления суда в совещательную комнату государственный обвинитель может также изменить обвинение в сторону смягчения (ст. 246 УПК РФ.
В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" уголовное преследование названо одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры.
Приказ предписывает руководителям прокуратур обеспечить участие прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частнопубличного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо с согласия прокурора дознавателем.
Руководителям прокуратур предписывается регулярно поддерживать государственное обвинение, при этом прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур лично поддерживать государственное обвинение по уголовным делам, вызывающим широкий общественный резонанс, не менее одного раза в квартал.
Поддержание государственного обвинения по делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей, поручать необходимо наиболее опытным прокурорам, обладающим соответствующими профессиональными навыками. По наиболее сложным делам рекомендуется при необходимости создавать группы государственных обвинителей, распределяя их обязанности применительно к особенностям дела.
Руководителям прокуратур необходимо поручения о поддержании государственного обвинения подчиненным прокурорам давать в письменной форме и обеспечить своевременную передачу государственному обвинителю надзорного производства по уголовному делу.
Принимая во внимание, что в ходе предварительного слушания могут быть заявлены и разрешены ходатайства об исключении доказательств, о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, руководителям прокуратур предписано обеспечить обязательное участие прокурора на этом этапе уголовного судопроизводства, поскольку бремя опровержения доводов защиты лежит на прокуроре.
В связи с тем, что существенные нарушения уголовно-процессуального закона в досудебном производстве могут привести к постановлению оправдательного приговора, считается ненадлежащим исполнением служебного долга направление прокурором в суд дела, при расследовании которого были допущены такие нарушения, равно как и необоснованный отказ государственного обвинителя от обвинения либо требование о вынесении обвинительного приговора при отсутствии доказательств виновности подсудимого.
Государственным обвинителям рекомендуется тщательно готовиться к участию в судебном разбирательстве. До начала судебного заседания детально изучать материалы уголовного дела, объективно оценивая в совокупности все собранные доказательства - как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого.
Государственные обвинители должны всемерно способствовать установлению фактических обстоятельств дела с целью вынесения судом законного, обоснованного и справедливого решения. При определении своей позиции государственные обвинители должны строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
Вышеуказанный приказ детально регулирует деятельность прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде и направлен прежде всего на обеспечение законности и обоснованности уголовного преследования.
Прокурор вправе отказаться от поддержания обвинения. Отказ государственного обвинителя от обвинения должен быть мотивирован и представлен суду в письменной форме.
Государственному обвинителю в случае расхождения его позиции с позицией, выраженной в обвинительном заключении или обвинительном акте, следует незамедлительно докладывать об этом прокурору, поручившему поддерживать государственное обвинение, который должен принять исчерпывающие меры к обеспечению законности и обоснованности государственного обвинения. В случае согласия с позицией государственного обвинителя он должен уведомлять об этом прокурора, утвердившего обвинительное заключение либо обвинительный акт. В случае принципиального несогласия с позицией государственного обвинителя в соответствии со ст. 246 УПК РФ необходимо своевременно решать вопрос о замене государственного обвинителя либо самому поддерживать государственное обвинение.
Уголовное преследование тесно связано с надзорной деятельностью за органами предварительного следствия и дознания. Вышеуказанный приказ предписывает подразделениям, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания, после направления уголовного дела в суд обеспечить передачу соответствующим подразделениям двух копий обвинительного заключения или обвинительного акта.
Прокурор выполняет особые полномочия при рассмотрении уголовного дела в особом порядке. Так государственный обвинитель дает согласие на применение особого порядка судебного разбирательства. На прокурора возложены обязанности по заключению соглашения о сотрудничестве и определению его условий.
При подготовке к рассмотрению уголовных дел в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, прокурору предписывается выяснять наличие обстоятельств, свидетельствующих об активном содействии обвиняемого следствию, изобличении других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления, о признании обвиняемым своей вины. Удостоверившись в наличии указанных обстоятельств, прокурор должен быть готовым подтвердить их суду.
В случае, когда позиция государственного обвинителя о характере и пределах содействия обвиняемого следствию расходится с мнением, выраженным в представлении прокурора об особом порядке проведения судебного заседания в отношении обвиняемого, с которым было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, государственный обвинитель обязан незамедлительно докладывать об этом прокурору, поручившему поддерживать государственное обвинение.
Прокурор осуществляет свою деятельность по уголовному преследованию и на стадиях пересмотра уголовного дела, именно для этого он наделен правом подавать апелляционное, кассационное и надзорное представления, а также настаивать на пересмотре уголовного дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
Апелляционное представление на судебное решение вправе приносить государственный обвинитель, иной прокурор, принимавший участие в рассмотрении жалоб в судебном порядке, в том числе на решения о выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также при разрешении судом в порядке, предусмотренном ст. 399 УПК РФ, вопросов, связанных с исполнением приговора, и других. Правом принесения апелляционного представления обладает также вышестоящий прокурор.
Апелляционное представление может быть отозвано до начала заседания суда апелляционной инстанции лицом, его принесшим. При наличии оснований вышестоящий прокурор обязан своевременно принести апелляционное представление на не вступившее в законную силу судебное решение, если это по каким-либо причинам не сделал государственный обвинитель.
Апелляционное представление должно быть качественным и полным, соответствовать требованиям закона и быть конкретным, ясным, мотивированным, основанным на материалах дела.
В представлении прокурор обязан указать доказательства, которые предлагается проверить в суде апелляционной инстанции, при необходимости изложить обоснование ходатайства об исследовании новых доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанции. В случае заявления ходатайства о вызове в судебное заседание новых свидетелей, экспертов и специалистов в представлении указывается их место жительства и (или) место нахождения. При приобщении к представлению дополнительных материалов (документов, справок и др.) это отражается в представлении, а документы прилагаются.