Файл: место органов прокуратуры в системе органов государственной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Судебные полномочия прокурора определены в разделе 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". В ст. 35 этого закона установлены основные судебные полномочия прокурора.

Так, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Прокурор наделен правом опротестования судебных решений. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.


Особое полномочие прокурора связано с правом Генерального прокурора

Российской Федерации обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Все изложенные полномочия прокурора позволяют сделать вывод о том, что прокуратура будучи неразрывно связанной с осуществлением правосудия на территории РФ, сама эту функцию не реализует, а лишь выступает в защиту законных прав и интересов человека, гражданина, общества и государства в целом.6

Достаточно часто в юридической литературе выражается точка зрения о необходимости отнесения прокуратуре к органам законодательной власти.7 Данная позиция обусловлена полномочиями Генерального прокурора в правотворческой сфере.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.



Существует и обратная связь органов прокуратуры и законодательной власти. Парламентарий или их группа вправе обращаться с запросом, вносимым на заседании палаты в письменной форме, к Генеральному прокурору РФ по кругу вопросов, входящих в его компетенцию. Вопрос о лишении данных лиц неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Следует отметить, что основной деятельностью прокуратуры является надзор за исполнением законов в том числе законодательными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления.8

Основные направления и порядок осуществления нормотворческой деятельности регулируются, в том числе Приказом Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 года N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными

(представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления".

В данном Положении описываются основные направления правотворческой деятельности прокуратуры, степень участия в разработке законопроектов, порядок подготовки заключений на проекты законов и иных нормативных правовых актов, разработанные федеральными органами государственной власти и правила Взаимодействия с палатами Федерального Собрания и Правительством Российской Федерации.

Проанализировав данные нормативные акты можно сказать, что прокуратура обладает большим кругом полномочий в правотворческой деятельности и тесно взаимодействует с органами законодательной власти. Однако как таковыми законодательными полномочиями прокуратура не обладает, что не позволяет отнести ее к числу органов законодательной власти.

Третья точка зрения относительно места прокуратуры в системе разделения властей связана с отнесением прокуратуры к числу органов исполнительной власти. И действительно основная деятельность органов прокуратуры теснее всего связана с деятельностью органов исполнительной власти. Однако в систему органов исполнительной власти прокуратура не входит. Деятельность прокуратуры носит контрольно-надзорный характер по отношению к деятельности всех иных органов исполнительной власти государства.

Так в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"предметом прокурорского надзора является соблюдениеКонституцииРоссийской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.


Прокуратура по отношению к органам исполнительной власти является органом осуществляющим надзор за их деятельностью из вне и не входит в систему Правительства РФ или исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Существует и четвертая точка зрения на место прокуратуры в механизме государственного регулирования РФ. Она заключается в том, что прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти и в силу осуществления своих особых надзорных полномочий занимает отдельное место в системе государственных органов власти.9 Прокуратура наделена признаками каждой из ветвей власти, но в полной мере не входит ни в одну из них. Ее предназначение состоит в осуществлении надзора за соблюдением законности на всей территории РФ, наличие же отдельных полномочий в сфере законодательной, исполнительной или судебной власти позволяет эффективно координировать работу всей системы государственной власти на территории РФ.

Последняя точка зрения на место прокуратуры в системе государственных органов РФ представляется нам наиболее убедительной. Она находит подтверждение в действующем законодательстве РФ и поддерживается большинством ученых.


Глава 2. Направления деятельности прокуратуры РФ

2.1 Прокурорский надзор ка основное направление деятельности прокуратуры РФ

Прокурорский надзор является основным направлением деятельности прокуратуры РФ. В некоторых случаях прокурорский надзор называют функцией прокуратуры. Исключительность прокурорского надзора как вида деятельности состоит в том, что он осуществляется только прокуратурой и ни кем более. Целью прокурорского надзора является обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Кроме того, прокурорский надзор направлен на обеспечение точного и единообразного понимания и применения законов на всей территории РФ.

В содержание надзорной деятельности прокуратуры входят: выявление фактов несоблюдения Конституции и нарушения требований иных законов, действующих на территории РФ; установление лиц, виновных в нарушении законов, и привлечение их к ответственности и наказанию; принятие мер по устранению правонарушений, связанных с ненадлежащим исполнением законов, осуществляемых другими органами контроля, а в некоторых случаях - общественными организациями и объединениями.

Достаточно часто в юридической литературе возникает вопрос о соотношении понятий "контроль" и "надзор". Нужно сказать, что подход к трактовке как одного, так и другого термина неоднозначен.

Контроль в юридической науке рассматривается либо как функция государственного управления, либо как специфическая деятельность государственных органов. Так, например, В.П. Беляев определяет контроль как форму юридической деятельности, при которой управомоченные органы и лица в рамках контрольного производства для получения юридически значимых результатов и оказания (обеспечения) регулирующего воздействия осуществляют на подконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных и правовых актов и непосредственно принимают меры по предупреждению и пресечению допущенных нарушений (отклонений) в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод граждан.10

В свою очередь, М.И. Байтин считает, что контроль - это не особая функция государства, так как он осуществляется в тех или иных формах и в различном объеме при реализации всех функций государства.