Файл: место органов прокуратуры в системе органов государственной власти.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 Однако, по нашему мнению, различие форм и объемов не может являться основанием отказа определения контроля в виде функции государства, так как содержательно, с учетом единства целей, задач и методов его реализации, контроль выступает в виде функции государства.
Юридическая литература и нормативно-правовые акты не содержат и четкого определения понятия "надзор".
По утверждению В.М. Савицкого, надзор является формой контрольной функции. По его мнению, "сущность всякого надзора заключается в наблюдении за тем, чтобы соответствующие органы и лица в точности выполняли возложенные на них задачи, соблюдали установленный законом порядок отправления порученных им обязанностей и чтобы в случае нарушения этого порядка были приняты меры к восстановлению законности и привлечению виновных к надлежащей ответственности".12
Надзор - это форма юридической деятельности управомоченных субъектов, выражающаяся в совершении ими в соответствии со своей компетенцией юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами и должностными лицами в целях обеспечения законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений.13
Большинство признаков контроля и надзора совпадают. В то же время основное отличие контроля от надзора заключается в том, что контроль преследует не только достижение законности и правопорядка, но и обеспечение эффективности и целесообразности. А целью надзора является точное и неуклонное исполнение законов, которое не сопровождается оценкой целесообразности принятых актов и совершенных действий. При осуществлении надзора невозможно вмешательство государственного органа в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора.
Прокурорский надзор обладает рядом признаков, которые отличают его от контроля и других видов надзора.
Прокурорский надзор представляет собой особый самостоятельный вид деятельности, который может осуществляться только специально уполномоченными лицами - прокурорами. Сама же прокуратура в системе государственного механизма занимает особое место и не входит ни в одну из ветвей власти.
Особым отличительным признаком прокурорского надзора является и то, что он осуществляется от имени государства. Прокурорский надзор - это деятельность, которая осуществляется в первую очередь в целях защиты интересов государства и подчиняется общегосударственным интересам. При осуществлении прокурорского надзора нельзя забывать и об индивидуальных интересах, они должны быть сбалансированы с интересами общества в целом.
Прокурорский надзор охватывает практически все сферы государственной деятельности и носит всеобъемлющий характер. Эта особенность прокурорского надзора хороша видна при изучении предмета надзора. Так в предмет назора входят:
исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; исполнение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие; исполнение законов судебными приставами;
исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Немаловажной особенностью прокурорского надзора является и то, что прокурорский надзор осуществляется без вмешательства прокуратуры в вопросы управления, хозяйственную и оперативную деятельность поднадзорных объектов. Прокуратура, осуществляя свои надзорные полномочия, в случаях выявления нарушений выносит представления об устранении нарушений, предостережения, протесты или постановления. Данные акты реагирования как раз таки направлены на устранение нарушений закона.
Прокурорский надзор осуществляется в особых целях, установленных в ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ". Прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора в законе не определены, они видятся более конкретными и предполагают достижение определенного результата.
В юридической литературе различают три вида, или уровня, задач:
а) общие (основные) задачи, решение которых достигается всей прокурорской деятельностью. Они направлены на укрепление законности в стране, охрану наиболее значимых прав и интересов личности (ее прав и свобод), общества (его материальных и духовных ценностей) и государства (его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности);
б) специальные задачи, которые вытекают из общих задач и реализуются в рамках отдельных направлений (функций) деятельности прокуратуры или отдельных отраслей (видов) прокурорского надзора. Так, при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания одной из таких задач является обеспечение неукоснительного соблюдения требований законов при приеме, регистрации, учете, проверке и разрешении заявления (иного сообщения) о преступлении;
в) частные (конкретные) задачи - еще более конкретная категория. Эти задачи более разнообразны и многочисленны. Они возникают и решаются в конкретных условиях и ситуациях, в течение ограниченного периода времени.
Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в различных отраслях устанавливаются в ФЗ "О прокуратуре РФ" или в приказах Генерального прокурора РФ.
При осуществлении общего надзора прокурор наделяется такими полномочиями как:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных
органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов
; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу
нарушений законов.
Прокурор или его заместитель вправе возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вправе:
освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых
административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносить представление об устранении нарушений закона.
При осуществлении надзора соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор также вправе:
рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о
нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
В ходе осуществления надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражупрокурор вправе:
посещать в любое время указанные органы и учреждения;
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,
подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях;
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Изложенные в настоящем параграфе черты прокурорского надзора как особого присущего только прокуратуре вида деятельности, позволяют сделать вывод об особом месте прокуратуры в системе государственного механизма регулирования.
2.2 Уголовное преследование как особый вид деятельности прокуратуры
Уголовное преследование, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» является одним из направлений деятельности (функция) прокуратуры (п. 2 ст. 1). Прокурор осуществляет в суде функцию поддержания государственного обвинения (п. 1 ст. 35). Порядок поддержания обвинения и полномочия прокурора как государственного обвинителя определяются уголовнопроцессуальным законодательством.
Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Так определяет уголовное преследование закон (п. 55 ст. 5 УПК РФ).
Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.14
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
Юридическая литература и нормативно-правовые акты не содержат и четкого определения понятия "надзор".
По утверждению В.М. Савицкого, надзор является формой контрольной функции. По его мнению, "сущность всякого надзора заключается в наблюдении за тем, чтобы соответствующие органы и лица в точности выполняли возложенные на них задачи, соблюдали установленный законом порядок отправления порученных им обязанностей и чтобы в случае нарушения этого порядка были приняты меры к восстановлению законности и привлечению виновных к надлежащей ответственности".12
Надзор - это форма юридической деятельности управомоченных субъектов, выражающаяся в совершении ими в соответствии со своей компетенцией юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами и должностными лицами в целях обеспечения законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений.13
Большинство признаков контроля и надзора совпадают. В то же время основное отличие контроля от надзора заключается в том, что контроль преследует не только достижение законности и правопорядка, но и обеспечение эффективности и целесообразности. А целью надзора является точное и неуклонное исполнение законов, которое не сопровождается оценкой целесообразности принятых актов и совершенных действий. При осуществлении надзора невозможно вмешательство государственного органа в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора.
Прокурорский надзор обладает рядом признаков, которые отличают его от контроля и других видов надзора.
Прокурорский надзор представляет собой особый самостоятельный вид деятельности, который может осуществляться только специально уполномоченными лицами - прокурорами. Сама же прокуратура в системе государственного механизма занимает особое место и не входит ни в одну из ветвей власти.
Особым отличительным признаком прокурорского надзора является и то, что он осуществляется от имени государства. Прокурорский надзор - это деятельность, которая осуществляется в первую очередь в целях защиты интересов государства и подчиняется общегосударственным интересам. При осуществлении прокурорского надзора нельзя забывать и об индивидуальных интересах, они должны быть сбалансированы с интересами общества в целом.
Прокурорский надзор охватывает практически все сферы государственной деятельности и носит всеобъемлющий характер. Эта особенность прокурорского надзора хороша видна при изучении предмета надзора. Так в предмет назора входят:
исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; исполнение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие; исполнение законов судебными приставами;
исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Немаловажной особенностью прокурорского надзора является и то, что прокурорский надзор осуществляется без вмешательства прокуратуры в вопросы управления, хозяйственную и оперативную деятельность поднадзорных объектов. Прокуратура, осуществляя свои надзорные полномочия, в случаях выявления нарушений выносит представления об устранении нарушений, предостережения, протесты или постановления. Данные акты реагирования как раз таки направлены на устранение нарушений закона.
Прокурорский надзор осуществляется в особых целях, установленных в ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ". Прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора в законе не определены, они видятся более конкретными и предполагают достижение определенного результата.
В юридической литературе различают три вида, или уровня, задач:
а) общие (основные) задачи, решение которых достигается всей прокурорской деятельностью. Они направлены на укрепление законности в стране, охрану наиболее значимых прав и интересов личности (ее прав и свобод), общества (его материальных и духовных ценностей) и государства (его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности);
б) специальные задачи, которые вытекают из общих задач и реализуются в рамках отдельных направлений (функций) деятельности прокуратуры или отдельных отраслей (видов) прокурорского надзора. Так, при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания одной из таких задач является обеспечение неукоснительного соблюдения требований законов при приеме, регистрации, учете, проверке и разрешении заявления (иного сообщения) о преступлении;
в) частные (конкретные) задачи - еще более конкретная категория. Эти задачи более разнообразны и многочисленны. Они возникают и решаются в конкретных условиях и ситуациях, в течение ограниченного периода времени.
Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в различных отраслях устанавливаются в ФЗ "О прокуратуре РФ" или в приказах Генерального прокурора РФ.
При осуществлении общего надзора прокурор наделяется такими полномочиями как:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных
органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов
; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу
нарушений законов.
Прокурор или его заместитель вправе возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вправе:
освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых
административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносить представление об устранении нарушений закона.
При осуществлении надзора соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор также вправе:
рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о
нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
В ходе осуществления надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражупрокурор вправе:
посещать в любое время указанные органы и учреждения;
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,
подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях;
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Изложенные в настоящем параграфе черты прокурорского надзора как особого присущего только прокуратуре вида деятельности, позволяют сделать вывод об особом месте прокуратуры в системе государственного механизма регулирования.
2.2 Уголовное преследование как особый вид деятельности прокуратуры
Уголовное преследование, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» является одним из направлений деятельности (функция) прокуратуры (п. 2 ст. 1). Прокурор осуществляет в суде функцию поддержания государственного обвинения (п. 1 ст. 35). Порядок поддержания обвинения и полномочия прокурора как государственного обвинителя определяются уголовнопроцессуальным законодательством.
Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Так определяет уголовное преследование закон (п. 55 ст. 5 УПК РФ).
Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.14
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
-
проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; -
возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; -
участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия; -
давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со статьей 146 УПК РФ; -
давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; -
разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; -
отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования; -
изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи; -
передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных статьей 151 УПК РФ, с обязательным указанием оснований такой передачи; -
отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом; -
поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно - розыскных мероприятий; -
продлевать срок предварительного расследования; -
утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; -
утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; -
возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; -
приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу; -
осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.