Файл: RU стом. патфиз практика 13-14 студ..docx

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 1288

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ


КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ

СТОМ. ФАК. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ.

Цели занятия:

  • Формирование знаний по основным вопросам темы

  • Формирование навыков проведения эксперимента, работы с животными, проведения функциональных исследований

  • Формирование навыков работы в группе

  • Формирование знаний нормативных документов по этике доклинических научных исследований

  • Формирование навыков использования глоссария на 3-х языках

Задачи обучения:

  • Сформировать знания по содержанию, структуре, задачам патофизиологии как учебной дисциплины, основным понятиям общей нозологии

  • Сформировать нывыки моделирования кариеса и заболеваний пародонта у экспериментальных животных

  • Сформировать навыки работы с глоссарием на трех языках

  • Научить работать в группе (отстаивать свою точку зрения, проявлять качества лидера

  • Ознакомиться с основными положениями Приказа МЗ РК № 697 от 12 ноября 2009 г. «Об утверждении правил проведения медико-биологических экспериментов, доклинических исследований (неклинических) и клинических исследований». Приказа Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.


Основные вопросы темы:

  1. Предмет патологической физиологии. Место и значение патофизиологии в системе высшего медицинского образования, ее связь с другими науками. Основные задачи патологической физиологии.

  2. Методы патологической физиологии. Общие принципы построения медико-биологических экспериментов. Значение и возможности моделирования патологических процессов и экспериментальной терапии на животных в изучении болезней человека. Ограничения экспериментального и других методов моделирования в медицине и пути их преодоления. Моделирование заболеваний пародонта и кариеса у экспериментальных животных

  3. Морально-этические аспекты работы с лабораторными животными. Приказ МЗ РК № 697 «Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.

  4. Основные понятия общей нозологии: здоровье, болезнь, предболезнь, типовой патологический процесс, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

  5. Критерии болезни. Основные принципы классификации болезней.

  6. Стадии болезни, их характеристика.

  7. Смерть как исход заболевания. Виды смерти. Стадии умирания, характеристика. Патофизиологические основы реанимации. Постреанимационная болезнь, понятие, основные механизмы развития.


Методы обучения и преподавания: дискуссия по основным вопросам занятия между учащимися с участием и под контролем преподавателя, работа в малых группах - блиц-игра


Примерный хронометраж занятия

Этап занятия

Время

1

Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала

5 мин

2

Дискуссия по вопросам темы №№ 1-3

25 мин

3

Блиц-игра, задание № 2

20 мин

4

Перерыв

10 мин

5

Дискуссия по вопросам темы №№ 4 -7

30 мин

6

Тестирование

15 мин

7

Подведение итогов занятия, оценивание компетенций

5 мин


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1. Блиц – игра «Определение правильной последовательности основных этапов патофизиологического эксперимента».

Методика: каждый студент самостоятельно определяет правильную последовательность этапов патофизиологического эксперимента в виде цифр в графе «индивидуальная оценка». После выполнения этого задания студенты включаются в группы по три человека и коллективно обсуждают результаты, приходя к единому мнению, и обозначают правильную последовательность этапов эксперимента в графе «групповая оценка». Затем преподаватель озвучивает правильный ответ. После этого начинается работа над ошибками. Подсчитываются индивидуальные и групповые ошибки.

Этап эксперимента

Индивидуаль-ная оценка

Индивидуаль-ная ошибка

Правильный ответ

Групповая оценка

Групповая ошибка

Определение цели и задач эксперимента






Составление плана эксперимента






Статистическая обработка полученных данных






Выбор адекватной модели и методик исследования






Анализ результатов исследования и формулировка выводов






Исследование патологического процесса






Моделирование патологического процесса






Экспериментальная терапия






Создание идеи эксперимента






Теоретическая подготовка исследователя






Задание № 2.

А) Изучить методику моделировния кариеса

Экспериментальный кариес зубов воспроизводится у крыс, хомячков, мышей. У этих животных можно получить те же стадии кариеса зуба, что и у человека: пятна, поверхностного, среднего и глубокого (перфоративного) кариеса.

Для воспроизведения кариеса в эксперименте использутся алиментарная модель- перевод животных на кариесогенную диету (избыточное содержание рафинированных углеводов, легко ферментируемых в полости рта). Наиболее часто применяется диета с высоким содержанием сахарозы (54% рациона). Сахароза обладает кариесогенным эффектом только у молодых животных (возраста 20-30 дней, массой 20-40г).


Глубокий кариес можно моделиролвать путем повреждения эмали зуба животныхалмазным шаровидным бором на глубину 1,5мм

Большую роль в воспроизведении экспериментального кариеса играет гипосаливация, а также гипофункция щитовидной и половых желез

Экспериментально было доказано, что в возникновении кариеса имеет значение миклофлора полости рта и генетическая предрасположенность

В) Изучить методику моделирования пародонтита

У кролика и крысы создается наложением металлической лигатуры или пластмассового кольца на резец с плолтной фиксацией в области шейки зуба. Вследствие травмы тканей пародонта развивается воспаление – ограниченный пародонтит

Можно вызвать пародонтит введением 65-75% раствора этилового спирта или кортикостероида и др. в десну вокруг шейки верних и нижних резцов

Экспериментальный пародонтоз воспроизводится при применении алиментарной модели – содержание животных на низкобелковой диете (13,5% вместо 24%). Развиваются дистрофические изменения ткани десен и пародонта, остеопороз альвеолярного отростка


Глоссарий

Патофизиология (от греч. Pathos - болезнь, physis – природа, функция, logos - учение) – наука о функциях больного организма.

Патофизиология изучает общие закономерности возникновения, развития и исходов болезней.

Патофизиология (грекше Pathos – ауру, дерт, physis – табиғат, қызмет, logos - ғылым) – ауруға шалдыққан организмнің қызметі туралы ғылым.

Патофизиология аурулардың пайда болуы, дамуы және аяқталуының негізгі заңдылықтарын зерттейді.

Pathophysiology (from Greek words): pathos - illness, suffering; physis - nature, function; logos - study
Pathophysiology is the science about the functions of a sick organism.

Pathophysiology is scientific study of disease - its nature, cause, mechanisms and effects. It is the science about general laws of pathological processes and diseases. It studies "why" and "how" disease occurs and develops.

Задачи патофизиологии

  • Изучение вопросов общей этиологии

  • Изучение вопросов патогенеза

  • Разработка методов экспериментальной терапии

  • Формирование врачебного мышления

Патофизиологияның міндеттері

  • Жалпы этиология сұрақтарын зерттеу

  • Патогенез сұрақтарын зерттеу

  • Экспериментік емдеу тәсілдерін өңдеу

  • Дәрігерлік ойлауды қалыптастыру

Purposes of pathophysiology

  • Study the questions of general etiology

  • Study the questions of pathogenesis

  • Investigation methods of experimental therapy

  • Formation of medical mode of thinking

Основной метод патофизиологии – патофизиологический эксперимент.

Особенность патофизиологического эксперимента: моделирование болезней человека у животных.

Патофизиологияның негізгі тәсілі – патофизиологиялық эксперимент.

Патофизиологиялық эксперименттің ерекшелігі: адам ауруларын жануарларда үлгілеу.

The main method of pathophysiology – is pathophysiological experiment.

The main feature of pathophysiological experiment is modelling of human illness at animals.

Нозология – учение о болезни (от греч. nosus-болезнь)

Нозология ауру туралы жалпы ілім ( грекше nosus-ауру).

Nosologyis the study of disease in general (from Greek word nosus – disease):

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» ВОЗ.


«Денсаулық– бұл аурудың немесе физикалық ақаулардың болмауы ғана емес, физикалық, психикалық және әлеуметтік толық сәттілік жағдай» БДСҰ.

Health is a state of complete physical, psychological and social well-being, and is not just the absence of illnesses or physical defects” (WHO).

«Болезнь – нарушение нормальной жизни организма под влиянием различных повреждающих факторов, характеризующееся ограничением приспособления к окружающей среде и снижением трудоспособности» И.Петров.

Ауру – әртүрлі зақымдаушы агенттің әсерінен қоршаған ортаға бейімделуінің шектелуімен және еңбекке қабілетінің төмендеуімен организмнің қалыпты өмірінің бұзылысы» И.Петров.

Disease is normal life disturbances under the influence of pathogenic factors, it is characterized by restriction in adaptation to the environment and reduction in work capacity” (I.Petrov)

Предболезнь – состояние между здоровьем и болезнью.

Ауру алды денсаулық пен ауру арасындағы аралық жағдай.

Predisease is a condition between health and illness.

Патологическая реакция –(re - против, action - действие) – кратковременная, необычная (неадекватная) реакция организма на какое-либо воздействие

Дерттік серпіліс –(reқарсы, action - әсер, серпіліс) –

Қандай да бір әсерге организмнің қысқаша, биологиялық мәнсіз және сәйкессіз жауабы

Pathological reaction(re-against) – is short-term, unusual, inadequate organism’s responce to different factors

Патологический процесс – сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций при повреждении.

Дерттік үрдіс – зақымдану кезінде әрі қорғану бейімделу және әрі зақымдану серпілістерінің жиынтығы

Pathological process – is a combination of pathological and protective - adaptive reactions to damage.

Типовые патологические процессы:

  • протекают однотипно у разных видов животных и человека (монопатогенез)

  • характерна многопричинность (полиэтиологичность),

  • развиваются в разных органах и тканях,

  • имеют более или менее выраженное защитно-приспособительное значение,

  • выработаны в ходе эволюции.

Біртектес дерттік үрдістер:

  • Адам мен әртүрлі жануарларда бірдей деңгейде өтеді,

  • Көп себепті (полиэтиологиялы),

  • әртүрлі ағзалар мен тіндерде өтеді,

  • айқындығы аз немесе жоғары қорғану-бейімделулік маңызы бар,

  • эволюцияда барысында түзілген

Typical (general) pathological processes

  • have the same pathogenesis in different kinds of animals and men (monopathogenesis)

  • Have many causes (multicausality)

  • develop in different organs and tissues

  • have more or less expressed protective - adaptive value

  • are formed during evolution

Патологическое состояние – стойкое отклонение от нормы, не имеющее приспособительного значения для организма.

Дерттік жағдайорганизм үшін кері биологиялық мәні бар қалыптан тыс тұрақты ауытқу.

Pathological state is firm departure from the norm, which doesn’t have adaptive value for an organism.

Реанимация – оживление организма. Возможна на обратимых этапах умирания.

Реанимация –организмді тірілту. Өлімнің қайтымды сатыларында жүргізуге мүмкіндік бар.

Reanimation is resuscitation of an organism. It is possible at reversible stages of dying.


ЛИТЕРАТУРА:

Основная

  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2012., том 1, с.63-89

  2. Приказ МЗ РК № 442 «Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.

  3. Есембаева с.С., Касенов Б.Ж. и соавт. Механизмы развития патологии в полости рта. Моделирование воспалительных процессов в слюнных железах. – Алматы, 2010., с.14-16

  4. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2007.- с.23-30



Дополнительная

  1. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 4-30.

  2. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 3-10, 12-17.

  3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 11-1

  4. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 5-24



КОНТРОЛЬ

  1. У


    стный опрос

  2. Выполнение тестовых заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 5-24


Тестовые задания по оценке правовых компетенций Приказ МЗ РК № 697 от 12 ноября 2009 г. «Об утверждении правил проведения медико-биологических экспериментов, доклинических исследований (неклинических) и клинических исследований». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.

Вариант 1

1.Медико-биологическийэксперимент – это

  1. установление закономерностей возникновения различных болезней механизмов их развития, разработка и проверка эффективности новых методов профилактики и лечения

  2. проведение конкретных научных исследований

  3. исследование с участием человека в качестве испытуемого

  4. документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

  1. Требования, предъявляемые к модели:

  1. аналогия причин и условий, вызывающих болезнь и примененных при ее моделировании

  2. отличия функциональных и морфологических изменений болезни

  3. отличия в развитии типичных осложнений

использование только одного вида животных   

3. Медико-биологические эксперименты и доклинические исследования на животных проводятся в соответствии с Госстандартом Республики Казахстан:

А) «Надлежащая лабораторная практика. Основные положения»

В) «Санитарные правила по устройству, оборудованию и содержанию вивариев»

4. При проведении клинических испытаний на несовершеннолетних гражданах необходимо письменное согласие

А) заключение медико-социальной экспертной комиссии

В) комиссии по опеке и попечительству

С) согласие родителей не обязательно

Д) их законных представителей

5. Калибровка - это

  1. совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученной используемым прибором и соответствующим значением величины, определяемой с помощью эталона

  2. подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно

  3. документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

  4. исследование с участием человека в качестве испытуемого

6. Руководитель научно-технической программой не осуществляет контроль за:

А) проведением исследования

В) систематическим ведением документации,

С) достоверностью и качеством процедуры сбора, обработки полученной информации

Д) за индивидуальными интересами исследователей

7. Номер приказа «Об утверждении правил проведения медико-биологических экспериментов, доклинических исследований (неклинических) и клинических исследований» от 12 ноября 2009года

А. №523

В. №506

С. № 697

D. № 582

Е. № 124

8. В клиническом исследовании

первостепенное значение имеет

А)интересы науки

В) интересы общества

С) интересы исследователя

Д) права, безопасность и здоровье испытуемых

9. В случае досрочного прекращения исследования или отдельных его этапов, руководитель исследования должен поставить в известность

А) уполномоченный орган в области здравоохранения и комиссию по вопросам этики

В) комиссию по правам человека

С) медико-социальную комиссию

Д) следственный комитет

10. Информированное согласие – это

  1. документированное подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно и с воспроизводимыми результатами

  2. документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании после ознакомления со всеми его особенностями, подписанное и датированное пациентом

  3. исследование с участием человека в качестве испытуемого

  4. установление закономерностей возникновения различных болезней и механизмов их развития

Вариант 2

1. Доклиническое исследование –

  1. комплекс биологических, токсикологических, химических, физических и других экспериментальных научных исследований, проводимых перед внедрением в клиническую практику

  2. добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

  3. новые средства и методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний

  4. исследование с участием человека в качестве испытуемого

2. Медико-биологический эксперимент не выполняет указанную ниже функцию:

  1. выступает средством получения новых научных данных

  2. является способом выделения общего в серии сходных явлений, обоснования закономерностей, формирования гипотез

  3. является относительным гарантом перед применением новых методов диагностики и лечения болезней в клинической практике

  4. является абсолютным гарантом применения новых методов диагностики в клинической практике

3. Качество проведения доклинических исследований и медико-биологических экспериментов не обеспечивает:

  1. ресурсы

  2. соответствующее управление

  3. соответствующее планирование параметров исследования

  4. соответствующая система оформления документации

  5. ненадлежащие содержание животных в виварии

4. Не запрещается проведение клинических исследований на:

А) военнослужащих;

В) лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и лицах, находящихся под стражей в следственных изоляторах;

С) лицах, признанных судом недееспособными

Д) человеке с его письменного информированного согласия, либо по договору между ним и организацией здравоохранения

5. Валидация - это

  1. документированное подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно и с воспроизводимыми результатами

  2. документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

  3. новые средства и методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний,

  4. исследование с участием человека в качестве испытуемого

6. По результатам проведенных исследований ответственный исполнитель составляет:

А) отчет

В) акт

С) договор

Д) служебную записку

7. В отчете не должны отражаться:

А) даты начала и окончания эксперимента

В) данные об аудитах, проведенных в процессе исследования

С) описания используемых методов с ссылками на нормативные правовые документы и литературные источники

Д) личные данные сотрудников

8.Данные, позволяющие идентифицировать личность испытуемого должны

А) быть защищены с учетом правил соблюдения личной тайны согласно соответствующим требованиям законодательства РК

В) публикуется на страницах СМИ

С) публикуется в интернете

Д) объявляется, как послание народу

Е) передается по факсу

9. Клинические испытания проводятся в соответствии с протоколом одобренным:

А) комиссией по вопросам этики

В) комиссией по правам человека

С) экспертной комиссией за качеством и рациональным ведением эксперимента

Д) медико-социальной экспертной комиссии

10. Испытуемый – это:

А) пациент, принимающий участие в клиническом испытании исследуемого средства

В) заинтересованные студенты

С) научный работник

Д) больное животное