Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 12360

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

ТЕМА 1 

РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО

 

 

 

ПЛАН 

 

1.1.  Сущность  понятий  «руководство»,  «лидерство»,  «руково-

дитель», «менеджер», «лидер». 

1.2.  Обзор теорий руководства и лидерства. 
1.3.  Традиционные  руководители  и  лидеры:  сравнительная  ха-

рактеристика. 

1.4.  Руководитель организации как традиционный менеджер. 
1.5.  Руководитель организации как лидер. 

 

 

При изучении темы «Руководство и лидерство» мы рассмотрим зна-

чение  руководства  и  лидерства  в  деятельности  современных  организа-
ций,  ознакомимся  с  сущностью  и  различиями  понятий    «руководство», 
«лидерство», «руководитель», «менеджер», «лидер», современными кон-
цепциями руководства и лидерства, проведем сравнительную характери-
стику  традиционного  руководителя  и  руководителя-лидера,  а  также  рас-
смотрим  факторы,  которые  влияют  на  работу  руководителей  и  тем  са-
мым  ограничивают  их  деятельность.  Далее  мы  рассмотрим  характери-
стики  руководителей-лидеров, ознакомимся с законами лидерства, роля-
ми и обязанностями лидеров. 

 

Изучив тему, студенты должны знать: 

- значение  руководства  и  лидерства  в  деятельности  современных  ор-

ганизаций; 

- сущность и различие понятий  «руководство»,  «лидерство», «руково-

дитель», «менеджер», «лидер»; 

- сущность и краткое содержание концепций руководства и лидерства; 
- сравнительную характеристику традиционного руководителя и руко-

водителя-лидера; 

- типы, функции, роли и навыки традиционных руководителей; 
- факторы, которые оказывают влияние на работу руководителей и тем 

самым ограничивают их деятельность; 

-  основные характеристики лидерства. 

 

 

1.1. Сущность понятий «руководство», «лидерство»,  

«руководитель», «менеджер», «лидер» 

 
Исследования, проводившиеся в последние десятилетия в сфере руко-

водства  и  лидерства,  показали,    что  компетентное  управление  деятельно-
стью    организаций  является  важным  условием  их  эффективности.  Извест-
но, что организация представляет собой группу людей, деятельность кото-
рой  сознательно  координируется  для  достижения  цели  или  целей.  Исходя 


background image

 

 

из  этого  определения,  любая  организация  (министерство,  высшее  учебное 
заведение,  больница,  церковь,  крупные  предприятия  или  предприятия  ма-
лого бизнеса и т.п.) должна отвечать следующим требованиям: 

  Организация  должна  состоять  из  двух  или  более  людей,  которые 

представляют  собой  намеренно  созданную  формальную  группу,  предна-
значенную для осуществления какой-либо совместной деятельности. 

  Организация должна иметь цели деятельности. Таких целей может 

быть  множество,  и  они  могут  носить  разнообразный  характер.  Основной 
целью  деятельности  любой  организации  является  удовлетворение  потреб-
ностей отдельных людей и общества в целом в товарах или услугах, произ-
водство которых намерена осуществлять организация. 

  Совместная  деятельность  людей  нуждается  в  организации  и  коор-

динации  их  усилий,  направленных  на  производство  товаров  или  услуг. 
Один  человек  сам  управляет  собой.  Деятельность  группы  людей  требует 
руководства. 

Из  вышеизложенного  следует,  что  организации  не  могут  существо-

вать сами по себе. Ими необходимо управлять. Все организации нуждают-
ся в руководителе или группе руководителей, то есть людях, которые осу-
ществляют функции  управления совместной деятельностью людей.  Руко-
водитель  должен  сформулировать  цели  деятельности  организации,  разра-
ботать планы по реализации этих целей, организовать и эффективно коор-
динировать  совместную  работу  людей,  мотивировать  деятельность  людей 
и  осуществлять  контроль  за  достижением  поставленных  целей.  Ни  одна 
организация  не  сможет  функционировать  без  руководства  и  руководите-
лей. Именно поэтому проблемы руководства и лидерства в последнее вре-
мя стали центральной, ключевой темой менеджмента. 

 

Определение основных понятий  

руководства и лидерства 

 

В  литературе  по  менеджменту  широко  используются  такие  понятия, 

как  «руководство»,  «лидерство»,  «руководитель»,  «менеджер»,  «лидер», 
которые тесно связаны с проблемами руководства и лидерства. Понимание 
сущности, сходства и различия этих понятий позволит нам внести ясность 
в изучение и понимание учебного материала и правильно их использовать. 
Что же означают эти понятия? 

В  учебной  литературе  по  менеджменту  термин  «руководство»  рас-

сматривается  как  способность  руководителя  использовать    свое  влияние 
для мотивации работников к достижению целей организации. Термин «ли-
дерство»  
имеет  два  смысловых  значения:  во-первых,  это  способность  ин-
дивида воздействовать или влиять на других людей для достижения неких 
целей,  во-вторых,  управленческая  функция,  предполагающая  использова-
ние  влияния  менеджера  для  мотивации  работников  с  целью  достижения 
организационных  целей.  Если  первое  значение  понятия  «лидерство»  рас-
сматривается  как  неформальное  влияние,  то  второе  имеет  непосредствен-
ное  отношение  к  деятельности  по  руководству  организацией  и  тесно  свя-
зано с понятием «руководство». 


background image

 

 

Таким образом, понятия  «руководство»  и  «лидерство» мы будем рас-

сматривать  как  синонимы.  Руководство  (лидерство) – это  способность  

руководителя  (менеджера)  оказывать  влияние  на  от-
дельных  индивидов  или  группы  людей,  направлен-
ное на эффективное достижение целей организации.  
      Как  теоретики,  так  и  практики,  занимающиеся 
проблемами  менеджмента,  нередко  отождествляют 
понятия  «руководитель»,  «менеджер»,  «лидер».  Под 
термином  «руководитель» понимают человека, кото-
рый  наделен  формальными  властными  полномочия-

ми,  связанными  с  занимаемой  им  должностью,  и  способный  оказывать 
влияние  на  людей  для  достижения  целей  организации.  В  основе  термина 
«менеджер»  лежит  английский  глагол  to  manage  –  управлять,  происходя-
щий  от  латинского  слова  manus  –  рука.  Менеджер  –  это    профессиональ-
ный  управляющий,  человек,  обладающий  специальными  знаниями,  талан-
том    и  определенными  навыками  в  сфере  организации  производства  и 
управления.  Задачей  менеджера,  как  и  задачей  руководителя,  является  ко-
ординация деятельности людей для достижения целей организации. Поэто-
му  термины  «руководитель»  и  «менеджер»  мы  будем  рассматривать  как 
синонимы. Менеджер, как и руководитель: 

  назначается на должность; 
  наделяется формальными властными полномочиями; 
  берет  на  себя  ответственность  за  достижение  целей  организации 

путем  оказания  влияния  на  организационное  поведение    как  отдельных 
людей, так и рабочих групп в целом; 

  руководит работой одного или нескольких сотрудников; 
  объединяет  и  координирует  работу  членов    формальной  группы 

(структурного  подразделения,  целевой,  командной  группы  и  т.д.)  или  ор-
ганизации  в  целом  в  зависимости  от  уровня  управления  и  должности,  ко-

торую он занимает; 

  может одновременно выполнять и другие ви-

ды работы, не связанной  с руководством людьми. 

На  основе  вышеизложенного  мы  определяем 

понятие  «руководитель»  («менеджер»)  следующим 
образом.  Руководитель  (менеджер)  –  это  человек, 
наделенный  формальными  властными  полномочия-
ми,  связанными  с  занимаемой  им  должностью,  спо-
собный  оказывать  влияние  на  отдельных  индивидов 
или  группу  людей  для  достижения  целей  организа-

ции. 

Важно понять, что влияние руководителя (менеджера) основано, пре-

жде  всего,  на  формальной  власти,  источником  которой  являются  офици-
альная  позиция  в  организации,  которую  занимает  руководитель,  доступ  к 
ресурсам и информации. 

Понятия  «руководитель»  и  «лидер»  тесно  связаны.  Являются  ли    они 

синонимами? В учебной литературе по менеджменту эти понятия рассмат-
риваются  по-разному.  В  одних  учебниках  их  рассматривают  как  синони-

Руководство  (лидер-
ство)  -  
способность 
руководителя 

оказы-

вать  влияние  на  от-
дельные индивиды или 
группы  людей,  направ-
ленная  на  эффектив-
ное  достижение  целей 
организаций 

Руководитель 

(ме-

неджер) – это человек, 
наделенный  формаль-
ными  властными  пол-
номочиями,  связанны-
ми  с  занимаемой  им 
должностью, 

способ-

ный оказывать влияние 
на  отдельных  индиви-
дов  или  группу  людей 
для  достижения  целей 
организации 


background image

 

 

мы, в других – нет. Почему? В любой организации почти всегда работают 
люди,  которые,  не  являясь  формальными  руководителями,  тем  не  менее 
обладают способностью оказывать значительное влияние на своих коллег. 
Таких людей называют неформальными лидерами. Влияние неформальных 
лидеров  основано  на  их  личных  качествах,  например,  на  высоком  автори-
тете.  В  основе  авторитета  неформальных  лидеров  могут  быть  профессио-
нальные  знания,  которыми  они  обладают,  большой  опыт  работы,  комму-
никабельность, привлекательная внешность, харизма и т.п. Личные качест-
ва могут быть как врожденными, так и приобретенными в течение жизнен-
ного опыта.  Цели  влияния  таких лидеров могут соответствовать организа-
ционным целям или не совпадать с ними. Эти люди, как правило, отличают-
ся высокой потребностью во власти. Таким образом,  лидер – это  человек, 

 который  обладает  способностью    оказывать    влия-
ние  на  отдельных  индивидов  или  группы  людей  для 
достижения определенных целей. Важно понять, что 
лидер, в отличие от руководителя: 
  обладает способностью оказывать влияние на пове-

дение людей независимо от занимаемой должности; 

  может быть формальным руководителем и наделяться формальными 

властными полномочиями или  не быть формальным руководителем 
и не иметь формальных властных полномочий; 

  может  оказывать  разное  влияние  (положительное  или  отрицатель-

ное) и преследовать разные цели (организационные или личные); 

  использует  источники  личного,  а  не  формального  влияния  –  компе-

тентность, успешность, личная привлекательность и т.п. 

В  контексте  данного  учебного  материала,  используя  термин  «лидер», 

мы будем  иметь  в  виду  руководителя,  обладающего  источниками  как фор-
мального, так и личного влияния, то  есть эффективного руководителя. Со-
временный руководитель, чтобы быть эффективным руководителем, должен 
быть лидером. В следующем параграфе мы более детально ознакомимся со 
сравнительными  характеристиками  традиционных  руководителей  (менед-
жеров) и эффективных руководителей – руководителей-лидеров. 

Чтобы лучше понять сущность лидерства, мы ознакомимся с разными 

научными концепциями руководства и лидерства.  

 

БЛИЦ - ОПРОС 

 

1.  Почему организации нуждаются в руководстве? 
2.  В чем заключается сущность понятий «руководство» и «лидерство»? 
3.  В  чем  заключается  сущность  понятий  «руководитель»,  «менед-

жер», «лидер»? 

4.  В  чем  заключается  отличие  понятий  «руководитель  (менеджер)»  и 

«лидер»? 

Лидер  –  это  человек, 
который  обладает  спо-
собностью 

оказывать 

влияние  на  поведение 
отдельных  индивидов 
или  группы  людей  для 
достижения 

опреде-

ленных целей 


background image

 

 

10 

1.2. Обзор теорий руководства и лидерства 

   

Люди  изучают  проблемы  руководства  и  лидерства  свыше  3  000  лет. 

Первыми  авторами,  которых  заинтересовал  феномен  лидерства,  были 
древние  греки  и  израильтяне.  Греческий  писатель,  философ  и  историк 
Ксенофонт (445-355 до н.э.) в своем сочинении «Воспитание Кира» основ-
ное внимание уделил рассуждениям о решающей роли сильной личности в 
завоеваниях, построении нового общества и государства под руководством 
идеального  монарха  Кира  Младшего.  В  Библии  (Евангелие  от  Матфея, 
15:14)  также  есть  высказывание  на  тему  лидерства:  «...если  слепой  ведет 
слепого, то оба упадут в яму». Это высказывание является серьезным пре-
дупреждением  для  современных  руководителей  относительно  их  компе-
тентности в сфере управления организациями. 

Эволюция  руководства  и  лидерства  в  понимании  ученых,  исследо-

вавших  эту  проблему,  нашла  свое  подтверждение  в  различных  научных 
концепциях. 

Ученые выделили три подхода к определению факторов эффективно-

го руководства или лидерства: с позиции личных качеств, поведенческий и 
ситуационный  подходы.  Более  современными  являются  теории  приписы-
вания,  харизматического  руководства,  руководства,  основанного  на  виде-
нии,  руководства  командой,  транзакционного  и  трансформационного  ру-
ководства и др.  Поскольку сущность и содержание этих теорий изучается 
в курсе «Менеджмент», мы остановимся на их кратком описании. 

  

Подход к лидерству с позиции личных качеств 

 

Согласно  подходу  с  позиции  личных  качеств  (личностной  теории 

лидерства  или  теории  великих  людей),  лучшие  руководители  должны  об-
ладать  определенным  набором  общих  для  всех  личных  качеств.  Если  эти 
качества идентифицировать, то люди могут воспитать их в себе  и тем са-
мым  стать  эффективными  руководителями.  Однако  исследователи  не 
смогли  выделить  общие  качества.  Согласно  выводам    Р.М.  Стогдилла 
(Stogdill,  R.M.,  1974),  человек  не  становится  эффективным  руководителем 
только потому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Уче-
ные пришли к выводу, что эффективность руководства носит ситуационный 
характер.  Структура  личных  качеств  руководителя  должна  соотноситься  с 
личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных. 

 

Поведенческий подход к лидерству 

 

Поведенческий подход создал основу  для классификации стилей ру-

ководства или стилей поведения руководителей. Согласно поведенческому 
подходу  к лидерству, эффективность руководства определяется не личны-
ми качествами руководителя, а скорее его манерой поведения  по отноше-
нию к подчиненным.