Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 12364

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

11 

Ученые  выделили  автократичный,  демократичный  и  либеральный 

стили 

руководства 

(теория 

«Х» 

и 

«У» 

Дугласа 

Макгрегора 

(McGregor, D.,1960), исследования Курта Левина (Lewin, K., 1947),  Робер-
та  Танненбаума  и  Уоррена  Шмидта  (Tannenbaut,  R.,  Schmidt,  W.,  1973), 
стиль, ориентированный на работу, а также стиль, ориентированный на че-
ловека  (исследования  Рэнсиса  Лайкерта  (Likert,  P.,  1967),  Университета 
штата  Огайо,  Мичиганского  университета,  Роберта  Блейка  и  Джейн  Мо-
утон (Blake, R., Mouton, I., 1978).  

В  соответствии  с  теорией  «Х»  и  «У»  Макгрегора,  стиль  руководства 

делится  на  автократичный  (теория  «Х»)  и  демократичный  (теория  «У»). 
Автократичный  руководитель  навязывает  свою  волю  подчиненным  путем 
принуждения,  вознаграждения,  не  учитывая  при  этом  индивидуальных 
способностей  исполнителей.  Демократичный  руководитель  избегает  навя-
зывать  свою  волю  подчиненным  и  предпочитает  оказывать  влияние  с  по-
мощью убеждения и участия  подчиненных в принятии решений. 

Исследования  Курта  Левина  были  направлены  на  изучение  автори-

тарного, демократичного и либерального (пассивного) стилей руководства. 
Исследователи обнаружили, что под руководством автократичных лидеров 
люди  отлично  работают  только  в  присутствии  руководителя.  Сотрудники 
негативно воспринимают жесткий авторитарный стиль руководства, в кол-
лективе возникает атмосфера  враждебности. Эффективность деятельности 
групп,  возглавляемых  демократичными  руководителями,  находится  также 
на высоком  уровне. Кроме того, в этих  группах формируются позитивные 
взаимоотношения.  В  таких  группах  сотрудники  прилагают  одинаковые 
усилия как в присутствии лидера, так и в его отсутствие. Исследование ли-
берального стиля руководства подтвердило его неэффективность.  

Теория  «Х» и  «У» Дугласа Макгрегора и исследования Курта Левина 

основываются  на  том,  что  руководители  применяют  или  только  автокра-
тичный,  или  только  демократичный  стили лидерства.  Но  Р.Танненбаум  и 
У.Шмидт  предложили  концепцию  континуума  лидерства,  отражающую 
различные степени  участия подчиненных в принятии решений. В соответ-
ствии с ней руководители могут быть автократичными (ориентированными 
на власть), демократичными  (ориентированными на подчиненных) и соче-
тающими  в  себе  черты  того  и  другого  стилей  в  зависимости  от  организа-
ционных  обстоятельств  (дефицит  времени,  разница  в  квалификации  под-
чиненных и лидера). 

Согласно    исследованиям  Университета  штата  Огайо,  стиль  лидер-

ства  классифицируется  по  вниманию  к  подчиненным    и  инициированию 
структуры. Внимание к подчиненным – это степень уважения руководите-
лем  идей  и  чувств  сотрудников,  проявление  заботы  о  статусе,  условиях 
труда,  взаимодоверие.    Инициирование  структуры  характеризуется  степе-
нью    ориентации  лидера  на  выполнение  рабочих  задач  и  достижение  це-
лей. Комбинируя эти элементы поведения руководителей, ученые выдели-
ли  четыре  основных  стиля:  высокая  степень  инициирования  структуры – 
низкая степень внимания к подчиненным, высокая степень инициирования 


background image

 

 

12 

структуры  –  высокая  степень  внимания,  низкая  степень  инициирования 
структуры  –  низкая  степень  внимания,  низкая  степень  инициирования 
структуры  –  высокая  степень  внимания.  В  соответствии  с  выводами  уче-
ных  Университета штата Огайо наиболее эффективная степень лидерства 
характеризуется высокой  степенью и инициирования структуры, и внима-
ния к подчиненным. 

Исследования  Мичиганского  университета  были  направлены  на 

изучение  поведения  эффективных  и  неэффективных  лидеров  и  сконцен-
трированы на внимании лидера на работе и на работниках. По результатам 
исследования были сделаны выводы, что эффективный лидер: 

  имеет  тенденцию  к  оказанию  поддержки  работников  и  развитию 

хороших отношений с ними; 

  использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению; 
  устанавливает  предельно  высокий  уровень  выполнения  работы  и  

напряженные задания. 

Исследования Р. Лайкерта  были основаны на подходе Мичиганского 

университета и выделили две категории лидеров:  

  лидеры, ориентированные на работников; 
  лидеры, ориентированные на работу. 
Продолжение  исследований  позволило  выделить  четыре  стиля  (сис-

темы) 

управления: 

эксплуататорско-авторитарная, 

благосклонно-

авторитарная,  консультативно-демократическая,  основанная  на  участии. 
Согласно  полученным  результатам,  эффективное  лидерство  основано  на 
участии сотрудников в принятии решений. 

Управленческая  решетка  Блейка  и  Моутон  представляет  собой 

матрицу, образованную пересечением двух измерений лидерства: на гори-
зонтальной оси – интерес к производству и на вертикальной оси – интерес 
к  людям.  Шкалирование  каждой  из  осей  матрицы  от  1  до  9  дало  возмож-
ность выделить пять основных стилей:  

1.1 – «убогое управление»;  
1.9 – «управление сельским клубом»;  
9.1 – «управление, основанное на полномочиях»;  
5.5 – «срединное управление»;  
9.9 – «управление командой».  
Наиболее  эффективным  является  стиль  9.9.  «Управление  командой». 

Стиль  1.1.  «Убогое  управление»  означает  отсутствие  философии  руково-
дства  и  управления;  стиль  1.9.  «Управление  сельским  клубом»  означает, 
что  основной  акцент  делается  на  потребностях  сотрудников,  а  не  на  ре-
зультатах  работы;  стиль  9.1.  «Управление,  основанное  на  полномочиях» 
означает  ориентацию  менеджмента  на  эффективность  производства  в 
ущерб  вниманию  к  людям;  стиль  5.5.  «Срединное  управление»  отражает 
равное внимание как к производству, так  и к людям. 

Однако все поведенческие теории лидерства также зашли в тупик, по-

скольку в них не учитывалось наличие и влияние ситуационных факторов. 
Представители  поведенческой  теории  лидерства  пришли  к  выводу  о  том, 


background image

 

 

13 

что,  во-первых,  не  существует  одного-единственного  оптимального  стиля 
руководства,  и,  во-вторых,  эффективность  стиля  руководства  зависит  от 
характера  конкретной  ситуации,  в  соответствии  с  которой  изменяется  и 
стиль руководства. 

 

Ситуационный подход к лидерству 

 

Ситуационный  подход  к  лидерству  основан  на  взаимосвязи  стилей 

руководства  и  конкретных  рабочих  ситуаций.  Наиболее  известными  явля-
ются  теории  ситуационного  лидерства  Фреда  Фидлера  (Fiedler,  F.,  1967), 
модель  «путь-цель»  Теренса  Митчелла  и  Роберта  Хауса  (House,  R.  and 
Mitchell, T., 1974
), теория жизненного цикла Поля Херси и Кена Бланшарда 
(Hersey, P. and  Blanchard, K., 1982) и концепция субститутов лидерства. 

Ситуативная модель  Фидлера   включает в себя три основные пере-

менные:  взаимоотношения  «руководитель-подчиненный»,  структура  зада-
ния и должностные полномочия. Руководители, ориентированные на зада-
чу,  эффективнее  всего  работают  в  очень  благоприятных  ситуациях  (хоро-
шие  взаимоотношения,  задачи  структурированы,  широкие  должностные 
полномочия), а также в очень неблагоприятных ситуациях (взаимоотноше-
ния плохие, уровень структурирования задач низкий, руководители имеют 
широкие  или  ограниченные  должностные  полномочия).  Руководители, 
ориентированные на взаимоотношения, предпочитают умеренно благопри-
ятные или неблагоприятные ситуации. 

Модель  «путь-цель»  предполагает  две  ситуативные  переменные  - 

условия внешней среды и личные характеристики подчиненных. Согласно 
модели, руководители выбирают тип поведения, в наибольшей степени со-
ответствующий конкретным требованиям внешней среды, в которой рабо-
тают их подразделения, и особенностям своих подчиненных (директивный, 
основанный  на  поддержке,  ориентированный  на  участие  /  партисипатив-
ный или ориентированный на достижения). 

В  рамках  модели  жизненного  цикла  руководителя  Херси  и  Блан-

шарда  утверждается,  что эффективный стиль руководства зависит  от  зре-
лости  исполнителя.  Зрелость  исполнителя  (ответственность,  целеустрем-
ленность, образование, опыт) может быть высокой, умеренной или низкой. 
Исполнители с  низким  уровнем зрелости в большей степени нуждаются  в 
указаниях, чем в человеческих отношениях; исполнители со среднем уров-
нем зрелости нуждаются как в инструкциях, так и в хороших отношениях; 
исполнители с умеренно высокой степенью зрелости должны привлекаться 
к  участию  в  управлении;  исполнители  с  высокой  степенью  зрелости  нуж-
даются в делегировании. 

Ситуативной  моделью,  разработанной  Виктором  Врумом  и  Филип-

пом  Йеттоном  (Vroom,  V.,  Yetton,  P.,  1973),  является  модель  участия  в 
принятии  решений.  Суть  этой  модели  заключается  в  том,  что  отношение 
руководителя  к  участию  его  подчиненных  в  процессе  принятия  решений 
должно изменяться в зависимости от структуры задачи (рутинная, средняя, 


background image

 

 

14 

не  рутинная).  Модель  содержит  последовательный  набор  правил,  которы-
ми  можно  руководствоваться,  чтобы  определить  форму  и  объем  участия 
подчиненных  в  принятии  решений  в  каждой  конкретной  ситуации.  Она 
представлена  в  виде  дерева  решений,  объединяющего  семь  факторов,  ко-
торые  определяют  структуру  задачи  и  пять  стилей  руководства,  которые 
представлены в табл. 1.1. 
 

Таблица 1.1 

Стили руководства по модели Врума-Йеттона 

 

Автократический I 
(AI) 

Вы  решаете  проблему  или  принимаете  решение 
самостоятельно,  используя  для  этого  информа-
цию,  которая  есть  в  вашем  распоряжении  в  дан-
ное время

 

Автократический II  
(А II) 

Вы получаете необходимую информацию от под-
чиненных,  а  затем  самостоятельно  решаете  про-
блему.  Собирая  сведения,  вы  можете  рассказать 
подчиненным либо скрыть от них, в чем состоит 
суть  проблемы.  Роль  подчиненных  сводится 
только  к  предоставлению  вам  необходимой  ин-
формации,  а  не  в  поиске  или  оценке  вариантов 
решений

 

Консультативный I  
(К I) 

Вы  делитесь  проблемой  индивидуально  с  теми 
подчиненными,  которые  имеют  к  ней  непосред-
ственное  отношение,  и  выслушиваете  их  идеи  и 
предложения,  но  не  отказываетесь  от  коллектив-
ного обсуждения. Затем вы принимаете решение, 
которое  может  учитывать  либо  не  учитывать 
мнение подчиненных

 

Консультативный II  
(К II) 

Вы  делитесь  проблемой  со  своими  подчиненны-
ми  в  группе,  коллективно  обсуждая  все  идеи  и 
предложения. Затем вы принимаете решение, ко-
торое учитывает либо не учитывает их мнения

 

Групповой II  
(Г II) 
 

Вы делитесь проблемой с вашими подчиненными 
в  группе.  Вместе  вы  определяете  и  оцениваете 
варианты  и  пытаетесь  достичь  консенсуса,  опре-
деляя правильное решение

 

Источник.  V.H.  Vroom,    P.  W.  Yetton,  Leadership  and  Decision-Making  (Pitts-burgh: 
University of Pitts burgh  Press, 1973) 

 


background image

 

 

15 

Современные подходы к лидерству 

 

В основе  теории приписывания в сфере руководства  лежат  причин-

но-следственные  взаимосвязи. Суть лидерства заключается в том,  что лю-
ди  приписывают  другим  те  или  иные  характеристики.  Подчиненные,  как 
правило,  склонны  описывать  руководителей  как  людей,  обладающих  та-
кими  чертами,  как  ум,  индивидуальность,  хорошие  организаторские  спо-
собности, напористость, восприимчивость и трудолюбие. Многочисленные 
факты свидетельствуют о том, что настоящим лидером считается тот чело-
век, который берется за трудное  или непопулярное дело, и, благодаря сво-
им  указанным выше качествам, в конечном счете побеждает в этой тяже-
лой борьбе. 

Теория  харизматического  руководства  представляет  собой  продол-

жение  теории  приписывания.  Согласно  этой  теории,  подчиненные  припи-
сывают  руководителям  неординарные  лидерские  способности.  Исследова-
ния  харизматического  лидерства  направлены  на  выявление  личностных 
характеристик руководителей. Основные характеристики харизматических 
руководителей, согласно исследованиям Джей Конгер и Рабиндра Канунго 
(Iay Conger and Rabindra Kanungo), представлены в табл. 1.2. 

 

Таблица 1.2 

Основные характеристики харизматических руководителей  

1.  Уверенность  в  себе.  Харизматические  руководители  абсолютно 

уверены в правильности своих методов руководства и в своих спо-
собностях 

2.  Видение.  Они  идеализируют  цель,  которая  обещает  лучшее  буду-

щее,  чем  обеспечивает  статус-кво.  Чем  больше  отличие  между 
идеализированной  целью  и  нынешним  устоявшимся  состоянием, 
тем вероятнее, что подчиненные будут считать, что их лидер имеет 
неординарное видение будущего их организации 

3.  Способность  четко  изложить  свое  видение.  Такие  лидеры  могут 

сформулировать и выразить свое видение будущего организации  в 
терминах, понятных окружающим. Данное качество демонстрирует 
их  точное  понимание  потребностей  подчиненных  и,  таким  обра-
зом, действует как мощный мотивирующий фактор 

4.  Твердая  убежденность  в  правильности  своего  видения.  Харизма-

тические  руководители  воспринимаются  как  индивидуумы  с  чрез-
вычайно высоким уровнем ответственности, способные лично пой-
ти  на  большой  риск,  нести  большие  расходы  и  жертвовать  ради 
достижения своего видения личными интересами 

5.  Неординарность.  Харизматические  руководители  привлекают  лю-

дей поведением, которое воспринимается ими как нечто совершенно