Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 9623

Скачиваний: 175

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

171 

 
что  от  них  ожидают.  Аудиофильное  качество surround-а  никогда  по-настоящему  не  было  предметом 
серьёзного обсуждения. И никакие деньги, сколько бы их не тратили на бытовые surround-системы уровня 
hi-fi,  не  помогут  добиться  реалистичного  звучания,  если  ущербны  сами  записи.  И  тут  то  и  возникает 
мысль, что surround и hi-fi вряд ли когда-нибудь смогу ужиться. 

15.7 Фундаментальные требования к стерео 

Большую  часть  из  последних  тридцати  лет  жизни  я  провёл,  работая  инженером  звукозаписи, 

продюсером и студийным дизайнером. Всё это время я находился в поиске и стремлении добиться такого 
дизайна  контрольных  комнат,  в  которых  я  был  бы  уверен,  что  то,  что  я  слышу,  является  достаточно 
точным  отображением  того,  что  записано  на  ленте.  Если  в  записях  были  какие-то  проблемы,  я 
непременно  хотел  их  слышать,  чтобы  их  можно  было  исправить  до  того,  как  записи  отправятся  в 
магазины.  Если  же  записи  звучали  великолепно  потому,  что  они  таковыми  и  были,  я  тоже  хотел  быть 
уверенным,  что  так  оно  и  есть.  Мониторинг,  которому  не  хватает  разрешающей  способности  для  того, 
чтобы улавливать тончайшие нюансы, позволяет, как правило, и дефектам перекочёвывать в конечную 
продукцию,  продающуюся  в  магазинах,  что  вызывает  недовольство  со  стороны  требовательной  части 
клиентуры. "Льстивые"  мониторы,  которые  показывают  всё  «красивше»,  чем  оно  есть  на  самом  деле, 
приводят к обескураживающим результатам, когда записи воспроизводятся в помещениях, не имеющих 
«льстивой»  акустики.  Такое  положение  не  устраивает  меня  ни  как  инженера,  ни  как  продюсера.  Не 
устраивает оно и просто слушателей.

 

Профессиональные  студии  звукозаписи – это  не  просто  студии,  зарабатывающие  деньги,  а 

студии,  у  которых  существует  профессиональное  отношение  к  делу.  Шабашники  получают  деньги  за 
выполнение работы, а профессионалы получают деньги за выполнение работы на высочайшем уровне, 
которого  можно  добиться  в  соответствующих  обстоятельствах,  что  позволяет  даже  продвигать  вперёд 
некоторые основополагающие стандарты. Нейрохирург, делающий операции на мозге, не может хорошо 
и профессионально выполнить работу, пользуясь тупыми и грязными инструментами. Вместе с тем, я ни 
на шаг не подпущу к своему мозгу мясника, будь он хоть с самыми передовыми инструментами. Для того 
чтобы  должным  образом  выполнять  такую  работу,  нужны  как  соответствующие  навыки,  так  и 
соответствующий  инструментарий.  И  независимо  от  того,  о  чём  идет  речь – о  нейрохирургии  или  о 
звукозаписи – мастерство, опыт, знания и хорошее оборудование – всё это должно быть на месте, если 
хотите добиться профессиональных и устойчивых результатов. Сложить все эти составляющие в единое 
целое  в  стереофонии – задача  не  из  лёгких.  А  уж  если  речь  заходит  о surround – то  она  становится 
неимоверно  тяжёлой.  Поэтому  студийные  дизайнеры  обычно  пытаются  добиться  таких  условий 
мониторинга,  которые  обеспечат  равномерные  или  плавно  сужающиеся  частотные  характеристики, 
отсутствие  ранних  отражений,  окрашивающих  звук  и  вносящих  в  него  сумбур,  а  также  низкий  уровень 
искажений  и  фоновых  шумов,  которые,  как  правило,  скрывают  тонкости  музыкального  исполнения. 
Добиться  этого  в surround-формате – задача  очень  сложная  даже  в  акустически  контролируемом 
помещении, и практически нереализуемая - в домашних условиях. 

С  вышеуказанными  основными  требованиями  согласились  бы  почти  все  студийные  дизайнеры, 

хотя  есть  ещё  множество  других  аспектов,  касающихся  высококачественного  мониторинга,  значимость 
которых  часто  определяется  личными  приоритетами.  Это  привело  к  появлению  различных  концепций 
дизайна  контрольных  комнат  стерео  формата,  таких  как "Live-End-Dead-End" (LEDE -  "живая  зона - 
мёртвая зона"), "Non-Environment" (NE – «бессредная» комната), а также других подходов, направленных 
на  обеспечение  чистоты  "первичного  звука",  т.е.  звука,  который  впервые  достигает  ушей,  чтобы  можно 
было добиться неокрашенного и незамутнённого мониторинга.  

 
 

Самая распространённая тема  споров у дизайнеров – это отыскание точки, в которой возможен 

оптимальный  баланс  между  чёткостью  звучания,  формированием  стерео  образов  и  обеспечением 
"пространственного"  эффекта,  который,  с  одной  стороны,  был  бы  комфортным  для  музыкантов,  а  с 
другой, – чётко  акустически  ориентированным  на  некие  средние  условия  домашнего  прослушивания. 
Необходимость поиска такого баланса кроется в том, что стерео не может одновременно поддерживать 
все требования, которые часто безосновательно к нему выставляют.  

Основные  различия  между  двумя  такими  концепциями  в  том,  что  "бессредные"  комнаты  в 

большей  степени  ориентированы  на  контроль  качества,  т.е.  они  позволяют  выявить  самые  тончайшие 
детали  звука,  а  также  обеспечивают  отличную  равномерность  звучания  по  низким  частотам.  Комнаты 
"Live-End-Dead-End" (LEDE) (и  некоторые  другие,  которые стремятся  добиться  создания  вокруг  позиций 
прослушивания  зон  без  отражений  и  обеспечивают  более  продолжительное  полуреверберационное 
затухание  всего  звука  в  помещении),  могут  дать  большее  ощущение  погружённости  в  музыку – 
ощущение,  которое  некоторым  музыкантам  кажется  просто  необходимым.  Они  могут  в  определённых 
случаях  создавать  стерео  образы  с  большей  позиционной  устойчивостью,  охватывающей  большие  по 
площади  зоны  прослушивания,  которые,  однако,  не  всегда  столь  прецизионно  точны,  как  те,  которые 
воспринимаются в «бессредных» комнатах. Концепции таких комнат показаны на рис.39 и 66. 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

172 

 

 

 

Некоторые  свойства  обоих  концепций  являются  взаимоисключающими,  поэтому  компромиссные 

варианты зачастую не обладают ни  одним из них. Тем не менее, при всём многообразии человеческих 
вкусов  и  типов  музыки,  которые  мирно  уживаются  друг  с  другом,  у  каждой  "философии"  дизайна  есть 
свои  слабые  и  сильные  стороны,  есть  свои  последователи.  Компромисс,  по  большому  счету,  появился 
как следствие «врождённой» ограниченности стерео, основанного на двух громкоговорителях. Факт в том, 
что какая бы «объёмность» не привносилась в стереофоническое воспроизведение со стороны акустики 
комнаты,  как  благодаря  дизайну,  так  и  по  чистой  случайности,  такая  объёмность  не  будет  истинной 
объёмностью  помещения,  в  котором  делалась  запись.  Более  того,  любой  наложенный  объём  будет 
маскировать  нюансы  фронтального  образа  и  будет  изменяться  сам  при  переходе  из  одной  комнаты  в 
другую. И то, что в этом случае люди услышат дома, вряд ли в полной мере будет зависеть от воли тех, 
кто  делал  запись.  В  миксах,  выполненных  в  «бессредных»  комнатах,  отбрасывается  сама  идея 
«догадывания»  того,  какой  же  будет  бытовая  среда  прослушивания.  Эта  концепция  сосредоточена 
исключительно на мониторинге того, что есть в записи. 

15.8 Ответ на наши молитвы? 

Различия  в  подходах  к  дизайну  стереофонических  контрольных  комнат  можно  разрешить  путем 

использования 5-канального surround-формата.  Здесь  можно  добиться  детализации,  характерной  для 
«бессредных»  комнат,  а  центральный  передний  канал  может  громаднейшим  образом  повысить 
стабильность  образов,  панорамируемых  в  центр.  Задние  каналы  могут  обеспечить  объёмность – ту 
объёмность,  которую  пытались  дать  задние  половины  комнат  типа «LEDE», но  при  этом  существует 
вариант  их  мьютирования  при  необходимости  кропотливого  мониторинга  фронтальных  каналов  (а  вот 
мьютировать  естественную  акустическую  объёмность  контрольной  комнаты  типа «LEDE» не  удастся). 
Получается  комната  наподобие  той,  которая  показана  на  рис.67.  Аудиофилы  могут  сказать:  мечта 
сбылась! 

3-канальный  стереомикс  плюс  два  канала  окружения  могут  обеспечить  высокую  степень 

достоверности, стабильности и ощущения присутствия, что совершенно невозможно при двухканальном 
стерео. Кроме того, этого можно добиться в домашних условиях и, к  тому же, это может обеспечить ту 
степень совместимости при переходе из помещения в помещение, которая так долго ускользала от нас. В 
общем, эта концепция абсолютно реальна. 

К  сожалению,  совершенные  миксы  для  самого  высококачественного «hi-fi»-сурраунда  вряд  ли 

скоро  сделают  погоду  на  рынке. 3-х  канальное  стерео  с  объёмностью  не  представляет  достаточного 
финансового  интереса  для  тех,  кто  хочет  на  индустрии  звукозаписи  делать  деньги.  Они  сейчас 
лихорадочно  суетятся,  пытаясь  до  последней  капельки  выжать  трюковый  потенциал  сурраунда,  и  для 
этого, похоже, они готовы пожертвовать его чудесными возможностями. 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

173 

 

 

 

 

Для  нас  кинематографический  формат Dolby Digital Surround – почти  оптимален,  причём 

единственный  спорный  момент  состоит  в  том,  что  лучше  использовать – суб-вуфер  или  три 
полнодиапазонных  фронтальных  монитора,  и,  конечно  же,  можно  ли  применять  компрессию  данных. 
Если речь идет о настоящем hi-fi звучании, то самый лучший способ воспроизведения объёмности – это 
распределение  тыловых  каналов  с  использованием  либо  диффузных,  либо  распределённых 
(рассредоточенных – А.К.)  тыловых  мониторов – так,  как  в  формате Dolby Digital Surround. Но  в 
музыкальных surround-студиях  любят  применять  пять  дискретных  одинаковых  мониторов,  что  не 
согласуется с принципами формата Dolby Digital Surround. 

Если рассмотреть «бессредные» комнаты, которые сами по себе легко подходят для применения 

в surround-формате для кино, то планы на рис.68 и 67 отличаются только тем, что в каналах окружения 
на  рис.67  используются  дискретные  полнодиапазонные  мониторы,  тогда  как  для  кино  больше 
используются диффузные источники.  

Схема на рис.68 более предпочтительна с точки зрения объёмного характера воспроизведения, 

но она не сможет оптимально озвучить surround-микс, в котором важные сольные инструменты вынесены 
на  тыловые  каналы.  Для  озвучивания  такого  типа  материала  лучше  использовать  компоновку, 
показанную  на  рис.67.  Тем  не  менее,  даже  имея  пять  полнодиапазонных  мониторов,  мы  не  сможем 
добиться  симметричного  мониторинга  между  передним  и  задним  окружением,  что,  по  всей  видимости, 
будет  всенепременнейшим  свойством «hi-fi»-сурраунда.  До  некоторой  степени  это  не  так  уж  и  важно, 
поскольку мы не обладаем слухом с одинаковой направленностью и восприятием и вперёд, и назад. Но 
здесь возникает проблема совместимости при переходе из одного помещения в другое. 

15.9 Проблемы отражения и нагрузка на громкоговорители 

Если  передние  мониторы  установить  заподлицо  в  твёрдую  стену,  то  передняя  стена  будет 

служить продолжением диффузоров, что локализует распространение низких частот. Этим усиливается и 
выравнивается  низкочастотная  характеристика.  Если  и  задние  мониторы  установить  так  же  (в  твёрдой 
стене),  то  тыловая  часть  комнаты  не  будет  обеспечивать  правильного  акустического  согласования  с 
фронтальными  мониторами,  какую  концепцию  дизайна  контрольной  комнаты  мы  бы  ни  выбирали. 
Именно  в  этом  была  серьёзная  ошибка  большинства  квадрофонических  комнат  в 70-е  годы,  когда 
напротив друг друга сооружались, по сути, две передние половины контрольной комнаты. Но дело в том, 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

174 

 
что задние половины контрольных комнат выполняются как дополнение к их передним половинам, иначе 
передние  половины  «не  работают»  так,  как  нужно.  С  другой  стороны,  если  мы  подвесим  мониторы  в 
воздухе  где-то  на  половине  высоты  комнаты,  то  мы  получим  либо  неровное  звучание  из-за 
всенаправленного распространения низких частот, которые будут отражаться от поверхности стен позади 
мониторов,  либо  мы  потеряем  приличную  долю  низкочастотной  энергии  (до 6dB), если  мы  сделаем 
поверхности этих стен звукопоглощающими. 

 

В  домашних  условиях  это  означало  бы  использование  вчетверо  более  мощных  усилителей  и 

громкоговорителей,  что  значительно  увеличило  бы  расходы  на  систему.  Такая  проблема  совсем  не  по 
нутру  коммерсантам  от  звукозаписи.  К  тому  же,  если  речь  идёт  об  использовании  пяти  одинаковых 
мониторов, то добиться от них равномерного звучания в бытовых условиях – задача далеко не простая, а 
в  действительности – почти  неосуществимая.  При  использовании  в  тыловых  каналах  распределённых 
источников такой проблемы почти нет. 

В контрольных комнатах surround-формата с твёрдой передней стеной любой сигнал от тылового 

монитора  ударяется  о  переднюю  стену  и  отражается  назад  в  комнату,  делая  звучание  окрашенным  и 
неровным.  Эту  проблему  можно  в  некоторой  степени  смягчить,  сделав  поверхность  передней  стены 
очень неровной, но ведь эта стена должна ещё и работать как продолжение диффузоров фронтальных 
мониторов! И хотя стена из неотёсанного камня и кажется хорошим вариантом, она всё же не обеспечит 
необходимого подавления низких частот, исходящих из тыловой части комнаты, которые при отражениях 
назад будут создавать неровность звучания. В специализированных контрольных комнатах эту проблему 
можно в какой-то мере решить, используя ямы-ловушки в передней части пола. Но тогда бы получилась 
не столько нейтральная, сколько нетипичная контрольная комната, если говорить о комнатах, в которых 
будет воспроизводиться конечная продукция. С другой стороны, какой смысл делать всё это во вполне 
типичных комнатах, если они не позволяют добиться «hi-fi» миксов? Ситуация кажется безвыигрышной. 

Конечно же, остроту этой проблемы можно немного снизить, воспользовавшись смонтированным 

спереди  суб-вуфером.  Опять-таки,  если  речь  идёт  о  варианте  с  распределёнными  тыловыми 
мониторами,  то  здесь  он  принимается  без  особых  вопросов.  Но  как  быть  в  том  случае,  если  звук 
полнодиапазонного клавишного инструмента, «работающего» в заднем левом мониторе на частоте ниже 
100 Hz, возникнет  из  центральной  правой  позиции?  Для  слушателя,  находящегося  строго  посреди 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

175 

 
мониторов  на  равном  расстоянии  от  них,  негативного  восприятия  может  и  не  быть.  А  вот  слушатель, 
который переместится на метр вперёд (т.е. на один метр ближе к низким частотам и на один метр дальше 
от  более  высоких  частот)  уже  будет  воспринимать  задержку  порядка 5 миллисекунд  между  прибытием 
суб-баса  и  остального  звука.  Если  учесть,  что  высококвалифицированные  разработчики  студийных 
мониторов пускаются во все тяжкие, чтобы добиться точности во времени прибытия сигналов на уровне 
где-то  тысяч  микросекунд,  то  такие  миллисекундные  погрешности,  которые  могут  случаться  даже  в 
слегка рассогласованной surround-обстановке, являются грубыми. По крайней мере, если говорить о «hi-
fi» звучании (ведь «hi-fi» означает – «высокая достоверность» в отношении звукопередачи). 

15.10 Больше источников – больше проблем 

До сих пор мы рассматривали только воспроизведение "монофонических" образов от одиночных 

громкоговорителей, но когда сигналы панорамируются между двумя или более громкоговорителями для 
создания в помещении фантомных образов, всё становится сложнее. Когда все мониторы воспроизводят 
отдельные инструменты или их группы, сигналы, идущие на каждый из мониторов, будут отличными друг 
от друга. Между ними не будет никакой корреляции, а поэтому все эффекты интерференции будут носить 
случайный характер. Однако, когда на два или более мониторов подаётся один и тот же общий сигнал, 
как  при  воспроизведении  центрального  фантомного  образа,  интерференционные  схемы  начинают 
строиться  на  чётких  взаимосвязях - возникают  отчетливые  интерферограммы.  На  частотах,  где  длины 
волн  являются  большими  по  сравнению  с  расстояниями  между  мониторами,  интерференция  будет 
синфазной  и  поэтому  полностью  усиливающей.  На  более  высоких  частотах  взаимное  сложение  и 
погашение  будут  зависеть  от  частоты,  а  уровень  звучания  будет  стремиться  к  среднему  значению 
простого сложения мощности. Эти принципы подробно рассматривались в 12-й главе. 

То,  чего  можно  добиться  в  помещениях  с  контролируемой  акустикой,  имеет  мало общего с  тем, 

чего  можно  достичь  в  бытовых  условиях  в  отношении  звучания  спанорамированных  фантомных 
источников. Более того, чем больше громкоговорителей, на которые панорамируется сигнал, тем меньше 
вероятность того, что музыка будет звучать более или менее одинаково в разных помещениях. Действие 
взаимосвязей зависит как от расстояния между самими мониторами, так и от отражений от поверхностей 
помещения.  Уже  только  сами  эти  условия  определяют  частоту,  до  которой  усиление  звука  вследствие 
взаимосвязей  будет  заметным.  Взаимосвязи  близко  расположенных  мониторов  создадут  усиление 
«низов» до более высокой частоты, чем мониторы, находящиеся на некотором удалении друг от друга. 
Кроме того, они будут давать и больший уровень усиления из-за того, что звукам приходится проходить 
меньшее  расстояние  до  диффузоров  соседних  мониторов,  а  следовательно,  и  более  высокий  уровень 
громкости.  Вот  поэтому-то  и  не  существует,  так  сказать, "типичных"  условий  мониторинга,  исходя  из 
которых  можно  точно  предсказать  тембр  спанорамированных  инструментов  при  прослушивании 
материала  в  других  условиях.  По  этим  причинам  при  переходе  из  одной  обстановки  в  другую  вполне 
могут  сложиться  условия,  при  которых  частоты  в  районе 100 Hz в  музыкальном  балансе  будут 
восприниматься вдвое громче, чем более высокие частоты. Какой же это "hi-fi"?! 

Судя  по  заметкам  в  прессе  о  том,  как  кто-то  пытается  использовать  возможности surround-

микширования,  создаётся  впечатление,  что  большинство  таких  публикаций  направлено  на  создание 
сенсаций, а большинство из тех, кто делает подобные заявления, не осознают сложностей того, чем они 
собираются заниматься. Для новичков в области surround-микширования существует фактор "публичной 
шумихи".  Многие  к  тому  же  подпадают  под  чары  воображаемых  возможностей  того,  что  они  слышат  в 
конкретной  контрольной  комнате.  Их  энтузиазм  и  недостаток  опыта  могут  воодушевить  их  на  создание 
миксов,  которые  просто-напросто  нельзя  будет  перенести  в  другие  условия  хоть  с  какой-то  долей 
прогнозируемости в отношении баланса звучания. Какой же это профессионализм?! 

15.11 Работа в рамках дозволенного 

Давайте  посмотрим,  какие  элементы  технологий surround-микширования  могут  дать 

относительную  ровность  воспроизведения  и  улучшение  результатов  по  сравнению  со  стерео,  а  какие 
ведут к хаосу и разочарованию. 

Делайте ТАК: 
1)  Используйте  «на  все  сто»  центральный  канал,  загружая  всю  позиционированную  в  центр 

информацию  на  один  монитор.  Монофонический  центральный  источник  будет  намного  позиционно 
стабильнее, чем центральный фантомный образ, полученный от пары левого-правого мониторов. Кроме 
этого,  образы  от  одного  монитора  будут  иметь  более  плавную  амплитудно-частотную  характеристику, 
меньше искажений, большую общую прозрачность, нежели фантомный образ, потому что даже в хорошо 
акустически  оформленной  комнате  некоторые  проблемы  интерференции  двух  источников  всё-таки 
существуют. Далее, при использовании одиночных центральных мониторов длина траектории сигналов, 
доходящих  до  одного  и  другого  уха,  не  отличается,  и,  в  отличие  от  стерео  формата,  нет  провалов  на 
частотах  около 2 kHz (см.  глава 12). Совместимость  при  переходе  из  помещения  в  помещение  у 3-
канальных стерео миксов намного выше, чем у 2-канального стерео. 

2)  Используйте  громкоговорители  окружения  для  придачи  звучанию  объёмности  и  для 

специальных  кратковременных  эффектов.  Если  комната  прослушивания  обеспечивает  довольно