Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 9622

Скачиваний: 175

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

176 

 
короткое  время  затухания,  то  объёмность  записей  может  восприниматься  вполне  достоверно.  Хорошо 
выполненные  записи - как  с  естественной  реверберацией  зала  или  комнаты,  в  которой  проводилась 
запись,  так  и  с  искусственной  реверберацией,  которая  создается  ревербератором - будут  обладать 
хорошей  "переносимостью"  и  давать  очень  правдоподобное  ощущение  "присутствия".  Диффузные  или 
многократно распределённые источники в тыловых каналах, которые используются в кинотеатрах, дают 
наиболее ровные результаты и создают ощущение "окружения" по самой широкой площади. 

3) Для частот ниже 100 Hz используйте суб-вуфер, если помещения прослушивания или сведения 

не  обладают  хорошо  отлаженной  акустикой.  Хотя  в  отличных  акустических  условиях  в  помещениях 
большего  размера  полнодиапазонные  источники  и  звучат  более  естественно,  вариант  применения  суб-
вуфера  может  решить  в  акустически  неотлаженных  помещениях  многие  проблемы,  связанные 
неравномерным  звучанием  на  низких  частотах,  потому  что  суб-вуферы  озвучивают  комнаты  по  более 
простой схеме. 

4)  Попытайтесь  панорамировать  басовые  инструменты  на  одиночные  мониторы  или  как  можно 

ближе  к  ним.  Это  обеспечит  максимальную  совместимость  с  любым  форматом,  которым  пользуется 
конечный потребитель продукции, будь то формат с использованием одного суб-вуфера, нескольких суб-
вуферов  или  полнодиапазонных  дискретных  громкоговорителей.  Это  также  позволит  избежать  ужасов, 
показанных на рис.65. 

 А так НЕ делайте: 
1) Не панорамируйте образы в фантомные позиции, если в этом не необходимости. 
2)  Не  переусердствуйте  с  эффектами,  поскольку  эффекты - вещь  нестабильная,  и  они  будут 

звучать очень по-разному в различных помещениях и на различных системах. 

3) Не панорамируйте важные инструменты в тыловые каналы. Тыловые мониторы в контрольных 

комнатах  будут,  скорее  всего,  звучать  иначе,  чем  громкоговорители  окружения  в  бытовых  помещениях, 
где их обычно направляют на стену, отражающую звук на всех частотах. 

4) Не падайте духом, если что-то не так, потому что реалии surround-формата не соответствуют 

рыночной пропаганде; помните об этом. 

15.12 Куда ведёт surround-формат? 

Производители аппаратуры и фирмы грамзаписи - и те, и другие - часто склонны к чрезмерному 

увлечению surround-мифами.  Абсурдность  этого  напоминает  мне 70-е  годы  с  повальным  увлечением 
квадрофонией.  Ничего  с  тех  пор  не  изменилось  ни  в  законах  физики,  управляющих  процессом 
многоканального  воспроизведения,  ни  в  психоакустике  человека.  Хотя  кое-кто  из  нас  тогда  всё-таки 
многому научился – методом "шишек". Многие из уроков, которые преподала жизнь, уже позабылись, а 
если и нет, то говорят о них крайне мало. Сейчас мы имеем новое поколение, которое бросается, очертя 
голову, в тот же омут, в котором в своё время оказалась квадрофония. 

По  моему  мнению, surround-формат – это  лучшее,  что  когда-либо  происходило  со  стерео.  Он 

может  создавать  чудесную  объёмность  и  способствует  воплощению  некоторых  положительных  сторон, 
которые  приписывались  стерео,  но  которые  до  сих  пор  реализовывались  только  благодаря  каким-то 
"трюкам", часто приводившим к нежелательным побочным эффектам. 

Учитывая  мой  семилетний  опыт  сведения  записей  для  квадрофонических  систем  в 70-х  годах, 

когда  я  работал  в  качестве  инженера  звукозаписи  и  продюсера,  я  думаю,  что  смог  бы  отличиться  в 
создании  интересных surround-миксов,  которые  были  бы  эмоциональными  (если  бы  это  позволил 
музыкальный материал) и отличались бы хорошей "переносимостью" с системы на систему. Однако как 
студийный  дизайнер,  я  вместе  со  многими  другими  дизайнерами  столкнулся  с  некоторыми  ужасными 
проблемами. Дело в том, что в данной отрасли, похоже, начисто отсутствует консенсус в отношении того, 
к  чему  мы  должны  стремиться.  А  тот  консенсус,  который  есть,  требует  от  нас  чего-то  такого,  чего, 
насколько  нам  известно,  добиться  в  полной  мере  нельзя.  Я  могу  построить  комнаты,  которые  могут 
хорошо  "работать",  если  микширование  в  них  выполняется  по  всем  правилам  и  с  пониманием 
ограничений,  заложенных  в surround-формате.  Я  делаю  работу  такого  рода  для  студий  дубляжа 
кинофильмов.  Но  когда  я  делаю  её  только  и  только  ради  звука,  я  боюсь,  что  мой  дизайн  будут 
критиковать  за  то,  что  он  не  позволяет  делать  слишком  много  глупостей.  С  другой  стороны,  я  могу 
сделать  дизайн  комнат,  который  бы  полностью  отвечал  требованиям  заказчиков,  но  когда  при  этом 
окажется,  что  сделанные  в  них  записи  непереносимы  в  другие  условия,  меня  обвинят  в  том,  что  я 
построил комнаты, которые "врут". Я не получаю ни малейшего удовольствия от проектирования комнат, 
которые не могут "работать", как следует. 

Очень  многое  из  того,  что  служит  пищей  для  восхвалений surround-формата,  является  просто 

трюкачеством, а не тем, что могло бы способствовать совершенствованию "hi-fi" концепций. Конечно же, 
факт  остается  фактом:  основополагающей  целью  большого  бизнеса  является  прибыль,  а  не 
альтруистские  соображения.  Если  можно  поднять  новую  волну  шумихи,  которой  будут  охвачены 
громадные массы людей, и сделать на этом большие деньги, то, вне всякого сомнения, по такому пути он 
и  пойдет.  Ну  и  ладно…  Плохо  лишь  то,  когда surround-формат  рекламируется  как  усовершенствование 
стерео  практически  во  всех  его  аспектах.  При  ограниченном  наборе  обстоятельств  его  можно 
рассматривать  как  усовершенствование,  но  это  не  те  обстоятельства,  которые  столь  рьяно 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

177 

 
рекламируются, потому что больших денег на них не сделаешь. 

Если surround-формат  означает  использование  логической  схемотехники  для  наращивания 

усиления  и/или  сжатия  данных  для  «запаковки»  их  на  хорошо  продающийся  носитель  информации,  то 
хорошо натренированное ухо тут же распознает такие surround-системы, равно как они станут заметными 
и  в  определённых  типах  музыкальных  программ.  Мы  же  можем  сделать  чудеса  и  с  помощью DVD, 
используя 21-разрядные  фронтальные  каналы,  работающие  на  частоте 96 kHz, 16-разрядные  каналы 
окружения с частотой 48 kHz и узкополосный канал суб-вуфера. Такая система может дать великолепное 
3-канальное стерео без всякой там компрессии и логических устройств. Вот такой подход, если говорить 
о качестве, мог бы стать громадным шагом вперёд для бытовых hi-fi систем. Он мог бы также предложить 
ряд  удивительных  новых  ощущений.  Но  фирмы,  исповедующие  рыночные  интересы,  скорее  всего 
«позаботятся»  о  том,  чтобы  такой  разумный  подход  остался  только  на  бумаге.  Тогда  единственными 
вариантами выбора останутся только hi-fi или surround. 
 

Ссылка 
1 Newell, P.R., 'From Mono and Stereo, Through Quadrophony, to Surround', Proceedings of the 

Institute of Acoustics, Reproduced Sound 13, Vol. 19, Part 6, pp. 135-154 (October 1997) (Reproduced in Audio 
Media,
 European Edition, Issues 85 and 86. December 1997 and January 1998.) 
 

Библиография 
Chase, J., 'Hi-fi or Surround? Part Two', Audio Media, European Edition, Issue 92, pp. 122-6 (July 1998) 
Hidley, T., 'Full Bandwidth', Audio Media, European Edition, Issue 98, pp. 72-6 (January 1999) 
Holman, T., 'Audio for Digital Television', Audio Media, European Edition, Issue 89, pp. 
114-18 (April 1998) 
Newell, P. R., 'Hi-fi or Surround? Part One', Audio Media, European Edition, Issue 90, p. 188 and pp. 

190-2 (May 1998) 

Newell, P. R., 'Surround Monitoring', Audio Media, US Edition, Issue 9, pp. 54-61 
(July/August 1998) 
 
 

 
 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

178 

 

Глава 16  ильные и слабые стороны рупоров 

 

Перед  тем,  как  распрощаться  с  темой  громкоговорителей  и  мониторов,  целесообразно  вкратце 

рассмотреть  некоторые  свойства  рупорных  громкоговорителей.  Один  из  главных  вопросов  на  тему 
мониторинга  так  и звучит:  стоит  ли  применять  рупорные громкоговорители?  В большинстве аргументов 
против  их  использования  просматривается  колоссальное  множество  недоразумений  и  невежества. 
Конечно  же,  в  некоторых  мониторных  системах  применяются  поистине  ужасные  рупорные 
громкоговорители, но точно так же, как и в случае с контрольными комнатами, тот факт, что среди какого-
то количества объектов есть много плохих, совсем не значит, что все они плохи. Большинство из тех, кто 
отвергает рупора, вряд ли вообще слышали когда-либо хорошие рупорные громкоговорители. А то, что 
они  их  не  слышали,  ещё  не  означает,  что  их  нет  вовсе.  В  действительности  же  рупорные 
громкоговорители находят применение даже в самых высококачественных системах мониторинга, но для 
этого их конструкция и способ применения должны быть чётко просчитаны. 

16.1 Как они применяются в наши дни 

Бывают  случаи,  когда  рупорным  громкоговорителям,  как  профессионально  применяемому 

средству для форсирования звука, когда требуются большие уровни звукового давления, альтернативы 
просто  нет,  так  как  общее  эмпирическое  правило,  применимое  практически  к  любым  системам 
громкоговорителей,  гласит:  для  высококачественного  воспроизведения  музыки  источник  звука  должен 
быть  как  можно  меньшим  по  отношению  к  длине  волны.  Более  высокая  чувствительность  систем 
громкоговорителей  с  рупорами  даёт  возможность  применять  физически  небольшие  системы  и  может 
способствовать  тому,  чтобы  избежать  ужасной  путаницы  во  временных  характеристиках,  которые  бы 
имели место при использовании менее чувствительных прямых излучателей звука с большой площадью 
излучения.  В  таких  обстоятельствах  хорошим  подспорьем  является  и  контролируемая  направленность 
рупорных  громкоговорителей,  поскольку  она  позволяет  концентрировать  звук  там,  где  он  необходим, 
затрачивая  при  этом  меньше  мощности  и  избегая  образования  помех,  возникающих  вследствие 
отражений. К сожалению, эти преимущества часто достигаются за счёт чистоты звука. Такая потеря – это 
необходимая дань, которую приходится платить там, где потребности форсирования звука важнее. Этого, 
казалось  бы,  требуют  законы  акустики,  но  и  здесь  приходящее  с  опытом  мастерство  инженеров-
новаторов позволяет обратить недостаток в преимущество. Эти люди занимаются звукопроизводством
и они могут, как скульпторы, «ваять» и «отливать» звуки в соответствии со своим вкусом. Они не связаны 
необходимостью воспроизводить звуки, «привязываясь» к натуре. 

С  другой  стороны,  в  кинотеатрах  и  студиях  звукозаписи,  когда  требуется  относительно  высокий 

уровень как количества, так и качества звука (хотя и не требуются настолько высокие уровни звукового 
давления,  когда  речь  идет  о  форсировании  звука),  поиск  возможностей  добиться  высокой  точности 
передачи  звука  может  быть  сопряжён  со  значительными  усилиями.  Возможно,  краткое  описание  этой 
ситуации будет интересным и полезным для тех «hi-fi»-инженеров, которые всё ещё не определились со 
своей  позицией  в  споре  о  рупорных  громкоговорителях.  В  действительности  же  во  всех  случаях 
применяются одни и те же правила. Отличаются лишь точки, в которых, в соответствии с требованиями 
конкретных ситуаций, отыскивается компромисс. Факты, изложенные здесь, относятся в равной степени 
как студийному мониторингу, так и к сфере hi-fi звука, да и вообще ко всем другим областям работы со 
звуком. 

16.2 Физические потребности 

В  системах,  предназначенных  для  достоверного  воспроизведения  музыки,  рупора  могут 

реалистично работать только в диапазоне выше 500 Hz. Во многих случаях их не используют на частотах 
ниже 800 Hz или  даже 1200 Hz. Говоря  по  существу,  физические  свойства  низкочастотных  рупоров  не 
позволяют на практике добиться от всей системы в целом хорошей переходной характеристики. В 13-й 
главе  описывалось,  почему  для  точной  передачи  переходных  сигналов  (временной  характеристики) 
необходима как отличная амплитудно-частотная, так и точная фазовая характеристики. Отсюда следует, 
что  время  прибытия  сигналов  от  всех  громкоговорителей  системы  должно  быть  как  можно  более 
одинаковым,  поскольку  точность  временной  характеристики  зависит  от  амплитудной  и  фазовой 
характеристик и наоборот! 

Если  рупор  недостаточно  согласован  с  помещением,  то  отражения,  вызванные  резким 

изменением  акустического  сопротивления  у  раструба  рупора,  возвращаются  в  него  обратно.  Они 
«ломают»  как  амплитудную,  так  и  фазовую  характеристику,  а  те,  в  свою  очередь, – переходную 
характеристику  всего  излучаемого  звука  системой  в  целом.  Для  того,  чтобы  рупор  был  хорошо 
согласован и не порождал отражений, ведущих к рассогласованию звучания, раструб рупора должен по 
ширине  равняться  длине  волны  на  самой  низкой  воспроизводимой  частоте.  На  частоте 30 Hz ширина 
раструба должна составлять ни много ни мало – 10 метров! В больших звукоусилительных установках к 
этому размеру можно приблизиться, объединив площадь раструбов целой «стопки» отдельных басовых 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

179 

 
рупоров (слагаются они очень хорошо). В результате получится отличный бас. Но дома, в студии и даже 
в кинотеатрах такие размеры раструба в рупоре просто невозможны. 

Проблему  отражений  можно  легко  продемонстрировать,  простучав  по  концу  обычной 

водопроводной  пластмассовой  трубы  длиной 4-5м.  Вы  услышите  характерный звук из-за  того,  что  звук, 
многократно отражаясь, «гуляет» от одного конца трубы к другому, порождая множество эхо-сигналов, на 
затухание которых может уйти значительное время. Задача правильного согласования рупоров как раз в 
том  и  состоит,  чтобы  полностью  избавиться  от  такого  эффекта.  Если  этого  не  сделать,  если  в  поиске 
компромиссных решений упор делается на чём-то другом, то в итоге мы получим «ускоренную» версию 
«трубного» эффекта, который преимущественно и есть причиной так называемого «рупорного звучания». 

Длина  тоже  является  проблемой.  Все  рупора  обладают  так  называемой  частотой  среза.  Это 

частота,  ниже  которой  рупор  уже  не  оказывает  на  громкоговоритель  активную  нагрузку  по 
сопротивлению,  а  поэтому  теряется  и  «эффект  нагрузки  от  рупора».  Частота  среза  пропорциональна 
степени  «раскрытия» (расширения)  рупора.  Для  низкой  частоты  среза  требуется  и  низкая  степень 
раскрытия  рупора.  Поэтому,  чтобы  в  нашем  случае  рупор  понемногу  раскрывался  до  ширины 10-
метрового  раструба,  потребуется  большая  его  длина  (основные  причины  этого  описаны  ниже). Однако, 
даже если бы рупор был «складывающегося типа» (лабиринт – А.К.), а в отношении размеров раструба 
было бы принято компромиссное решение, то и тогда рупор для воспроизведения низких частот имел бы 
в длину несколько метров. Звук вынужден преодолеть всю длину рупора, прежде чем он «выйдет» с него 
через раструб в помещение для прослушивания. По этой причине возникнет нестыковка между временем 
излучения  сигналов  средне-  и  высокочастотными  громкоговорителями  и  временем  задержки  «низов», 
которое  им  потребуется  для  того,  чтобы  пройти  по  рупору  и  выйти  наружу  при  скорости  примерно 3 
миллисекунды  на  каждый  метр  пути.  Вот  почему  так  трудно  добиться  одновременного  прибытия  в 
позицию слушателя всех частот, что является залогом хорошего общего звучания переходных сигналов, 
по крайней мере, если не прибегать к помощи цифровых дилеев для задержки средних и высоких частот. 
В большинстве ситуаций это было бы крайней мерой. 

И ещё одна проблема: как смонтировать средне- и высокочастотные громкоговорители, чтобы они 

были достаточно близко от рабочей области источника низких частот (центра раструба), чтобы создать 
со-осный,  компактный  или  даже  когерентный  (хорошо  увязанный,  слитный – А.К.)  источник  звука? 
Большие  предметы,  помещённые  внутри  раструба,  расстроят  его  звучание,  а  физическая  удалённость 
источников звука друг от друга даст некогерентное звучание. Только где-то с частоты 500 Hz физические 
размеры  раструбов  становятся  более-менее  подходящими,  чтобы  их  можно  было  смело  включать  в 
системный  комплекс.  Длина  волны  на 500 Hz составляет  где-то 65см,  а  значит  мы  имеем  вполне 
приемлемую  ширину  раструба.  Более  того,  степень  раскрытия  рупора,  необходимая  для  частоты  среза 
500 Hz вместе с подходящим переходом на горловину, позволяет сделать  рупор длиной 40–50 см. Эти 
данные  полезны  для  конструирования  системы.  Низкочастотные  рупорные  громкоговорители,  которые 
применяются в hi-fi акустических системах, кое-кому нравятся по звучанию, но на самом деле по своей 
«честности»  они  по  большому  счёту  не  являются  именно hi-fi акустическими  системами (hi-fi – это 
сокращение  от high fidelity - «очень  точный,  достоверный»).  Сами  физические  свойства  этих  рупоров 
противоречат  такому  определению.  Тем  не  менее,  я  совсем  не  намерен  критиковать  тех  людей,  кому 
нравится их звучание. Мы слушаем музыку для удовольствия, а то, что нравится, то и хорошо. Здесь же я 
пытаюсь просто отделить правду от вымыслов в отношении того, что могут и чего не могут рупора, когда 
речь идёт о наиболее достоверном воспроизведении звука с технической точки зрения.  

Исторически  сложилось  так,  что  киноиндустрия  и  звукоусилительные  компании,  как  самые 

большие  потребители  рупоров,  вкладывали  огромные  деньги  в  исследовательские  работы  по  их 
созданию.  Производители  мониторных  систем  для  студий  звукозаписи  в  основном  «заимствовали»  для 
своих нужд самые лучшие разработки рупоров с точки зрения их звучания, хотя они и предназначались 
для других целей. При этом они часто «получали в наследство» некоторые малозаметные погрешности 
звучания,  которые  оставались  ещё  от  компромиссов,  заложенных  изначально  для  других  целей.  В 
студиях  и  в hi-fi индустрии  эти  звуковые  изъяны  часто  подвергались  критике  за  «кваканье»  или 
«хрюканье».  Эта  критика  стала  настолько  общепринятой,  что  многие  люди,  даже  профессионалы, 
считают,  что  эти  изъяны  являются  врождённой  «болезнью»  рупоров  как  таковых.  Но  ведь  это  не  так! 
Кроме  того  принято  считать,  что  искажения  звучания  в  области  частоты  среза  являются  неизбежными. 
Это  ещё  один  неверный  «факт»!  К  сожалению,  бывают  случаи,  когда  некоторые  производители 
громкоговорителей, которые рупорных громкоговорителей сами не производят, пользуются невежеством 
большей части публики и «очерняют» рупорные громкоговорители только для того, чтобы продвинуть на 
рынок  свои  собственные  альтернативные  разработки.  Даже  некоторые  очень  большие  компании,  для 
которых  прибыль  является  единственным  raison d'etre (мотивом – пер.),  тут  же  спешат  отказаться  от 
рупоров,  если  в  прессе  на  них  появляется  слишком  много  нападок,  и  разрабатывают  альтернативный 
продукт только для того, чтобы его было легче продать. 

16.3 Частота среза и применение экспоненциальных рупоров 

Рупоры – это  волноводы  с  поперечным  сечением,  которое  увеличивается,  постепенно  или  не 

очень,  от  малой  горловины  до  большого  по  размеру  раструба.  Таким  образом,  акустическая  волна, 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

180 

 
проходя  по  рупору  от  горловины  до  раструба,  расширяется  на  величину,  зависящую  от  степени 
локального раскрытия рупора. В действительности конический рупор представляет собой часть (сектор – 
А.К.)  шара.  Конические  рупора  эффективны  только  тогда,  когда  используются  на  высоких  частотах  и 
имеют  небольшой  размер.  Это  ограничивает  их  использование  в  качестве  аудио  рупоров.  С  другой 
стороны,  гладкая  труба  с  параллельными  стенками  оказывает  исключительно  полезную  нагрузку  на 
громкоговоритель, но для этого длина ее должна быть бесконечной. Если её коротко обрезать, то выход 
звука из неё в воздушную среду помещения будет очень резким, поэтому данные проблемы отражений и 
искажения частотной характеристики, конечно же, не позволят отнести такой громкоговоритель к классу 
hi-fi.  Звучание  его  будет  похоже  на  упомянутый  нами  случай  с  трубой,  по  концу  которой  постучали. 
Однако,  если  применить  рупор  с  экспоненциальным  (или  близким  к  нему)  расширением  раструба,  то 
можно  добиться  относительно  однородной  активной  нагрузки  в  широком  диапазоне  частот. 
Экспоненциальное расширение – это такое расширение, при котором степень расширения постоянна по 
всей длине рупора. То есть, если на расстоянии от точки А до точки В площадь сечения удваивается, то 
отношение  площадей  сечения  в  двух  других  точках,  удалённых  друг  от  друга  на  такое  же  расстояние, 
тоже  будет 1:2. Если  в  коническом  рупоре  нагрузка  с  повышением  частот  постепенно  изменяется  от 
реактивной  до  активной,  то  геометрия  экспоненциального  рупора  даёт  резкое  изменение.  Переход  от 
реактивной  нагрузки  к  активной  происходит  одновременно  по  всей  длине  рупора  на  частоте  среза.  В 
отличие от сферически расширяющейся волны, у которой нагрузка зависит от частоты и от расстояния 
до  источника  (ситуация,  характерная  для  конических  рупоров),  нагрузка  сопротивления  в  области 
расширения  экспоненциальной  волны  зависит  только  от  частоты – частоты  среза.  Поэтому,  применяя 
экспоненциальную  степень  раскрытия,  можно  вполне  реализовать  на  практике  небольшие  короткие 
рупора  с  широким  диапазоном  равномерно  распределённых  частот.  На  рис.69  показано  сравнение 
некоторых характеристик конических и экспоненциальных рупоров. 

 

 
Четыре наиболее важных момента состоят в следующем: 
1) Частота среза в горловине зависит исключительно от степени раскрытия рупора. 
2)  Плавность  перехода  звука  из  раструба  в  воздушную  среду  помещения  зависит  от  того, 

насколько  плавно  раструб  переходит  в  отражатель  (в  плоскость  корпуса  монитора  или  фронтальной 
стены – А.К.).  Она  также  зависит  от  размеров  раструба,  а  максимальный  его  размер  должен  быть  не 
менее длины волны самой низкой из воспроизводимых частот. 

3)  Размер  раструба  должен  быть  в  пределах  разумного,  иначе  невозможно  будет  компактно 

объединить рупора с другими громкоговорителями в одной системе. 

4)  Если  общая  длина  рупора – от  диафрагмы  громкоговорителя  (горловины)  до  раструба – 

превышает примерно 40 см, то даже проблемы низкочастотных отражений могут настолько оделяться во 
времени от первоначального сигнала, что в характере звука возникнут «рупорные» явления. 

Вышеуказанные ограничения являются довольно жёсткими, и если к ним не отнестись с должным 

уважением, то вряд ли можно будет добиться оптимального звучания рупорных громкоговорителей. 

16.4 Степени нагрузки 

Рупора,  которые  используют  в  профессиональном  мониторинге,  такие  как AX2 производства 

фирмы «Reflexion Arts», которые  показаны  на  фото 26, выполнены  в  соответствии  с  требованиями 
физики  рупоров  и  в  исключительной  степени  свободны  от  недостатков.  На  рис.70  показано