Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
Грибанов Юрий Иванович
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ
ИНСТИТУТА СЕРВИСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством
(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг)
Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
Научный консультант: доктор экономических наук, доцент Руденко М.Н.
Санкт-Петербург – 2019

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ................................................ 16 1.1. Сущность, содержание и роль цифровой трансформации в развитии социально-экономических систем ............................................... 16 1.2. Ключевые аспекты теории цифровой трансформации социально- экономических систем ...................................................................................... 33 1.3. Факторы и условия цифровой трансформации социально- экономических систем ...................................................................................... 50
Глава II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ И СЕРВИСИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ..................................................................... 68 2.1. Подходы, модели и инструменты цифровой трансформации и сервисизации хозяйственной деятельности в условиях цифровизации экономики................................................................................. 68 2.2. Цифровые платформы как инструмент цифровой трансформации ...... 84 2.3. Предпосылки цифровой трансформации на основе платформизации . 98
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ .................................................................................... 114 3.1. Цифровая трансформация системы государственного управления в условиях цифровизации экономики ........................................................... 114 3.2. Формирование ключевых компетенций персонала в процессе цифровой трансформации и цифровизации экономики ............................. 133 3.3. Бизнес-модель, основанная на цифровой платформе, и еѐ роль в цифровой трансформации ........................................................... 152
Глава IV. МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА
СЕРВИСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ........................................................................... 169


3 4.1. Концептуальные основы формирования сервисного интегратора для цифровой трансформации социально-экономической системы на базе универсальной цифровой платформы .............................................. 169 4.2. Механизм управления преобразованием сервисно- ориентированной компании в сервисного интегратора .............................. 183 4.3. Проектный подход к цифровой трансформации социально- экономической системы на базе сервисного интегратора .......................... 196
Глава V. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
НА БАЗЕ СЕРВИСНОГО ИНТЕГРАТОРА ..................................................... 218 5.1. Тенденции и перспективы цифровой трансформации сервисных интеграторов .................................................................................................... 218 5.2. Организационно-институциональное обеспечение платформы цифровой трансформации .............................................................................. 234 5.3. Эффекты цифровой трансформации социально-экономических систем на базе сервисного интегратора посредством платформизации ... 256
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 274
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................... 284
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 321

4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена ак- тивным проникновением цифровых технологий во все сферы жизнедеятель- ности современного общества. Бизнес-сообществом и правительствами стран мира, в том числе Российской Федерации, осознана необходимость ускоре- ния процессов цифровизации и цифровой трансформации экономики в целях достижения конкурентоспособных позиций в формирующемся цифровом пространстве новой мировой экономики, что требует аналитической и науч- но-методической проработки осуществления такого рода изменений.
Цифровая экономика задает вектор, по которому будут развиваться со- циально-экономические системы микро-, мезо-, макроуровней на долгосроч- ную перспективу, что вызывает необходимость исследования и всесторонне- го анализа процессов цифровой трансформации. Бывшая прежде приорите- том для отдельных инновационных компаний, сегодня цифровая трансфор- мация стала массовым явлением, а соответствующие проекты – жизненно важными для успеха не только отдельных компаний, но также регионов и стран. При этом сама эта трансформация тесно связана с тенденцией серви- сизации социально-экономических систем и во многом реализуется на ее ос- нове. Причем эта взаимосвязь и механизм ее осуществления остаются недос- таточно изученными, что обуславливает потребность в развитии инструмен- тария ее выявления, оценки и управления ею.
Анализ российской и зарубежной практики, а также теоретических ис- следований показывает, что сервисизация и цифровая трансформация соци- ально-экономических систем осуществляются на основе цифровых плат- форм, интегрирующих хозяйственные, социальные и технологические про- цессы, формирующих цифровые сервисные экосистемы. В этой связи, в эко- номике возникает новый институт, новая категория бизнес-структур сферы услуг – сервисные интеграторы, роль которых в прогрессивном экономиче-


5 ском развитии существенно возрастает, но механизмы их функционирования, способы управления, сетевого сервисного взаимодействия с другими эконо- мическими субъектами, а также многие другие вопросы остаются недоста- точно изученными, что на практике сдерживает развитие компаний – сервис- ных интеграторов.
Изложенные обстоятельства обусловливают актуальность темы диссер- тационного исследования, как в части становления и развития современной экономической теории (в частности, ее разделов, связанных с процессами сервисизации, структурных институциональных трансформаций, становле- ния цифровой экономики и др.), так и для приращения научно-методической базы практико-ориентированного инструментария цифровой трансформации социально-экономических систем на основе формирования и развития инсти- тута сервисной интеграции.
Степень научной проработанности проблемы определяется новиз- ной ее возникновения и связанной с этой пока еще слабой научной прорабо- танностью процессов цифровой трансформации, в том числе в их взаимосвя- зи с тенденцией сервисизацией экономики.
Интерес общеметодологического и теоретического характера для по- нимания автором исследуемой проблемы составили фундаментальные труды таких зарубежных авторов, как С. Алстром, Д. Белл, К. Берд, Н. Винер,
Б. Гейтс, Д. Гѐлди, Е. Геллнер, К. Гирц, П. Друкер, Р. Йенсен, М. Кастельс,
С. Кузнец, Э. Лемберг, Дж. Лихтгайм, Г. Маклюэн, Р. Макридис, Г. Менш,
А. Пшеворский, Д. Рисмен, М. Роуз, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, М. Фриден,
Ф. Фукуяма, К. Шваб, Й. Шумпетер и др. На основе их изучения сформиро- валась авторская теоретико-методологическая концепция проведения диссер- тационного исследования.
Вопросы развития сферы услуг и ее трансформации в рамках социаль- но-экономической системы в целом, в том числе в связи с развитием процес- сов цифровизации и сетизации, а также с учетом фундаментальной тенден- ции сервисизации социально-экономических систем, раскрыты в работах

6
А.А. Волковой, И.В. Капустиной, Г.А. Карповой, И.Д. Котлярова, А.А. Ку- рочкиной, Т.А. Лавровой, Е.В. Песоцкой, О.Е. Пироговой, В.И. Сигова,
О.А. Третьяк, С.А. Уварова, И.П. Фировой, Л.В. Хоревой, Е.В. Ялунер и др.
Эти исследования послужили теоретико-методологической основой для формирования авторского подхода к анализу институциональных и струк- турных изменений как в самой сфере услуг, так и в национальной экономики, обусловленных ее сервисизацией.
Концепция цифровой экономики и механизмы перехода к ней рассмат- риваются в работах отечественных авторов, таких как Г.Н. Андреева,
Ю.М. Акаткин, Т.Г. Богатырева, А.В. Бабкин, С.Д. Бодрунов, Ю.В. Вертакова,
С.Ю. Глазьев, Ф.И. Ерешко, В.А. Ефимушкин, А.В. Кешелава, А.М. Колесни- ков, В.С. Курдюмов, В.В. Макаров, Р.В. Мещеряков, В.Ф. Минаков,
А.В. Олексин, В.А. Плотников, М.Н. Руденко, Т.О. Толстых, В.В. Трофимов,
В.А. Цветков, Е.В. Шкарупета, А.А. Энговатова и др. Также среди отечествен- ных авторов, которые исследовали отдельные отраслевые аспекты цифровой трансформации, в том числе связанные с ее осуществлением в сфере услуг, следует отметить таких авторов, как Р. Абдеев, С. Андреев, И. Аристова,
Л. Березовец, В. Белоус, Д. Верзилин, А. Гальчинский, В. Горбатенко, Т. Ер- шова, С. Кащавцева, И. Колиушко, Т. Максимова, А. Ракитов, А. Соснин, Л.
Чуприй и др. Анализ результатов, изложенных в работах вышеперечисленных авторов, позволил сформировать прикладной инструментарий исследования цифровой трансформации и формирования института сервисной интеграции.
Объект исследования – структурные изменения экономики, вызван- ные ее цифровизацией и сервисизацией, связанные с развитием института сервисной интеграции.
Предметом исследования являются экономические и управленческие отношения, опосредующие процессы цифровой трансформации социально- экономических систем на основе развития института сервисной интеграции, а также связанные с формированием и развитием специфических компаний сферы услуг – комплексных сервисных интеграторов.


7
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретических основ и методологических положений, а также научно-практических рекомендаций по управлению цифровой транс- формацией социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.
Поставленная цель диссертационного исследования обусловила необ- ходимость постановки и последовательного решения следующих задач:
1. Разработать понятийно-терминологический аппарат цифровой транс- формации социально-экономических систем с учетом тенденции сервисизации экономики.
2. Разработать методический подход к формированию и развитию циф- ровых платформ, как технологических интеграторов специализированных ус- луг в условиях цифровой экономики.
3. Выявить и систематизировать предпосылки цифровой трансформации с учетом тенденции сервисизации.
4. Разработать подход к развитию системы подготовки специалистов для сферы цифровой экономики с учетом новых инструментов сервисного взаи- модействия.
5. Разработать новую бизнес-модель деятельности предприятий, осно- ванную на использовании цифровой платформы и стратегически ориентиро- ванную на углубление сервисизации этой деятельности.
6. Обосновать основные элементы концепции создания сервисного инте- гратора цифровой трансформации социально-экономических систем на базе универсальной цифровой платформы и сервисно-ориентированной аутсорсин- говой модели.
7. Обосновать проектный механизм цифровой трансформации предпри- ятий с участием сервисного интегратора.
8. Разработать предложения по развитию модели «сервисного государ- ства» с учетом перспектив внедрения единой цифровой платформы государст- венного управления.

8
Теоретическую и методологическую базу диссертационного иссле-
дования составили научные труды российских и зарубежных исследователей и специалистов в области экономической теории, теории управления, теории сервисной экономики, теории институциональных трансформаций, теории цифровой экономики, инновационного менеджмента, теории управления раз- витием социально-экономических систем, а также научно-практические на- работки в области инновационного развития социально-экономических сис- тем на основе цифровых технологий и сервисизации процессов хозяйствен- ной деятельности, трансформации ИТ-компаний в сервисные интеграторы.
Методологическая основа исследованиясформирована общенаучными прин- ципами системного подхода; методами анализа – логического, факторного, сравнительного, стратегического, управленческого и др.; методами экономи- ко-математического и организационно-структурного моделирования, количе- ственного и качественного исследования основных тенденций и направлений формирования и развития сферы услуг, сетевой и цифровой инфраструктур, отраслевого (в сфере услуг) менеджмента и др.
Эмпирическую и информационную базу исследования составили официальные статистические данные, опубликованные результаты работ на- учно-исследовательских учреждений и рейтинговых агентств, информация, представленная периодическими деловыми и научными изданиями, в том числе в ресурсах глобальной информационной сети Интернет, в материалах обследований, выполненных независимыми аналитическими организациями, законодательные и нормативные акты, регламентирующие предпринима- тельскую, инновационную и научно-техническую деятельность в РФ, иссле- дования международных организаций, собственные прикладные исследова- ния автора.
Соответствие диссертационной работы паспорту научной специ-
альности. Диссертация по своему содержанию, предмету и методам иссле- дования соответствует Паспорту научной специальности 08.00.05 – Эконо- мика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управ-


9 ление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг), его пунктам:
1.6.109. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в усло- виях рынка; 1.6.117. Современные тенденции развития организационно- экономических форм хозяйствования в сфере услуг; 1.6.118. Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг;
1.6.123. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг.
Обоснованность и достоверность результатов диссертационного ис- следования определяются их корреляцией с результатами, полученными дру- гими авторами с использованием альтернативного исследовательского инст- рументария, тем, что для получения авторских результатов использованы достоверные исходные данные, обработанные с использованием надежных и апробированных научных методов, непротиворечивостью и логичностью по- становок задач исследования, методически корректным планом его проведе- ния, реализацией ряда результатов на практике на корпоративном и регио- нальном уровне, в учебном процессе, а также одобрением их экспертным со- обществом, что подтверждается широкой апробацией положений диссерта- ции на научных конференциях и публикацией результатов в рецензируемых научных изданиях.
Научная новизна результатов исследования заключается в развитии теоретических положений, разработке методологии и прикладного инстру- ментария управления цифровой трансформацией социально-экономических систем, базирующихся на использовании потенциала сервисной интеграции, рассматриваемой на макроуровне как перспективный хозяйственный инсти- тут, способствующий сервисизации экономики, а на микроуровне как вид хо- зяйственной деятельности по формированию сервисных цифровых экосистем на основе создания и развития цифровых платформ.
К наиболее существенным научным результатам, полученным лич-
но автором и выносимым на защиту, относятся следующие:
1. Сформулирован авторский подход к определению цифровой транс- формации, как процесса коренного преобразования концепции и формата

10 функционирования социально-экономических систем всех уровней, отличие которого состоит в дуалистической рассмотрении цифровой трансформации: с одной стороны, как технико-экономического процесса оцифровки – перевода всех ресурсов в цифровой формат, внедрения и формирования пула цифровых технологий, с другой стороны, как организационно-экономического процесса цифровизации – создания сетевых сервисных платформ интеграции и взаимо- действия пользователей цифровых технологий; доказана взаимосвязь и взаи- мообусловленность процессов цифровой трансформации и тенденции серви- сизации экономики, сформирована система факторов и условий цифровой трансформации в современных условиях.
2. Разработан методический подход к формированию и развитию циф- ровых платформ, рассматриваемых как набор интегрированных инструментов, основанных на современных цифровых технологиях, использование которого повышает эффективность управления в социально-экономической системе, отличающийся позиционированием цифровых платформ как технологических интеграторов совокупности услуг, связанных с цифровой экономикой; выпол- нена структуризация состава цифровых платформ, выделены ключевые эко- номические эффекты их использования, субъектный состав системы управле- ния ими, предложены инструменты сокращения трансакционных издержек и ускорения операционных циклов ее участников на основе сервисизации про- цессов их деятельности, что позволяет сократить ресурсные затраты на осуще- ствление цифровизации экономики.
3. Выявлены и систематизированы предпосылки цифровой трансформа- ции на основе платформизации, под которой предложено понимать процесс изменения институциональной организации рынков под влиянием распро- странения модульных цифровых платформ и применения платформенных технологий, а также связанная с ним трансформация концепций и бизнес- моделей в направлении их сервисизации. К указанным предпосылкам отнесе- ны рост качества данных, специализация взаимодействия между участниками рынка, проактивная безопасность, стандартизация и др., их учет позволяет