Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
Автоматизация представляет собой «одно из направлений научно- технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от уча- стия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного умень- шения степени этого участия или трудоѐмкости выполняемых операций. Ав- томатизируются практически все сферы жизни и деятельности человека. Ав- томатизация позволяет повысить производительность труда, улучшить каче- ство продукции, оптимизировать процессы управления, отстранить человека от производств, опасных для здоровья»
4
Цифровизация, в свою очередь,этопроцесс, направленный на оциф- ровку всех информационных (и даже материальных) ресурсов (создание цифровых копий) и формирование сетевых платформ взаимодействия, с це- лью получения прогнозируемого и гарантированного результата на любое управляющее воздействие с использованием средств автоматизации. В своем отчете «Россия 2025: от кадров к талантам» специалисты The Boston
Consulting Group отметили, что «цифровизация – это использование возмож- ностей онлайн и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы – от отдельных людей до крупных компаний и госу- дарств»
5
В новых экономических условиях все субъекты социально- экономической системы, стремящиеся к устойчивому функционированию, вынуждены проходить через процесс цифровой трансформации. Схематично этапы данного процесса представлены на рисунке 1.1.
Цифровая трансформация – это внедрение современных цифровых технологий в бизнес-процессы социально-экономических систем всех уров- ней. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудо-
4
Глоссарий [Электронный ресурс] URL: https://www.retail.ru/glossary/automation.
5
Грибанов Ю.И., Репин Н.В. Перспективы IT-аутсорсинга в цифровой экономике. URL: http://www.e- rej.ru/Articles/2018/Gribanov_Repin.pdf
. Россия 2025: от кадров к талантам. / Исследование Boston Consulting
Group и
Сбербанка
России.
2017.
URL: http://d-russia.ru/wp- content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf

21 вания или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях.
В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уро- вень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию про- грессивной и современной организации. На практике это означает создание системы сквозных бизнес-процессов, которую можно назвать цифровой эко- системой бизнеса.
Рисунок 1.1 – Процесс цифровых преобразований (трансформаций) экономи- ческих субъектов (составлено автором).
Цифровизация процессов актуальна не только на уровне отдельных предприятий: целые отрасли выбирают для себя этот путь развития как един- ственную возможность соответствовать стремительно меняющимся условиям окружающего мира. Благодаря этому цифровая трансформация промышлен- ности, розничной торговли, государственного сектора и других сфер уже се-


22 годня меняет жизнь каждого человека и каждой компании. Это обусловлива- ет необходимость изучения проблематики цифровой трансформации с пози- ций системного подхода применительно ко всем сферам социально- экономического устройства и жизни общества.
В экономической науке существует множество определений понятия
«социально-экономическая система». В целях проведения дальнейших ис- следований, нами будет использоваться определение социально- экономической системы как «целостной совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и немате- риальных ресурсов производства, распределения, обмена и потребления то- варов и услуг»
6
. Соответственно, при таком подходе к социально- экономическим системам можно справедливо отнести предприятия и органи- зации всех форм собственности и отраслей экономики (и их объединения), различные фонды, банки, территориальные субъекты (регион, округ, муни- ципальное образование) и их органы власти, и прочие институты, основным системообразующим фактором которых является человек.
Термин «цифровизация» используется для описания трансформации, которая идет дальше, чем просто замена аналогового или физического ресур- са на цифровой или информационный. К примеру, книги не просто превра- щаются в электронные книги, а предоставляют целый набор интерактивных и мультимедийных файлов, имеющих самостоятельное значение. Соответст- венно, в социально-экономической системе процессы могут стать онлайн- диалогами между сторонами, которые раньше напрямую даже не общались.
Так что в деловом контексте организация, которая хочет стать «цифровой», должна фокусироваться на автоматизации процессов, с целью сделать их бо- лее эффективными. По контрасту, компания, фокусирующаяся на «цифрови-
6
Академик.
[Электронный ресурс]
/
Словари и энциклопедии.
Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/102101

23 зации», должна нацеливаться на то, чтобы более эффективно получать отдачу от этих процессов, через более высокую вовлеченность заказчиков. eMarketer определяет цифровую трансформацию как процесс, при ко- тором бизнес-лидеры используют возможности и преимущества новых тех- нологий для цифровой реконструкции своих компаний: их операционной деятельности, продукции, маркетинга, культуры и целей для будущего роста.
Технологии – это средство трансформации, а не самоцель. Основное внима- ние должно быть уделено постановке цели на будущее, а затем созданию стратегии, основываясь на этом видении.
В рамках нашего исследования значимым представляется определение цифровой трансформации как процесса интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности социально-экономической системы, тре- бующего внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг. Для максимально эффективно- го использования новых технологий и их оперативного внедрения во все сферы социально-экономической системы, необходимо отказаться от преж- них устоев и полностью преобразовать процессы и модели работы. Цифровая трансформация требует смещения акцента на периферию и повышение гиб- кости центров обработки данных, которые должны поддерживать перифе- рию. Этот процесс также означает постепенный отказ от устаревших техно- логий, обслуживание которых может дорого обходиться социально- экономической системе, а также изменение культуры, которая теперь должна поддерживать ускорение процессов, обеспечиваемое цифровой трансформа- цией.
Также, для проведения дальнейших исследований по выбранной тема- тике, интерес представляет определение цифровой трансформации, пред- ставленное В. Месропяном: «Это революционные изменения бизнес-моделей


24 на основе использования цифровых платформ, которые приводят к радикаль- ному росту объемов рынка и конкурентоспособности компаний»
7
Цифровая трансформация обеспечивает максимально полное раскры- тие потенциала цифровых технологий через их использование во всех аспек- тах бизнеса – процессах, продуктах и сервисах, подходах к принятию реше- ний. Важно подчеркнуть, что для цифровой трансформации никогда не будет достаточно только лишь наличия технологии как таковой. Для того, чтобы процесс цифровой трансформации был полноценным, необходимы четко сформулированные бизнес-задачи и данные. Таким образом, цифровую трансформацию возможно рассматривать только на пересечении всех трех измерений (сформулированной бизнес-задачи, наличия данных и собственно технологий).
Таким образом, «цифровая трансформация предполагает фундамен- тальное переосмысление того, как работает организация и как она взаимо- действует с окружающей средой»
8
. Главным драйвером изменений выступает современный потребитель – бизнес меняется под воздействием новых факто- ров. Именно поэтому цифровая трансформация – это не только услуга кон- салтинговых компаний, а фундаментальный процесс, который переживает мировое сообщество, адаптируясь к новым условиям и предпочтениям обще- ства цифровой экономики. Т.е. digital-трансформация – это не столько техно- логии, сколько изменение мышления в новых условиях новой цифровой эко- номики.
Обозначим основные преимущества, которые несет цифровая транс- формация всем хозяйствующим субъектам:
1.
Оптимизация процессов. Новые технологии позволяют предпри- ятиям автоматизировать более простые процессы и исключать промежуточ- ные этапы в более сложных процессах. Благодаря этому повышается гиб-
7
Месропян В. Цифровые платформы – новая рыночная власть. Москва, 2018. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=46781&p=attachment
8
Китова
О.В.,
Брускин
С.Н.
Цифровая трансформация бизнеса.
URL: http://digital- economy.ru/images/easyblog_articles/320/kitova.pdf

25 кость предприятий, которые теперь могут гораздо эффективнее использовать свои ресурсы.
2.
Поиск новых потоков доходов.С появлением новых технологий открываются новые способы получения прибыли, которые ранее могли быть недоступны.
3.
Создание персонализированной и привлекательной инфраструк- туры обслуживания. Современные заказчики ожидают, что предприятия бу- дут прислушиваться к их мнению и удовлетворять их специфические по- требности. Современные технологии развиты настолько, что могут решить все эти задачи.
Анализ представленных выше преимуществ показывает, что наиболее существенно они проявляются при оказании услуг, что определяется извест- ными свойствами услуг
9
, такими как их персонализированный характер, ори- ентированность на взаимодействие исполнителя (производителя) и заказчика
(потребителя), нематериальный и – зачастую – информационный характер и др. Именно поэтому процессы цифровой трансформации наиболее активно протекают именно в сфере услуг (розничная торговля, туризм, консалтинг, развлекательные услуги и пр.), а также в тех сегментах экономики, которые получают добавленную стоимость от развития сервисной деятельности (на- пример, в банковском секторе).
Предприятия и организации, как сферы услуг, так и других секторов экономики, быстро заменяют традиционные процессы взаимодействия циф- ровыми, используя самые современные технологии. Очень часто трансфор- мация происходит не потому, что организации так решают, а потому, что это им необходимо, чтобы выжить. Сегодня на рынке вырос спрос на эффектив- ные цифровые технологии для бизнеса, и организации, которые не смогли
9
Волкова А.А. Стратегия развития предприятий сферы услуг // Новая парадигма науки об управлении в XXI веке и ее практическое приложение к проблемам Севера / Государственная полярная академия. – СПб., 2016.
– С. 102-106; Песоцкая Е.В. Этологический подход в управлении туристскими услугами // Известия Санкт-
Петербургского государственного экономического университета. – 2016. – № 3 (99). – С. 92-97; Пирогова
О.Е., Сморчкова Т.М. Укрепление конкурентоспособности компаний сферы услуг на основе клиентоориен- тированного подхода // Перспективы науки. – 2018. – № 2 (101). – С. 77-81.


26 адаптироваться к новой модели цифрового потребителя, наверняка прекратят свое существование. Организации, же которые приветствуют перемены и го- товы к ним, а также способны адаптироваться к более гибким моделям рабо- ты, имеют большой потенциал успеха. Это связано с тем, что цифровая трансформация охватывает все аспекты бизнеса и предлагает эффективные пути его совершенствования вместе с развитием цифровых технологий.
Большие данные и «продвинутая» аналитика позволяют принимать более точные и быстрые решения – от превентивных производственных ремонтов до предотвращения мошеннических операций.
Однако самым трудным изменением для традиционных отраслей эко- номики будет, на наш взгляд, не столько создание и интеграция технологий, сколько принципиальная перестройка корпоративной культуры и организа- ции. Итеративный, адаптивный подход, более высокая толерантность к рис- ку, характерные для предпринимательского менталитета, во многом чужды устоявшимся подходам к управлению крупным бизнесом. Сложно принять, что структура любой отрасли и компании сегодня должна восприниматься как основная переменная, а не константа.
В этом смысле происходящие изменения сродни подходу к анализу из- держек, принятому в микроэкономике. Как известно, в коротком периоде принято выделять постоянные и переменные издержки, при этом последние в литературе часто называют «решающими», т.к. менеджмент фирмы может на них влиять. При этом в структуре издержек есть такие, которые восприни- маются как неизменные – это постоянные издержки. Но при переходе к длинному периоду все издержки становятся переменными. Постоянных из- держек больше нет, менеджмент получает большую свободу действий, т.к. может влиять на все без исключения аспекты бизнеса, связанные с издерж- ками. Но, с другой стороны, такая ситуация приводит к опасениям относи- тельно роста неопределенности, что может привести к рыночному провалу фирмы. Как раз вследствие цифровой трансформации «экономическое вре- мя» уплотняется, в связи с чем те календарные отрезки времени, которые ра-

27 нее традиционно воспринимались как «короткий период», все чаще оцени- ваются как «длинный период». Причина этого, повторим, цифровая транс- формация.
В термине «цифровая трансформация» ожидаемо наибольшие затруд- нения для традиционного бизнеса вызывает именно «трансформация» – по- следовательная осознанная перестройка. Сегодня цифровая трансформация разными темпами проникает во все отрасли экономики. Надо отметить, что эффект цифровой трансформации в разных отраслях различный. Очевидно, что проще всего цифровой трансформации поддаются высокотехнологичные отрасли, изначально высокоцифровизованные. Однако, несомненно, что цифровая трансформация коснется всех отраслей экономики.
Таким образом, цифровая трансформация для современных социально- экономических систем – это:
1.
Драйвер роста, обеспечивающий построение цифровых бизнес- моделей посредством: стимулирования роста в рамках и за рамками основно- го бизнеса организации; выявления и создания новых цифровых моделей бизнеса; обеспечения долгосрочной конкурентоспособности;
2.
Инструмент повышения эффективности на основе трансформа- ции операционной модели бизнеса на цифровые технологии за счет: оптими- зации бизнес-процессов всех уровней и сокращения затрат; рационального использования имеющихся компетенций и инфраструктуры; перевода всей цепочки создания стоимости на цифровые технологии и модернизации архи- тектуры ИТ;
3.
Базис для прорывных инноваций, являющийся основой создания корпоративного инкубатора и венчурного капитала путем: выявления пер- спективных возможностей для роста в будущем; заблаговременного создания условий для доступа к новейшим и дополняющим технологиям; позициони- рования в качестве партнера в долгосрочной перспективе.
Однако для эффективного использования цифровых данных организа- ции должны постоянно внедрять вновь появляющиеся технологии, тестиро-


28 вать их и использовать полученные результаты, чтобы лучше адаптироваться и быть готовыми к задачам будущего. Несмотря на то, что внедрение новых технологий – это более рискованный подход, чем использование уже при- вычных систем и устройств, потенциальные возможности и отдача будут, по нашему мнению, значительными.
К четырем технологическим основам цифрового развития, на которых целесообразно выстраивать процесс цифровой трансформации, традиционно относят:
- «большие данные», подразумевающие взрывной рост возможностей хранения и обработки данных во всех типах компьютерных систем, будущая основа искусственного интеллекта;
- социальность – необходимость вовлечения большого числа пользова- телей, выполняющих различные роли;
- мобильность – доступность информации из любой точки пространст- ва;
- облачность – способ хранения данных.
Их сочетание позволяет существенно удешевить бизнес-процессы, ана- литически адаптировать продукты к потребностям каждого конкретного кли- ента (кастомизация) и поставлять товары и услуги тогда и туда, где они не- обходимы. Именно на кастомизации мы хотим сделать акцент, т.к. она явля- ется предпосылкой стремительной сервисизации хозяйственной деятельно- сти, которая проявляется в экономиках всех стран мира, даже малоразвитых, а в развитых является одной из ключевых тенденций развития. Таким обра- зом, цифровая трансформация оказывается тесно связанной с опережающим развитием сферы услуг, наблюдаемом начиная с последней четверти ХХ века и по настоящее время.
Три самых главных эффекта, которые отмечают организации, вступив- шие на путь цифровой трансформации по всему миру, это сокращение затрат, улучшение качества услуг и продуктов и увеличение продуктивности. 61% компаний отмечает, что цифровые технологии способствовали росту конку-

29 ренции в их бизнесе со стороны новых игроков. Сегодня уже 44% компаний в мире имеют стратегию цифрового развития. Стратегия выживания пред- приятий и компаний в эпоху цифровой трансформации включает переход к созданию многочисленных партнерств с независимыми третьими сторонами с целью построения удерживаемой экосистемы вокруг цифровой платформы.
То есть, по сути, речь идет о развитии сетевых форм взаимодействия, в рамках которых предприятия, в отличие от традиционных схем производст- венной кооперации, обмениваются не материальными продуктами, а услуга- ми
10
. Таким образом, цифровая трансформация требует полностью перестро- ить классическую корпоративную модель XX века. В ходе этого процесса важно использовать творческие способности и энергию сотрудников пред- приятия, которые проходят через цифровую трансформацию как индивидуу- мы. Современные работники, испытывающие постоянное давление стреми- тельно нарастающей цифровизации, ищут способы обезопасить свое будущее путем участия в конечном результате деятельности организации. Раскрытие их потенциала за счет предоставления им возможности экспериментировать, принимать стратегические решения и становиться де-факто предпринимате- лями, непосредственно участвующими в создании ценностного предложения для клиентов, является ключевым подходом к цифровой трансформации со- циально-экономических систем.
Рассмотрим ключевые этапы цифровой трансформации. Несмотря на различия процессов цифровой трансформации каждой отдельной социально- экономической системы, существует ряд ключевых, общих для всех этапов, отражающих суть процесса цифровой трансформации:
1. Создание плана, в котором учтены все бизнес-потребности организа- ции. В начале процесса цифровой трансформации очень важно определить направления развития, а также набор технологий, которые помогут в этом
10
Котляров И.Д. Сетевое сотрудничество в АПК как инструмент развития экспорта // Никоновские чтения. –
2017. – № 22. – С. 301-303; Плахотникова М.А., Крыжановская О.А. Стратегия процессной трансформации бизнеса на российских предприятиях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, техноло- гии. – 2017. – № 1 (31). – С. 45-50.