ВУЗ: Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Категория: Книга
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 24524
Скачиваний: 28
Первые казуистические случаи меланхолических расстройств у детей были опи-
саны еще в работах психиатров XIX в. [Ковалевский
1890;
J.E., 1838;
Maudsley G., 1867; Kraepelin E., 1883; Emminghaus H., 1887]. В начале XX в. ряд
авторов стали уже более определенно говорить о возможности возникновения по-
мешательства с циркулярным течением у детей и подростков [Чиж В.Ф., 1904;
Суханов С.А., 1906; Сербский В.П., 1912; Каннабих Ю.В., 1914;
1904]. В
дальнейшем встал вопрос о нозологической принадлежности аффективных рас-
стройств, в частности, к маниакально-депрессивному психозу [Бернштейн
1912;
Т.П., 1932; Гиляровский В.А., 1935;
A., 1926].
В связи с незрелостью эмоциональной сферы у детей, ее неустойчивостью и
недостаточностью отражения проявлений аффекта в идеаторной сфере некоторые
психиатры сомневались в возможности развития аффективных расстройств в раннем
детстве [Лапидес М.И., 1940; Ушаков Г.К., 1973;
A, 1972; Kuhn V. et
1972;
Nissen L., 1977]. Этот вопрос был поставлен на обсуждение IV Конгресса Европей-
ского союза детских психиатров в 1971 г., где были представлены убедительные
данные о депрессии в детстве, после чего аффективные расстройства у детей и
подростков стали признаваться большинством специалистов по детской психиатрии
и включаться в общие систематики психических расстройств.
В настоящее время аффективные расстройства у детей и подростков рассмат-
риваются в рамках маниакально-депрессивного психоза, т.е. аффективного психоза
(по современной терминологии) и его мягких форм — циклотимии, шизофрении,
реактивных состояний, а также при органических поражениях мозга [Башина В.М.,
Пивоварова
1972; Башина В.М., 1980; Вроно М.Ш., 1983; Буреломова И.В.,
1986; Данилова Л.Ю., 1986; Иовчук
1986; Симашкова
1986; Воронцова
Е.А., 1988; Коренев АН., 1995; Corvell W. et al., 1980; Carlson L A , 1984; Larralda
M., Weller R.A. et
1986;
B. et al., 1989; Lillberg C, 1992]. Такой же
позиции придерживались Г.Е.Сухарева (1964) и
(1963, 1969).
Наиболее признанной в детской психиатрии является нозологическая
классическая к л а с с и ф и к а ц и я аффективных расстройств [Kielholz P.,
1970]. Достаточно распространена и систематика аффективных расстройств
в детстве на основе синдромального подхода [Башина В.М., 1980, 1989;
Пантелеева
Цуцульковская М.Я., 1986]. При этом у детей могут на-
блюдаться как простые, так и сложные аффективные синдромы.
К л и н и ч е с к а я к а р т и н а аффективных расстройств у детей харак-
теризуется изменением настроения в виде снижения, подавленности или
повышения, что соответственно сопровождается снижением или повыше-
нием активности в речевой и моторной сферах с изменениями в соматичес-
кой сфере. Очень часто у детей аффективные расстройства сочетаются с
психопатическими чертами в поведении, тиками, навязчивостями, а в воз-
расте после 3 лет наряду с перечисленными симптомами могут наблюдаться
деперсонализационные,
и галлюцинаторные явления.
Аффективные расстройства могут быть монополярными и биполярны-
ми. Течение в целом фазное, с достаточно хорошо очерченными приступа-
ми — однократными, повторяющимися или серийными. Что касается выхо-
да из приступа, то положение о полном возврате к преморбидному уровню
в детской психиатрии относительное, поскольку выход из фазы у ребенка
соотносится не только с исчезновением собственно аффективных рас-
стройств, но и с иным возрастным периодом, на который приходится выход
из болезни. Особую значимость приобретает совпадение аффективной фазы
с критическими периодами онтогенеза. Это наиболее опасно в период жизни
ребенка от 12 до 20
Совпадение с ним аффективного приступа нередко
приводит к тяжелому регрессу всех функционирующих систем ребенка по
571
типу "психического истощения" [Trainer M., 1964], или
депрессии" [Spitz R., 1967].
При развитии аффективных расстройств у детей до 10 лет они особенно
часто маскируются соматовегетативными, моторными и поведенческими
нарушениями. В целом же опыт показывает, что у детей сочетанные аффек-
тивные расстройства, сложные аффективные синдромы более характерны
для шизофренического или шизоаффективного психоза, более простые —
для психоза собственно аффективного.
Рассмотрим психопатологические особенности отдельных аффективных
синдромов у детей.
Д е п р е с с и и . Меланхолическая депрессия может развиваться с первых
лет жизни ребенка. Приступы болезни этого типа начинаются с появления
нарастающей безучастности, моторной вялости, бездеятельности с потуск-
нением эмоциональных проявлений, снижением настроения. У ребенка
наблюдаются без причин то нытье, то длительные периоды плача. Дети,
ранее приветливые, активные, становятся молчаливыми, с трудом поднима-
ются по утрам. Будучи поднятыми, подолгу остаются вялыми, безучастными,
имеют усталый вид. Лицо приобретает страдальческое выражение, кожа —
сероватый оттенок. Движения замедляются (во время ходьбы ребенок как
бы волочит ноги). Дети отказываются от игр и прогулок. Если и пытаются
играть, то в игре заметно однообразие. Речь видоизменяется, становится
тихой, смазанной, фразы — укороченными или бессвязными. Дети почти
перестают выражать свои желания и почти не обращаются к родным. На-
рушается сон, отмечаются позднее засыпание и пробуждение без чувства
свежести, нередки пробуждения и лежание без сна в ночное время; аппетит
снижен.
Периоды заторможенности могут сменяться состояниями беспокойства,
которое в разное время суток может быть выражено в разной степени. Так,
с утра дети более подавлены и бездеятельны, ни во что не играют, лишь
иногда бесцельно перемещаются с места на место. К вечеру же появляются
некоторое оживление, способность откликнуться на ласку, хотя с утратой
прежней живости и синтонности. Иногда несколько большая живость от-
мечается после дневного сна. В таких состояниях всегда наблюдается несо-
ответствие между плохим соматическим видом, плохим самочувствием и
отсутствием каких бы то ни было соматических болезней.
Депрессивные состояния становятся более явными и очерченными в
возрасте после 3—4 лет, когда дети приобретают способность их словесно,
хотя и элементарно, выразить. Они в этих случаях жалуются на боли без
четкой локализации (в руках, ногах, животе), усталость, нежелание двигать-
ся. Дети более старшего возраста говорят о скуке (реже тоске), своей
несостоятельности в играх и общении со сверстниками, о том, что у них
все воспоминания печального содержания.
Когда острота состояния смягчается, длительное время сохраняются
монотонность аффекта и малая подвижность, что несвойственно здоровым
детям.
Приступ может продолжаться 3—5 нед, но иногда он длится 4—6
У детей наблюдаются и затяжные депрессивные состояния с незначитель-
ными колебаниями настроения — до 3—5 лет. В последнем случае может
происходить смена психопатологической структуры депрессии с формиро-
ванием смешанных состояний в виде
слезливой, астеничес-
кой депрессии со слезливостью и чертами раздражительной слабости. При
572
этом могут изменяться и двигательные нарушения — от заторможенности с
почти полной акинезией до двигательного беспокойства и суетливости.
Идеаторное выражение состояния зависит от возраста: от сенестоалги-
ческих жалоб в первые годы жизни до жалоб на "скуку", "тоску", а затем
высказывания идей неполноценности и, наконец, "вины".
При меланхолической депрессии всегда выражены соматовегетативные
симптомы в виде повышенной чувствительности к холоду, знобкости, пот-
ливости, сердцебиений, низкого АД, потери аппетита и массы тела, а также
симптомокомплекса дизбактериоза. Поэтому такие дети, прежде чем попасть
к психиатрам, обычно подвергаются многократным обследованиям в сома-
тических учреждениях разного профиля.
депрессия у детей характеризуется вялостью, медлитель-
ностью, снижением интереса к окружающему, однообразием поведения и
сужением круга интересов (практически ко всему). Настроение отличается
монотонностью с безучастностью, но типичной тоски в этих случаях не
бывает. Настроение лишено лабильности. Жалоб дети не высказывают.
Общение расстраивается. Превалирует моторная вялость с адинамией, дли-
тельным пребыванием в однообразных позах. Возможна гиперестезия, когда
шумы, громкие голоса или музыка вызывают беспокойство ребенка. В этих
условиях у некоторых детей появляются тики, изменения в осанке, сгор-
бленная поза, старческая походка. Адинамия сопровождается чувством ус-
талости и равнодушия. Если, подчиняясь воле родных, дети пытаются иг-
рать, то они вяло перекладывают игрушки и вскоре оставляют их. Побуж-
дение к деятельности иногда вызывает быстро иссякающее раздражение,
недовольство.
депрессии у детей до
лет иногда развиваются с
явлениями элективного
Дети перестают говорить, не задают во-
просов и сами не отвечают на них, хотя изредка могут выполнить прими-
тивные требования. Поведение их стереотипизируется, в отдельных случаях
возможны частичный регресс речи, возобновление ранних, примитивных
форм деятельности.
Суточные колебания поведения в этих случаях минимальны, к вечеру
практически не наступает облегчения, нет даже моторного оживления.
Меняется внешний облик ребенка: взгляд потухший, лицо утрачивает
выразительность, становится заметной амимия, утрачивается пластичность
движений, кожные покровы приобретают землистую окраску, аппетит
снижен.
У окружающих ребенка лиц возникает предположение о снижении
интеллекта, так как дети словно бы утрачивают недавно приобретенные
знания, навыки, не запоминают сказок, стихов.
Выход ребенка из этого состояния постепенный, но нужно иметь в виду,
что при достаточно длительной депрессии возможна некоторая приостанов-
ка в развитии с регрессом первых и ранее приобретенных ребенком навыков.
Однако такие явления обратимы.
Длительность адинамической депрессии от нескольких недель до 3—4
Астеническая депрессия характеризуется сниженным настроением, по-
вышенной истощаемостью, чувством бессилия и явлениями раздражитель-
ной слабости с легко возникающей капризностью и плачем. Самочувствие
больных при этом виде депрессии меняется многократно в течение дня.
В любой деятельности быстро наступает истощение, когда затруднены
выполнение простейших заданий игрового плана и переход от одной дея-
573
тельности к другой с достижением завершенности. Одновременно отмеча-
ется и быстрое истощение интереса к начатому делу. При этом капризность
часто связана с осознанием ребенком своей несостоятельности. У этих детей
обычно имеются множественные жалобы алгического характера, летучие
боли, не купирующиеся анальгетиками. Нередки жалобы на скуку и невоз-
можность ни на чем остановиться.
Эти дети становятся несостоятельными в детском саду, с трудом обслу-
живают себя, не успевают в срок съедать предложенную пищу. Они пере-
стают участвовать в общих занятиях, становятся рассеянными, не отвечают
на вопросы, не слушают чтение, не "запоминают" предлагаемые стихи,
перестают участвовать в играх со сверстниками, обидчивы. Временами у них
наступают состояния повышенной слезливости с отсутствием объяснений
причины слез. Сон у них прерывист, иногда бывают повторяющиеся сно-
видения печального содержания; всегда значительно выражены соматовеге-
тативные проявления.
При астенической депрессии характерны изменчивость ее глубины и
тенденция к смене не только другими типами депрессивных состояний
(меланхолического или тревожного типов), но и нормотимией, т.е. выходом
из депрессии.
Длительность астенической депрессии обычно от нескольких недель до
2—4
Тревожная (ажитированная) депрессия. Этот вариант депрессии у детей
характеризуется пониженным настроением с утратой уверенности в себе,
падением активности, робостью, повышенной чувствительностью, общей
вялостью; у них периодически в течение суток наступает тревога, сочетаю-
щаяся с истероформным поведением. Тревога безотчетна, глубина ее колеб-
лется и периодически достигает раптоидного уровня. Необоснованная раз-
дражительность нарастает. Дети мечутся, кричат, царапают себе лицо, руки,
бросаются на пол, иногда они куда-то стремятся, ничего не поясняя, не
обращая внимания на уговоры окружающих. Депрессивный аффект в этом
периоде очень лабилен, окрашен то недовольством, то тревогой, то печалью
и сопровождается плачем. Наблюдаются выраженные сосудисто-вегетатив-
ные расстройства с покраснением или побледнением кожных покровов,
потливость, сменяющаяся ознобом, неожиданно возникающие жажда или
голод (вплоть до булимимии), гипер- и гипотермия. Эти явления напоми-
нают диэнцефальные расстройства. Иногда тревога неожиданно прекраща-
ется. У детей старше 5 лет возможны высказывания, близкие к самоосуж-
дению, желанию себе плохого. Подобные состояния тревожности могут
быть разной степени выраженности в течение дня. В вечерние часы
состояние может несколько улучшаться, но легко вспыхивает недоволь-
ство с раздражительностью или на смену беспокойству приходит безотчетная
тревога.
Состояния тревожной депрессии у детей напоминают иногда депрессию
с ажитацией в позднем возрасте, но в отличие от последних они лишены
ипохондричности и в них больше выступают
наруше-
ния. Общение детей с родными при тревожной депрессии полностью рас-
страивается, так как стремление близких общаться с ними усиливает раз-
дражительность, беспокойство и даже самоагрессию.
Длительность тревожной депрессии — от нескольких недель до
мес.
Депрессия с идеями вины наиболее близка к классическим депрессиям
эндогенного типа с характерной триадой. Настроение снижено, выражение
лица детей страдальческое, они малоподвижны. В этих случаях отмечаются
574
и суточные колебания настроения, к вечеру или перед дневным сном не-
сколько нарастает двигательное беспокойство (часто это бесцельная ходьба).
При углублении собственно депрессивного состояния у детей старше
лет возможны жалобы на неприятные или болевые ощущения в разных
частях тела. Иногда возникают жалобы, отражающие переживания скуки,
вины, самоосуждения, желаемого себе ущерба. Но такие идеи неполноцен-
ности отличаются наивным содержанием (в какой-то степени они напоми-
нают идеи вины "малого размаха" лиц пожилого возраста). В отдельных
случаях дети называют себя "плохими", просят прощения за прошлые
проказы, обещают слушаться. Иногда эти же переживания выступают в виде
утрированного чувства жалости к себе, окружающим или ко всем и ко всему,
когда дети говорят: "Всех жалко, небо, землю...". Могут выявляться и
отрывочные формы фантастического меланхолического бреда с пережива-
ниями гибели, ощущением "возможной болезни у всех". Нигилистические
высказывания обычно неустойчивы. Следует также заметить, что, желая себе
гибели, дети редко переживают ощущение собственной гибели.
Внешний облик детей с рассматриваемым типом депрессии характери-
зуется старообразностью; дети как бы съеживаются, голова у них опущена
и втянута в плечи, при ходьбе они шаркают ногами. Становится невнятной
речь, они стараются говорить шепотом. Расстраиваются сон и аппетит.
В приступах депрессии с идеями вины встречается и чувственный бред
с симптомом
Дети в этих случаях воспринимают окру-
жающее в двух планах — реальном и иллюзорном, возникает симптом отри-
цательного и положительного двойника, причем нередко отрицательный
двойник предстает в облике злого зверя. Дети воспринимают и себя иногда
в двух планах; один ребенок представляет себя как бы дома и одновременно
сражается с черными силами. Характерна также быстрая, последовательная
смена симптома отрицательного двойника симптомом положительного
двойника. Эти расстройства связаны не только с глубиной депрессивного
состояния, но и с разной степенью психической зрелости детей. Заметное
усложнение идеаторных расстройств наблюдается у больных старше
лет,
а симптом
— преимущественно у детей старше 6—8 лет.
Депрессия с идеями вины нередко сменяется смешанным состоянием,
для которого характерны сниженное настроение без идеаторной затормо-
женности, но с моторной вялостью или акинезией. Такие дети проводят
подолгу время в одиночестве, почти в полной обездвиженности, предаваясь
фантазиям, обычно мрачного, печального содержания. Дети думают о смер-
ти, представляя сцены погребения. В сновидениях переживают катастрофы
с гибелью себя и близких
в таких случаях может сменяться
депрессией со слезливостью.
Депрессия с дисфорией характеризуется слабовыраженным аффектом
тоски с преимущественным недовольством, которое направлено на окружа-
ющих, и агрессивностью. Характерны фантазии перверсного содержания с
тематикой разрушения, убийств. В поведении отмечаются неустойчивость,
аффективная взрывчатость с мрачностью, что и придает депрессии дисфо-
рический оттенок. При утяжелении состояния в этих случаях нередки на-
вязчивые опасения за собственную жизнь без углубления собственно деп-
рессии.
Депрессии с навязчивостями отличаются наличием двигательных и идеа-
торных навязчивостей, фобий на фоне сниженного настроения, алгических
ощущений. Заметна связь между глубиной депрессии и усилением навязчи-
востей. В таких случаях фабула навязчивых опасений отражает депрессивное
575