ВУЗ: Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Категория: Книга
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 24545
Скачиваний: 28
характеризуется стабилизацией психопатологической симптоматики и при-
знаками выраженного психического дефекта с регрессом речи и поведения,
общей задержкой развития ("олигофренический" компонент дефекта, по
Несмотря на неуклонное прогрессирование, течение злокачественной
шизофрении неравномерное и характеризуется обострениями симптоматики
преимущественно в периоды возрастных кризов. В эти периоды возникают
или усиливаются аффективные расстройства (моно- или биполярные), иног-
да с выраженной тревогой, кататоническими и параноидными включениями.
Могут возникать и более яркие бредовые идеи отношения в виде стойкой
подозрительности, недоверчивости, "бредовой настроенности", которая не
всегда приобретает законченное словесное оформление [Моисеева М.И.,
1969].
Если на том или ином этапе развития шизофрении у детей отмечаются
депрессивные состояния, то они имеют ряд особенностей, маскированность,
отсутствие или слабую выраженность идеаторного компонента аффективно-
го синдрома, неспособность к вербализации переживаний; отличаются
малой дифференцированностью собственно аффективных расстройств в
целом. Более того, внешние проявления депрессии у детей имеют сходство
с различными поведенческими нарушениями.
Основными особенностями злокачественной шизофрении у детей явля-
ются быстрое нарастание негативных расстройств и формирование лич-
ностного и интеллектуального дефекта с выраженным аутизмом, сниже-
нием активности и эмоциональным оскудением. Детская шизофрения в
сравнении с подобным типом течения при начале заболевания в подрост-
ковом возрасте отличается от последней значительно большей злокачест-
венностью болезненного процесса и формированием олигофреноподобного
дефекта.
Параноидная шизофрения. В детском и подростковом возрасте (10—12
лет) может развиваться и непрерывнотекущая параноидная шизофрения,
сходная в целом (по клиническим проявлениям, течению и исходам) с
таковой у взрослых [Мамцева В.Н., 1958, 1969, 1973, 1979; Моисеева М.И.,
1969; Вроно М.Ш., 1971; Личко А.Е., 1989]. Она отличается у детей и
подростков лишь большим полиморфизмом и рудиментарностью психопа-
тологических синдромов, бедностью и однообразием аффективных прояв-
лений, быстрой сменой соответствующих состояний и отсутствием спонтан-
ных ремиссий.
Начало параноидной шизофрении у детей и подростков характеризуется
усилением и некоторым утрированием черт, присущих преморбидному пси-
хическому складу больных, а также неотчетливостью психопатологических
проявлений.
Собственно бредовые явления манифестируют у детей, особенно при
раннем начале заболевания, когда в его клинической картине преобладают
синдромы бредоподобного фантазирования [Сосюкало О.Д., 1964, 1974]. В
дальнейшем бредоподобные фантазии могут развиваться, трансформируясь
в бред воображения, иногда с псевдогаллюцинациями и психическими авто-
матизмами [Мамцева В.Н., 1941, 1977]. У детей 9—10 лет может возникать
редко встречающийся бред воображения, в структуре которого значительное
место занимают вымыслы патологического воображения, конфабуляции —
"ретроградная мифомания" [Мамцева В.Н., Гервиц Г.М., 1976].
Бредовые расстройства в виде отрывочных сенситивных ипохондричес-
ких идей, идей отношения, отравления, преследования отмечаются чаще у
476
детей 10—12 лет и старше. Эти нарушения отличают нестойкость, изменчи-
вость фабулы, наивность содержания, сугубо возрастная тематика, образ-
ность и конкретная чувственность [Моисеева
1969; Вроно М.Ш.,
1971].
В целом бредовые синдромы в этих случаях носят отпечаток психичес-
кой незрелости. Поэтому бредовые построения бедны по своей структуре,
словесному оформлению, логической разработке и систематизации бредо-
вых идей. Содержание бреда отражает детские интересы, наивность, незна-
чительный жизненный опыт больных (бред отношений обычно направлен
на лиц из близкого окружения, и в нем часто появляются инфантильно-
сказочные мотивы). В этом смысле можно говорить о неразвернутых бре-
довых
В старшем подростковом возрасте (13—15 лет) бредовые симптомоком-
плексы достигают большей завершенности. Уже могут развиваться достаточ-
но развернутые и полиморфные синдромы с выраженными не только бре-
довыми, но и кататоническими проявлениями. Бредовые идеи в подростко-
вом возрасте более разнообразны по содержанию и приближаются к
типичным вариантам бреда взрослых (бред преследования, отравления, воз-
действия, величия и т.п.). С большей отчетливостью представлена тенденция
к систематизации бредовых идей. Тем не менее бредовые синдромы у
подростков все же не достигают полной завершенности. В их тематике часто
повторяются "пубертатные мотивы", что, в частности, проявляется в виде
дисморфофобического бреда, бреда особого призвания, а также варианта с
картиной нервной анорексии (anorexia nervosa).
варианты параноидной шизофрении имеют
относительно небольшой удельный вес в общем спектре клинических форм
у детей и подростков.
Галлюцинации при параноидной шизофрении у детей и подростков
рудиментарны и нестойки. Особенно характерны их фрагментарность и
своеобразная расчлененность галлюцинаторных образов: ребенок "видит"
горящие глаза, черную руку, безобразное лицо и т.д. Эти ощущения часто
сочетаются с чувством "враждебного" воздействия, что свидетельствует о их
близости к псевдогаллюцинациям и идеям воздействия. Иногда псевдогал-
люцинации особенно вычурны, необычны и фантастичны.
Зрительные псевдогаллюцинации выявляются у детей после 7—9 лет.
Их особенности дают основание полагать, что такие галлюцинации являют-
ся одним из компонентов синдрома психического автоматизма. Вначале
больные испытывают наплыв воспоминаний и фантазий, которые превра-
щаются в стереотипные, яркие эйдетические представления.
Продуктивные психопатологические явления развиваются при парано-
идной шизофрении на фоне углубляющихся негативных симптомов, посте-
пенно приводящих к снижению уровня личности, типичной ее шизоидиза-
ции и интеллектуальной дефицитарности. Дефект в этом случае выражен
значительно меньше, чем при шизофрении злокачественной.
Вялотекущая шизофрения. Как и у взрослых, детская шизофрения в этих
случаях начинается незаметно и развивается постепенно, отличаясь малой
болезненного процесса без выраженных обострений и
отчетливых ремиссий.
Истинное начало вялотекущей шизофрении трудно установить. Речь
идет только о заострении некоторых преморбидных особенностей в виде
характерологических сдвигов. Именно таких вариантов течения касается
продолжающаяся многие годы дискуссия об очень раннем, даже внутриут-
477
робном начале шизофренического процесса, отраженная во многих работах
детских психиатров [Козлова И.А., 1967; Юрьева
1971; Fish В., 1972;
Bender L., 1973].
Для вялотекущей детской шизофрении характерны прежде всего нега-
тивные симптомы, связанные с нарастающими изменениями личности боль-
ных [Сухарева
1937, 1974; Вроно М.Ш., 1971; Мамцева В.Н., 1979).
Здесь по существу уже на первом этапе, предшествующем манифестному
развитию вялотекущей шизофрении, формируется типичный для шизофре-
нии психический дефект, биологической сущностью которого является диз-
онтогенез. Он проявляется в трех категориях расстройств: дефиците психи-
ческой активности, нарушении межперсональных отношений и диссоциа-
ции психической активности.
Второй этап болезни — это период становления ее манифестных про-
явлений. Возникают и нарастают страхи, навязчивости, аффективные рас-
стройства, патологическое фантазирование, явления деперсонализации.
Особенностью вялотекущего болезненного процесса у детей является
отсутствие таких психотических симптомов, как галлюцинации, бред, ката-
тонические расстройства.
В детском возрасте можно выделить неврозоподобные и психопатопо-
добные формы вялотекущей шизофрении.
Но наряду с типичной, т.е. сравнительно благоприятной вялотекущей
шизофренией, у детей могут развиваться и варианты с выраженной прогре-
диентностью процесса, когда в течении болезни возникают сдвиги. В таких
случаях нарастают черты психопатизации личности с признаками эмоцио-
нального дефекта (равнодушие, грубость, жестокость), истероидными чер-
тами, аутистическим фантазированием. На этом фоне в одних случаях могут
развиваться страхи, тревожная депрессия, иногда состояние ажитации, в
других у больных усиливаются явления навязчивостей, деперсонализации,
дереализации, сочетающиеся с расстройствами сенсорного синтеза, рас-
стройствами схемы тела и явлениями дисморфофобии.
Одновременно все более отчетливо выявляются задержка развития типа
искаженного развития и нарушения интеллектуальной деятельности, выра-
жающиеся в расстройствах мышления.
Достигнув своего максимального развития, описанные явления наблю-
даются на протяжении нескольких месяцев, а затем продуктивные рас-
стройства начинают редуцироваться. Клиническая картина постепенно
стабилизируется, становится все более и более бедной продуктивными
расстройствами и монотонной. Наряду с этим нарастает психопатизация
шизофрения. Возможность приступооб-
разного течения шизофрении в детском возрасте вызывает большие разно-
гласия. Некоторые психиатры считают, что для детской шизофрении типич-
но только непрерывное течение [Мнухин
1962; Heuyer G., 1955; Leon-
hard К., 1964]. Этим взглядам соответствуют мнения тех авторов, кто счита-
ет нетипичным течение в виде приступов
J., 1938; Kanner L., 1943;
M., 1963;
К., 1970] или крайнюю редкость таких вариантов
[Жезлова Л.Я., 1978; Вроно М.Ш., 1987]. Но клиническая практика пока-
зывает, что такое течение встречается и у детей, и у взрослых. Здесь могут
быть выделены формы течения, приближающиеся к непрерывной и рекур-
рентной шизофрении с разной степенью прогредиентности. Более того,
острые психотические приступы могут обнаружиться очень рано, в возрасте
478
от 3 мес до 1,5—3 лет
Т.П., 1948; Козлова
1967; Калугина И.О.,
1970; Башина
1980; Буреломова И.В., 1986; Bender L., 1972].
шизофрения, приближающаяся к злока-
чественной, преобладает в группе
шизо-
френии. Инициальный период здесь относительно короткий — 1—1,5 года.
В этом периоде преобладают неврозоподобные расстройства, которые вы-
являются на фоне утрирования личностных особенностей. Это могут быть
преувеличенные педантизм, сенситивность или ранимость.
Манифестация приступов может быть в очень раннем возрасте (до
лет). Психотические состояния в этом случае длятся от 1 мес до 1 года.
Начало их всегда характеризуется внезапностью, а завершение — постепен-
ностью. Такие приступы дебютируют необычным криком, который может
быть настолько громким, пронзительным и вместе с тем монотонным, что
не похож на обычный детский плач. Характерными для этого состояния
являются также элементарные страхи (страх чужих людей, горшка, звуков
работающих электроприборов). Описанным расстройствам сопутствуют и
двигательные нарушения: периоды адинамии чередуются с периодами по-
вышенной активности (двигательного беспокойства), с несвойственной
ранее жизнерадостностью. Отмечаются нарушения сна (уменьшение его
продолжительности и глубины), а также искажение суточного ритма. Одно-
временно наблюдается изменение аппетита: в одних случаях — его снижение
вплоть до полного отказа от пищи, в других (более редко) — его повышение
с отсутствием чувства насыщения.
На этом этапе болезни определяется и задержка развития, выражаю-
щаяся в позднем становлении речи, моторики, навыков опрятности и само-
обслуживания.
При более поздней манифестации заболевания — до возраста 5 лет в
картине первых приступов доминируют массивные кататонические рас-
стройства, всегда сочетающиеся со страхами и пониженным настроением.
Последующие приступы можно квалифицировать как
вые. В этих случаях на фоне синдромов страха или вялой депрессии с
заторможенностью возникают отдельные бредовые идеи. Страхи усиливают-
ся в вечернее и ночное время и сопровождаются чувством надвигающейся
угрозы. Эти состояния рассматриваются М.И. Моисеевой (1969) и Г.Е.Су-
харевой (1976) как выражение редуцированного острого образного бреда.
Собственно депрессивно-бредовые приступы с идеями отношения, пресле-
дования, слуховыми галлюцинациями и зрительными иллюзиями обычно
возникают у детей
лет.
Между приступами отмечаются неполные ремиссии, когда особенно
четко выступают изменения личности и задержка психического развития.
Дальнейшее течение болезни может проявляться серией шубов с неглу-
бокими ремиссиями. Постепенно приступы становятся более затяжными,
аффективные расстройства сглаживаются и течение болезни приближается
к непрерывному. Через
лет после манифестации болезни в состоянии
больных вместе с рудиментарными продуктивными расстройствами выявля-
ется грубый дефект, в котором наряду с симптомами шизофренических
изменений личности отчетливо выступает задержка психического развития
с признаками диссоциации психических функций.
Характеризуя приступы болезни при данном типе ее течения, можно
определить их как стертые аффективные, аффективно-неврозоподобные (с
фобиями или другими навязчивостями), аффективно-бредовые и аффектив-
но-кататонические. Аффективно-кататонические приступы чаще развивают-
479
ся у детей младшего возраста с выраженной задержкой психического раз-
вития. В этих случаях на высоте приступа к аффективным расстройствам
присоединяются сенестопатии, а собственно кататонические расстройства
представлены в форме каталепсии, пассивной подчиняемости; негативизм
отсутствует. У детей более старшего возраста нарастает полиморфизм при-
ступов. Чаще бывают параноидные, галлюцинаторно-параноидные, аффек-
тивно-кататонические,
кататоно-гебефренные при-
ступы [Мамцева В.Н., 1979]. У подростков чаще отмечаются шубы с моно-
тематическим или политематическим бредом и сенсорными расстройствами;
в наиболее тяжелых случаях — с нелепым бредом, психическим автоматиз-
мом и кататонией [Моисеева М.И., 1969]. Аффективные расстройства в этих
приступах могут быть депрессивными, маниакальными и смешанными.
Следует подчеркнуть, что для рассмотренного варианта
но-прогредиентной шизофрении характерны признаки психического дизон-
тогенеза, которые выявляются уже в доманифестном периоде.
детская шизофрения, приближающаяся
к параноидной. Особенностью этой формы течения детской шизофрении
является зависимость клинической картины приступа и становления ремис-
сии от возраста, в котором манифестирует заболевание. Если ребенок забо-
левает в возрасте от 3 до 9 лет, то в приступах преобладают атипичные
аффективные и психопатоподобные расстройства, навязчивые страхи, а в
ремиссиях — негрубые изменения личности в виде физического и психичес-
кого инфантилизма и эмоционального снижения.
Клиническая картина манифестного психоза, возникшего в возрасте
10—15 лет, оказывается более сложной. Аффективные расстройства в этих
случаях носят смешанный характер, сочетаясь с ипохондрическими, депер-
сонализационно-дереализационными и стертыми бредовыми расстройства-
ми. Более редко возникают фрагментарные обманы восприятия в виде
окликов, образных представлений, парейдолий и т.д. В некоторых случаях
заболевание развивается в виде серии приступов, достаточно продолжитель-
ных по времени, — от полугода до 1,5—2 лет, а затем течение болезни
приобретает циркулярный характер. В ремиссиях отмечаются негрубые из-
менения личности без выраженного интеллектуального дефекта, но с выра-
женным эмоциональным снижением.
Тип приступов при этой форме болезни определить достаточно трудно
в связи с их атипичностью и незавершенностью психопатологической струк-
туры. Но в соответствии с наблюдениями Н.Е.Поляковой (1975), Р.А.Алек-
санянц (1976) и Н.В.Симашковой (1984) они могут быть разделены на
следующие синдромы:
аффективные приступы с на-
вязчивостями, со сверхценными идеями и ипохондрическими расстройства-
ми, полиморфные приступы с преобладанием аффективных расстройств, с
онейроидными и галлюцинаторно-параноидными включениями.
В рамках подростковой шизофрении Н.В.Симашкова (1984) описала
кататоно-онейроидные и
приступы. К возрас-
тным особенностям первых приступов относятся стертость или отсутствие
бреда инсценировки, ориентированный характер онейроидного помрачения
сознания, преобладания в приступах развернутого и продолжительного ка-
татонического этапа (2—12 нед) с выраженными соматизированными рас-
стройствами. Вторые отличались остротой развития с предчувствием надви-
гающегося несчастья (грундштиммунг), чувством измененности собственно-
го Я. Одновременно отмечались тревога, острый чувственный бред с идеями
отношения, ложные узнавания, бредовая дереализация и деперсонализация,
480