Файл: Лекция по логике....docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 8907

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛОГИКА В ПЕРИПАТЕТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ

В перипатетической школе после Аристотеля изучалось его логическое наследие и были сделаны лишь некоторые добавле­ния и поправки, придавшие логике Аристотеля характер, при­ближающий ее к последующей формальной логике.

В логике Аристотеля не было места для четвертой фигуры силлогизма, равно как и для гипотетических суждений. Игнори­рование гипотетических суждений в логике Аристотеля объяс­нялось его ошибочным мнением, будто условное суждение всег­да является не доказанным научно и основанным лишь на субъ­ективной договоренности спорящих.

Аристотель признавал научное значение исключительно тех суждений и умозаключений, которые после него получили на­звание категорических. Но уже первые перипатетики стали при­знавать познавательное значение гипотетических суждений и учение Аристотеля о категорическом силлогизме дополнили уче­нием об условных и разделительных силлогизмах. В первую фигуру категорического силлогизма Теофраст включил те пять модусов, которые позже вошли в формальную логику под названием модусов четвертой фигуры.

Теофраст внес изменение и в аристотелевское учение о мо­дальности суждений, придав модальности значение степени субъективной уверенности (в противоположность объективному смыслу модальности у Аристотеля).

Теофраст и Евдем посвятили свои исследования в области логики главным образом тем видам дедуктивных умозаключе­ний, о которых Аристотель говорил в «Топике» (условные, раз­делительные и другие силлогизмы).

В александрийскую эпоху стала развертываться широкая комментаторская деятельность в школе перипатетиков. Состав­лялись многочисленные комментарии к произведениям Аристо­теля. Начало этому положил Андроник Родосский (одиннадца­тый глава школы, живший в I в. до н. э.). Андронику принад­лежит заслуга издания сочинений Аристотеля (70 г. до н. э.), после чего в школе перипатетиков началась систематическая ра­бота по истолкованию сочинений Аристотеля и защите его взглядов. Из перипатетиков, занимавшихся толкованием логи­ческих сочинений Аристотеля, следует отметить Боэта Сидонского (ученика Андроника) и особенно Александра Афродизийского, написавшего комментарии к сочинениям Аристотеля «То­пика», «Аналитики», «Метафизика» и др. Следует отметить, что у ближайших преемников Аристотеля, Теофраста и Евдема, уси­ливается эмпирическая тенденция. На это усиление эмпириче­ской тенденции за счет рационалистической у ближайших преем­ников Аристотеля обращено внимание у новейших исследовате­лей (Г. Сенна и В. Иегера). Отмечают также, что у самого Ари­стотеля в его последних сочинениях решительно возобладал эмпиризм.

В общем можно сказать, что в эллинистическую эпоху эмпи­рический метод получил широкое распространение в науках. Высказывается также мнение, что и к изучению общественных явлений надо применять эмпирический метод.


Уже в гиппократовском сборнике намечаются три различные точки зрения, которые позже послужили зародышами для раз­вития разных типов эмпиризма в древнегреческой философии и науке. Это, во-первых, скептический эмпиризм, сводящий науч­ное знание к чистому опыту и отрицающей возможность полу­чения наукой каких-либо теоретических принципов; во-вто­рых, методологический эмпиризм, считавший, что посредством строгого применения научного метода можно получить известные общие положения, которые, однако, будут иметь лишь высокую степень вероятности, но не полную достоверность; и, в-третьих, догматический эмпиризм, который придерживался взгляда, что наука в состоянии, исходя из чувственных данных, путем логических выводов получить универсальные и необходимые истины. Эмпирический скептицизм в своем отрицании общих законов природы некоторым образом примыкал к учению Аристотеля о «бывающем по большей части» и к его отрицанию необходи­мых истин в отношении индивидов.

ЛОГИКА СТОИ

Стоики делили философию на три части — логику, физику и этику. Для пояснения взаимного отношения этих частей друг к другу стоики прибегали к сравнению философии с яйцом, садом, городом, человеческим организмом и т. д. Смысл всех этих срав­нений в том, что этика для них — самое важное, логика для нее является «охраной», а физика — «пищей». Логика, физика и эти­ка относятся друг к другу так, как в саду ограда, деревья (или почва, на которой они растут) и плоды; как в яйце — скорлупа, белок и желток; как в человеческом организме — кости, мясо с кровью и душа. Иными словами, этика для стоиков является душой философии, физика — основанием, на котором покоится этика; назначение логики—научить правильно судить о вещах, освободить ум от заблуждений.

Среди стоиков были разногласия по вопросу, в какой после­довательности надо изучать эти три части философии. Одни (как, например, Хрисипп) считали, что логика должна изучать­ся раньше других частей философии, другие же (Эпиктет) дер­жались мнения, что логика должна служить завершением фило­софского образования, считая, что изучение логики должно утвердить и углубить знания, получаемые при изучении осталь­ных частей философии. Некоторые же стоики считали, что ло­гика, физика и этика неразрывно связаны между собой и долж­ны изучаться одновременно.

(Стоики впервые стали употреблять термин «логика» для обо­значения отдельной философской науки, но этот термин они упо­требляли в более широком смысле, чем тот, в котором он стал использоваться позже. Дело в том, что стоики включали в ло­гику и науку о языке (грамматику), в разработке которой им принадлежит большая заслуга. Они ставили в тесную связь мышление и язык. Они учили, что слова и предложения — знаки, а понятия, суждения и умозаключения — суть то, что обозначает­ся этими знаками. Логика, по их учению, должна изучать и сло­весные знаки, и обозначаемые ими мысли.


Стоики делили логику на диалектику и риторику, а диалек­тика соответственно сказанному делилась на учение о словесных знаках (грамматика) и учение об обозначаемых ими мыслях (теория познания и логика в узком смысле).

Д


еление философии на части у стоиков может быть пред­ставлено в виде следующей схемы:

Философия



Логика физика этика



Диалектика риторика


учение об обозначающем учение об обозначаемом

(Грамматика) (учение о понятии, суждении, умозаключении и теория познания)

Исходным пунктом системы философии стоиков был сенсуа­лизм, и потому более последовательные из стоиков (представи­тели ранней Стои) не признавали врожденных идей, но счита­ли, что все понятия имеют опытное происхождение. Но сенсуа­лизм у стоиков сменяется рационализмом в понимании сущности познания Вселенной. Эта сущность, по их учению, может быть познана только разумом. Полная достоверность принадлежит истинам, познаваемым разумом и сформулированным в научной системе.

Душа, которая вначале является совершенно пустой, посте­пенно в результате воздействия на нее предметов и явлений внешнего мира наполняется представлениями. А после того как эти предметы и явления были восприняты, о них сохраняется память. Из множества сходных представлений затем образуется опыт. Далее от восприятий совершается переход к общему по­нятию. Образование понятий происходит у людей отчасти само по себе, стихийно, отчасти сознательно и преднамеренно путем деятельности мышления, которая руководствуется научным ме­тодом. В первом случае в качестве естественных продуктов мыш­ления возникают общие для всех людей понятия, которые долж­ны расцениваться как общеобязательные предположения «анти­ципации». Эти понятия являются естественными не в смысле врожденности их, но в том смысле, что они с естественной необ­ходимостью возникают у всех людей в процессе их умственного развития: постепенно к 14-му году жизни человека они все бо­лее и более накапливаются, образуясь из восприятий и пред­ставлений. Благодаря этому человеческое мышление от единич­ного возвышается к общему. Что же касается сознательного преднамеренного образования понятий в науках, то оно совер­шается по нормам, устанавливаемым диалектикой. Научные по­нятия стоики называли техническими. В качестве критерия, на основании которого можно отличить истину от заблуждения, стоики вместо аристотелевских материального критерия соот­ветствия мысли самим вещам и формального критерия со­гласия истины с собой выдвигали новый принцип. Критерием истины они считали ясность, непосредственную очевидность, с какой представление действует на ум. Такое представление стоики называли «каталептическим представлением». Смысл термина «каталептический» остается спорным: одни толкуют его как «постигаемое», другие - как «постигающее». Вероятно, этот термин имел и то и другое значение одновременно.


Свое учение о разных степенях достоверности Зенон из Китиона, основатель Стои, выразил в следующей образной форме. Он сравнивал ощущения с распростертыми пальцами, признавание содержания восприятия (обозначаемое термином «синка-татезис», т. е. согласие) — с немного согнутыми пальцами, по­стижение же самого предмета (обозначаемое термином «каталепсис»)—с пальцами, сжатыми в кулак, научное знание—-с кулаком, который к тому же сжат другой рукой. Научное зна­ние, по учению стоиков, представляет собой незыблемый каталепсис.

Каталепсис (схватывание)—это такая истина, которая на­столько очевидна, что она, так сказать, «схватывает» нас, при­нуждает к согласию, неотразимо навязывает нам себя.

Каталептическое представление, которое является критери­ем истины, исходит от какого-либо реального предмета, прину­дительно действует на субъекта, вызывая в нем согласие, и та­ким образом порождает каталепсис.

Не все истинные представления по учению стоиков являются каталептическими. Истинные представления должны соответст­вовать действительности, должны ее постигать. Но не всякое истинное представление для того или иного субъекта имеет при­нудительную силу непосредственной очевидности. И в отноше­нии каждого отдельного представления возникает вопрос: обла­дает ли оно непосредственной ясностью и очевидностью или не обладает таковой? Согласие с содержанием представлений, при­знание их истинными или несогласие с ним, отказ признать их истинными зависят от свободного решения субъекта.

Термин «каталептическое представление» может иметь тро­який смысл: 1) представление, которое «улавливает» свой пред­мет, отражает его верно и точно; 2) истинное представление, которое является правильно постигнутым нами знанием пред­мета; 3) представление, захватывающее нас, овладевающее нами, вынуждающее нас принять его. Таким образом, этот тер­мин обозначает либо отношение представления к предмету, им постигаемому, либо отношение его к нашему знанию, либо от­ношение его к познающему субъекту. Историки логики отмеча­ют трудность решения вопроса, какое из этих трех значений термина «каталептический» имели в виду стоики.

Вопрос о критерии истины, об условиях истинности наших знаний был основным вопросом теории познания стоиков. В фи­лософской системе стоиков он являлся сложной проблемой.

Стоики были догматиками, они не только считали возможным познание истины, но и считали свою философскую систему окон­чательной истиной в последней инстанции. Исходный пункт тео­рии познания стоиков был сенсуалистическим. Стоикам принад­лежит знаменитое, повторенное впоследствии Локком, сравне­ние первоначального состояния души с чистой навощенной дощечкой, на которой еще ничего не написано. Все свое содер­жание душа, по учению стоиков, получает от воздействия на нее вещей материального мира в виде ощущений, являющихся от­печатками этих воздействующих на нее вещей.


Догматический взгляд стоиков на науку как на систему та­ких положений, которые являются непоколебимой окончатель­ной истиной, приводит к тому, что они объявляют научное зна­ние конечным критерием истины. Но этим они вступают в про­тиворечие с исходным сенсуалистическим положением своей философской системы. Истину стоики понимали материалисти­чески, как соответствие наших представлений, понятий, сужде­ний, умозаключений самой объективной действительности. Но при формулировке критерия истины, когда стоики ищут его в непосредственной очевидности для нашего сознания тех или иных представлений, они становятся на субъективно-идеалисти­ческую точку зрения. Все дело для них в сознании несомненно­сти того или иного положения, в непоколебимости убеждения в том, что данное восприятие, представление, суждение совпа­дает с тем, что находится в самом объективном мире.

В стоической школе существовали разные взгляды по вопро­су о критерии истины: одни стоики (Зенон) считали таким кри­терием «каталепсис», другие (Хрисипп) — ощущения и «пролеп-сис» (предвосхищение), третьи (Аристон и Посидоний)—«пра­вильный разум».

Стоики более позднего периода обращаются не только к на­учным истинам, но и к общему мнению людей, к положениям, освященным традицией, языком, практикой. Они ссылаются на общее согласие людей. Этот взгляд связан с поворотом стоиче­ской школы вправо, с возобладанием в ней идеалистических тенденций.

Стоики учили, что хотя чувства и являются единственным первоисточником всего нашего знания, но они могут быть нена­дежны, и им нельзя слепо доверять. Вследствие этого необходи­ма теория познания, которая разъясняет роль внешних чувств как средства познания. Основатель Стои Зенон учил, что все существующее телесно и душа тоже телесна, ощущение же есть отпечаток, производимый в телесной душе другими вещами ма­териального мира. Таким образом, Зенон мыслил ощущение как телесный процесс. Хрисипп называет этот отпечаток «изменени­ем» души, но отпечаток может быть ясным и отчетливым, а мо­жет быть и неясным, смутным, неточным. Субъект поэтому двояко относится к чувственным восприятиям: относительно одних он дает свое согласие (синкататезис), а относительно других он такого согласия не дает. Для того чтобы было дано такое со­гласие, необходимо испытание самого чувственного представле­ния со стороны его ясности и отчетливости, исследование разу­мом его достоверности. Таким образом, познавательный матери­ал, даваемый ощущением, должен быть обработан логическим мышлением для того, чтобы получить безусловно истинное зна­ние. Ложные, ошибочные взгляды имеют своей причиной поспеш­ное согласие души по отношению к необоснованным положе­ниям.

Стоики подчеркивают активность души в процессе познания. Для познания необходимо активное «схватывание» душой имею­щегося в ней чувственного впечатления. Но такое «схваченное» душой впечатление еще не есть истинное знание, оно находится на полпути между истинным знанием и простым мнением. Истин­ным знанием стоики считают абсолютную истину, которая ни­когда не может быть поколеблена и изменена. Такую абсолют­ную достоверность стоики приписывали каталептическим пред­ставлениям.