Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 473

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное образовательное учреждение

«Кемеровский государственный университет»

ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт КемГУ



Кафедра истории

Факультет гуманитарный








Учебно-методические материалы

учебной дисциплины

«История»

Направление подготовки

080100 Экономика


Профиль подготовки

Финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит,

экономика предприятий и организаций


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр



для заочной формы обучения






Составитель:Макарчева Е.Б.,

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории







Новокузнецк, 2011

Пояснительная записка

История с ее фактическим материалом является фундаментом наук об обществе. Стремление знать историю своей Родины является естественной потребностью человека. К важнейшими функциями истории относятся когнитивная, связанная с конкретным изучением и теоретическим обобщением фактов прошлого, выявлением общих тенденций исторического процесса; практико-рекомендательная, связанная с выработкой научно-обоснованного курса внутренней и внешней политики, направлением деятельности исторических и политических личностей, воспитательная, заключающаяся в формировании научного мировоззрения, историзма мышления, внесении в систему ценностных установок патриотических, интернационалитстических, идеологических и нравственных мотивов. Этими обстоятельствами определяется место курса «Отечественной истории» в системе дисциплин гуманитарного цикла высшего профессионального образования.

Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям «Психология», «Социология», «Экономика», «Менеджмент организаций», «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Прикладная математика и информатика», «Прикладная информатика в экономике», «Геоэкология».


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История» являются:

  • сформировать у студентов представления о месте истории в обществе, основы исторического мышления и целостного видения российской истории в контексте мирового исторического процесса;

  • сформировать творческую исследовательскую позицию, плюралистический подход к многообразию картин прошлого и смене научных парадигм;

  • формировать ценностные ориентиры и идейно-нравственные установки посредством изучения конкретно-исторического материала;

  • сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России;

  • ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;

  • выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации и основные приемы анализа исторического источника и литературы.




2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История» входит в состав базовой части цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) программы подготовки бакалавра. Курс «История», являясь базовым для цикла гуманитарных дисциплин, изучается студентами первого курса всех направлений. Преподавание «Истории» как вузовской дисциплины предполагает обращение к конкретно-историческим знаниям и научным понятиям и категориям, освоенным в средней (полной) общей школе. Фактический материал и понятийный аппарат, сформированный в процессе изучения дисциплины «История», необходим для освоения таких учебных дисциплин как «Философия», «Культурология», «История Кузбасса», «Политология». Этими обстоятельствами определяется место курса «История» в системе дисциплин гуманитарного цикла высшего профессионального образования и в образовательной программе всех направлений.




3. Объем курса «История». Виды учебной работы

и формы контроля за ее выполнением.






Группы

Виды учебной работы


Формы

итогового

контроля

Аудиторные (часов)

Внеаудиторные (часов)


лекции


практические


семинары


самостоятельная работа


контрольная работа


зачет

Заочная форма обучения

ЭБУЗС-11, ЭФКЗС-11, ЭЭПЗС-11


2


106

+

+



3. Учебно-тематический план

курса «История»





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Общая трудоёмкость (часах)

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Учебная работа

В.т.ч.

активных форм

Самостоятельная работа





всего

лекции

Практ.

1

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки

1

1

8

-

8


2

Особенности становления государственности в России и мире

1


11

10


3

Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье

1


16




16


4

Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

1


15


2


12


5

Россия и мир в XVIIIXIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот

1


19




16


6

Россия и мир в ХХ веке

1


19




16


7

Россия и мир в XXI веке

1


8




8


8

Контрольная работа

1


12




12

Защита контр. работы


Всего

1


108


2


106

Зачет



4. График самостоятельной работы студентов

ЗО по курсу «История»

на 2011 / 2012 у/г



Виды работ

Объем часов

Сроки выполнения

Формы контроля

Усвоение лекционного материала, работа с терминами и понятиями




Работа с учебником по темам курса

1 час в неделю

В течение семестра

Письменный тест

Подготовка к семинарским занятиям

4 часа

В период сессии

Выступление на семинарских занятиях

Контрольная работа по выбранной теме

12 часов

В течение семестра

Защита контрольной работы

Итого

106 часов






Порядок и формы итогового контроля.


Учебные планы данного направления подготовки предусматривают для курса «История» итоговый контроль в форме зачета. Зачет проводится в период экзаменационной сессии в письменной (тест) либо устной форме. Перечень вопросов для устного зачета содержится в данных методических материалах и предоставляется студентам заранее. Тестовые задания раздаются студентам непосредственно во время зачета и включают в себя материал по всем темам курса, указанным в тематическом плане.


Рекомендации к прослушиванию

лекционного курса

и работе с терминологией


Учебные планы заочной формы обучения предполагают ограниченный объем аудиторных занятий. В связи с этим лекционный материал, предлагаемый слушателям в качестве базовой информации по дисциплине, является минимальной основой, которую им предстоит расширить и углубить в ходе самостоятельной работы. Более основательное представление об историческом исследовательском поле, об истории региона студент получит, изучая рекомендованную по курсу литературу.

В рамках курса особое внимание уделяется работе студента со специальной и общенаучной терминологией. Данные методические материалы содержат список основных понятий по курсу, словарная работа с которыми должна осуществляться в течение рабочего семестра.


Рекомендации к работе

на практических и семинарских занятиях


Семинар (лат. seminarum «рассадник») – вид учебного занятия, представляющий собой обсуждение слушателями под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов. Аудиторные семинары являются «ораторской площадкой» для студента: главная ценность этой формы занятий – речевая практика, в ходе которой учатся говорить информативно, убедительно, выдерживая стилевые требования научной речи, корректно употребляя терминологию.

Проблематика практических и семинарских занятий предполагает предварительное изучение студентами значительного круга литературы и источников. Рекомендованная к изучению литература подразделяется на обязательную и дополнительную. Часть текстов имеется в электронной версии на кафедре истории и доступна для использования студентами.



Темы семинарских занятий


Тема 1. Факторы и особенности становления единого Российского государства (XV – XVI вв.)

План

1. новые условия хозяйственной деятельности и окружающая среда.

2. Внешнеполитические условия и особенности формирования российской государственности.

3. Особенности процесса складывания единого Российского государства в конце XV – первой половине XVI вв.

4. Внутренняя политика Ивана IV и ее влияние на формирование Российской государственности.


Тематика контрольных работ для заочной формы обучения


  1. Русь и Золотая Орда в XIIIXIV вв.: проблема взаимоотношений.

План:

  1. Характеристика завоевания русских земель монголо-татарами, его масштабов и последствий в исторических исследованиях.

  2. Концепция военно-политического союза Руси и Золотой Орды в работах Л.Н. Гумилева.

  3. Представления российских и советских историков о формах, проявлениях и последствиях зависимости Руси от Золотой Орды.


  1. Личность и деятельность Ивана Грозного в исторических исследованиях

План:

  1. Характеристика личности Ивана Грозного в работах историков.

  2. Оценка Ивана IV как политического деятеля.

  3. Оценка политической деятельности Ивана Грозного и ее результатов.


3. Формирование территории Российского государства в XVIXIX вв.

План:

  1. Особенности геополитического положения Московского государства, основные задачи внешней политики и их решение в XVIXVII вв.

  2. Формирование Российской империи в XVIII - XIX вв.: направления, методы, результаты.

  3. Особенности межэтнических отношений в Российской империи.


4. Развитие крепостного права в России в XVIXIX вв.

План:

  1. Процесс законодательного оформления крепостного права в конце XVI – первой половине XVII в. и его причины.

  2. Развитие крепостнических отношений в реформах Петра I.

  3. Проблема крепостного права в царствование Екатерины II.

  4. Правительственная политика в отношении крепостного права в первой половине XIX в. Предпосылки крестьянской реформы Александра II.

  5. Особенности формирования и развитие российского капитализма во второй половине XIX – начале XX в.

План:

  1. Специфика промышленного переворота и его результаты.

  2. Развитие капитализма в сельском хозяйстве и правительственная политика в отношении крестьянства во второй половине XIX – начале XX в.

  3. Черты государственно-монополистического капитализма. Программа индустриализации С.Ю. Витте и ее итоги.

  4. Социальные проблемы развития российского капитализма и методы их решения правительством.


  1. Развитие либерального движения в России и его особенности.

План:

  1. Основные принципы либерализма и их отражение в идеях российских либералов первой половины – середины XIX в.

  2. Особенности российского либерализма и его эволюция во второй половине XIX в.

  3. Земское либеральное движение XIX в. и его итоги.

  4. Формирование либеральных партий в начале XX в.



  1. Формирование и развитие революционного движения в России.

План:

  1. Формирование русского социализма и его особенности.

  2. Социально-политические предпосылки, идеология и практика народничества.

  3. Распространение марксизма в России; основные направления и особенности русского марксизма.

  4. Предпосылки и причины победы большевиков в революции 1917 г.



  1. Формирование модели управления экономикой в первые годы советской власти.

План:

  1. Методы и результаты управления экономикой в период «военного коммунизма».

  2. Управленческая модель нэпа, ее противоречия и результаты.

  3. Причины отказа от нэпа и перехода к форсированному строительству социалистической экономики.


  1. Развитие советской культуры в условиях тоталитаризма.

План:

  1. Специфика положения культуры в тоталитарном обществе.

  2. Основные направления формирования тоталитарной культуры в 1920-ые – 1930-ые гг.

  3. Сопротивление тоталитаризму в литературе и искусстве.


  1. Формирование и развитие социалистического сельского хозяйства.

План:

  1. Социалистическое преобразование деревни на рубеже 1920-х – 1930-х гг.: цели, методы, итоги.

  2. Проблемы послевоенного советского сельского хозяйства (вторая половина 1940-х – начало 1950-х гг.).

  3. Противоречия и итоги политики Н.С. Хрущева в сельском хозяйстве.

  4. Причины и проявления застоя в сельском хозяйстве во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.


  1. Опыт реформирования государственного строя России в XVIII – начале XX в. и его итоги.

План:

  1. Основные направления и результаты реформирования государственного аппарата России Петром I.

  2. Конституционные проекты первой четверти XIX в. и попытки их реализации (Александр I, М.М. Сперанский, декабристы).

  3. Образование земства и его место в политической системе Российской империи.

  4. Образование Государственной Думы, ее место в системе власти и опыт взаимодействия с правительством.


  1. Формирование и развитие идеологии Российского государства (XVIXVIII вв.)

План:

  1. Формирование идеологии Московского царства и ее источники (конец XVXVI в.).

  2. Значение понятий «царь» и «царство» в общественном сознании Московской Руси.

  3. Развитие светской государственной идеологии и концепции служения государственной пользе в реформах Петра I.

  4. Развитие идей Просвещения об общественном благе и взаимоотношениях власти и общества в деятельности Екатерины II.


Методические рекомендации к написанию

контрольной работы по курсу «История»


Контрольная работа по курсу «История» является результатом анализа учебной и научной литературы по выбранной теме. В отличие от реферата выполнение контрольной работы не предполагает самостоятельного научного исследования литературы и не требует постановки исследовательских проблем, целей и задач исследования. Тем не менее, в контрольной работе обязательно наличие введения, содержащего формулировку темы и обоснование ее актуальности, и заключения с краткими выводами по результатам изучения темы.