Файл: Учебник для вузов Стандарт третьего поколения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 313

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
396 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в ванному на науке. В этом смысле он придает большое значение усвоению верховной властью политической науки, выражающей дух нации, под которым Тихомиров понимает солидарность отдельных поколений в целостной жизни нации. В условиях демократии верховная власть, помысли Тихомирова, должна опираться насилу массы, в условиях аристократии — на разумную, сословно-автори- тарную силу, в условии монархии — насилу нравственную.
Политическое искусство, по его мнению, заключается в двойной задаче не только полнее использовать сильные стороны форм власти, но и уметь парализовать действия ее слабых сторон. Опираясь на исследования Чичерина о слабых и сильных сторонах различных форм власти — аристократической, демократической, монархической, Тихомиров обосновывает преимущество последней перед всеми другими. Сильные стороны монархии он видит в том, что монархия лучше обеспечивает единство власти. Она стоит вне частных интересов. Из всех образов правления монарх в качестве третейского судьи лучше обеспечивает порядок. Монархия наилучшим образом пригодна для свершения крупных преобразований и, при условии выдающейся личности монарха, употребляет их на общее государственное благо.
Тихомиров пытался увязать в монархическом государстве монархию, народи церковь. Эти мысли очень сближали его с ранними славянофилами, видевшими в независимой церкви фактор, сдерживающий государственность от скатывания к абсолютизму. Однако на практике, как показывает исторический опыт, монархическое государство и церковь всегда действовали заодно, покровительствуя друг другу во всем. А там, где церковь и государство, религия и политика были заодно, там часто создавались благоприятные возможности для деспотизма и усиления бюрократизации как церкви, таки государства.
Несмотря на идеократичность и утопичность воззрений Тихо- мирова, его консерватизм, связанный с попыткой концептуально обосновать единение личности и государства, монархии, народа и церкви, в отличие от консерватизма Победоносцева и Леонтьева, все же был более умеренными не столь враждебным либерализму и демократизму. Умеренная форма консерватизма Тихомирова, в отличие от жестких форм консерватизма Леонтьева и Победо- носцева, со всей очевидностью свидетельствовала о неоднозначном, плюралистическом характере русского консерватизма конца XIX — начала XX в Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 622.

15 .3 Русский консерватизм
397
15.3.2. Иван Ильин
Основу мировоззрения Ивана Александровича Ильина (1883–1954) составляет органическое понимание политики в противовес механистическому, согласно которому политика выступает как взаимодействие индивидов и групп по поводу власти независимо от характера преследуемых при этом целей. В органическом понимании политики И. А. Ильиным консервативный тип мышления нашел выражение в акцентировании того, что у всякого народа своя особая душа и помимо нее его государственная форма непостижима. Поэтому так нелепо навязывать всем народам одну и туже государственную форму. Согласно И. А. Ильину, успешность государственного строительства определяется его соответствием не абстрактным схемам, а фундаментальным духовным основам народа, характеру и уровню его правосознания.
Ограниченность механистического подхода к политике И. А. Ильин демонстрирует на примере абсолютизации демократической формы правления в XX в. Она, по его мнению, проявляется в сведении всего государственного устройства к всеобщему и равному голосованию без учета традиций и менталитета народов.
Фанатичная вера в демократию расценивается И. А. Ильиным как преувеличение значимости внешней стороны свободы и недооценка роли главной — внутренней. Внешняя политическая свобода, предоставляемая формальной демократией, оказывается нужной и необходимой, когда накладывается на благодатную почву зрелого правосознания, духовности и нравственности, когда развивает внутреннюю свободу. Без достаточного уровня внутренней свободы она может вызвать анархию и хаос, стать гибельной для общества. Поэтому в достижении оптимального баланса внутренней и внешней свободы И. А. Ильин видел гарантию от политических потрясений — гражданских войн и тоталитарных диктатур. Не утрачивает актуальности его предостережение Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями анархией и деспотией»
2
.
Причину постигшей Россию катастрофы И. А. Ильин видел в ослаблении и разрушении монархического правосознания, затемненного и вытесненного анархо-демократическими иллюзиями и республиканским образом мысли, насаждавшимися и распро-
1
Ильин И. АО монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 127–128.
2
Ильин И. АО грядущей России // Избранные статьи. МС Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в .
странявшимися мировой закулисой с самого начала Французской революции. Запад рассматривается им как сила, имманентно враждебная России, чуждая ее языку, мировоззрению и духовному складу, православной религиозности, сила, стремящаяся ослабить и расчленить Россию. По его мнению, понимание этого факта должно стать аксиомой русской политики.
Будущее России И. А. Ильин видел в возрождении монархического правосознания русского народа и монархии как формы правления. Вместе стем он не исключали постепенного (после крушения коммунистической диктатуры) перехода к демократии и установления республики. Являясь убежденным противником тоталитарного режима и предвидя его неизбежный крах, И. А. Ильин считал губительным для России форсированное установление демократического строя. Он предостерегал без необходимых предпосылок демократии возможно только буйство черни, всеобщая подкупность и продажность и всплывание на поверхность все новых и новых антикоммунистических тиранов. Отсюда вывод Страна, лишенная необходимых предпосылок для здоровой творческой демократии, не должна вводить у себя этого режима до тех пор, пока эти основные предпосылки не будут созданы. До тех пор введение демократического строя может быть только гибельным для этой страны»
3
Одним из вероятных последствий крушения тоталитарной диктатуры И. А. Ильин считал распад страны, в результате чего ее территория закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами. Согласно его прогнозу, дезинтеграция СССР породит двадцать государств, которым придется содержать соответствующее число парламентов, министерств, армий, разведок, полиций и прочего, что непременно расстроит их бюджеты, денежные системы и потребует бесчисленных валютных займов под гарантии демократического развития. Новые государства через несколько лет окажутся сателлитами соседних держав, иностранными колониями или «протекторатами»
4
. Последующее развитие событий показало, что эти прогнозы во многом оказались проро- ческими.
Альтернативу деструктивным процессам в России И. А. Ильин видел в первоначальном установлении авторитарной власти, кото-
1
Ильин И. АО грядущей России // Избранные статьи. МС Там же. С. 158.
3
Там же. С. 35.
4
Там же. С. 178.

15 .4 . Социологическая и историческая школы в политологии рая способствовала бы становлению гражданских основ общественного устройства. Для этого подобной власти следует увеличивать объем свободы и обогащать политический опыт населения путем постепенного введения выборов и расширения избирательных прав, развивать хозяйственную самостоятельность с гарантией частной собственности, поднимать уровень правосознания, образования и информированности общества, ответственности и самостоятельности мысли индивида.
И. А. Ильин следующим образом охарактеризовал форму переходного правления Твердая, национально-патриотическая и по идее либеральная диктатура, помогающая народу выделить кверху свои подлинно лучшие силы и воспитывающая народ к отрезвлению, к свободной лояльности, к самоуправлению и к органическому участию в государственном строительстве. Только такая диктатура и может спасти Россию от анархии и затяжных гражданских войн. Социологическая и историческая школы в политологии. Максим Ковалевский
Максим Максимович Ковалевский (1851–1916) — известный историк, правовед, социолог, политологи государственный деятель — родился в дворянской семье в поместье Двуречный Кут Харьковской губернии. По окончании гимназии поступил на юридический факультет Харьковского университета, где под руководством профессора Коченовского специализировался на изучении истории зарубежных местных и государственный учреждений. Над этой темой он работали после окончания университета, стажируясь во Франции, Германии, Австро-Венгрии, Великобритании. Материалы этой работы составили магистерскую и докторскую диссертации, защищенные ММ. Ковалевским в 1877 и 1886 гг. в Московском университете. Кроме государственного и местного управления в сферу научных интересов Ковалевского-политолога входили история политических учений, государственный строй и конституционное право зарубежных стран, политические идеологии, партийное строительство и партийная политика.
Педагогическая деятельность ММ. Ковалевского началась на юридическом факультете Московского университета, а продол-
1
Ильин И. АО грядущей России // Избранные статьи. МС Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX вжалась в Петербурге (университет, Политехнический институт, Высшие женские курсы, Психоневрологический институт. Он читал курсы по государственному праву, истории политических учреждений, местному самоуправлению, теории демократии и др.
Научно-педагогическую работу профессор Ковалевский сочетал с активной общественной деятельностью, участием в научных обществах (Московское юридическое общество, Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии и др. В 1886 г.
Ковалевский разработал программу реформ для России, которая базировалась на постепенном предоставлении каждому россиянину всех гражданских и политических прав, конституционном ограничении самодержавия, введении представительного правления и распространении местного самоуправления.
Активная общественно-политическая позиция Ковалевского сказалась на его отношениях с Министерством народного просвещения, которое и раньше относилось к нему настороженно. Под надуманным предлогом он был лишен права преподавания гг. Ковалевский провел вне России. Сначала он занимается преподаванием в Стокгольмском и Оксфордском университетах, затем (1889) переезжает во Францию (Болье недалеко от Ниццы, где работает над своими основными политологическими произведениями Происхождение современной демократии и От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, в которых заложены основы его политических теорий.
Главной задачей, как сформулировал ее сам автор, было проследить прогресс политических идей и практики от прямой демократии античных полисов к представительному монархическому парламентаризму Англии начала XX в. Античная демократия была далека от совершенства. Народоправство фактически отсутствовало, так как далеко не все люди, населявшие Аттику, были гражданами. В Афинах б
óльшую часть населения составляли метеки и рабы.
«Народоправства древности — делает вывод автор, — былине более как представительством меньшинства».
В Средние века произошла временная остановка политического развития. В итальянских городских республиках и коммунах низы народа, чернь оказались оттесненными от управления. Здесь не было ни торжества принципа равенства всех перед законом, ни осуществления на практике всеобщего голосования. Фактически законодательным органом являлось не столько общее собрание граждан, сколько большой и малый советы ни чернь, ни представители ремесленников не могли быть выбраны в них

15 .4 . Социологическая и историческая школы в политологии Таким же описывает Ковалевский и политический строй Англии эпохи Великой революции. Там также отсутствовало политическое равенство, прямые и всеобщие выборы. Речь шла только о равновесии и примирении королевской и парламентской власти, а не о демократии. Идеал народоправства был выдвинут лишь движением левеллеров, которое представляло собой выражение народного запроса на участие в политической жизни. Именно равноправное участие в управлении считает Ковалевский критерием политического прогресса. В каких формах оно осуществляется При патриархальной монархии отсутствует личная и коллективная самодеятельность, замененная опекой сверху. Форма патриархальной монархии постепенно заменяется парламентаризмом самоуправляющегося общества, который в своем становлении проходит стадии сословной монархии и приходит к форме парламентской монархии. Очевидно в этой последней форме государственного строя и состоит политический идеал самого Ковалевского, а развитие означает политический прогресс.
Теория политического прогресса вписана у него в общую теорию прогресса. В своих политологических и социологических сочинениях он подчеркивает, что основной признак прогресса — это усиление солидарности. Ноне солидарности как субъективной идеи или чувства, а как объективного общественного порядка государственных институтов, социально-политических изменений. Прогресс означает рост солидарности, повышение ее удельного веса и расширение сферы ее применения.
В сущности, на место контовского закона трех стадий Кова- левский ставит закон роста и расширения солидарности, который предполагает замиренность (термин Ковалевского), гармонию между классами. Тогда прогресс означает не только расширение замиренной сферы, но и совершенствование отношений внутри нее. Причем прогресс осуществляется не однонаправлено, а на базе нескольких факторов экономических, социально-политических и духовных. Прогресс означает не рост однообразия и ликвидацию определенных социальных группа рост их взаимоотношений. Прогресс творчества политических форм не закончился созданием современной системы парламентаризма. Нас ожидает в будущем не столько гибель, сколько трансформация современного государства. Но трансформация современных государств не должна осуществляться путем революций, ибо это не есть необходимый и наилучший путь прогресса, а лишь патологическое средство решения назревших социальных проблем. Революции, как явления социально-политические, вызываются, как правило, политической

402 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в несостоятельностью правительства, которая заключается либо в искусственной задержке решения назревших проблем, либо в насильственном ускорении реформ.
Таким образом, Ковалевский отрицает монистическое, одномерное понимание прогресса, объявляя его явлением многофакторным. Основными движущими силами прогресса являются накопление знаний, изменение техники, технологий, социальных отношений людей. Он пытался нарисовать даже последовательность действия этих факторов рост населения — изменение экономического строя — изменение религии — трансформация политической системы. Но это у него вышло не вполне убедительно, ибо противоречит его же тезису о плюралистичности прогресса, те. одновременном действии сразу нескольких факторов. В результате Ковалевский приходит к следующей формуле Знание, техника, экономические отношения, классовая структура, политический строй — взаимодействие этих элементов отрицать трудно. Но кому из них в разное время принадлежал почин в дальнейшем поступательном ходе — это, конечно, вопрос».
Из такого же либерально-демократического дискурса выводит
Ковалевский и свою теорию государства. Государство для него, в отличие от сторонников анархии и коммунизма, не является результатом непримиримых классовых противоречий. Наоборот, оно становится индикатором замиренности политической и общественной жизни, различных социальных сил. Это замирение не ведет к отмиранию государства, ибо оно и есть выражение социальной гармонии. Тип государства и изменение общественного строя
Ковалевский объясняет не господством того или иного класса и не тем или иным строением социальной структуры, а экономическими изменениями и совершенствованием знаний, с одной стороны, и самоопределением личности — с другой. Классовая борьба не является движущей силой прогресса, наоборот, она тормозит политический прогресс, который состоит в примирении классов и отказе от противостояния. Политический прогресс следует за прогрессом знаний и экономики. Политические изменения происходят не только в национальном масштабе, в рамках отдельных государств. Развитие экономики и науки направляет отдельные общества к созданию не объединяющего человечество мирового государства, а автономных политических тел, вступающих между собой в постоянные союзы или федерации и поддерживаемых к сохранению мира хозяйственным расчетом, заботою о возможности развития своего производства путем расширения обменов».
В 1905 г. появляется возможность бесцензурной политической и научной деятельности в России, и Ковалевский возвращается на

15 .4 . Социологическая и историческая школы в политологии родину, нона этот раз поселяется в Петербурге. Петербургский период был самым плодотворным в смысле становления ММ. Ко- валевского как политолога и политического деятеля. Преподавая в Политехническом институте, он с помощью студентов издал несколько правоведческих (по существу политологических) курсов лекций, о которых речь шла выше.
В сентябре 1905 г. Ковалевский принимает участие в московских земских съездах, в конце 1905 г. входит в оргкомитет по созданию Партии демократических реформ.
В Государственную думу летний Ковалевский пришел уже как признанный в мире ученый, политологи политик европейского уровня. Несмотря на то что избирался он на Украине, все его планы были связаны с социально-политическими реформами всероссийского масштаба. Если говорить о его взглядах на коалиционную политику партий, то они вытекали из его теории замирения (солидарности. Замирение, по мнению Ковалевского, возможно и между противостоящими классами, но, скорее всего, оно возможно между ближними по социальному статусу группами. Отсюда следует, что поле замирения начнет расширяться и углубляться в центре политического спектра. Поэтому Ковалевский-политик со времен Первой Думы ратовал за широкий союз центристских и левоцентристских партий, исключая партии революционные. В сущности,
Ковалевский-политик был одним из зачинателей в России курса политического центризма, ныне так популярного в Европе ив современной России.
Ковалевский был активным сторонником расширения местного самоуправления, но только для граждан, достаточно долго проживающих и имеющих недвижимое имущество в данной местности. В аграрном вопросе он выступал за определение круга лиц, имеющих право на наделение землей (те. безземельные и малоземельные крестьяне, при этом следует определить высший и низший пределы землевладения. Рабочий вопрос, по его мнению, должен быть решен в правовой, юридической сфере. Рабочее законодательство должно дать право на создание профсоюзов, на соглашение профсоюзов и союзов предпринимателей, право на забастовку, на охрану труда, государственное страхование от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и по старости. В международных делах Ковалевский был принципиальным противником войны. Он твердо верил (сточки зрения опять же расширения и углубления процесса замирения) в возможность разрешения любых международных конфликтов мирными средствами. В тоже время его нельзя назвать пацифистом. В 1910 г, когда неизбежность

1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48

404 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в войны стала очевидной, он голосовал за военные кредиты, утверждая, что война вызовет в России патриотический подъем, моральное возрождение народа, реорганизацию промышленности и ускорение технического прогресса. Во внешней политике он был сторонником сближения с Европой, особенно с Великобританией. Моисей Острогорский
Моисей Яковлевич Острогорский (1854–1921) — русский юрист, историки политик. Один из первых российских политологов, специализировавшихся на изучении политических партий. Так как публичной политики и легальных политических партий в конце
XIX — начале XX в. в России еще не существовало, то М. Я. Остро- горский после успешной учебы на юридическом факультете Санкт-
Петербургского университета окончил Свободную школу политических наук в Париже ив г. защитил на французском языке диссертацию на тему О происхождении всеобщего равенства».
После этого начался наиболее плодотворный период его научного творчества, в течение которого он занимался изучением политических партий, предпринимая многочисленные и продолжительные поездки в Великобританию и США. В 1889 гон опубликовал на французском языке работу Организация политических партий (De l’organisation des parties politiques), а в 1898 г. почти одновременно в Париже, Лондоне и Нью-Йорке вышел главный труд Острогорского Демократия и политические партии (La democratie et l’organisation des parties politiques), вызвавший живой интересу европейских и американских политологов, интерес, незатухающий до сих пор. Книга Острогорского давно признана классической и стала учебным пособием для многих поколений политологов. Ее изучали, на нее опирались в своих исследованиях М. Вебер, Р. Михельс, М. Дюверже, С. Липсет.
По возвращении в Россию свою научную работу по изучению становления гражданского общества и парламентаризма в контексте функционирования механизма политических партий Острогорский совмещал с политической деятельностью в Государственной думе, в которую он был избран от партии кадетов в 1906 г.
Главная книга ученого представляет собой объемистый труд, состоящий из 6 частей, первые три из которых посвящены исследованию политических партий Великобритании, в четвертой и пятой анализируется функционирование партий в США, в шестой части на почти восьмидесяти страницах сделано пространное заключение, в котором Острогорский приходит к дискуссионному выводу о том,

15 .4 . Социологическая и историческая школы в политологии что существование постоянных и общенациональных партийных организаций, сковывающих свободу своих рядовых членов, не соответствует принципам демократии. В тоже время сам ход этого скрупулезного и объективного исследования, проследившего зарождение и функционирование первых политических партий в современном понимании этого термина, те. партий, имеющих парламентскую фракцию, внутреннюю организационную структуру и корни в гражданском обществе, — имеет непреходящее значение. Питирим Сорокин
Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) — один из видных мыслителей XX в. — родился 21 января 1889 г. в с. Турье Яренского уезда Вологодской губернии. Окончив в 1904 г. Гамскую школу,
Сорокин поступает в Хреновскую церковно-учительскую школу Костромской губернии. Затем он учился в Петербурге, в Психоневрологическом институте, открытом в 1908 г. по инициативе В. М. Бехтерева, и, наконец, — в Петербургском университете, где получил степень магистра права.
В педагогическом училище Сорокин стал активно заниматься политикой, а в 1906 г. вступил в партию социалистов-революционе- ров (эсеров) и активно включился в процесс распространения революционных идей. Был арестован и посажен в тюрьму в г. Кинешма, где много читали завел знакомства с противниками царского режима. Особенно большое впечатление на молодого Сорокина произвели труды П. Лаврова, К. Михайловского, Г. Спенсера, О. Конта.
После Февральской революции П. Сорокин становится секретарем министра-президента А. Ф. Керенского, членом Учредительного собрания от партии эсеров, редактором партийной газеты Воля народа (затем Дело народа»).
После Октябрьской революции П. Сорокин отходит от активной политической деятельности. В 1919 гон основал кафедру и отделение социологии на факультете общественных наук Петроградского университета. Однако в 1922 гон вместе с группой политических деятелей и ученых был выслан из России на знаменитом философском пароходе».
Сначала П. Сорокин жил в Европе в Германии, в Чехословакии. Редактировал журнал Крестьянская Россия. В 1923 г. переехал в США, где в университете Миннесоты стал профессором социологии. С 1929 г. — в Гарвардском университете. Здесь он создает и возглавляет социологический факультет, пригласив на работу Р. Мертона и Т. Парсонса.

406 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в В целом творческая эволюция воззрений Сорокина может быть разделена натри этапа.
На первом, русском, этапе (до 1922) Сорокин создает позитивистскую модель социологии, основанной на бихевиоризме. Его социологическая концепция в этот период сформировалась под влиянием О. Конта, Э. Дюркгейма, ММ. Ковалевского, Е. В. Де Ро- берти, ЛИ. Петражицкого, Г. Зиммеля, а также В. М. Бехтерева и И. П. Павлова. В это время им написаны такие работы, как Преступление и кара, подвиги награда (1913), Самоубийство как общественное явление (1913), Предмет и границы социологии
(1913), Общедоступный учебник по социологии (1920), Система социологии (1920), Голод как фактор (Второй этап, европейско-американский (1922–1930), характеризуется продолжением идей первого периода. Сорокин остается на позициях социального бихевиоризма и разрабатывает основные положения теории социальной стратификации и социальной мобильности, которые были изложены в книгах Социология революции (1925) и Социальная мобильность (1927). Но уже в конце этого периода, под влиянием идей Э. Гуссерля, Сорокин все больше обращается к проблемам социологии науки. Это нашло отражение, в частности, в работе Современные социологические теории (Третий этап творческой эволюции П. Сорокина, американский, характеризуется кардинальным пересмотром взглядов, отходом от социологии бихевиоризма и эмпиризма. Акцент делается на проблемах культуры, которым отводится роль определяющего фактора социальной жизни и поведения человека, в том числе в сфере политики. Итогом работы этого периода было создание так называемой интегральной системы социологии культуры.
С х по е гг. П. Сорокин принимает участие в создании фундаментального труда по социологии крестьянства, пишет системное исследование Общество, культура и личность (1947). Всемирную известность ему приносит четырехтомная монография Социальная и культурная динамика (1937–1941). Кроме того, выходят такие его труды, как Социокультурная причинность, пространство и время (1943), Кризис нашего времени
(1943), Преобразование человечества (1948), Человек и общество в опасности (1942), Причуды и заблуждения современной социологии (1956), Социологические теории современности
(1966) и др. Последним исследованием стала статья Основные черты русской нации в XX столетии (1967), опубликованная в спе-

15 .4 . Социологическая и историческая школы в политологии
407
циальном выпуске Анналов американской академии политических и социальных наук».
Учителями Сорокина были ММ. Ковалевский и Е. В. ДеРо- берти. С самого начала своей научной деятельности Сорокин делает акцент на эмпиризме в исследованиях, считая возможным формулировать универсально действующие и функциональные законы. Социологическая концепция Сорокина русского периода деятельности представляет собой сплав позитивизма и социального бихевиоризма.
Следует отметить, что если Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Дарен- дорф, К. Маркс, М. Вебер представляют социальное неравенство как зло и ограничение, а мобильность — как способ преодоления неравенства, двигатель прогресса по направлению к равенству, противопоставляя тем самым понятия социального неравенства и социальной мобильности, то Сорокин (вслед за Г. Моска и В. Па- рето) рассматривает эти две данности как неразрывно связанные аспекты одного итого же явления социальной циркуляции индивидов и целых семей между правящими классами, элитой, и низшими классами, пассивными подчиненными. Эта циркуляция необходима для непрерывного функционирования и стабильности каждого правящего слоя, и особенно для каждого политического класса. Высшее проявление мобильности — смена классов у власти, приход к власти той группы, которая еще не знает застоя. В 1923 г. в журнале Крестьянская Россия, издаваемом в Праге, Сорокин опубликовал статью Россия после нэпа, где изложил свою социологию революции. Впоследствии она была уточнена и расширена в работе Социология революции (1925). При разработке социологии революции Сорокин отталкивается от социальной стратификации и социальной мобильности. Стратификационное измерение, как полагал П. Сорокин, следует производить в трех социальных пространствах — экономическом, политическом и профессиональном. А переход от одной социальной структуры к другой осуществляется либо через революцию, либо через реформу.
К мысли о трех фазах любой великой революции, впервые поднятой в статье Россия после нэпа и развитой в Социологии революции, Сорокин возвращается в 1963 г. в автобиографическом романе Долгий путь. В нем он характеризует динамику революционного процесса следующим образом В своем развитии все великие революции, похоже, проходят три типические фазы. Первая
1
Крестьянская Россия. 1923. № 2–3. С. 143–150.

408 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX виз них — короткая — отмечена радостью освобождения оттирании старого режима и большими ожиданиями реформ, которые обещает революция. Эта начальная стадия лучезарна, правительство гуманное и мягкое, полиция умеренна, нерешительна и совершенно ни на что неспособна. В человеке начинает просыпаться зверь, короткая увертюра обычно сменяется второй, деструктивной фазой. Великая революция теперь превращается в яростный вихрь, сметающий на своем пути все без разбора. Он безжалостно разрушает не только отжившие институты, но и вполне жизнеспособные, заодно с первыми, уничтожает не только исчерпавшую себя элиту, стоявшую у власти при старом режиме, но и множество людей и социальных групп, способных к созидательной работе. Революционное правительство на этой стадии является грубым, тираничным, кровожадным. Его политика в основном разрушительна, насильственна и террористич- на. Если ураганная фазане полностью превращает нацию в руины, революция постепенно вступает в третью фазу своего развития — конструктивную. Уничтожив все контрреволюционные силы, она начинает строить новые социальный и культурный порядок и новую систему личностных ценностей. Этот порядок создается на основе не только новых, революционных идеалов, но и включает восстановленные, наиболее жизнеспособные дореволюционные общественные институты, ценности, образ жизни, временно нарушенные на второй стадии революции, но которые выжили и вновь утвердились, независимо от желания новой власти. Послереволюционное устройство общества, таким образом, обычно являет собой некую смесь новых образов и моделей жизненного поведения со старым. Грубо говоря, с концах годов революция начала входить в свою конструктивную фазу, которая в настоящее время находится в полном развитии».
Безусловно, круг научных интересов Сорокина был самый разнообразный. В конце жизни Сорокин обращается к проблемам этики, исповедуя идеи альтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности и солидарности. Русские политические мыслители и практики. Георгий Плеханов

Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918) — первый теоретик русского марксизма, основатель первой российской марксистской организации За двадцатилетие своей плодотворной деятельности

15 .5 . Русские политические мыслители и практики
409
(1883–1903) Плеханов создал множество произведений. В этих работах значительное место уделяется политической тематике.
Плеханов использовал марксистскую методологию в решении таких конкретных социально-философских и политических проблем, как роль идей в жизни общества, взаимодействие форм общественного сознания и их специфические закономерности, роль личности в истории, диалектика свободы и необходимости, преемственность в истории философии и общественной мысли, революционный характер переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в философии, отношение марксизма к наследию в области философии и всей общественной мысли и др.
В своих работах Социализм и политическая борьба (1883) и Наши разногласия (1885) Плеханов подверг критике учения, на которых основывали свою деятельность революционеры-на- родники, развил основные принципы социал-демократизма, сформулировал главные задачи распространения марксизма в России.
В начале XX в. Плеханов, выступая против несвоевременного свершения социалистической революции, захвата власти, считал, что Россия должна прежде пройти через длительный этап куль- турно-организационных форм в условиях буржуазно-демократи- ческого устройства сего конституционной демократией. Эта позиция впоследствии вступила в противоречие с позицией Ленина, считавшего возможным при использовании пролетарской власти те. в условиях диктатуры пролетариата) провести культурно- организационные преобразования путем сравнительно кратким.
В центре внимания Плеханова была также и аксиологическая проблема обусловленности политики, политических действий этикой. Политика без морали, считает он, — это преступление. Отсюда вполне объясним факт принятия им Февральской буржуазно-демо- кратической революции (поддержка Временного правительства) и непризнание Октябрьской социалистической революции как несвоевременной, неготовой породить на базе общечеловеческих моральных принципов цивилизованную форму государственной власти.
В своем письме к петроградским рабочим по поводу несвоевременного захвата власти большевиками Плеханов писал Для рабочего класса не может быть большего исторического несчастья, как захват политической власти в такое время, когда он к этому еще неготов. Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая в конце концов заставит его отступить далеко от позиций, завоеванных в феврале и марте нынешнего

410 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в года. Следует, однако, заметить, что внутренне Плеханов понимал позицию большевиков по поводу разгона Учредительного собрания. Еще в 1903 г. на II съезде РСДРП Плеханов высказал мысль, что пролетариат в революции отнимет при надобности избирательное право у капиталистов, разгонит какой угодно парламент, если он окажется контрреволюционным. В 1918 г. В. М. Чернов, ведущий теоретик партии эсеров, обвинил Плеханова в том, что большевики претворили в жизнь его высказывание. На что Плеханов ответил Очень наивно думать, будто влияние речи, произнесенной мною на нашем съезде 1903 г, побудило большевиков запереть двери Таврического дворца после первого же заседания собравшихся в нем депутатов. Разгон нашего Учредительного собрания подсказан был им не внутренней логикой тактики, освобожденной от безусловных принципов. Он подсказан был им внутренней логикой политического действия свершенного ими в конце октября»
2
Плеханов, безусловно, не мог многого предсказать в развитии будущего социализма и его государственности. Однако в памяти поколений он останется великим русским мыслителем, сторонником научного социализма, гуманистом-социалистом. Высокую оценку деятельности Плеханову дает даже такой далекий от марксизма философ, как В. В. Зеньковский. По его мнению, Плеханов, будучи правоверным последователем марксизма, всегда оставался все же внутренне свободным. Большой литературный талант, тонкое критическое чутье делали Плеханова живыми интересным писателем, в котором верность марксизму никогда не заглушала ни подлинного морального благородства, ни интереса к истине и к ее прогрессу. Владимир Ленин

Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870–1924) — теоретики лидер большевизма юрист, политолог, вождь социалистической революции в России и международного коммунистического движения, основатель государства диктатуры пролетариата и новой государственности СССР. Деятельность Ленина, как и всякой крупной исторической личности, вызывает спорные, противоречивые и порой самые противоположные оценки Вопросы истории. 1989. № 12. С. 104–105.
2
Рубинштейн Н. К. К истории Учредительного собрания в России // Исто- рик-марксист. 1928. № 10. С. 69.
3
Зеньковский В. В История русской философии Вт. Т. 2. Ч. 2. С. 40–41.

15 .5 . Русские политические мыслители и практики Как человек своего времени и как историческая личность Ленин появился на политической арене, когда Россия, выражаясь словами К. Маркса, была беременна революцией. Ленин, по словам его современников, соответствовал образцу революционера нового типа, соединяющего теорию с практикой. Вера в идею борьбы против классового неравенства, против всякого угнетения и эксплуатации трансформировались в нем в конкретные волевые мотивации как- тивному действию, заряжая революционной энергией окружающих, производя на них сильное впечатление. Это было одним из важных проявлений его лидерских качеств.
В работе Истоки и смысл русского коммунизма (1937) Бер- дяев писал В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народи самих коммунистов. Ион остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим путем, коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться. В этом есть черта сходства с Петром»
1
В споре с народником Михайловским по вопросу о роли личности в истории Ленин исходил изучения марксизма о взаимодействии субъективных и объективных факторов. Согласно этому учению, историю делают люди, народ, классы. В основе всех взаимодействий людей, а главное — классовой борьбы, в основе исторического и политического процесса, согласно марксизму, в конечном счете лежат объективные экономические отношения.
Большую теоретическую работу Ленин проделал по проблемам государства. В августе-сентябре 1917 гон написал книгу Государство и революция. В ней он наиболее полно изложил марксистское учение о государстве, раскрыл эволюцию взглядов классиков марксизма на государство, проанализировал связь государства с классовым характером общества, обосновал закономерность и неизбежность социалистической революции и диктатуры пролетариата. Раскрывая сущность, задачи и перспективы развития пролетарского государства и пролетарской демократии, развил марксистское учение о социализме и коммунизме.
Государство, в его понимании есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, орудие экс Бердяев НА Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. МС Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в .
плуатации угнетенного класса. Выросшая из крепостного уклада, политическая его форма есть классовое государство, и единственный путь к прекращению эксплуатации трудящегося состоит в классовой борьбе пролетариата».
Из обобщенной характеристики будущего социалистического общества, данной Лениным в Государстве и революции, следует, что социализм — это общество высокоорганизованной экономики, базирующейся на общественной собственности с соответствующей ей системой распределения и политической надстройкой — социалистическим государством, широкой демократией для трудящихся. Социализм, учил Ленин, неизбежно перерастет в высшую фазу — коммунизм, предполагающую гигантское развитие производительных сил и формирование нового человека, достижение полного социального равенства. Ленин выдвинули развил ряд новых идей о социалистическом общественном строе, социалистической общественной организации труда, сознательной дисциплине, развитой материально-технической базе, созданной с учетом наивысших достижений науки и техники. Началом научной разработки системы социалистического планирования был план ГОЭЛРО — это, как выразился Ленин, был план экономического и социального строительства при неукоснительном соблюдении государственных плановых заданий.
Как мыслилось Лениным устройство представительных политических институтов Незадолго до Октябрьской революции, в Апрельских тезисах (1917), Ленин выдвигает новый высший тип демократического государства как политическую форму диктатуры пролетариата — республику Советов не парламентарная республика, — возвращение к ней от С. Р. Д. (советов рабочих депутатов А. Г) было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху. Особое внимание Ленин уделяет разработке теории государства диктатуры пролетариата, его роли в создании нового общества. По его проекту, государство в переходный период решает функции, во-первых, экспроприации эксплуататорских классов, во-вторых, подавления их сопротивления, в-третьих, сплочения вокруг пролетариата всех трудящихся (крестьянство, мелкая буржуазия, полупролетарские слои населения, в-четвертых, осуществления руководства по налаживанию социалистического хозяйства.
1
Ленин В. И Полное собрание сочинений. Т. 33. С. 7.
2
Там же. Т. 31. С. 115.

15 .5 . Русские политические мыслители и практики В этот переходный период диктатура — это власть, опирающаяся непосредственно на насилие, несвязанная никакими законами»
1
Как видим, демократию Ленин понимает сточки зрения марксистской диалектики, иона у него вполне совмещается с диктатурой. Также быстро он расправляется с партийной демократией. Действительно, партия большевиков называет себя социал-демо-
кратической, значит, отношения партийного руководства и партийных низов должны строиться на демократических принципах. Критика известным теоретиком элит Михельсом недемократи- ческих тенденций взаимоотношений в социал-демократических партиях Европы (отрыв вождей от руководимых масс) не смутила Ленина. Согласно его схеме массы — классы — партии — вожди, партия осуществляет руководство организованным в Советы пролетариатом, а самой партией руководят ее вожди — центральный комитет, без которого не решается ни один важный политический или организационный вопрос».
По вопросу будущего государственности и демократии Ленин писал Государство не отменяется, государство отмирает, поскольку капиталистов уже нет, классов уже нет, подавлять поэтому какой бы тони было класс нельзя. Но государство еще не отмерло, ибо остается охрана буржуазного права, освящающего фактическое неравенство. Для полного отмирания государства нужен полный коммунизм. О свободе и демократии Ленин говорит лишь вот- носительном смысле, соотнося их с буржуазным обществом. По его мысли, важно, чтобы социалистическое государство активно включилось в организаторско-хозяйственную (восстановление народного хозяйства) и культурно-воспитательную (сохранение высших форм национальной культуры и национального единства) деятельность. Юлий Мартов
Мартов — псевдоним Юлия Осиповича Цедербаума (1873–1923), профессионального революционера, одного из основателей социал- демократического движения в России, лидера фракции меньшевиков в РСДРП. Ю. О. Мартов родился в Константинополе в семье российского купца. В восемнадцать лет поступил на естественный факультет Санкт-Петербургского университета и сразу окунулся в революционную деятельность, организуя социал-демократиче-
1
Ленин В. И Полное собрание сочинений. Т. 37. С. 245.
2
Там же. Т. 33. С. 95.

1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48

414 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в .
ские кружки и группы, пропагандируя марксизм и подготавливая создание марксистской социал-демократической организации из представителей рабочих и интеллигенции. Участвовал в создании Союза борьбы за освобождение рабочего класса и Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Один из авторов программы РСДРП, принятой на II съезде (1903). В вопросах организации и дисциплины занял позицию, противоположную взглядам В. И. Ленина о единой, строго централизованной партии. Возглавил фракцию меньшевиков на II съезде РСДРП ив дальнейшем был одним из лидеров меньшевизма. Критиковал большевиков за стремление установить в партии режим диктатуры. После поражения революции 1905–1907 гг. выступал за легализацию партии, примирение всех фракций, участие в думских выборах и думской деятельности. Ю. О. Мартов, как истинный революционер, марксист, не отрицал необходимости социалистической революции, однако считал, что условия для нее в России еще не созрели. Поэтому рабочее движение и социал-демократическая партия на этапе буржуазно-демократической революции должны поддерживать буржуазно-демократические и национально-демократические партии, способствовать углублению и расширению демократических преобразований в государстве и обществе. Условия для социалистической революции в России созреют после того, как эти революции свершатся в передовых странах Европы и Америки.
С началом Первой мировой войны, когда В. И. Ленин выдвинул лозунг поражения своего правительства и превращения империалистической войны в гражданскую, Ю. О. Мартов выступал за скорейшее ее окончание и демократический мир.
С началом Февральской революции (1917) он не поддержал вхождение социал-демократов во Временное правительство, так как это, по его мнению, могло помешать пробуждающейся в рабочей и солдатской массе политической самодеятельности, самосознанию, необходимому для последующих социалистических преобразований. В тоже время он продолжал критиковать стратегию большевиков за привлечение в революционное движение солдат- ско-крестьянских масс, чуждых социализму и интересам рабочего класса. В это время Ю. О. Мартов возглавлял фракцию так называемых меньшевиков-интернационалистов, выступавших против революционного оборончества, за международную солидарность рабочих всех стран и демократический мир.
Ю. О. Мартов избирался делегатом I, II, III и IV съездов Советов. В речах на съездах осуждал наступление на фронте, требовал

15 .5 . Русские политические мыслители и практики созыва международной конференции социалистов для прекращения войны.
Октябрьскую социалистическую революцию считал ошибкой большевиков, призывал рабочих и солдат отказаться от вооруженного захвата власти. Спасение революции, помысли Ю. О. Мартова, в то время было возможно в случае заключения мира и решительных социальных реформ.
На IV Чрезвычайном съезде Советов он выступал против заключения Брестского мира, за создание вместо Совета народных комиссаров новой власти однородного социалистического правительства. Однако в декабре 1918 г. на Всероссийском партийном совещании большевиков поддержал политику советского правительства по борьбе с контрреволюцией и выступил за снятие требования Учредительного собрания. Как реальный политик, Мартов принял факт существования советского строя, но оставался сторонником демократической республики и продолжал критику советского правительства.
В октябре 1920 г. Мартов по поручению ЦК партии меньшевиков которая 30 ноября 1919 г. была легализована) выехал заграницу в качестве представителя партии во II Интернационале, сохранив советское гражданство. В 1921 гон стал одним из создателей так называемого Венского, или 2 1
/
2
Интернационала. Умер от туберкулеза и похоронен в Берлине.
Ю. О. Мартов большую часть своей сознательной жизни посвятил изучению и пропаганде марксизма, созданию марксистской партии в России по образу германской социал-демократической организации (СДПГ). Как в теории социализма, таки в партийной практике он придерживался умеренных позиций, хотя не отвергал возможности революции и построения социализма в России. Ив теории, ив партийной работе Мартов был принципиальным противником большевизма и его лидера В. И. Ленина, отвергая, в первую очередь, стремление большевиков немедленно ввести социалистический строй в России, их нетерпимость к другим партиям, в том числе социалистическим. Как теоретик партий, Мартов известен в первую очередь классификацией российских партий, данной им в монографии Политические партии в России (1906), в которой всероссийские партии подразделены на) правые, реакционно-консервативные (Русская монархическая партия, Союз русского народа, Русское собрание. Эти партии отстаивают монархический строй, самодержавие и традиционные русские ценности

416 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в .
2) партии центра (Торгово-промышленная партия, Союз 17 октября. Эти партии выступают за конституционную монархию, за введение в России основных прав и свобод, в том числе политических, и всеобщего избирательного права) партии либерально-демократические (Конституционно-де- мократическая партия, или Партия народной свободы, Партия демократических реформ, Партия свободомыслящих, которые выступают за введение конституционного порядка равенства всех граждан перед законом, свободы совести и вероисповедания, свободы слова и печати, собраний и союзов, свободы подачи петиций, неприкосновенности личности и жилища, свободы передвижения) революционные партии (Партия социалистов-революцио- неров, РСДРП), которые добиваются полного народовластия или демократической республики, предоставления отдельным народам самоуправления, выборности всех чиновников.
Таким образом, по Мартову, получается, что партийная система России (по крайней мере, в 1906 г) имела своеобразный сдвоенный центр, партии которого разделялись по двум критериям.
Во-первых, отношение к самодержавию. Партии центра (очевидно правоцентристские) хотят ограничить самодержавие конституцией, но свести законодательную роль будущего парламента к законосовещательной. Во-вторых, социальный состав парламента. Право- центристские партии хотят ив будущем парламенте сохранить аристократический характер представительства. Либерально-демо- кратические (те. левоцентристские) партии выступают за придание Думе законодательных функций, за ответственное перед Думой а не перед монархом) правительство, за всеобщее избирательное право, которое в социальном плане сделает Думу демократической. Остальные партии занимали радикальные позиции либо крайне правые, либо крайне левые.
И еще одна важная деталь классификации Мартовым российских партий. Клевым политическим партиям он причисляет или- берально-демократические, и революционные. Это соответствует его концепции о возможном союзе социал-демократических или- берал-демократических сил.
В другой своей монографии о российских партиях, Зарождение политических партий и их деятельность, подписанной псевдонимом А. Егоров и опубликованной в многотомном издании Общественное движение в России вначале века (т. I), Ю. О. Мартов рисует картину российского партийного генезиса, возникновения в рамках трех социальных движений (народничество, социал-демо-

15 .5 . Русские политические мыслители и практики
417
кратия, либеральная демократия) протопартийных, а затем и партийных организаций.
Истории революции в России, становления и борьбы российской социал-демократии, борьбы меньшевиков и большевиков посвящены такие работы О. Ю. Мартова, как История российской социал- демократии (Петроград, 1918), Мировой большевизм (Берлин,
1923), Итоги войны и революции (Москва, 1918), Записки со- циал-демократа» (Москва, 1924), его переписка с П. Б. Аксельродом Письма П. Б. Аксельрода и Ю. О. Мартова», Берлин, 1924).
15.5.4. Виктор Чернов
Виктор Михайлович Чернов (1873–1952) — профессиональный революционер, ведущий теоретики идеолог Партии социалистов- революционеров (ПСР), занимался вопросами партийной стратегии и тактики, партийного строительства, кроме того, специализировался на проблемах крестьянства.
В. М. Чернов родился в городе Новоузенске Самарской губернии в дворянской семье. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Сразу стал одним из лидеров студенческого движения был в числе организаторов Московского и всероссийского студенческого съездов. Отрицательно относился к классовому разделению студенчества, призывал студентов установить связи с народом, чтобы использовать их в революционных целях. Участвовал в деятельности народнических кружков, на базе которых в 1893 г. была создана протопартия Народное право. Несмотря на то что народоправцы были глубоко законспирированы и владели приемами нелегальной деятельности, уже в 1894 г. начались аресты. Был арестован в Петербурге и В. М. Чернов. В ноябре 1895 г. его высылают на
3 года в Камышин, затем в Тамбов. Работал в тамбовском земстве, публиковался в тамбовских и саратовских газетах, вел занятия в рабочем кружке по политэкономии и изучению эрфуртской программы Германской социал-демократической партии. Встречался и дискутировал со многими социалистами, социал-демократами, анархистами. Искал свой путь в революции. При активном участии
Чернова в селе Павлодар Тамбовской губернии создается одна из первых крестьянских организаций Братство для защиты народных прав. На съезде этой организации было принято Письмо ко всему русскому крестьянству, написанное Черновыми призывавшее крестьян объединяться для защиты своих прав и отстаивания своих интересов

418 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в По окончании срока ссылки в 1899 г. Чернов выехал заграницу. В Женеве в феврале 1900 г. по его инициативе была образована
Аграрно-социалистическая лига. В программе Очередной вопрос революции, написанной Черновым, целью лиги провозглашалось вовлечение крестьянства в революционное движение посредством издания и распространения революционной литературы. В том же году он вошел в только что созданный ХО. Житловским в Берне Союз русских социалистов-революционеров. Он знакомится с ПЛ. Лавровым, ГА. Гершуни, Е. Ф. Азефом, Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, Ю. О. Мартовым, Л. Д. Троцким. В. М. Чернов окончательно определяется как эсер. В декабре 1901 гон вошел в создававшуюся Гершуни и Азефом Партию социалистов-револю- ционеров (ПСР). Вначале г. возглавил вместе с М. Р. Гоцем центральный орган партии — газету Революционная Россия. Сразу же опубликовал в ней серию статей (Террористический элемент в нашей программе, Крестьянское движение, Классовая борьба в деревне, Характер современного крестьянского движения, Социализация земли и кооперация в сельском хозяйстве и др, в которых выдвинули обосновал программные принципы ПСР, набросал несколько вариантов партийной программы, в том числе и ту, которая была утверждена м съездом ПСР. Объехал множество городов Европы, где выступал перед русскими эмигрантами с разъяснением программы эсеров. Если философскую позицию
Чернова можно охарактеризовать как эмпириокритицизм, то экономическую (политэкономическую) — как марксизм. Вкладом самого Чернова в экономическую теорию К. Маркса можно считать учение о соотношении положительных и отрицательных сторон капитализма. Это соотношение, по его мнению, было разным в промышленных странах — благоприятным, в аграрных — менее благоприятным. На российское сельское хозяйство оно действовало разрушительно. Отсюда вывод российское крестьянство по условиям своего существования также восприимчиво к идеям социализма, как и пролетариат. Для него нет иного выхода, кроме перехода к крупному хозяйству и социализации земли (те. не переход земли государству, а владение ею всем обществом, использование на уравнительных началах каждым. Направлять эту эволюцию должна была крестьянская община. Это должно пробить брешь в буржуазных отношениях и способствовать переходу общества к социализму. Таким образом, политическая позиция Чернова — социализм, но социализм по преимуществу крестьянский, русский, учитывающий особенности российского общества

15 .5 . Русские политические мыслители и практики С 1903 г. В. М. Чернов неизменно избирается в ЦК ПСР. Вместе с Азефом представлял партию на Парижской конференции российских революционных и оппозиционных партий (конец 1904), входил в состав делегации ПСР на Амстердамском конгрессе II Интернационала (август 1904), участвовал в Женевской конференции российских революционных партий (апрель Во имя революции он не брезговал террористическими методами борьбы, хотя после Манифеста 17 октября стал сторонником приостановки террора, нов тоже время — сохранения Боевой организации ПСР. В октябре 1905 г. вернулся в Россию и сразу окунулся в партийную работу.
В партии Чернов всегда занимал центристскую позицию. На
I съезде выступал за примирение правой фракции либеральных народников и левых социалистов-анархистов, однако обе группировки откололись от ПСР и преобразовались затем в самостоятельные организации Трудовую народно-социалистическую партию и Партию эсеров-максималистов. Вообще на I съезде партии эсеров (декабрь
1905 — январь 1906) Чернов проявил себя как настоящий лидер. Он был основным докладчиком, автором программы и почти всех резолюций, был избран в состав ЦК. После съезда активно занимался публицистической деятельностью, пропагандируя эсеровские идеи. Он был членом редакции и ведущим публицистом газет Голос, Дело народа, Мысль, Народный вестник, Партийные известия, Труд, Знамя труда».
После выборов в I Думу, которые эсэры бойкотировали, Чернов участвовал в формировании трудовой группы (думской фракции. С началом восстания в Свеаборге был направлен ЦК для руководства им. В период революции 1905–1907 гг. участвовал в организации летучих боевых отрядов.
После выборов во II Думу выступил с инициативой блока левых сил и совместных действий с кадетами против правительства. Руководил вместе с НИ. Ракитниковым думской группой эсэров. Как член аграрной комиссии Думы, разрабатывал проект земельного закона (проект х. После роспуска II Думы выехал в Финляндию. Затем побывал на Урале с целью выяснения возможности ведения партизанской борьбы, так как правительство, по мнению
ПСР, отказалось от всех уступок. Считал, что Боевая организация должна готовить покушение на Николая II.
Чернов хорошо знал Азефа и доверял ему. Поэтому когда провокаторская деятельность последнего была доказана, лидер партии подал в отставку со всех постов

420 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в В Первую мировую войну он занимал интернационалисти- ческую позицию, считая войну катастрофой для социализма и европейской цивилизации. Причиной войны, по его мнению, было вступление капитализма в «национально-империалистическую стадию. Ее национальная составляющая содействовала грехопадению пролетариата и социалистических партий. Выходом из этого кризиса должно стать очищение социализма и восстановление
II Интернационала.
В ходе Первой мировой войны Чернов участвовал в конференции социалистов стран Антанты (Лондон, февраль 1915), в Циммервальдской (1915) и Кинтальской (1916) международных конференциях социалистов-интернационалистов. Критиковал со- циал-шовинистов, нона разрыв сними не шел во имя сохранения будущего единства.
После Февральской революции выехал в Петроград. В речи на Финляндском вокзале призвал к объединению всех социалистических партий и воссозданию Интернационала. Был сразу кооптирован в Совет ПСР и редакцию ЦО ПСР газеты Дело народа, а также в Исполком Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Выступил в поддержку Временного правительства, а после майского политического кризиса вошел в его состав. В качестве министра земледелия руководил проведением земельной реформы, ноне допускал самочинного захвата земли крестьянами. В области внешней политики выступал за демократический мирно был против немедленного выхода России из войны. В области внутрироссийских отношений считал верной линию на расширение социальной базы революции и реформа не ее сужение, на чем настаивали большевики.
С началом наступления Корнилова на Петроград (26 августа)
Чернов вышел из состава Временного правительства, нона заседании ВЦИК Советов РСД (2 сентября) выступил против предложения большевиков взять власть, хотя в дальнейшем считал это выступление ошибочным.
Октябрьскую революцию Чернов, как и вся ПСР, кроме левых эсэров, не принял. Он был одним из организаторов (26 октября) Комитета спасения Родины и Революции и вошел в его Военно- организационную комиссию. Поддержал поход Керенского — Крас- нова из Гатчины на Петроград и восстание юнкеров (29 октября).
На Учредительном собрании 5 января 1918 г. был избран его председателем. После роспуска большевиками Учредительного собрания и расстрела демонстрации в его поддержку совет ПСР принял решение о ликвидации большевистской власти. Чернов

15 .5 . Русские политические мыслители и практики выехал в Самару, где был создан Комитет Учредительного собрания Правительство, но никаких постов в Комуче не занимал. В сентябре участвовал в Государственном совещании (Уфа) и возглавил образованный вместо Комуча Съезд членов Учредительного собрания. После колчаковского переворота (ноябрь 1918) организовал борьбу против А. В. Колчака. Был арестован, но освобожден по настоянию чехословаков.
На IX Совете ПСР (июнь 1919) голосовал за прекращение борьбы против советской власти. В 1920 г. выехал в Чехословакию. Будучи в Праге, возглавил Заграничную делегацию эсеров, издавал журнал Революционная Россия. К концу х гг. Заграничная делегация эсеров постепенно распалась.
В 1931 г. Чернов выехал в Париж. В годы Второй мировой войны участвовал во французском Движении сопротивления. После освобождения Франции вместе с союзниками эмигрировал в США. Павел Милюков
Павел Николаевич Милюков (1859–1943) — теоретик либерал-демо- кратизма и лидер Партии конституционных демократов, известный историк, политолог, политик. Родился в Москве. Его отец, разночинец, получивший архитектурное образование, совмещал работу по специальности с педагогической деятельностью. Мать — дворянка из рода Султановых, была властной женщиной и играла в семье главную роль.
Павел Милюков рано созрел для сознательной самостоятельной жизни. Этому способствовал устойчивый интерес к литературе, музыке, живописи, истории. В гимназические годы он писал стихи, блестяще играл на скрипке, с упоением читал античных авторов. Организовал в гимназии кружок для политических дискуссий. В 1877 г. умер отец, и Павел, как старший мужчина в семье, начинает помогать материи младшему брату, зарабатывая средства частными уроками.
В 18 лет Милюков поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Наиболее выдающимися его учителями были ВО. Ключевский и П. Г. Виноградов. Здесь тоже проявились лидерские качества будущего политика за участие в движении студентов-конституционалистов Милюков был исключен из университета с правом продолжения учебы через год. По окончании курса он был оставлен на кафедре русской истории. В 1892 г, защитив диссертацию Государственное хозяйство России

1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48

422 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в впервой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого, он получил степень магистра.
Идеи, сформулированные в этой работе, составили основу его научных взглядов. Это — детерминация экономическими отношениями государственного устройства страны. Нов отличие от стран Запада, экономическое развитие России происходит под воздействием, главным образом, государства, те. не снизу вверх, а сверху вниз. Развитие цивилизации в России, по мнению Милю- кова, пошло по европейскому пути, но было задержано условиями окружающей среды. Петровские реформы небыли субъективными деяниями царя они органично вписались в исторический процесс, были подготовлены внутренней эволюцией русского общества.
Кроме преподавания русской истории П. Н. Милюков занимается просветительской деятельностью. От московской комиссии по самообразованию он читал в Нижнем Новгороде лекции об общественных движениях в России. За осуждение самодержавия он был уволен из университета и сослан натри года в Рязань. Именно там он выполнил основную работу по написанию Очерков по истории русской культуры».
В 1897 г. Милюков принял приглашение из Болгарии и возглавил кафедру всеобщей истории Софийского высшего училища. Свою профессиональную деятельность он сочетал с изучением славянской культуры и политической ситуации на Балканах (опубликовал в Русских ведомостях в 1897–1899 гг. Письма с дороги По возвращении в Россию, в Петербург (1899), он председательствует на собрании, посвященном памяти П. Н. Лаврова. На этот раз его осуждают на полгода тюрьмы с последующим запретом проживания в Петербурге. После отбывания наказания (1890) Милюков поселился за городом на станции Удельная.
В следующий период своей деятельности он готовит проект программного заявления либерального журнала Освобождение
(1902), публикует монографию Из истории русской интеллигенции, предпринимает зарубежную поездку (1903–1905), вовремя которой читает лекции О России и славянах в Чикагском и Гарвардском университетах, издает на английском и французском языках книгу Россия и ее кризис (Чикаго, 1905), посещает (кроме США) Канаду, Австро-Венгрию, Англию, Францию, где встречается с известными политологами, политиками, общественными деятелями (А. Лоуэлл, Р. Макдональд), в том числе русскими эмигрантами ПА. Кропоткин, А. В. Чайковский, Е. К. Брешко-Брешковская, В. И. Ленин и др

15 .5 . Русские политические мыслители и практики По возвращении в Россию (1905) Милюков избирается председателем съезда Союза союзов — авторитетной общественной и профессиональной организации, принявшей воззвание с требованием созыва Учредительного собрания. В августе 1905 г. за публикацию Политическое значение закона 6 августа Милюков был вновь арестован и просидел месяц в Крестах. После этого он обосновался в Москве, где вошел в кружок законоведов (ММ. Ковалевский, С. А. Муромцев, Ф. Ф. Кокошкин, ПИ. Новгородцев), занимавшихся обсуждением текста будущей российской конституции.
В условиях расширявшихся политических свобод он подключается к процессу партийного строительства. Он ставит цель создать не революционную, а конституционную партию. На учредительном съезде Конституционно-демократической партии (КДП) (октябрь
1905) Милюков делает вступительное обращение и доклад о тактике. На II съезде КДП-ПНС (Партии народной свободы) он читает доклад (январь 1906), который стал основой решения по вопросам идеологии, тактики и организации.
Милюков являлся признанным лидером КДП-ПНС, соредактором (с Н. В. Гессеном) партийной газеты Речь и автором почти всех ее передовиц (изданы в книге Год борьбы, СПб., 1907). На
III съезде (сентябрь 1906) КДП-ПНС отмежевалась от революционных действий левых сил — социал-демократов, эсеров и анархистов (не штурма правильная осада. В тоже время Милюков проводит разграничительную линию справа он все более расходится с лидером октябристов АИ. Гучковым, не признававшим необходимости давления на царя с целью скорейшего установления конституционализма и парламентаризма. Он называет КДП-ПНС внеклассовой парламентской партией, партией третьей возможности (ни левой, ни правой).
Не имея возможности избираться в I и II Государственную думу,
Милюков фактически руководил самой многочисленной фракцией кадетов. После роспуска царем I Государственной думы именно он составил Выборгское воззвание депутатов, призвавшее население к гражданскому неповиновению.
В 1910 г. П. Н. Милюков принял участие в сборнике Интеллигенция в России, который явился ответом либерально-демо- кратической интеллигенции религиозно-консервативным авторам сборника Вехи (1909). В статье Интеллигенция и историческая традиция Милюков, признавая исторически сложившийся отрыв интеллигенции от народа, отщепенство интеллигенции, показал тем не менее ее громадное значение в обществе, которое только усиливается с началом новой политической жизни (после Манифеста

424 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в .
17 октября 1905). Причем новые политические реалии (выборы, партийная борьба, работа Государственной думы, полемика в прессе и т. д) будут служить, по его мнению, совместной деятельности и взаимопониманию интеллигенции и народных низов. Другие обвинения русской интеллигенции в безрелигиозности, безгосу- дарственности и безнациональности лишь проявляют, как полагал
Милюков, философско-идеологическую (неославянофильство, православный русский национализм) и политическую (правый спектр сил) позицию авторов Вех. П. Н. Милюков не только утверждал историчность и органичность европейской и русской интеллигенции, не только открывал перспективу преодолению ее отщепенства, но и указывал путь демократического развития всего общества — путь совместной общественной и политической деятельности, отказа от сословных привилегий, приобщения народных низов к культуре, политике, образованию.
В III и IV Думах П. Н. Милюков был уже полноправным депутатом, руководителем фракции, специализировавшимся на вопросах конституционализма и иностранной политики. По отношению к войне кадеты заняли позицию освобождения родины, Европы и славянства от германской гегемонии, освобождения мира от невыносимой тяжести все увеличивающихся вооружений.
В 1915 г. Милюков стал инициатором и фактическим лидером Прогрессивного блока, в который вошли лево- и правоцентристские партии и который выдвинул программу создания правительства доверия, изменения управления страной, амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ограничений для евреев и преследований украинцев, дарования автономии Польше, восстановления профсоюзов, уравнивания крестьян в правах с другими классами, реформы городских и земских учреждений.
1 ноября 1916 г. лидер кадетов произнес в Думе знаменитую речь о политике царского правительства, в которой рефреном звучало Что это, глупость или измена Общественный резонанс выступления был настолько велик, что председатель Совета министров Б. В. Штюрмер был немедленно уволен в отставку. В конце 1916 г. ведущие деятели Прогрессивного блока (Г. Е. Львов, АИ. Гучков, П. Н. Милюков) обсуждали идею дворцового переворота с целью передачи власти наследнику Алексею при регентстве великого князя Михаила Александровича, покладистый характер и либеральные убеждения которого могли стать гарантией российскому конституционному строю.
Во время Февральской революции 1917 г. Милюков сыграл решающую роль в определении состава Временного правительства

15 .5 . Русские политические мыслители и практики и особенно в выборе его председателя — председателя Земской организации князя Г. Е. Львова. Сам Милюков был утвержден на должности министра иностранных дел. Свою линию на этом посту он определял в активной борьбе натри фронта 1) против цим- мервальдизма (интернационализма, за сохранение общей внешней политики с союзниками, 2) против устремлений Керенского к усилению собственной власти и 3) за сохранение полноты власти правительства, созданного революцией. Как министр иностранных дел, Милюков высказывался также за освобождение славянских народов, населяющих Австро-Венгрию, и создание чешско-сло- вацкого и сербскохорватского государств, слияние украинских земель Австро-Венгрии с Россией, за обладание Константинополем и черноморскими проливами. За последнее требование он был прозван «Дарданельским». Исходя из этих целей правительства, совпадавших с российскими национальными интересами, Милюков составил ноту Временного правительства (от 27 марта Левые партии, поддержанные А. Ф. Керенским, всячески компрометировали заявление Милюкова, выступили за немедленный мир без аннексий и контрибуций. В Петрограде произошли столкновения между сторонниками левых партий, выдвинувшими лозунг Долой Милюкова, долой министров-капиталистов!» и сторонниками центристских сил под лозунгом Доверие Милюкову! Да здравствует Временное правительство Долой Ленина Были жертвы. Выходом из политического кризиса, по мнению многих, было создание коалиционного правительства с участием левых и центристских партий. В новом правительстве Милюкову предлагали пост министра народного просвещения, но он решительно отказался. Это был пик его политической карьеры.
В дальнейшем он продолжал оставаться председателем ЦК
КДП-ПДС, но запрет партии кадетов пришедшими к власти большевиками (октябрь 1917) положил конец его легальной деятельности в Петрограде. Милюков выехал в Новочеркасск. Но, ознакомившись с проектом Политической программы генерала Корнилова», выразил несогласие стем, что документы и правительство на Юге России создавались без консультаций с политическими партиями. Перебравшись в Киев, он вступил в контакт с германским командованием, за что был осужден ЦК КДП-ПДС. Милюков сложил с себя обязанности председателя ЦК. После изгнания армии Врангеля из Крыма он отказался от попыток вооруженного свержения большевиков.
С 1920 г. Милюков жил в Париже, работал главным редактором газеты русского зарубежья Последние новости. Выдвинул кон

426 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в .
цепцию постепенной эволюции советской политической системы в демократическую. В 1922 г. вовремя выступления в Берлине в него стреляли русские монархисты. Пулю принял на себя закрывший его своим телом В. Д. Набоков, член ЦК КДП-ПДС. С началом Великой Отечественной войны Милюков заявило солидарности с СССР. В последние годы жил в небольших городках на юге Франции
Литература к разделу IV
Источники
Анархизм: Сборник. М, 1999.
Беджгот В Государственный строй Англии. М, 1905.
Бердяев НА Философия неравенства // Русское зарубежье Из истории социальной и правовой мысли. Л, 1991.
Бердяев НА. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма.
М.,1997.
Брайс Д Американская республика Вт. СПб., 1898.
Брайс Д Современные демократии. М, Вебер М Политика как призвание и профессия М. Вебер Избр. произв. М, Вильсон В Государственный строй Соединенных Штатов. СПб., 1909.
Ермаков В. Портрет российского анархиста начала века // Социологические исследования. 1992. № Ильин И. А. Аксиомы власти // Новое время. 1990. № Ильин И. АО грядущей России // Избр. статьи. М, Ильин И. АО монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М, 1993. Гл. 7–10.
Кропоткин ПА. Анархия, ее философия, ее идеал. СПб., 1906.
Кропоткин ПА. Записки революционера. М, 1988.
Кропоткин ПА. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М, 1990.
Ковалевский ММ. Общее учение о государстве. СПб., Ленин В. И. Государство и революция // В. И. Ленин Полн. собр. соч Вт. Т. 33.
Милюков П. Н. История второй русской революции. София, 1924.
Милюков П. Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы философии 1.
Михельс Р Социология политической партии в условиях демократии // Диалог. 1990. № 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 18. 1991. № 3.
Моска Г Основы политической науки (Т. I — 1896, Т. II — 1923). Правящий классе изд. (1939) // Социологические исследования. 1994. № 10, 12.
Моска Г Элементы политической науки // Социологические исследования.
1995. № 4, 5, 8.
Новгородцев ПИ. Демократия на распутье // ПИ. Новгородцев Соч. М,
1995.

428
Литература к разделу IV
Новгородцев ПИ. Об общественном идеале. М, 1991.
Новгородцев ПИ. О путях и задачах интеллигенции // Вехи. Из глубины. М, 1991.
Парето ВО применении социологической теории // Социологические исследования. 1995. № 10. 1996. № 1.
Плеханов Г. В Социализм и политическая борьба. Наши разногласия. М, Политическое завещение: (Последние мысли Г. В. Плеханова) // Четвертая власть. 1999. № 4.
Струве П. Б.Избранные сочинения. М, 1999.
Струве П. Б.Интеллигенция и революция // Вехи. Из глубины. М, 1991.
Струве П. Б. Patriotica. Отрывки о государстве. СПб., 1909.
Струве П. Б Patriotica: политика, культура, религия, социализм. М, 1997.
Струве П. Б. О мере и границах либерального консерватизма // Полис.
1993. № 4.
Струве П. Б Patriotica. Россия. Родина. Чужбина. СПб., 2000.
Moska G. Elementi di scienza Politica. Bari, 1953. V. 1, 2.
Moska G. La classe politica. Bari, 1966.
Pareto V. Trattato di sociologia generale. Firenze, 1923.
Wilson W. Constitutional Government in the United States. N.-Y.; L., 1964.
Исследования
Арон Р Этапы развития социологической мысли. М, 1993 (Вебер, Парето).
Ашин Г. К. Правящая элита и общество // Свободная мысль. 1993. № 7.
Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1990.
Бэрон С. Х. Г. В. Плеханов — основоположник русского марксизма / Перс англ. СПб., Владимиров А. В. Итальянская школа политической социологии // Социологические исследования. 1976. № 4.
Волкогонов ДА. Ленин исторический портрет В 2 кн. М, 1994.
Гайденко П. П Давыдов ЮН Проблема бюрократии и М. Вебер // Вопросы философии. 1991. № Громов И. А Воронцов А. В, Мацкевич А. Ю. Социология XIX–XX вв.: Учеб. пособие. СПб., 1997 (Парето, Моска, Михельс).
Гусев В Консервативная политология И. Ильина // Социологические исследования 2.
Думова Н. Г. Либерал в России Трагедия несовместимости. Исторический портрет П. Н. Милюкова. М, 1933.
Зеньковский В. В История русской философии Вт. М, 1991. Т. 2. Ч. 2 Франк, Ильин).
Иванян Э. А. Белый дом и президенты. М, 1975, 1996. Гл. 2 (В. Вильсон).
Кара-Мурза А. А. Русские о большевизме Опыт аналитической антологии.
СПб., 1999.
Карелин А. А. Что такое анархия М, Колеров МА Плотников С. Н. Творческий путь П. Б. Струве // Вопросы философии. 1992. № 2.
Исследования
429
Коротаев Ф. С Г. В. Плеханов: Человек и политик. Пермь, 1992.
Латышев А. Г. Рассекреченный Ленин. М, Лисица ЮТ. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии.
1992. № 4–5.
Лосский НО. История русской философии. М, 1991 (Бердяев, Франк,
Ильин).
Малинкин АИ. Теория политической элиты Р. Михельса // Социологический журнал. 1994. № 3.
Маркин В. А. Петр Алексеевич Кропоткин. М, П. Н. Милюков: Историк, политик, дипломат // Матер. междунар. науч- практ. конф. М, 2000.
Новиков АИ. Проблема возрождения России в социально-философской концепции П. Б. Струве // Возрождение культуры России истоки и современность. СПб., 1993.
Ожиганов Э. Л. Политическая теория М. Вебера. Рига, 1986.
Осипов И. Д. Философия русского либерализма (XIX — нач. XX в. СПб.,
1996 (Франк).
Осипова Е. В. Социология В. Парето: политический аспект. М, 1999.
Паррингтон В. П. Основные течения американской мысли Вт. М, 1963. Т. 3.
Пирумова НМ. Петр Алексеевич Кропоткин. М, 1972.
Полторацкий НМ. П. Б. Струве как политический мыслитель. Лондон,
1991.
Согрин В. В. Ветви государственной власти в США эволюция, взаимодействие, соперничество // Общественные науки и современность. 2001.
№ 1.
Тютюкин СВ Шелохаев В. В Марксисты и русская революция. М, 1996.
Тютюкин СВ. Меньшевизм страницы истории. М, 2002.
Ударцев С. Ф. Кропоткин. М, 1989.
Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России история и современность. Алматы, 1994.
Уилсон Дж Американское правительство. М, 1995.
Фрейд З, Буллит У Вудро Вильсон — й президент Соединенных Штатов. М, 1992.
Хайдекинг Ю. Й. Американские президенты. Исторический портрет от Д. Вашингтона до Клинтона. М, 1997.
Шамшурин А Идея права и социальной теории П. Новгородцева // Социологические исследования. 1993. № 4.
Шпакова Р. П. Легитимность политической власти Вебер и современность Советское государство и право. 1990. № 3.
Ясперс К Речь памяти Макса Вебера // Вебер М Избранное. Образ общества. М, 1994.
Общая литература
Антология мировой политической мысли Вт. М, 1997–1999. Т. Антология мировой философии Вт. М, 1969. Т. 1.
Зотов В. Д, Зотова Л. В История политических учений Учебнике изд. М, Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока
IX–XIV вв. М, История государства и права. М, История политических и правовых учений. Древний мир. М, История политических и правовых учений. XVII–XVIII вв. М, 1989.
Ковалевский ММ. История политических учений Нового времени Лекции.
СПб., Кузнецов В. Н Мееровский Б. В, Грязнов А. Ф. Западноевропейская философия века. М, Либерализм России Антология. М, Мир политической мысли Хрестоматия по политологии В 4 ч. // Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева. СПб., 1993–2006.
Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М, 2006.
Новгородцев ПИ. Сочинения. М, 1995 (Макиавелли, Боден).
Рассел Б История западной философии Вт. М, 1993. Т. Соколов В. В. Европейская философия XV–XVII веков. М, Соколов В. В. Средневековая философия. М, Утопический социализм Хрестоматия / Под ред. АИ. Володина. М, 1982
(Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М, 2004.
Чанышев АН История политических и правовых учений. Классическая западная традиция. Античность — первая четверть XIX века. М, 2000.
Чанышев АН. История политических учений. М, 2006.
Чичерин Б. Н История политических учений. СПб., 2006–2010. Т. 1–3.
Под ред. А. К.
Голикова
, Б. А.
Исаева
История политических учений Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров
Заведующая редакцией
М. Трофимова
Руководитель проекта
М. Трофимова
Ведущий редактор
Е. Власова
Литературный редактор
Б. Файзуллин
Художественный редактор
С. Маликова
Корректоры
Н. Викторова, А. Ганчурин
Верстка
Е. Егорова
ООО Мир книг, 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, 73, лит. А29.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 — литература учебная.
Подписано в печать 20.09.11. Формат х. Усл. пл. Тираж 1000. Заказ . Отпечатано с готовых диапозитивов в ИПК ООО Ленинградское издательство.
194044,
Санкт-Петербург, ул. Менделеевская, 9.