Файл: Урок обществознания в 8 классе. Тема урока Роль государства в экономике Цель урока сформировать представление учащихся о роли государства в экономике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок обществознания в 8 классе.
Тема урока: Роль государства в экономике
Цель урока : сформировать представление учащихся о роли государства в экономике
-
Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику. -
Способствовать развитию экономической культуры учащихся и грамотность; -
Способствовать воспитанию интереса к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.
Тип урока комбинированный.
Оборудование:
« Обществознание». 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014;
Мультимедийная презентация,
Тесты по теме «Предпринимательская деятельность»
Конституция РФ.
Раздаточный дополнительный материал (текст «Невероятные налоги», «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»),
План урока
-
Организационный момент -
Проверка домашнего задания -
Изучение нового материала -
Подведение итогов. Рефлексия -
Домашнее задание.
-
Организационный момент (1мин)
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
« Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Каменский
-
Урок – это 2400 секунд, пусть полезной станет каждая!
-
Проверка домашнего задания (10)
1.Работа с тестами по вариант (Взаимопроверка) – 6-7 мин.
-
Целеполагание (3мин)
-
Ребята, к какой сфере общественной жизни относились вопросы теста? -
А какие существуют ещё сферы общественной жизни? Какова особенность их существования в обществе? -
Какой главный институт политической сферы? -
Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни. -
Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по -разному. От чего это зависит? -
От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система.
Далее работа со схемами: «Типы экономических систем».
Выводы:
Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.
Командная система: государство полностью контролирует экономику.
Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)
Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику
На основании представленной информации попробуйте сформулировать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение детей)
Тема. Роль государства в экономике.
План изучения нового материала.
-
Зачем экономике государство. -
Налоговая система.
III. Изучение нового материала (22мин)
1. Зачем экономике государство
Готовясь к уроку, я подобрала 2 эпиграфа, но не смогла определиться, какой из них лучше подойдет
Эпиграф:
-
Аристотель «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». -
Адам Смит «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти» -
А пока скажите, кто из них за то, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономику? -
И мне хотелось бы узнать, высказывание, какого философа вы поддерживаете.
1.Работа с учебником.
Посмотрите по учебнику на стр.193 функции правительства по А. Смиту
1) обеспечение национальной обороны;
2) отправление правосудия;
3) организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
4) сбор налогов для оплаты нужд государства.
-
Как вы думаете, те функции правительства, которые были определены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас?
До 19 века гос-во почти не вмешивалось в экономические процессы.
-
Какие могут быть последствия политики невмешательства государства в экономику? (Работа с учебником на стр. 194, абз.3) -
Образование монополий, экологическая катастрофа.
-
Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.
2.Работа с Конституцией
-
Какие функции выполняет государство в современное время? -
Как защитить общество от нечестных предпринимателей, монополистов?
1.Законодательное регулирование: ст.34 Конституции РФ
Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"
Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь.
2.Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ
пенсии, пособия по безработице
Обратимся к ст.41,43 Конституции РФ
(медицинское обслуживание, образование бесплатно)
-
Почему данные институты общества должны принадлежать государству? -
Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников. -
Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.
3.Предоставление общественных благ: оборона, здравоохранение, образование
-
Что относится к общественным благам ? (стр. 195 учебника)
Сегодня достаточно сложная экономическая ситуация в стране. (Экономический кризис)
3.Работа с дополнительными источниками
Какие последствия экономического кризиса мы, рядовые граждане, испытываем?
(Инфляция, Повышение цен, проблемы с работой)
-
Сообщения учащихся
Я попросила вас посмотреть в интернете уровень инфляции в РФ за последние 5 лет.
2015 | 12,91 |
2014 | 11,36 |
2013 | 6,45 |
2012 | 6,58 |
2011 | 6,10 |
-
С какого года стало резко ухудшаться состояние экономики?
Состояние экономики начало резко ухудшаться уже в 2014 году, и было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки.
Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.
-
Кто будет принимать решения по преодолению « провалов» в рыночной экономике?
(государство)
4.Стабилизация экономики
(преодоление инфляции, обеспечение занятости людей)
-
Итак, какие функции выполняет современное государство?
-
Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Какой экономической функции государства соответствует эта фраза?
Теперь вернемся к эпиграфам.
-
К высказыванию какого философа вы больше склоняетесь?
Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.
ФИЗМИНУТКА
Учитель зачитывает высказывание на да – руки вверх, нет-полуприседание
-
Потребности – это нужда в чем-либо (да) -
Потребности бывают только материальные (нет) -
Чтение книг – это биологические потребности…(нет) -
Морская вода - это Свободные блага (да) -
Машины, оборудование –это экономические блага (да) -
Имущество Вооруженных сил – это частная собственность (нет) -
Чем выше цена, тем ниже спрос (да) -
Чем выше цена, тем ниже предложение (нет) -
Земля – это фактор производства (да) -
Это единственный фактор (нет)
(Идет разрушение представления учащихся о знании темы.) Нам понятно, что государство преследует благие цели (вернемся к словам Аристотеля). Но почему, если в каждой стране государство выполняет сходные функции, то уровень жизни в странах разный?.
-
Данные статистики ООН. (Сообщения учащихся )
Рейтинг стран мира по уровню жизни в 2015-2016 году:
-
Норвегия -
Швейцария -
Канада -
Швеция -
Новая Зеландия
Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад.
Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;
2.Налоговая система.
1.Самостоятельная работа по учебнику п.23 п.2 стр. 195
Выяснить, что такое налоги, и какие налоги бывают? Читая, заполняем схему
-
Итак, что такое налоги?
«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты».
Проверяем схему.
Ситуации: (к таблице). (Работа в парах)
-
У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой) -
Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный) -
Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный) -
Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой) -
Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой) -
При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный)
Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики.
2.Работа с дополнительными источниками
А) Чтение текста «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»
-
Приведите доводы в защиту того, что налоги платить просто необходимо.
Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды.
Б) Работа с текстом «Самые невероятные налоги» (стр.56 рабочей тетради)
-Как можно озаглавить текст?
-На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение людей?