Файл: Урок обществознания в 8 классе. Тема урока Роль государства в экономике Цель урока сформировать представление учащихся о роли государства в экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок обществознания в 8 классе.

Тема урока: Роль государства в экономике

Цель урока : сформировать представление учащихся о роли государства в экономике

  • Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.

  • Способствовать развитию экономической культуры учащихся и грамотность;

  • Способствовать воспитанию интереса к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.

Тип урока комбинированный.

Оборудование:

« Обществознание». 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014;

Мультимедийная презентация,

Тесты по теме «Предпринимательская деятельность»

Конституция РФ.

Раздаточный дополнительный материал (текст «Невероятные налоги», «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»),

План урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение нового материала

  4. Подведение итогов. Рефлексия

  5. Домашнее задание.




  1. Организационный момент (1мин)

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

« Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Каменский

  • Урок – это 2400 секунд, пусть полезной станет каждая!

  1. Проверка домашнего задания (10)

1.Работа с тестами по вариант (Взаимопроверка) – 6-7 мин.

  1. Целеполагание (3мин)

  • Ребята, к какой сфере общественной жизни относились вопросы теста?

  • А какие существуют ещё сферы общественной жизни? Какова особенность их существования в обществе?

  • Какой главный институт политической сферы?

  • Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни.

  • Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по -разному. От чего это зависит?

  • От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система.



Далее работа со схемами: «Типы экономических систем».

Выводы:

Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.

Командная система: государство полностью контролирует экономику.

Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)
Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику

На основании представленной информации попробуйте сформулировать,  о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение детей)
Тема. Роль государства в экономике.

План изучения нового материала.

  1. Зачем экономике государство.

  2. Налоговая система.


III. Изучение нового материала (22мин)

1. Зачем экономике государство

Готовясь к уроку, я подобрала 2 эпиграфа, но не смогла определиться, какой из них лучше подойдет
Эпиграф:

  • Аристотель «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни».

  • Адам Смит «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия част­ных лиц, но они нередко беднеют в ре­зультате расточительности и неблагора­зумия государственной власти»

  • А пока скажите, кто из них за то, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономику?

  • И мне хотелось бы узнать, высказывание, какого философа вы поддерживаете.


1.Работа с учебником.

Посмотрите по учебнику на стр.193 функции правительства по А. Смиту

1)  обеспечение национальной обороны;

2)  отправление правосудия;

3)  организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

4)  сбор налогов для оплаты нужд государства.

  • Как вы думаете, те функции правительства, которые были оп­ределены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас?

До 19 века гос-во почти не вмешивалось в экономические процессы.

  •  Какие могут быть последствия политики невмешательства государства в экономику? (Работа с учебником на стр. 194, абз.3)

  • Образование монополий, экологическая катастрофа.

  • Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.


2.Работа с Конституцией

  • Какие функции выполняет государство в современное время?

  • Как защитить общество от нечестных предпринимателей, монополистов?

1.Законодательное регулирование: ст.34 Конституции РФ

Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"

Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь.

2.Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ

пенсии, пособия по безработице

Обратимся к ст.41,43 Конституции РФ

(медицинское обслуживание, образование бесплатно)

  • Почему данные институты общества должны принадлежать государству?

  • Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников.

  • Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.

3.Предоставление общественных благ: оборона, здравоохранение, образование

  • Что относится к общественным благам ? (стр. 195 учебника)

Сегодня достаточно сложная экономическая ситуация в стране. (Экономический кризис)

3.Работа с дополнительными источниками

Какие последствия экономического кризиса мы, рядовые граждане, испытываем?

(Инфляция, Повышение цен, проблемы с работой)

  • Сообщения учащихся

Я попросила вас посмотреть в интернете уровень инфляции в РФ за последние 5 лет.

2015

12,91

2014

11,36

2013

6,45

2012

6,58

2011

6,10


  • С какого года стало резко ухудшаться состояние экономики?

Состояние экономики начало резко ухудшаться уже в 2014 году, и было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки.

Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.

  • Кто будет принимать решения по преодолению « провалов» в рыночной экономике?

(государство)

4.Стабилизация экономики

(преодоление инфляции, обеспечение занятости людей)

  • Итак, какие функции выполняет современное государство?



  • Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Какой экономической функции государства соответствует эта фраза?

Теперь вернемся к эпиграфам.

  • К высказыванию какого философа вы больше склоняетесь?

Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.

ФИЗМИНУТКА

Учитель зачитывает высказывание на да – руки вверх, нет-полуприседание

  • Потребности – это нужда в чем-либо (да)

  • Потребности бывают только материальные (нет)

  • Чтение книг – это биологические потребности…(нет)

  • Морская вода - это Свободные блага (да)

  • Машины, оборудование –это экономические блага (да)

  • Имущество Вооруженных сил – это частная собственность (нет)

  • Чем выше цена, тем ниже спрос (да)

  • Чем выше цена, тем ниже предложение (нет)

  • Земля – это фактор производства (да)

  • Это единственный фактор (нет)

(Идет разрушение представления учащихся о знании темы.) Нам понятно, что государство преследует благие цели (вернемся к словам Аристотеля). Но почему, если в каждой стране государство выполняет сходные функции, то уровень жизни в странах разный?.

  • Данные статистики ООН. (Сообщения учащихся )


Рейтинг стран мира по уровню жизни в 2015-2016 году:

  1. Норвегия

  2. Швейцария

  3. Канада

  4. Швеция

  5. Новая Зеландия

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад.
Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;

2.Налоговая система.

1.Самостоятельная работа по учебнику п.23 п.2 стр. 195

Выяснить, что такое налоги, и какие налоги бывают? Читая, заполняем схему




  • Итак, что такое налоги?

«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты». 

Проверяем схему.

Ситуации: (к таблице). (Работа в парах)

  1. У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)

  2. Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный)

  3. Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)

  4. Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой)

  5. Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)

  6. При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный)

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики. 

2.Работа с дополнительными источниками

А) Чтение текста «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»

  • Приведите доводы в защиту того, что налоги платить просто необходимо.

Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды.

Б) Работа с текстом «Самые невероятные налоги» (стр.56 рабочей тетради)

-Как можно озаглавить текст?

-На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение людей?