Файл: Конспект урока по информатике в 8 классе Муниципального общеобразовательного учреждения Шимбиликская средняя общеобразовательная школа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ООО «ИНФОУРОК»
План-конспект урока
по информатике
в 8 классе Муниципального общеобразовательного учреждения Шимбиликская средняя общеобразовательная школа
на тему «Кодирование информации с помощью знаковых систем»
Разработал: Потапова Ольга Георгиевна
ФИО
слушатель курсов профессиональной
переподготовки «Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: Макарова Людмила Васильевна
ФИО руководителя практики
с.Шимбилик 2019г
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Кодирование информации с помощью знаковых систем
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Потапова Ольга Георгиевна |
Место работы | МОУ Шимбиликская СОШ СОШ Красночикойского района Забайкальского края |
Должность | Учитель информатики |
Предмет | Информатика |
Класс | 8 |
Тема и номер урока в теме | Кодирование информации с помощью знаковых систем (Урок № 3) |
Базовый учебник | Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015) |
Цель: формирование первоначальных знаний о понятиях кодирования и перекодирование информации, кода, длины кода.
Задачи:
Обучающая:
-
сформировать представление о необходимости кодирования информации; -
познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования информации; -
ввести понятия «код», «кодирование», «декодирование»; показать разнообразие окружающих человека кодов.
Развивающая:
-
развивать теоретическое мышления учащихся на основе способа кодировании информации с помощью знаковых систем; -
развивать умения работать на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word;
Воспитательные
-
воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; -
формировать настойчивость в достижении поставленной цели; -
воспитывать товарищество, взаимопомощь.
Тип урока: комбинированный;
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия, изучаемые на уроке: код, длина код, перекодирование.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
что такое код длина кода, что информация всегда хранится и передается в кодах, что языки всегда служат средством для кодирования информации; -
что такое перекодирование и декодирование информации, что информация передается с помощью сигналов; -
как информация кодируется в компьютере;
Учащиеся должны уметь:
-
кодировать и декодировать информацию.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания
Рассказ ученика об использовании компьютера в профессиональной деятельности человека.
3. Актуализация знаний.
На это задание вам дается 5 минут.
Тест
1. Информация - это:
а) Все, что мы видим и слышим;
б) Отражение предметного мира посредством знаков, сигналов определенного вида;
в) Разъяснение окружающей природы;
2. Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как:
а) знания, получаемые об окружающем нас мире.
б) всевозможные сведения, сообщения, знания;
в) сведения, уменьшающие неопределенность знаний;
3.Что такое информационные технологии?
а) Сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или сигналов;
б) технологии накопления, обработки и передачи информации с использованием определенных (технических) средств;
в) процессы передачи, накопления и переработки информации в общении людей, в живых организмах, технических устройствах и жизни общества.
4. Основные виды информации:
а) Символьная, звуковая, зрительная;
б) Звуковая, газеты, журналы, телевизор;
в) Видеоинформация, аудиоинформация;
-
Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:
а) полной;
б) полезной;
в) понятной.
Время вышло, сдайте свои работы.
4. Сообщение темы и целей урока.
Посмотрите на доску и определите что это?
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
ДЕТИ! (Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.)
ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО
Правильно на доске знаки дорожного движения.
Что означают данные знаки?
Итак, с помощью различных знаков кодируется информация, сегодня на уроке мы будем изучать: «Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение».
5. Введение новой информации.
С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.
Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.
Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.
Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов.
Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т.е. имеют определенное значение (смысл).
Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки, символы.
Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор не расшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.
В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста понять невозможно.
В основе знаковой системы лежит набор знаков, называемый алфавитом. Эти знаки имеют определенную физическую природу.
Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками.
В устной речи, которая используется как средство коммуникации при
непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы).
Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.), отличие которых от естественных языков состоит в существовании ограниченного количества строгих правил грамматики и синтаксиса и в однозначной записи знаками смысла сообщения.
Код. Длина кода. В процессе представления информации с помощью знаковой системы производится ее кодирование. Результатом кодирования является последовательность знаков данной знаковой системы, т. е. информационный код.
Перекодирование информации из одной знаковой системы в другую. В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации к другой.
Средством перекодирования служит таблица соответствия знаковых систем (таблица перекодировки), которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.
Необходимые определения для записи в тетради: знаковая система, код, длина кода, кодирование информации, перекодирование информации.
5. Фзкультминутка.
Организация проведения физкультурной паузы.
6. Закрепление изученного материала
-
Дана кодировочная таблица:
А | 1 | З | 8 | О | 15 | Х | 22 | Ь | 29 |
Б | 2 | И | 9 | П | 16 | Ц | 23 | Э | 30 |
В | 3 | Й | 10 | Р | 17 | Ч | 24 | Ю | 31 |
Г | 4 | К | 11 | С | 18 | Ш | 25 | Я | 32 |
Д | 5 | Л | 12 | Т | 19 | Щ | 26 | пробел | 33 |
Е | 6 | М | 13 | У | 20 | Ъ | 27 | точка | 34 |
Ж | 7 | Н | 14 | Ф | 21 | Ы | 28 | запятая | 35 |
Расшифруйте фразу:
32 33 9 8 20 24 1 31 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34
Я изучаю информатику.
-
С помощью кодировочной таблицы из задания 1 зашифруйте фразу:
Я РАБОТАЮ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Я | | Р | А | Б | О | Т | А | Ю | | С | | И | Н | Ф | О | Р | М | А | Ц | И | Е | Й |
32 | 33 | 17 | 1 | 2 | 15 | 16 | 1 | 24 | 33 | 18 | 33 | 9 | 14 | 21 | 15 | 17 | 13 | 1 | 23 | 9 | 6 | 10 |
Шаг 3. Знакомство с шифром Цезаря
Шифр Цезаря — это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите.
-
Используя шифр Цезаря, зашифруйте слова (+3):
М | А | Т | Е | Р | И | Я |
П | Г | Х | И | У | Л | В |
Э | Н | Е | Р | Г | И | Я |
А | Р | И | У | Ж | Л | В |