Файл: Конспект урока по информатике в 8 классе Муниципального общеобразовательного учреждения Шимбиликская средняя общеобразовательная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО «ИНФОУРОК»


План-конспект урока

по информатике

в 8 классе Муниципального общеобразовательного учреждения Шимбиликская средняя общеобразовательная школа

на тему «Кодирование информации с помощью знаковых систем»

Разработал: Потапова Ольга Георгиевна

ФИО

слушатель курсов профессиональной

переподготовки «Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил: Макарова Людмила Васильевна

ФИО руководителя практики
с.Шимбилик 2019г

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Кодирование информации с помощью знаковых систем

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Потапова Ольга Георгиевна

Место работы

МОУ Шимбиликская СОШ СОШ Красночикойского района Забайкальского края

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Кодирование информации с помощью знаковых систем (Урок № 3)

Базовый учебник

Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015)


Цель: формирование первоначальных знаний о понятиях кодирования и перекодирование информации, кода, длины кода.

Задачи:

Обучающая:

  • сформировать представление о необходимости кодирования информации;

  • познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования информации;

  • ввести понятия «код», «кодирование», «декодирование»; показать разнообразие окружающих человека кодов.

Развивающая: 

  • развивать теоретическое мышления учащихся на основе способа кодировании информации с помощью знаковых систем;

  • развивать умения работать на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word;

Воспитательные 

  • воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе;

  • формировать настойчивость в достижении поставленной цели;

  • воспитывать товарищество, взаимопомощь.

Тип урока: комбинированный;


Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия, изучаемые на уроке: код, длина код, перекодирование.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • что такое код длина кода, что информация всегда хранится и передается в кодах, что языки всегда служат средством для кодирования информации;

  • что такое перекодирование и декодирование информации, что информация передается с помощью сигналов;

  • как информация кодируется в компьютере;

Учащиеся должны уметь:

  • кодировать и декодировать информацию.


Ход урока

1.Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания

Рассказ ученика об использовании компьютера в профессиональной деятельности человека.

3. Актуализация знаний.

На это задание вам дается 5 минут. 

Тест

1. Информация - это:

а) Все, что мы видим и слышим;

б) Отражение предметного мира посредством знаков, сигналов определенного вида;

в) Разъяснение окружающей природы;

2. Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как:

а) знания, получаемые об окружающем нас мире.

б) всевозможные сведения, сообщения, знания;

в) сведения, уменьшающие неопределенность знаний;

3.Что такое информационные технологии?

а)  Сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или сигналов;

б) технологии накопления, обработки и передачи информации с использованием определенных (технических) средств;

в) процессы передачи, накопления и переработки информации в общении людей, в живых организмах, технических устройствах и жизни общества.

4. Основные виды информации:

а) Символьная, звуковая, зрительная;

б) Звуковая, газеты, журналы, телевизор;

в) Видеоинформация, аудиоинформация;

  1. Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:

а) полной;

б) полезной;

в) понятной.

Время вышло, сдайте свои работы.
4. Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите на доску и определите что это?


ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД

ДЕТИ! (Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.)

ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО

Правильно на доске знаки дорожного движения.

Что означают данные знаки?

Итак, с помощью различных знаков кодируется информация, сегодня на уроке мы будем изучать: «Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение».

5. Введение новой информации.

С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.

Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осяза­тельные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.

Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.

Для передачи информации на большие расстояния ис­пользуются знаки в форме сигналов.

Значение знаков. Знаки отображают объекты окружаю­щего мира или понятия, т.е. имеют определенное значение (смысл).

Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки, символы.

Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные архе­ологами и до сих пор не расшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.

В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста по­нять невозможно.

В основе знаковой системы лежит набор знаков, называ­емый алфавитом. Эти знаки имеют определенную физичес­кую природу.

Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками.

В устной речи, которая используется как средство ком­муникации при
непосредственном общении людей, в качест­ве знаков языка используются различные звуки (фонемы).

Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.), отличие которых от естественных языков состоит в существовании ограни­ченного количества строгих правил грамматики и синтак­сиса и в однозначной записи знаками смысла сообщения.

Код. Длина кода. В процессе представления информации с помощью знаковой системы производится ее кодирование. Результатом кодирования является последовательность зна­ков данной знаковой системы, т. е. информационный код.

Перекодирование информации из одной знаковой сис­темы в другую. В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы пред­ставления информации к другой.

Средством перекодирования служит таблица соответ­ствия знаковых систем (таблица перекодировки), которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.

Необходимые определения для записи в тетради: знаковая система, код, длина кода, кодирование информации, перекодирование информации.

5. Фзкультминутка.

Организация проведения физкультурной паузы.
6. Закрепление изученного материала

  1. Дана кодировочная таблица:

А

1

З

8

О

15

Х

22

Ь

29

Б

2

И

9

П

16

Ц

23

Э

30

В

3

Й

10

Р

17

Ч

24

Ю

31

Г

4

К

11

С

18

Ш

25

Я

32

Д

5

Л

12

Т

19

Щ

26

пробел

33

Е

6

М

13

У

20

Ъ

27

точка

34

Ж

7

Н

14

Ф

21

Ы

28

запятая

35


Расшифруйте фразу:

32 33 9 8 20 24 1 31 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34

Я изучаю информатику.

  1. С помощью кодировочной таблицы из задания 1 зашифруйте фразу:

Я РАБОТАЮ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Я




Р

А

Б

О

Т

А

Ю




С




И

Н

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

Е

Й

32

33

17

1

2

15

16

1

24

33

18

33

9

14

21

15

17

13

1

23

9

6

10

Шаг 3. Знакомство с шифром Цезаря

Шифр Цезаря — это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите.

  1. Используя шифр Цезаря, зашифруйте слова (+3):

М

А

Т

Е

Р

И

Я

П

Г

Х

И

У

Л

В




Э

Н

Е

Р

Г

И

Я

А

Р

И

У

Ж

Л

В