Файл: Индивидуальное задание 2 по материалам подраздела 2 Барьеры в общении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Индивидуальное задание № 4.2 по материалам подраздела 4.2
«Барьеры в общении»
Вариант 2

  1. Опишите, как можно преодолеть появившиеся барьеры в общении врача.


Барьеры общения могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, собственно с манерами общения. И причины многих конфликтов, взаимных разногласий и недовольства людей как в личной, так и в профессиональной сферах не в последнюю очередь кроются именно в непонимании приемов эффективного общения, в неумении ими пользоваться.

Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции.

Преодоление: Врач должен говорить разборчиво, достаточно громко, с учётом индивидуальных особенностей пациента, обеспечивая наличие обратной связи.

Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера – актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем. Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи. Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т.д. В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни.

Преодоление: Врач должен говорить максимально просто, без сложных медицинских терминов, понятий и если надо, то разъяснить их в начале разговора.

Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами, обучает их навыкам приема лекарственных препаратов,
использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания, т.е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения врача.

Преодоление: Учитывать логику и жизненные позиции пациента, правильная аргументация.

Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должен быть готов к возникновению этого барьера, к тому, что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.

Преодоление: Следует повышать свою авторитетность в глазах пациента. Врачебный такт, выдержка, чуткость, учтивость, умение веско опровергнуть мрачные гипотезы пациента.

В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек (причем, причину этого часто трудно осознать), о формировании к нему отрицательного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Преодоление: Выбор определённой дистанции для комфортности пациента, проявить, уважение, терпение и милосердие.

Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них – это, прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации.

Преодоление: Стараться не нагнетать неприятные эмоции в отношениях с пациентом, анализировать их развития и устранять. В процессе общения стремиться уходить от стереотипов, мешающих успешному взаимодействию.


  1. Дайте определение и приведите примеры преодоления барьера стилей общения в деятельности медицинского работника.


Барьеры общения могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, собственно с манерами общения. И причины многих конфликтов, взаимных разногласий и недовольства людей как в личной, так и в профессиональной сферах не в последнюю очередь кроются именно в непонимании приемов эффективного общения, в неумении ими пользоваться.



Существуют следующие стили взаимодействия.

Авторитарная модель (давление) - пациент играет пассивную роль в процессе лечения, а медицинский работник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимых лечебных мероприятиях.

Барьер «авторитет» в общении врача с пациентом может возникнуть в том случае, если пациент недооценивает авторитет врача (например, пожилые пациенты мало доверяют молодым специалистам); если врач по каким-то причинам не подтверждает своего статуса (например, его несоответствующий внешний вид). Для его преодоления врачу необходимо соответствующе выглядеть, быть в полной мере компетентным и доброжелательным в разговоре с пациентом.

Сотрудничество основано на взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов (как правило применяется в условиях платной медицины).

Важную роль в процессе взаимодействия между пациентом и врачом являются: умение выслушать пациента и обратная связь. Ниже приведены рекомендации, которых необходимо придерживаться в процессе общения с пациентом:

- повторить последнее высказывание больного в виде вопроса;

- задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите…»;

- задать отвлеченный вопрос, произнести незаконченную фразу: «Вернувшись домой, Вы...».

Барьер «избегание» в общении врача с пациентом может возникнуть, если пациент во время общения избегает информации о своем здоровье, не согласен с ней, он в таком случае уклоняется от контакта с врачом. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Чаще всего данный барьер сопровождается той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием пациента, можно преодолеть этот барьер. Так для избежания данного барьера врач может использовать приём «акцентировки» - подчёркивать важность рассматриваемой проблемы («Прошу обратить внимание на то, что если вы перестанете принимать данное лекарство, ваше состояние крайне ухудшится» и др.). Так же для преодоления данного барьера врачом может использоваться прием «завлечения». Врач произносит нечто, что трудно воспринимается пациентом, например, говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, пациенту при таком условии приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате, врач как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, врач провоцирует пациента самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует.



  1. Дайте определение и приведите примеры преодоления фонетического барьера в деятельности медицинского работника.


Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции. Можно привести примеры искусственного создания такого рода барьеров, например детьми, создающими на базе общего языка свой, мало понятный взрослым. Ни какие фонетические помехи не являются непреодолимым препятствием. Если реципиент заинтересован в информации, он извлечет ее из непростой беседы с сильно заикающимся человеком, и из шипящего и свистящего радиоприемника. Но в случае, если он не уверен в значимости информации или, напротив, убежден в ее опасности, фонетические искажения и несоответствия легко помогут ему создать необходимый барьер.

Преодоление:

-наличие обратной связи с пациентом;

- учитывать индивидуальные особенности пациента;

- внятная, достаточно громкая речь.