Файл: Введение уже в iv веке это понятие стало общепринятым для определения всех священных книг. Святой апостол Павел, говоря о книгах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ
Уже в IV веке это понятие стало общепринятым для определения всех священных книг. Святой апостол Павел, говоря о книгах Ветхого Завета, называет их Святыми Писаниями (2 Тим. 3:15-15)1.щg

Священное Писание в христианской традиции - это книги Библии Ветхого и Нового Заветов.

Несмотря на древность Священного Писания оно достаточно актуально и в наше время. Существует несколько доказательств тому:

Во-первых, Сам Господь Бог наш Иисус Христос научает всех:

«Исследуйте Писания» (Ин. 5:39), и когда святой апостол Павел пишет: «Всё Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16), и Тот, и другой имеют в виду, в прямом смысле, не что иное, как Ветхий Завет.

Во-вторых, Святая Церковь всегда рассматривала Ветхий Завет как неотъемлемую часть Священного Писания, что выражалось в кодексах в Синайском, Ватиканском и в осуждении ереси Маркиона, отвергнувшего Ветхий Завет. А так как Священное Писание является важнейшим источником православного вероучения, то все его части должны быть предметом тщательного изучения, ибо равнодушное отношение к истокам нашей веры недопустимо2.

Однако существует мнение, что Писания Ветхого Завета в свете Евангелия утратили свою актуальность, но мы видим как в Евангелии Сам Спаситель засвидетельствовал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17-18). Следовательно, учение Господа Иисуса Христа не противоречит закону Моисееву, но восполняет и развивает его.

В-третьих, по словам блаженного Августина: «Ветхий Завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается»3. Если христианин попытается ограничиться изучением только Нового Завета, то он многие фрагменты поймет превратно, или не поймет вообще. Суть Священных книг Нового Завета оказывается в полной мере понятным лишь тогда, когда читатель знает и часто использует параллельные места из ветхозаветных писаний.

В-четвертых, апостол Павел пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Так, по словам апостола, книги Ветхого Завета имеют актуальность для духовной жизни и учительной деятельности. Также эти знания необходимы пастырям святой Церкви, учителям, педагогам, психологам, желающим сделать свое служение эффективным и плодотворным.

В-пятых, в православном богослужении тексты Ветхого Завета используются чаще, чем тексты из Нового Завета. Например, книга псалмов святого царя Давида прочитывается полностью в продолжении недели. Также есть такие псалмы, которые, вместе с этим, входят в состав последований всех богослужений суточного круга.

Также мы знаем, что Господь наш Иисус Христос на Голгофе восклицает: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты меня оставил» (Мф. 27:46). Это и были начальные слова из 21 псалма, в котором Давид ясно предсказал страдания на Кресте Спасителя. Тем самым Господь наш Христос научает и нас обращаться к книге царя Давида в самые критические моменты нашей жизни.

Во второй книге Паралипоменон, 29 глава, 30 стих мы имеем прямое указание, на то, что во дни Езекии славили Бога словами святого царя Давида и Асафа прозорливца. Таким образом, еще в Ветхозаветные времена Езекии прославление Бога совершалось по книге псалмов святого царя Давида.

В древности существовало мнение, что написание всех псалмов принадлежит только святому царю Давиду. Это предполагали такие отцы Церкви как святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский. Но в самой псалтири имеются надписания, которые указывают и на других авторов. В этом смысле царь Давид представляется не только как псалмопевец, но и как редактор книги псалтирь.

Само слово псалтирь обозначает музыкальный инструмент, который напоминает арфу. На греческом «псалтирь» обозначает «разыгрывать на струнном инструменте», «псалмы или хвалебные песни», - каково и было собственно назначение этого инструмента4. Евреи называют псалтирь книгой хвалений 5. Это объясняется тем, что в понимании древних главное в жизни человека - прославление Бога.

Будет полезно выделить в Псалтири некоторые жанры или литературные типы псалмов. Вот некоторые, наиболее очевидные: 1) псалмы мудрости (с наставлениями к праведной жизни); 2) псалмы плача них выражается печаль и боль, обычно причиненная врагами); 3) покаянные псалмы (в них, в основном, говорится о внутреннем «враге», то есть грехе; 4) царственные (с акцентом на царствование - всеобщее или посредническое, теократическое или мессианское правление); 5) благодарственные псалмы 6.

Псалтирь - это книга Священного Писания, которая учит нас восхвалять Бога всеми нашими чувствами, нашим сердцем, разумом и всею жизнью, таким образом, когда мы молимся словами псалтири, мы с одной стороны уподобляемся Ангельскому чину, а с другой - Лицам Святой Троицы, которые пребывают в любви друг ко другу, так как мы прославляем Триединого Бога в чтении этих псалмов, восхваляя Создателя.

Книга Псалмов – одна из наиболее читаемых книг Ветхого Завета. Написанные под водительством Духа Божия и облеченные в поэтическую форму, слова псалмов проникают в самую глубину человеческого сердца. За каждым богослужением православный христианин может слышать слова этой премудрой, но в то же время и простой книги.

Данная работа посвящена исследованию псалмов Великого Повечерия.

Как дает определение Кашкин А.С.: «Повечерие — это богослужение суточного круга, которое совершается по Уставу после вечерней трапезы (потому и называется повечерием, так как совершается «по вечери»). В православном богослужении различаются два вида повечерия: великое и малое»7.

Цель настоящего исследования – раскрытие значения псалмов Великого Повечерия для богослужения и духовной жизни христианина по святоотеческому толкованию.

Задачи настоящего исследования:

  1. Изучить четвертый, шестой, двенадцатый, тридцатый и девяностый псалом.

  2. Выявить исторический контекст возникновения указанных псалмов.

  3. Провести экзегетический разбор выявленных псалмов с помощью святоотеческий творений.

  4. Исследовать употребление и значение книги псалмов Давида в

богослужении.

  1. Изложить свое видение на то, как могут настоящие псалмы содействовать духовности и наставить христианина на путь истинный.

Объектом исследования настоящей работы является учительная книга Ветхого Завета Псалтирь.

Предметом исследования данной работы являются псалмы Великого Повечерия написанные, как предполагают толкователи, пророком Давидом.

Настоящая дипломная работа состоит из трех глав. Объем данной дипломной работы составляет ? страниц. Библиографический список содержит 21 наименований.
ГЛАВА I

ТОЛКОВАНИЕ ПСАЛМОВ 4, 6, 12, 24, 30, 90

1.1. Псалом 4

Данный псалом имеет надписание: «В конец, в песнех, псалом Давиду». (Пс. 4:1).

По толкованию Святых Отцов «словом «в конец» псалом надписан потому, что содержит в себе пророчество о воскресении из мертвых, которое будет в конце настоящей жизни. В псалме Давид научает маловерных и тому, что над всеми делами человеческими надзирает и управляет промыслительно Бог»8.

В этом псалме Давид испытывает страдания, несправедливость и угнетение. Также этот псалом показывает изменяющееся отношение молящегося к трудным ситуациям. По мере того, как Давид следует по пути молитвы и веры, он продвигается от опасения к уверенности. В конце очередного дня страданий и преследований Давид вступает в состоящую из трёх частей беседу с Богом, которая, в итоге, приводит его к благословенному успокоению:

1. Молитва к Богу о защите (4:2)

2. Призыв к врагам Бога покаяться (4:3-6)

3. Восхваление Бога (4:7-9)9

Этот псалом дает первое из 55 предписаний начальнику хора. Указание также касается струнных инструментов. А также дается указание управлять большим хором и струнной группой оркестра.

Псалмопевец пишет в этом псалме:

«Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распостранил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою».(Пс. 4:2).

Слова псалмопевца «услыши мя Бог правды моея» говорят нам о том, что царь Давид учил людей, совершал суды над ними, не отталкиваясь от чего-то субъективного, потому что правда его - это его упование на заповеди Божии. Так псалмопевец называет правду Божию своею, под которыми имеются в виду заповеди Господни, так как он их усвоил и полюбил настолько, что считает их своими.

ВтеснотеТыдавалмнепростор.(Пс. 4:2)

Теснота - это слово употребляется в псалмах для описания тяжелой ситуации. Оно показывает, что псалмопевец был в крайне затруднительном положении. «Ты давал мне простор», - говорит о том, что Господь дал ему свободу.

Помилуйменяиуслыши молитвумою.(Пс. 4:2)

В начале псалма святой пророк Давид просит Божьего прощения, после этого он утверждает, что для того, чтобы молящийся был услышан Богом, он прежде должен примириться с Ним через таинства исповеди и причастия. То есть человеку очень важно подготовить свою душу для молитвы.

Далее святой царь Давид пишет:

«Сыновечеловеческии,доколетяжкосердии»?(Пс.4:3)

Святые отцы трактуют этот стих так:

«Сынове человеческие – это люди порочные и склонные ко злу.

Тяжкосердии жестокосердные, привязанные к земле»10.

Далее псалмопевец пишет:

«Доколелюбитесуетуиищетелжи»? (Пс. 4:3)

Имеется в виду любить мелочное, тщеславное, злоумышляя против Давида.

«И уведите, яко удиви Господь преподобного Своего».(Пс.4:4)

Псалмопевец так говорит, потому что помощь Божия во всех даже самых тяжелых случаях не прекращалась, Давид выживал и преодолевал любые трудности с Божией помощью.

В пятом стихе святой царь Давид пишет:

«Гневайтеся,инесогрешайте,яжеглаголетевсердцахвашихумилитеся». (Пс. 4:5).

Тут псалмопевец призывает контролировать свой гнев, не доводить его до греховного поступка. «На ложах ваших и утишитесь», имеется в виду к окончанию дня мы должны смирить в себе все гневные чувства, которые могли быть в течении дня.

Далее, по словам псалмопевца:

«Пожрите жертву правды и уповайте на Господа».(Пс. 4:6)

Под словами «жертва правды» подразумевается покаяние человека.

В следующем стихе можно прочитать:

«Мнозиглаголют:ктоявитнамблагая»? (Пс. 4:7)
По толкованию Святых Отцов Церкви:

«Пророк предлагает рассуждения людей слабых и грубых, привязанных к земным благам и неверующим в Промысел Божий»11.

В следущей строке пророк пишет:

«ЗнаменасянанассветлицаТвоегоГосподи». (Пс. 4:7)

Давид просит Господа явить свет Своего присутствия, потому что в данной ситуации это необходимо.

По словам псалмопевца:

«Далесивеселиевсердцемоем:отплода,пшеницыиелеасвоегоумножишася.Вмиревкупеуснуипочию,якоТыГосподи,единагонауповании вселил мяеси». (Пс. 4:8,9)

Тут говорится о том, что Давид радовался, когда его враги находились в благополучии, и совершенно не желал им смерти, а также он чувствовал себя в безопасности, когда возникает мир между им и его противниками.

1.2. Псалом 6

Содержание данного псалма показывает настолько сильные переживания Царя Давида, что он потерял даже сон. Им овладевала беспомощность и безнадежность того положения, в котором он находился. Раннехристианская церковь считала этот псалом первым среди «псалмов покаяния». Плач Давида, исходящий из пучины его бедствий, говорит о серьезной перемене в его настроении, что выражается в словах, обращенных к Богу и затем к врагам.

1. Давид изливает душу свою перед Богом:

- настроение поражения (Пс. 6:2-8);

- тон беспомощности (Пс. 6:2-5);

- тон безнадежности ( Пс. 6:6-8).

2. Он обращает свое внимание на врагов:

- вызывающее настроение (Пс. 6:9-11);

- Смелость его по этому поводу (Пс. 6:9);

Его основание для этого (Пс. 6:9)12.

Этот псалом также имеет надписание: Начальнику хора. На восьмиструнном - это музыкальное указание, означающее либо «на восьмиструнной арфе», либо «в октаву» (то есть сопровождая эти стихи плача мелодией в более низком регистре).

Во втором стихе святой царь Давид говорит:

«Господи,данеяростиюТвоеюобличишимене,нижегневомТвоимнакажешимене». (Пс.6:2)

В этом стихе шестого псалма святой Давид просит избавить его не от обличения, а от обличения, но от осуждения в ярости, и не от наказания, а от наказания в гневе. Далее читаем у псалмопевца:

«Помилуймя,Господи,яконемощенесмь,исцелимя,Господи,якосмятошасякостимоя». (Пс.6:3)

Псалмопевец говорит о том, что всякая душа впадает в грех тогда, когда теряет духовные и телесные силы. Подразумевает же ту немощь, которая происходит от упадка в духе и сетования.

И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе? (Пс. 6:3)

«Идушамоясмятесязело»;разумеет душевные силы.

«И Ты Господи доколе?» - выражение, показывающее продолжительность покаяния.

«ОбратисяГосподи,избавидушумою».(Пс. 6:5)

Как толкует этот стих святитель Афанасий Великий:

«Значит, Господь отвращался от него, очевидно, за грех. Спаси мя ради милости Твоея. Ибо все спасение наше приписывать должно милости Божией»13

Далее читаем у святого Царя:

«ЯконестьвсмертипоминаяйТебе». (Пс. 6:6).

Святой царь Давид скорбит по причине длительности времени покаяния. В связи с этим он просит у Всемогущего Бога милости.

«Утрудихсявоздыханиеммоим». (Пс. 6:7).

В этом стихе мы читаем, о том, что святой пророк Давид служит для каждого христианина примером истинного покаяния, над плодами он усердно трудился.

«Измыюна всяку нощьложемое». (Пс. 6: 7).

Святой Царь Давид после грехопадения был облечен пророком Нафаном после чего раскаялся и в состоянии глубокого покаяния плакал ночами.

«Смятесяотяростиокомое». (Пс. 6:8).

По мнению Святых Отцов око символизирует ум.

«Обетшахвовсехвразехмоих».(Пс. 6:8).

В этом стихе святой Царь Давид говорит о времени своих страданий, которые Господь вменил ему в праведность.

ЯкоуслышаГосподьгласплачамоего. (Пс. 6:9).

Псалмопевец проявляет твердую уверенность и надежду на помощь Божию.

Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре. (Пс. 6:10).

Царь Давид, услышанный уже Богом, обращает сильное слово к своим врагам.

1.3. Псалом 12

В данном псалме содержится призыв к Богу верующего во время скорби.

В святоотеческом излочении:

«Псалом дан как молитва всякому верующему среди тяжелых жизненных испытаний. Пророк показывает какую-то продолжительность искушения, научая нас не терять бодрости в скорби, но ожидать Божией благости. Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого, посылая и меру испытаний14».

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? (Пс.12:2).

По мнению Святых Отцов Церкви:

«Этот псалом мог быть написан Давидом в позднейшее время преследования его Саулом. Долгие годы прошли уже, а ожидаемая и столь часто испрашиваемая у Бога победа над врагами все еще не приходила; в душу Давида могла закрадываться мысль, что Бог совершенно забыл его... отсюда вынужденный горем вопрос: долго ли еще будет продолжаться состояние этого забвения15»?

 «Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь; доколе вознесеться враг мой на мя». (Пс.12:3).

По мнению Святых Отцов:

«Псалмопевец скорбит, помышляя в душе о том, чтобы не умереть во грехе: и это всего более причиняет болезни душе его. «Болезни в сердце моем день и нощь», — ежедневная в сердце забота»16.

«Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети oчи мои, да не когда усну в смерть,да не когда речет враг мой, укрепихся на него». (Пс.12:4).

Как говорят Святые отцы:

«Призри - посмотри на врага, возносящегося надо мною. «Просвети очи» сердца моего Духом Святым Своим, «да не усну» смертию забвения»17.

«Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся». (Пс.12:5).

В святоотеческом изложении:

«Демоны очень радуются, когда человек грехами удаляется от Бога18».

«Аз же на милость Твою уповах, возрадуется сердце мое о спасении Твоем, воспою Господеви благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго». (Пс.12:6).

Святой псалмопевец имел множество достоинств, однако, прибегает лишь только к милости Божией, выражая в этом свое смиренномудрие. Такая твердая надежда на Бога у Царя Давида происходит от великого усердия в молитве. Твердо надеюсь получить прощение во грехе, возводя мысль к милосердию Твоему, по которому даровал Ты спасение всем человекам. И это-то спасение в радование приводит сердце мое, давно болезновавшее по причине греха.
1.4. Псалом 24

Данный псалом вероятно написан Давидом во время Саулова или Авессаломова гонения. Псалмопевца преследуют многочисленные враги, несправедливо преследующие его. Многие друзья царя Давида, тем не менее, остаются с ним. Находясь в положении гонимого, но не потерявшего надежду, Давид уповает на Бога. Пророк просит Господа, чтобы Тот не посрамил его в уповании и защитил его. Святой царь вспоминает, что только Всевышний поможет ему, если он будет ходить перед Богом в правде 19.

«К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои». (Пс.24:1).

Святые отцы приводят такие слова:

«Тот искренне свою дущу «воздвигает» к Богу, кто не отягощается на молитве житейскими заботами, но ищет благ духовных в надежде на милость Божию»20.

«Ибо вси терпящии Тя не постыдятся». (Пс.24:2).

Святой Царь Давид утверждает, что люди, которые имеют упование на Бога, не будут разочарованы в своих надеждах.

«Да постыдятся беззаконнующии вотще». (Пс. 24:3).

Тут псалмопевец говорит, о том, что все живующие беззаконно будут постыжены перед Богом.

«Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя». (Пс.24:4).

Под словами псалма стези и пути имеются в виду Божии заповеди, которыми мы идем к Господу.

«Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день». (Пс.24:5).

Этими словами святой богоносный пророк Давид молится о даровании ему Даров Святого Духа.

«И терпех весь день». (Пс. 24:5).

«Выражение весь день царь Давид обыкновенно употребляет во многих местах в значении «всегда». Евреи же «целым днем» называют всю свою жизнь»21.

«Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи». (Пс. 24:7).

Святой царь Давид повествует здесь о том, что нужно стараться жить богоугодно, начиная с самого раннего возраста. Грехи, совершенные в юности и неведении, прощаются и за одну молитву, а по злости творимые требуют не только молитвы, но и глубокого покаяния.

«Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути». (Пс.24:8).

 Значит, покажет грешникам путь спасения и просветит заблуждающийся ум.

«Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим». (Пс.24:9).

Кротость – одна из самых важных добродетелей, которую очень боятся бесы, поскольку кто победил гнев, тот победил и бесов.

«Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его». (Пс.24:10).

Поскольку те, кто постоянно напитываются Священным Писанием, досконально познают из них, что во всем домостроительстве Спасителя нашего – истина и милость. Кто приносит покаяние, тот получает от Господа милосердное прощение. За добродетельные подвиги Он прославляет истиной на суде; а беззаконников и не раскаявшихся наказывает.

«Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть». (Пс. 24:11).

«Господь милосерд к тем, которые искренно заботятся об исполнении Его закона, а к таким принадлежит и псалмопевец, несмотря на многие свои прегрешения, которые Бог несомненно простит ему»22.

«Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит eму на пути, eгоже изволи». (Пс. 24:12).

Всякому, кто боится Господа, Он дает руководство, внутреннее указание, как идти путем закона23.

«Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю». (Пс. 24:13).

Во всяком роде жизни благочестивой, какой бы кто себе ни избрал, можно угодить Богу24.

«Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им». (Пс. 24:14).

«Державой» святые отцы называют тайну, открываемую Богом тем, кто исполняет Его заповеди.

«Святой пророк Давид очами называет здесь «очи» ума»25.

«Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя» (Пс. 24:17).

Святой Царь Давид выражает свое одиночество против множества врагов.

Псалмопевец отовсюду окружен многими скорбями. Он просит Бога уравновесить это уничижение и бедствие с беззакониями его и даровать ему прощение грехов.

«Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя». (Пс. 24:18).

«Кто постарается по силе своей понести терпеливо досады, поношения, бесчестия и лишения за сделанные им грехи, тот получает навык ко смирению и труду, ради которых Бог милует душу»26.

«Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя». (Пс.24:19).

Святой пророк Давид просит Вседержителя о милости и избавлении от врагов.

Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. (Пс. 24:20).

Бог знает страдания человека, но не отвращает их, потому что заботится о спасении его души. А терпение этих страданий вменяет в прощение грехов.

«Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи»

(Пс.24:21).

Общение с простыми и благочестивыми людьми, по мнению псалмопевца, угодно Богу, напротив, грешников нужно избегать.

«Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго!» (Пс.24:22).

Давид как царь имеет попечение о подданных. Под «Израилем» также можно понимать христиан.


1.5. Псалом 30

Святой Афанасий Великий говорил:

«В данном псалме слово «изступления» означает грех, от которого душа как бы отступила от здравомыслия; почему и не надеялась уже, что будет снова принята, но ясно говорила: «аз же рех воизступлении моем:отвержен есмьотлицаочиюТвоею»27.

Псалом 30 говорит о проблемах Давида, а также содержит его молитвы и восхваления. Псалмопевец воспевает Божьи блага как в уединении, так и в многолюдстве. Святой пророк Давид идет от страданий к уверенности в Божией силе и милости.

  1. Уединение (Пс. 30:2-19):

  • Свидетельство о безопасности и спасении;

  • Свидетельство и Божией проницаемости и избавлении;

  • Свидетельство о посрамлении и избавлении.

  1. Многолюдье (Пс. 30, 20-25):

  • Свидетельство и возвеличивание Бога (Пс. 30:20-23);

  • Свидетельство и наставление человечеству (Пс. 30: 24-25)28.

«На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя» (Пс.30:2).

Царь Давид оказался в бедственном положении, и без Божией помощи его ждет верная гибель. Но Давид тверд в своем уповании на Всевышнего: «На Тебя, Господи, уповах», – и такого его сыновнего доверия Бог не посрамит. Он Господь праведный, поэтому Давид обращается: «...правдою Твоею избави меня», и, конечно, преследуемый будет спасен от неминуемой гибели.

«Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя, буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя» (Пс.30:3).

Давид молится Богу: «поскольку наш вопль не достигает в высоту, то, по снисхождению ко мне, приклони ухо Твое»29.

«Яко держава моя и прибежище мое еси Ты, и имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя» (Пс.30:4).

Святой пророк Давид молит о помощи Господа, опираясь не на свои достоинства и добродетели, но ради «правды» и «Имени» Самого Господа.

«Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми, яко Ты еси Защититель мой, Господи» (Пс. 30:5).

Святой царь тревожится, ведь те, кто замыслили против него зло, уловили его грехом.

«В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи Боже истины» (Пс.30:6).

Словосочетание «в твою руку» описывает силу и власть Бога.

«Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах» (Пс.30:7).

Под словами суетное понимает святой пророк суетных идолов.

«Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою» (Пс.30:8).

Пророк Давид всю свою жизнь доверяет рукам Божиим – и несомненно, что Господь спасет его в этом опасном бедствии, разрушит власть врагов над ним, и таким образом, утешит и подарит радость победы, утолив все печали.

«Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя» (Пс. 30:10).

Святитель Афанасий Великий, толкуя это место, сообщает, что око Давида – это ум его души, утроба – память души, которая нуждается разумной пище.

Яко исчезе в болезни живот мой и лета моя в воздыханиих, изнеможе нищетою крепость моя и кости моя смятошася. (Пс.30:11)

 Как оком Давид называет ум в душе, так утробою память в душе, в которую как в утробу влагаем разумную пищу. Душа моя и утроба моя. С раздражением и великим гневом отвратил я око свое от народа иудейского.

От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене.

Для всех врагов моих я стал поношением, и особенно – для соседей моих, и ужасом – для знакомых моих, видящие меня вне дома бежали от меня. (Пс. 30:12).

Псалмопевец видит себя позором в глазах противников и в глазах близких, это было глубоко ранящее отчуждение.

«Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен» (Пс.30:13).

Святой пророк Давид имеет в виду в этом стихе того человека, который лишен всяких добрый дел.

«Яко слышах гаждение многих, живущих окрест, внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша». (Пс.30:14).

Здесь идет речь о том, что противники Царя Давида имели злой заговор о нем.

«Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой». (Пс.30:15).

Положение псалмопевца ужасно, что может привести его к отчаянию, но он, не смотря ни на что, еще с большей надеждой и верой призывает имя Божие.

«В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя». (Пс.30:16).

Давид просит Бога: «Хотя враги злоумышляют, совещаваясь уловить душу мою, но жребии мои сохранены в руках Твоих, и Ты воздашь мне их во время Свое, потому что на Тебя уповаю. Посему и прошу избавить меня от врагов в настоящее время. Хотя враги, собравшись, замышляют мне смерть, но я знаю, что Ты Бог и охранитель мой. Избави мя из руки враг моих, и от гонящих мя»30.

«Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею». (Пс.30:17).

В этом стихе святой Царь Давид выражает просьбу о личном благосостоянии.

«Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии и снидут во ад». (Пс. 30:18).

«Из этого познаем, как велика разность между грехом и нечестием. Посему великий Давид умоляет, как его самого освободить от стыда причиненного грехом, так со стыдом предать смерти живущих в злочестии»31.

«Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижение». (Пс.30:19).

Святой пророк Давид просит Господа просветить лицо Свое, чтобы Он избавить его от врагов.

«Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими».

(Пс.30:20).

Сердце человека, просвещенного Духом, наполнено благодарностью. Чтобы передать изумление, Давид часто слово «коль» употребляет в значении «весьма». Выражение «скрыл ecu» использовано в значении «сохранил», как и в ином случае: скры мя в селении Своем (Пс. 26, 5). В значении «сохранил» стоит: скрыл ecu, поскольку сокрытое хранится. 

«Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык» (Пс.30:21).

Давид восклицает к Богу, что лишь Его покров спасет от людей, желающих повредить и вооруженным словом.

«Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения» (Пс.30:22).

Пророк говорит о славе Божией через него, поскольку когда вокруг стояло множество врагов, которые покушались и осаждали душу, как великий город, то Господь стал, как Страж, и показал Свою безмерную милость.

«Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе» (Пс.30:23).

Псалмопевец взывает: «Когда я уничижал себя в бывшем со мною исступлении, когда смятесяяростиюокомое, тогда сокрушался я, как отверженный за грех мой. Но хотя и сказал я это, однако же Ты, Человеколюбец, не отринул служителя Твоего»32.

«Возлюбите Господа, вси преподобнии Его, яко истины взыскает Господь, и воздает излише творящым гордыню» (Пс.30:24).

Библейская любовь включает ответственность и послушание, а также уверенность в возмездии и награде.

«Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа» (Пс.30:25).

«Мужайтесь» в единственном числе применялась к Иисусу Навину в преддверии сражений.

1.6. Псалом 90

В псалме 90 Святой пророк Давид описывает, как Бог защищает свой народ от постоянных опасностей и ужасов, которые окружают человечество. Причиной написания этого псалма могло быть приготовление армии к битве. Большинство упоминаемых в псалме опасностей намеренно не уточняются, чтобы не упустить из виду ни одной из них. Верующие всех возрастов могут узнать из этого псалма, что, если Господь не допустит, то ничто не навредит Божиему чаду.

1. Господня защита (Пс. 90:1-13):

- Уверенность (Пс. 90:1-2);

- Опасности (Пс. 90:3-6);

- Примеры (Пс. 90:9-13).

2. Обещания Господа (Пс. 90:14-16)33.

Согласно учению, изложенному в этом псалме, надежда имеет непреодолимую силу.

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится» (Пс.90:1).

По словам Афанасия Великого, человек, говорящий, что живет в помощи, подаваемой свыше, как в собственном доме, в том смысле, что не остается без помощи Божией, и надеется только на нее, того своим покровом сохранит Бог, небесный Творец и Владыка. Под помощью Божьей Афанасий понимает закон заповедей, которые Богом дал в помощь человечеству для борьбы с демоническими силами; поэтому у пророка Исайи есть слова: «закон дал бог в помощь» (Ис. 8:20). По закону живет, в соответствии со словами Афанасия, тот, который согласовывает свою жизнь с целью закона.

 «Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него» (Пс. 90:2).

«Кто же речет это Господу, кроме человека, который на его возложил упование и на Нем утверждается в деле своего спасения?»34

 «Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна».
(Пс.90:3).

«От сети ловчи» означает всевозможные опасности, которые созданы хитросплетениями.

«Он избавит тебя от сети ловца» может также пониматься от губительной язвы.

Ловец ловит птиц – это метафора, которая подразумевает любые заговоры против верующего, ставящие под угрозу его жизнь. Губительная язва здесь подразумевается ужасные болезни – чума и эпидемии.35

«Словесе мятежна» - всякая мятежная, производящая беспорядок речь, такая как, клевета, производящая бедствие»36.

«Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его» (Пс.90:4).

«Крылами» называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц. И под крыльями его будешь в безопасности.

Под крыльями Его – это образ птицы защищающей птенцов.

 «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни». (Пс.90:5).

«Стрелою» наименовал какую-то нечистую силу, «ангела смерти»37.

 «От вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго» (Пс.90:6).

«Вещь преходящая во тьме» - есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают, а встреча «полуденная» - есть явный и открытый вред. Давид подвергся «бесу полуденному», когда он впал в прелюбодеяние. Другие отцы «бесом полуденным» называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу и расстраивающих ее крепость. «Срящ» - есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение.38

 «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится» (Пс.90:7).

Подразумевается, что с левой стороны тысячи злоумышленников, а с правой стороны десятки тысяч. Но нечестивые погибнут, а праведному ничто не повредит.

 «Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши» (Пс.90:8).

Вокруг праведника будут разрушения, но он защищен от них и только наблюдают за происходящим.

 «Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое» (Пс.90:9).

«Праведник надежду свою полагает на Всемогущего Бога»39.
«Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему» (Пс.90:10).

Верующий и надеющийся на Господа Бога всегда будет под Его защитой.

«Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» (Пс.90:11).

Пророк ободряет верующего человека: бедствия не только не одолеют, но даже «не приблизятся». Бог, посредством «ангелов», отразит диавольские действия.

«На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» (Пс.90:12).

Под «камнем» здесь можно понимать всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под «ногой» – душу человека.

«На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» (Пс.90:13).

«Под «аспидом и василиском» подразумевается крайнее лукавство. «Василиск» – это змея, которая имеет огненные глаза и содержит в глазу яд – как это говорится о людях завистливых»40.

 «Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое» (Пс.90:14).

«Господь Бог избавит праведника от всех видимых и невидимых злоумышлений. «Покрыю и, яко позна имя Мое». Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, говорит Господь Бог, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего»41

«Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго» (Пс.90:15).

Если и посылает Бог рабам Своим скорби, то не оставляет их в скорбях, но с ними в скорбях их, как и говорит: «с ним есмь в скорби» (Пс 90: 15). И о святом Иосифе, сыне патриарха Иакова читаем, что «бе Бог с ним» ( Деян. 7:9). Хотя и продан был Иосиф, «смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его» (Пс.104).42

«Долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое» (Пс.90:16).

«Долгота Дней» имеется в виду долголетие, оно было особым обещанием святым Ветхого Завета за послушание Закону. Пророки обещают его народу Божьему в будущем Тысячелетнем Царстве.

Под спасением понимается «сам Господь наш Иисус Христос, Который вводить нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним»43.


ГЛАВА II

Толкование псалмов 50, 101, 69, 142


2.1. Псалом 50
Надписание ко псалму: «Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии.»

Псалом употребляется при чтении часов и на вечернем богослужении при чтении канона.

Данный псалом являет покаянной молитвой святого пророка Давида, через которую он обратился к Богу после того, как был обличён пророком Нафаном в преступлении с Вирсавией и в смерти Урии44.

50 псалом ˗ это песнь покаяния, данная каждому, кто согрешает. Помимо подвигов святых, в памяти остаются и грехи этих людей, чтобы ошибки праведника послужили к исправлению грешников, чтобы их раны послужили для исцеления других. Покаянный путь спасения в следовании словам пророка благодаря которым можно владеть искусством беспрепятственно побеждать врага45.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедротТвоихочистибеззакониемое (Пс. 50:3).

Поскольку грех велик, то святой пророк Давид просит у Бога и великой милости. Только Божии щедроты могут омыть руки, оскверненные убийством.

«Милость Божия» есть благодать Всесвятаго Духа46.

Наипачеомыймяотбеззакониямоего,иотгрехамоегоочистимя (Пс.50:4).

Милость Божия неописуема и безгранична, но в деле своего спасения каждый человек должен принять участие60.

Я кобеззакониемоеаззнаюигрехмойпредомноюесть

выну (Пс. 50:5).




59

60 Там же. С. 251.

Для безопасности своей души необходимо видеть и понимать перед глазами своими грехи, ибо память о прежних грехах предохраняет от повторений их в будущем47.

ТебеЕдиномусогреших,илукавоепредТобоюсотворих,якодаоправдишисявословесехТвоихипобедиши,внегдасудитиТи (Пс. 50:6).

Грех так же есть зло и потому, что он является оскорблением Бога48.

Себовбеззакониихзачатесмь,ивогресехродимяматимоя(Пс. 50:7).

Святые отцы говорят, что изначально Бог не подразумевал рождение существующим ныне образом, но нарушение заповеди и беззаконие Адама повлекло за собой брак и тление. Как результат, все кто рождается от Адама, зачинаются в грехе и так же подпадают под прародительское осуждение. А слова «и во гресех роди мя мати моя» означают, что праматерь Ева первая, пожелав удовольствия, стала родоначальницей греха. Потому и последующее человечество рождается в грехе. Как говорит Давид, природа людей через Евино преступление подпала греху, а проклятие стало всегда сопровождать рождение. И всё это идёт с первобытного времени, и показывает величие потерянного Божественного дара49.

Себоистинувозлюбилеси,безвестнаяи
тайнаяпремудростиТвоеяявилмиеси(Пс. 50:8).

Истинно то, что согласовано с Божественным замыслом50.

Окропишимя иссопом,иочищуся,омыешимя,ипачеснега убелюся (Пс. 50:9).

Всё, что нужно было очистить, людей и предметы, окропляли иссопом, который омочили кровью жертвенного животного51.

Слухумоемудасирадостьивеселие,возрадуютсякостисмиренныя (Пс. 50:10).

Святой Давид в очередной раз исповедует грехи и молит помиловать его52.

ОтвратилицеТвоеотгрехмоих,ивсябеззакониямояочисти ... (Пс. 50:11).

Святой пророк Давид снова обращается к исповеданию своих грехов и мольбе о помиловании.

Сердцечистосозиждивомне,Боже,идухправобновивоутробемоей (Пс. 50:12).

«Сердце чистое» - кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, непрелюбодействующее. Дух правый есть Святый Дух, Дух смирения, выводящий на правый путь»53.

НеотвержименеотлицаТвоего, и Духа ТвоегоСвятагонеотымиот
мене (Пс. 50:13).

Святой Давид просит о сошествии на него пророческого Духа, который отошел от него из- за совершенного греха.

ВоздаждьмирадостьспасенияТвоего,иДухомВладычним утвердимя (Пс. 50:14).

Это имеет значение для всего человеческого рода. Радостью спасения станет пришествие Господа как сказал Симеон: «яко видеста очимои спасение Твое» (Лк. 2: 30).

НаучубеззаконныяпутемТвоим,инечестивиикТебеобратятся.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. (Пс. 50:15).

Лишь после того, как Господь избавит от греха и дарует псалмопевцу Святого Духа, он будет снова учить законопреступных, чтобы выбирали пути Божии.

Избавимяоткровей,Боже,Божеспасениямоего,возрадуетсяязыкмойправдеТвоей (Пс. 50:16).

Святой пророк возносит моление, чтобы избавиться от осквернения, в какое впал убийством Урии, или лучше сказать, избавиться от кровей – от убийства54.

Господи,устнемоиотверзеши,иустамоявозвестятхвалуТвою (Пс. 50:17).

«Господи, устне мои отверзеши» сердечные, «и уста» внешние

«возвестят хвалу твою»55.

Якоащебывосхотелесижертвы,дал быхубо,всесожжениянеблаговолиши (Пс. 50:18).

ЖертваБогудухсокрушен,сердцесокрушенноисмиренноБогнеуничижит (Пс. 50:19).

Давид приобрел сокрушенное и смиренное сердце, и это и очищало его грехи. В «сокрушении духа» человек безбедно проходит сквозь хитрые козни гордого диавола56.

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стеныИерусалимския (Пс. 50:20).

Сионом называет здесь Церковь. Ибо когда Бог и Отец благоволил возглавить всяческая о Сыне Своем (Еф. 1:10); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои.

И да созиждутся стены Иерусалимския.

Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его.


Тогдаблаговолишижертвуправды,возношениеивсесожегаемая:тогдавозложатнаалтарьТвойтельцы.

Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. (Пс. 50:21).

Это пророчество, относящееся исторически и буквально к пленным иудеям в Вавилоне, умоляющих Бога о возвращении в родную землю и принесении законных жертв. Но в высшем смысле Давид пророчествует здесь о христианской Церкви «Сионе» и «жертве правды» евангельской, о

«всесожжениях» разумных и живых, о которых говорит блаженный Павел:

«Молю вас, братие, представьте телеса ваша в жертву живую, святую, благоугодную Богови57.

1   2   3   4   5   6   7