Файл: Введение уже в iv веке это понятие стало общепринятым для определения всех священных книг. Святой апостол Павел, говоря о книгах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Псалом 69
Начальникухора.ПсаломДавида.Ввоспоминание.
В коне ц, Давиду в воспоминание, во е же спасти мя Господу,
Псалом этот написан Давидом, когда он находился в гонении от Авессалома. В воспоминание и молитвенное призывание Бога – человеколюбца в помощь и спасение72.
Псалом этот составляет настоятельную молитву о помощи Божией в борьбе с опасными врагами73.
Боже,в помощьмоювонми,Господи,помощими потщися.
Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши,Господи, на помощь мне. (Пс. 69:2).
71 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С.251 .
72 Там же. - С.330.
73 Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Составил преподаватель Киевской Духовной Семинарии священник Х. Орда. «Лествица», «Диоптра» - Москва, Санкт-Петербург, 2000 . – С. 219.
Эта молитва против луках помыслов и всякого рода бедствий.
Дапостыдятсяипосрамятсяищущиидушумою,давозвратятсявспятьипостыдятсяхотящиимизлая.
Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены
назад и преданы посмеянию желающие мне зла! (Пс.69:3).
«Ищущие» причинить вред душе моей – есть преимущественно демоны и им подвластные люди, которые раздражают в нас желание худых дел и неприличных удовольствий. Но и те, и другие ничего не могут сделать без нашего согласия74.
Давозвратятсяабиестыдящеся,глаголющиими:благоже,благоже.
Да возвратятся тотчас со стыдом те, которые радовались прежнему моему падению75(Пс.69:4).
Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящиеспасениеТвоё да говорятнепрестанно:«велик Бог!»
Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже: и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. (Пс.69:5).
«Да возвеселятся любящие» Господа и да ликуют, воспевая благодеяния Его76.
Аз же нищ есмь и убог, Боже, помозими: Помощник мой и ИзбавительмойесиТы,Господи,незакосни.
Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли (Пс.69:5).
Аз же нищ есмь и убог, то есть я лишен праведности упомянутых выше мужей, и живя в нищете, не имею богатства праведности, потому умоляю не лишить меня помощи Твоей. ПомощникмойиизбавительмойecuТы,
74 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С.331 .
75
Там же. - С.331.
76 Там же. - С.332.
Господи, незакосни. Я сподобился Твоего о мне промышления, и как можно скорее услышь меня, не медли исполнением моего прошения.
Псалом 101
Настоящий псалом написан в Вавилонском плену. Многие иудейские и христианские толковники называли его молитвой пленного народа. Если же эта молитва представляется первее всего индивидуально, то, кажется, страдания псалмопевца были то же, что и страдания всего народа, так что вопль его есть вопль души всего нечестивого народа77.
Молитванищаго,егдауныет,ипредГосподемпролиетмолениесвое.
Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
Всякий просящий и приходящий для получения просимого - есть
«нищий»78.
Господи,услышимолитвумою,и вопльмойкТебедаприидет.
Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придёт к Тебе. (Пс.101:2).
С первых стихов становится ясным весь характер псалма. Давид просит Господа услышать его молитву, просит прощения соделанных грехов.
НеотвратилицаТвоегоотмене:воньжеащеденьскорблю,приклонико мнеухоТвое:воньжеащеденьпризовуТя,скоро услышимя.
Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе скоро, услышь меня; (Пс.101:3).
Святой молился не о том, чтобы не иметь скорбей, - это и невозможно, - но о том, чтобы скорби не подавили его.
Якоисчезошаякодымдниемои,икостимояякосушило сосхошася.
77 Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Составил преподаватель Киевской Духовной Семинарии священник Х. Орда. «Лествица», «Диоптра» - Москва, Санкт-Петербург, 2000 . – С. 331.
78 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С.478 .
Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; (Пс.101:4)
Данный фрагмент говорит о великой скорби и грусти.
Уязвенбых якотрава,иизсшесердцемое,якозабых снестихлебмой.
Сердце моё поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; (Пс.101:5).
Человек «иссыхает сердцем», лишаясь благодати.
Отгласавоздыханиямоегоприльпекостьмояплотимоей.
От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. (Пс.101:6).
От сокрушенного стенания «кости» прилипают к коже, так как истинное стенание иссушает и растопляет весь жир, находящийся в костях и плоти79.
Уподобихсянеясытипустынней,быхяконощныйвраннанырищи.
Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; (Пс.101:7)
«Неясыть» - это пеликан, живущий в уединенных прибрежных скалах. Нощный вран - филин, сова. Нырище – это развалины, на котором прежде стоял дом, а теперь развалины, в которых живут совы80. Псалмопевец, проводя целые ночи в молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану.
Бдех