Файл: Программа построена на использовании электронного конструктора Знаток.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Знаток» (далее по тексту – Программа) для детей 8-10 лет и направлена на развитие основ инженерного мышления необходимые ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и роботов.

Программа построена на использовании электронного конструктора «Знаток» как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, изучают принципы работы многих механизмов.

Отличительные особенности программы заключается в том, что работа с конструкторами

«Знаток» позволяет детям в форме познавательной игры узнать основы электротехники и электроники.

Цель и задачи Программы

Цель: формирование основ технического мышления у дошкольников через электроконструирование.

Задачи:

Обучающие:

  1. Дать общие сведения о природе электрического тока и показать основные приемы и правила выполнения простейших электромонтажных работ.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные качества.

  2. Развивать у детей познавательную активность и интерес к техническому творчеству.


Воспитательные:

  1. Приобщать детей к научным ценностям и достижениям современной техники.

Отличительнойособенностьюпрограммыявляется то, что серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников.

Принципы обучения

Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной программы «Знаток»

В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:

  • систематичность подачи материала;

  • наглядность обучения;

  • цикличность построения занятия;

  • доступность;

  • проблемность;

  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Подходыкформированиюдополнительнойобщеобразовательнойпрограммы«Знаток».

  • Реализация дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.

  • Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;

  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.


Организационно-педагогические условия реализации Программы. Формы и режим занятий.

Общий срок реализации исходной Программы (количество лет)

сентябрь 2022 – май 2023

1 год

Возраст обучающихся

2 -4 класс

Количество часов в неделю

1 час

Общее количество занятий в год

34



Методыиприемы.




Методы

Приѐмы




Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.




Информационно- рецептивный

Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.) Совместная деятельность педагога и ребѐнка.




Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)




Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.




Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.




Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.


Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.




Частично-поисковый

Решение проблемных задач





Структуразанятия:

  • организационный этап (создание эмоционального настроения в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);

  • мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);

  • практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике);

  • рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия).




  1. Планируемые результаты и способы проверки освоения программы

Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребѐнком качества, которые задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, 6 познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др., умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.


Ожидаемые результаты по программе «Юный конструктор»

В результате освоения программы у воспитанников будут сформированы:

  • познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение); интегративные качества (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, овладение предпосылками учебной деятельности)

  • -коммуникативные навыки (умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);

  • сформированность произвольности, моторики и координации;

  • характеристика одарѐнности (любознательность, целеустремлѐнность, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас).

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие
виды мониторинга:

Промежуточный (декабрь)

Итоговый (апрель)


  1. Содержание программы

Программа дополнительного образования «Знаток» предлагает использование конструкторов нового поколения: «Знаток».

Электронный конструктор «Знаток» предназначен для начинающих ребят. Этот конструктор включает в себя коробку с элементами и две книги. В книге содержатся методические указания для выполнения практических занятий, а именно схемы по которым воспитанники собирают электрические цепи. Элементы, входящие в данный конструктор имеют номер, который ориентирует воспитанников для составления цепи по схеме. В качестве элементов питания применяются батарейки размером АА и напряжением 1,5В. Все детали конструкторов яркие и имеют определенный цвет (красный, желтый, синий, зеленый), электроники минимум. Основная задача практических занятий показать связь между школьной программой и окружающей нас современной жизнью. Именно поэтому конструктор содержит элементы, которые присутствуют практически во всей окружающей нас технике – компьютерах, телефонах, автомобилях, телевизорах, музыкальной аппаратуре.

Содержаниераздела1Программы

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Основы электро-конструирования

Природа электрического тока

Теоретические занятия: Правила работы с электронным конструктором и техника безопасности и правила поведения. Понятие «электричество», «электрический заряд», «электрический ток», «электрическая цепь». История появления и развития электричества.

Изучение компонентов (электронные блоки и провода) электрической схемы. Методика сборки

Источники питания.

Источники света

Последовательное и параллельное

соединение элементов цепи. Современные источники питания. Внешний вид,

устройство и условное обозначение ламп накаливания. Внешний вид, устройство и

условное обозначение светодиодов встречающихся в принципиальных схемах.

Вольт-амперные характеристики

светодиодов. Новые источники света.

Основные схемы включения ламп и светодиодов (Схемы 1, 5, 28, 38, 104). Влияние силы тока на яркость светодиодов (Схема 7,12, 70, 122, 129). Попеременное включение лампы и светодиода (Схемы 10, 11, 45, 48, 63, 113, 128,

130).