Файл: 5. Образ человека в древнегреческой скульптуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История искусств


Группа
Студент


МОСКВА 2022

Практическое задание №1

5. Образ человека в древнегреческой скульптуре.

Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: «человек есть мера все вещей». И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.

Назначение культуры у древних греков — содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) человека, политическому и нравственно-духовному — гражданина. Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Если герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, то герой культуры Древней Греции — реальный человек.

В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела, существовал культ тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства — скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Представление о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша — символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражении гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей. Древние греки пытались через тело человека и благодаря ему, воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии.


Таким предстает перед нами образ прекрасного человека, нашедший свое воплощение в статуях (куросах). Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт. Статичность позы передается особой постановкой ног — выдвинутая вперед левая нога и отставленная назад правая. Подчеркивая атлетическое сложения тела: широкие плечи, узкие бедра, скульптор схематично намечает грудные мышцы, диафрагму и мышцы живота. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин «архаическая улыбка», глаза широко открыты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи. Но улыбка, устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства.

Если в скульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской — проблема задрапированного.

Коры — это были изображения юных жриц Афины, которые обычно помещали на Акрополе. Девушек изображали неподвижно стоящими в длинных пеплосах, перехваченных поясом. Голову коры с длинными волнистыми волосами мог украшать венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку. Скульптор удивительно передает лицо юной жрицы с миндалевидными глазами, тонкими дугами бровей, неуловимой улыбкой. Уже в ранних архаических корах видно, как скульптор стремился под их одеждой — хитонами и пеплосом — как можно точнее промоделировать тело. Глаза удлиненные,  широко раскрытые, «архаическая улыбка» еле намечена. Как правило, коры раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная. Лица куросов и кор не индивидуализировались, а обобщались. В мужских фигурах подчеркнуты статикой позы сдержанность, мужество, сила. Сдержанность, благородство при подчеркнутой женственности, нежности мы наблюдаем в образах кор. Все это выражало нравственный идеал греков в период архаики, а в искусстве той эпохи эстетический и этический идеалы сливались.

6. Искусство этрусков и его традиции в искусстве Древнего Рима.

Название этого этапа развития римской культуры происходит от названия цивилизации, сформировавшейся на Апеннинском полуострове. Появление этрусской цивилизации относится к первому тысячелетию до новой эры. В это время на территории Древнего Рима появляются первые города-государства, которые объединяются в федерацию.



Этруски имели очень развитую культуру. Особенно это относилось к архитектуре. Археологические исследования показали, что архитектура этрусских городов была специфической. Для планировки городских улиц была очень характерна предельная четкость, геометрическая выдержанность форм, ориентация зданий в соответствии со сторонами света.

Еще одна архитектурная заслуга этрусской культуры – появившиеся здания с купольным сводом.

Велико значение этрусков и для мировой письменности. Именно в этрусский период появляется латинский алфавит, который, как известно, имел огромное распространение, а в эпоху средневековья и Нового времени вообще считался обязательным для любого образованного человека. Да и в современном мире, хотя и перестал использоваться как разговорный уже к 9-му веку, он используется в медицине, биологии, других близких к ним науках и даже в юриспруденции, широко применяются латинские буквы для различных обозначений в физике, математике и т. д.

Широко применяются и по сегодняшний день изобретенные еще во времена этрусской цивилизации римские цифры.

Больших высот достигло прикладное искусство этрусков. Великолепные произведения искусства представляли собой изделия из керамики, особенно покрытые лаком таким образом, чтобы имитировать металлическую поверхность.

Археологами были обнаружены чудесные украшения, ювелирные изделия, скульптуры из бронзы и терракоты, свидетельствующие о высоком уровне тогдашних мастеров-ремесленников.

На мнение о совершенстве римского портрета заметно повлияла этрусская живопись с ее стремлением к реалистичности. Не было привычной древним векам идеализации, произведения изобразительного искусства передавали все как есть.

На религиозные воззрения этрусков заметно повлияли верования Древней Греции. Этрусская культура переняла греческий пантеон богов, хотя поклонение им не было достаточно распространено, а в религии большое значение имели всевозможные гадания и толкования разных происходящих явлений.

Впитав различные культурные достижения соседних государств, этрусская цивилизация и сама была созидателем своей культуры, которая распространялась и перенималась другими цивилизациями.

Этрусская цивилизация как самостоятельная просуществовала до 5-го века до новой эры. Постепенно она теряла свои владения в результате нашествий с соседних территорий. И уже к 3-ему веку до новой эры этрусская цивилизация была полностью покорена возникшим на территории Апеннинского полуострова городом Римом. Этим событием ознаменовались конец этрусской культуры и начало нового культурного этапа – царского периода.


9. В чем заключается особое положение архитектуры в средневековой системе искусств?

В процессе постепенного включения «механических искусств» в общую систему знаний ведущее место среди них занимала архитектура. Архитектура в средние века обладала привилегированным положением среди других «механических искусств». Это обстоятельство находит отражение в средневековой философской и богословской литературе, хрониках и документах и прослеживается на протяжении всего средневековья. Оно выражается в особом положении архитекторов по отношению к мастерам других специальностей, которое было обусловлено тем, что архитектор в средние века должен был быть высокообразованным человеком, сведущим в точных науках, что было не столь обязательным по роду деятельности для скульптора и живописца.

По крайней мере, две дисциплины из входивших в свободные искусства имели самое непосредственное отношение к изобразительным искусствам, прежде всего архитектуре, — это геометрия и арифметика. Разумеется, обе эти науки в средние века понимались крайне абстрактно, в том их значении, в котором они были нужны «для веры, для созерцания, для уразумения и для познания», то есть для познания Бога, который расположил все «мерою, числом и весом» (Книга Притчей Соломоновых, XI, 21).
К 13 веку практическая сторона этих наук обособится, образовав вспомогательные дисциплины, которые будут пониматься как вспомогательные и служебные по отношению к архитектуре. «... Как к подчиненным ей служанкам и теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам», — напишет в 13 веке Фома Аквинский.

Средневековое романское и готическое строительство — самое яркое свидетельство глубоких знаний архитектора, его постоянных художественных поисков и технического экспериментирования. О высоком положении архитектора в средние века говорят обширные документальные данные. Уже от романской эпохи сохранилось достаточно много свидетельств того почтения и восхищения, которыми окружались крупнейшие архитекторы, и их привилегированного положения. Это были узаконенные преимущества, подобно привилегиям, данным архитекторам и строителям Гийомом VIII Аквитанским в 1127 году и подтвержденным впоследствии Ричардом Львиное Сердце. Это были преимущества, естественно вытекающие из такой трудной и требующей больших способностей, опыта и знаний профессии. Сохранившиеся от романского времени переписки настоятелей монастырей с просьбами прислать прославившегося своими постройками в том или ином монастыре архитектора ясно показывают, как высоко ценились самые выдающиеся представители этой профессии. Затянувшаяся на много лет переписка (1097-1125 гг.) аббата Жоффруа Вандомского с манским епископом Хильдебертом Лаварденским относительно архитектора монаха Иоанна — один из самых тому красноречивых примеров.


В хрониках романской эпохи талантливые архитекторы нередко сравниваются по своей изобретательности с Дедалом, как, например, архитектор Лодевик из Бурбона близ Дюнкерка, придумавший сложную и запутанную планировку дома сеньоров Ардеина , или называются лучшими в Галлии, как архитектор Ланфред, построивший башню в Иври.

Первой среди других механических знаний архитектура начинает постепенно приближаться к уровню свободных искусств. За ней следует медицина, одно из наиболее высоко ценимых практических знаний в средние века. В 12 веке они обычно называются первыми в перечислении «механических искусств», а иногда и выделяются из их среды.

Тринадцатый век — век сооружения грандиозных готических соборов, воплотивших в себе не только строй мысли и мировосприятие своего времени, но и все его научные и технические достижения, естественно, был еще в большей мере склонен выделить архитектуру из других практических искусств и расположить ее как бы на грани между свободными и «механическими искусствами».

В эпоху Возрождения вслед за архитектурой и медициной к свободным искусствам начинают причисляться также живопись, перспектива и целый ряд областей, легших впоследствии в основу современных естественных наук.

Архитектура отличалась современниками от других механических искусств, архитекторы ценились как ученые-геометры, что они выделялись из ремесленных кругов своими специальными знаниями. Процесс выделения личности художника из ремесленной среды, осознания ценности художественной деятельности в ее индивидуальном проявлении, наметившийся в течение 13-го столетия, особенно быстро и широко должен был проходить в области архитектуры. Многие известные нам факты художественной жизни 13-го века подтверждают эту мысль. Об этом свидетельствуют гробницы знаменитых архитекторов в крупнейших готических соборах рядом с надгробными плитами прелатов церкви и принцев крови, имена крупнейших архитекторов, начертанные на плитах лабиринтов готических соборов,  эпитеты, которыми наделяли архитекторов современники, восхищенные их мастерством: «artifex subtilissimus» — художник, тончайший, изощреннейший», как был назван Гийом Санский в хронике Гервасия Кентерберийского, «vir utique litteratus et honestus» — «муж ученейший и честнейший», как назвал строителя Ля Рошели архитектора Иземберта король Иоанн Бесстрашный, «doctum geometricalis operis» — «ученый в делах геометрических», как сказано было в хронике Ламберта Ардрского о военном инженере и архитекторе магистре Симоне, один из самых выдающихся архитекторов 13-го века, Пьер де Монтрейль, по аналогии с учеными богословами и философами, был назван в эпитафии «doctor lathomorum» — каменных дел доктором. Это определение великолепно соответствует высокому уровню знаний готического архитектора.