Файл: Методика профессионального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Институт инженерно-педагогического образования

Кафедра технологий машиностроения, сертификации и методики

профессионального обучения

КОНТРОЛЬ, ОЦЕНКА И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Курсовая работа по дисциплине

«МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Выполнил:

студент группы ТО-301п Д.Р. Субхангулов

Руководитель работы:

доцент, канд. пед. наук О.В. Костина

Екатеринбург

2018

СОДЕРЖАНИЕ

введение 3

1 КОНТРОЛЬ, ОЦЕНКА И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ 4

1.1 Основы педагогического контроля 4

2.1 Содержание и виды учета результатов производственного обучения 7

2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Для подготовки контролеров станочных и слесарных работ 19

2.1 Документы 19

2.2 Разработка сценария занятия 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ЛИТЕРАТУРА 25

ПРИЛОЖЕНИЕ А 26

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 27


введение


Современный урок производственного обучения в образовательном учреждении – это занятие, дающее высокий развивающий эффект. Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность студентов, где присутствует их учебная и производственная деятельность, где функция преподавателя не сводится к информационно-иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения подопечных, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества.

Заключительным этапом активизации познавательной деятельности учащихся является оценочно-контрольный блок. Он включает в себя сличение результатов деятельности с поставленной задачей, предполагаемым результатом.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что контроль и проверка знаний, умений и навыков, на сегодняшний день является наиболее распространенными методами оценивания учащихся.

Цель – изучить работу мастера производственного обучения, правильность контроля, оценки и учета знаний, умений и навыков учащихся.


Задачи работы:

  • Изучить содержание и виды учета производственного обучения.

  • Изучить наиболее распространенные формы и методы контроля.

  • Научиться применять различные методы проверки при оценивании учащихся.

Предмет исследования – процесс производственного обучения контролеров станочных и слесарных работ. Объект исследования – формы и методы контроля, виды учета и оценка результатов производственного обучения.

1 КОНТРОЛЬ, ОЦЕНКА И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 Основы педагогического контроля


Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки, ее содержание, видах, методах и формах контроля, об измерениях, об успешности обучения и неуспеваемости обучающихся. Общеизвестно, что основными задачами контроля являются:

1)определение пробелов в обучении;

2) коррекция процесса обучения;

3) планирование последующего обучения;

4) рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

Содержание контроля определяется дидактическими задачами на различных этапах обучения; спецификой учебной дисциплины; уровнем подготовленности обучающихся.

Контроль в педагогическом процессе выполняет следующие функции:

1. Проверочная. Показатели контроля служат главным основанием для анализа результатов учения.

2. Обучающая функция. При выполнении контрольных заданий происходит повторение и закрепление приобретенных знаний, через их уточнение, дополнение или/и переосмысление.

3. Развивающая функция. Она заключается в том, что контроль дает больше возможности для развития личности обучающегося, его познавательных способностей.

4. Воспитательная функция. Проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, поскольку индивидуальные усилия становятся предметом общественного суждения. Часто от оценок зависит репутация обучающегося и его статус в коллективе (группе, классе).

5. Методическая функция. Она заключается в том, что проверка учит не только обучающегося, но и также педагога, позволяя ему увидеть собственные ошибки, выбрать оптимальные варианты обучения.

В педагогической литературе выделяют обычно следующие виды контроля по временному признаку: 

1.Предварительный (диагностический) контроль необходим для успешного руководства педагогическим процессом. Он позволяет определить исходный уровень подготовки учащихся при необходимости внести изменения в дидактический материал, методику обучения и т.д.



2.Текущий контроль позволяет иметь непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, оперативно вносить изменения в процесс обучения.

3.Рубежный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала по данной учебной дисциплине (раздел, тема, модуль и т.п.). Обычно его проводят 3-4 раза в семестр.

4. Итоговый контроль служит для выявления конечных результатов обучения по отдельной учебной дисциплине или ряда дисциплин. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучающихся и педагогической работы педагога. Методы контроля определяют и как способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности педагогического процесса. Методы контроля представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Методы контроля

Результат контроля учебной деятельности студентов выражается в оценке.

Оценка – характеристика ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов; процесс сравнения достигнутого обучающимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе и др.

Условным отражением оценки является отметка, обычно выраженная в баллах. Каждое задание оценивается баллом, который зависит от качества выполнения и сроков выполнения задания.

Для разработки рейтингового контроля необходимо решение двух задач: 

1) по содержанию: выделить темы, разделы, понятия, законы, уровни усвоения, степень владения и пр.;

2) по деятельности: проанализировать каждый вид деятельности, представить его совокупностью действий и операций, установить уровни их усвоения и оценки для каждого уровня.

Обучающийся должен получить памятку со всей необходимой информацией перед началом рейтингового обучения, которая включает перечень заданий, сроки выполнения, шкалы баллов, поощрительные и штрафные баллы и другую необходимую информацию.

2.1 Содержание и виды учета результатов производственного обучения


Учет производственного обучения можно рассматривать двояко: как систему организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения, и как неотъемлемое звено, органическая часть процесса производственного обучения.


Учет производственного обучения включает следующие составные части:

Учет – анализ и фиксация хода и результатов процесса производственного обучения: сравнение и сопоставление с исходными данными, величинами, показателями, установками; заключение о соответствии фактического состояния процесса обучения этим исходным данным; определение (подсчет, замер) количественных показателей, характеризующих ход и результаты процесса обучения.

Контроль – процесс определения соответствия знаний и умений учащихся, результатов их учебно-производственной деятельности установленным требованиям, правилам, нормам, нормативам, критериям и т. д.

Оценка – суждение (заключение) о качестве знаний и умений учащихся, о результатах их учебно-производственной деятельности.

Можно выделить следующие виды учета.

Учет выполнения учебного плана дает возможность установить, насколько правильно организован процесс обучения, как используется время, отводимое на каждый предмет, сроки, последовательность изучения предметов, их взаимосвязи, соотношение и характер чередования теории и практики.

Применительно к производственному обучению учет выполнения учебного плана позволяет определить, проводится ли оно в установленные сроки, каков его фактический режим, сколько часов на него затрачено, соответствует ли это учебному плану. Выполнение учебного плана фиксируется в журнале учета производственного обучения.

Выполнение учебного плана по производственному обучению количественно выражается в процентах и подсчитывается по формуле:

(Тф/Тп)•100%,

где Тф - количество времени в часах, фактически использованное учебной группой на производственное обучение за данный отрезок времени (месяц, полугодие, учебный год, курс обучения); пропуски занятий отдельными учащимися при этом не учитываются;

Тп - количество времени в часах, отведенное на производственное обучение заданный отрезок времени по учебному плану.

Учет выполнения программы производственного обучения имеет целью установить, соответствуют ли содержание учебных занятий, проводимых мастером производственного обучения, а также выполняемые учащимися учебно-производственные работы требованиям учебной программы. Определить это столь же четко, как выполнение учебного плана, практически невозможно, так как судить о выполнении учебной программы можно только на основе анализа записей в журнале производственного обучения, где фиксируется только краткое содержание выполняемых на уроке учебно-производственных работ (фактически только тема урока) и соответствующее количество часов. Таким образом, выполнение программы производственного обучения оценивается только по изученным темам и количеству часов, использованных на них, путем сравнения этих данных с установками учебной программы, а в процессе производственной практики - путем анализа записей в дневниках учащихся.


Для более глубокого анализа выполнения программы производственного обучения необходимо перечень фактически выполненных учащимися учебно-производственных работ сравнить с утвержденным перечнем учебно-производственных работ по соответствующей профессии и сделать соответствующее заключение.

Учет посещаемости учащихся при обучении в учебной мастерской проводится мастером ежедневно (в дни производственного обучения) в журнале учета, а в процессе производственной практики в условиях производства - на основе табельного учета, принятого на соответствующем предприятии.

Подсчет показателей посещаемости - общего процента посещаемости, процента пропусков за определенный отрезок времени (месяц, полугодие, учебный год, курс обучения) производится по следующим формулам:

(Тф/Тп)•100%,

где Тф - суммарное количество человеко-часов фактического присутствия на занятиях;

Тп - суммарное количество человеко-часов по учебному плану за соответствующий отрезок времени;

(Тпр/Тпл)•100%,

где Тпр - суммарное количество часов (человеко-часов), пропущенных за данный отрезок времени (всего, по уважительным, по неуважительным причинам) одним учащимся или всей группой;

Тпл - суммарное количество часов (человеко-часов) за соответствующий отрезок времени (на учащегося или группу в целом).

Учет выполнения норм времени. Данные для учета выполнения норм времени берутся из записей, зафиксированных в нарядах на выполненные сданные годные учебно-производственные работы. Показателем производительности труда учащихся является процент выполнения норм, подсчитанный для единицы или партии работ. Такие подсчеты в зависимости от необходимости производятся или по каждому учащемуся, или группе в целом по формуле:

(Тн/Тф)•100%,

где Тн - норма времени на работу (партию работ);

Тф - время, фактически затраченное на выполнение работы (партии работ).

Учет выполнения планов производственной деятельности. Исходные данные для такого учета берутся из нарядов на сданные годные учебно-производственные работы и планов производственной деятельности группы. Подсчет осуществляется по формуле

(Туч/Тпл)•100%,

где Туч - суммарное время в ученических нормо-часах, подсчитанное по сданным в течение определенного времени годным учебно-производственным работам;

Тпл - плановое время на производственную деятельность грурпы на данный отрезок времени - полугодие, учебный год.

Учет успеваемости, включающий контроль и оценку умений и навыков учащихся, качеств, характеризующих основы их профессионального мастерства, дает необходимый учебный и воспитательный эффект только тогда, когда он проводится своевременно и систематически, а не от случая к случаю.