Файл: Методика профессионального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценивание – это не только выставление отметки, но и оценочное суждение об успехах учащихся. Оценочное общение мастера с учащимися на уроке выражается в одобрении, подтверждении правильности ответа, действия, применяемого способа, поступка, в поощрении учащегося или, наоборот, в указании на ошибку, предостережении, тактичном его осуждении. Оценочное общение создает атмосферу доверия между мастером и учащимися, позволяет накапливать педагогические наблюдения, которые затем служат основой для определения объективной оценки.

Таким образом, оценивание вносит весомый вклад в решение воспитательных задач.

Один из путей повышения учебно-воспитательной эффективности оценки – привлечение самих учащихся к оценочной деятельности, самооценке. Необходимо, чтобы во время каждой проверки учащиеся не только узнавали, чему они научались, что еще не освоили и не усвоили, какие допустили ошибки, но и учились сами оценивать свои знания и умения. Для этого следует знакомить учащихся с применяемыми мастером критериями оценки, постоянно развивать умение содержательно оценивать свои успехи и успехи своих товарищей.

Работу по проверке и оценке учебных успехов учащихся нельзя сводить только к контролю за правильностью и качеством выполнения учебно-производственных работ. В процессе контроля и оценки следует как можно чаще ставить учащихся в условия, требующие самостоятельного применения знаний и умений в новых ситуациях, самостоятельного решения новых учебно-производственных задач. С одной стороны, это позволяет мастеру более полно определить глубину и действенность знаний и умений учащихся, с другой - способствует их углублению и расширению, позволяет выявить пробелы в знаниях и умениях, управлять процессом их усвоения, освоения и применения, соответственно корректируя формы и методы обучения.

Оценка должна обучать и воспитывать одновременно. Чтобы оценка обучала, она должна объективно отражать уровень подготовленности учащегося; чтобы оценка имела максимальное воспитательное воздействие, она наряду с объективностью должна характеризоваться еще и перспективностью, что способствует мобилизации воли и сил учащихся в конкретных учебных ситуациях. В этом проявляется стратегия оценки.

Перспективная оценка при правильном ее использовании играет положительную роль в организации учебно-производственной деятельности учащихся. Однако нельзя и недооценивать те опасности, которые влечет за собой неумелое, педагогически нецелесообразное использование перспективной оценки. Необходимо строго разграничивать оценки перспективные и незаслуженные. Перспективную оценку как средство мотивации учебно-производственной деятельности учащихся можно применять, лишь утвердив приоритет и незыблемость оценки объективной, без которой не может протекать ни учебный, ни воспитательный процесс.



2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Для подготовки контролеров станочных и слесарных работ

2.1 Документы

2.2 Разработка сценария занятия


План-конспект урока производственного обучения по профессии 151903.01 «Контролер станочных и слесарных работ»

Профессиональный модуль: ПМ. 02 «Контроль качества и прием деталей после механической и слесарной обработки, узлов конструкций и рабочих механизмов после их сборки»

Междисциплинарный курс: МДК.02.01. «Технология контроля качества станочных и слесарных работ»

Тема урока: «ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ РЫЧАЖНОГО МИКРОМЕТРА»

Тип урокаКонтрольно-проверочный.

Цели урока:

Образовательные:

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по выполнению измерений рычажным микрометром при измерении линейных размеров (ПК 2.1, ПК 2.2).

Развивающие:

Развивать у учащихся понимание сущности своей будущей профессии, интереса к ней, стремления совершенствовать организацию труда (ОК 1).

Воспитательные:

Воспитать у учащихся способность и привычку анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3).

Планируемые результаты:

Реализовать: ПК 2.1; ПК 2.2; ОК 1; ОК 3

Учебно-материальное оснащение:

Микрометр МР 50 ГОСТ 4381–8;

Карточки заданий;

Детали «Клапан выпуска»;

Чертежи детали;

План - конспект занятия;

Литература:

  • Герасимова Е.Б. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для СПО / Е.Б. Герасимова,. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2008. - 223 с.

  • Контрольно-измерительные приборы и инструменты: учебник / С. А. Зайцев, Д. Д. Грибанов. 4-е изд., стер. Москва: Академия, 2009. 463 с.

  • Сергеев А.Г., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Издательство Юрайт: ИД Юрайт, 2013

  • ГОСТ 4381–8


Ход урока:

1 Вводный инструктаж: 60 мин

1.1 Организационный момент: приветствие, контроль присутствующих по журналу, осмотр внешнего вида учащихся. Проверка готовности учащихся и аудитории к занятию. 5 мин

1.2 Сообщение темы и разъяснение целей и задач урока. Ознакомление учащихся с общим планом предстоящей учебной работы на занятии. 5 мин

1.3 Актуализация знаний учащихся по теме. 35 мин

Устный опрос студентов:

1. Объясните устройство рычажного микрометра.

2. В чем отличия рычажного микрометра от гладкого микрометра?

3. В чем отличия рычажного микрометра от рычажной скобы?

4. Каковы пределы измерений и цена деления рычажного микрометра?

5. Какими методами измерения можно выполнить измерения рычажным микрометром?

6. Как устанавливается рычажный микрометр в нулевое положение?

7. Как отсчитываются показания по шкалам рычажного микрометра?

8. Как подсчитывают действительный размер?

Учащимся необходим сделать вывод о значении пройденного материала для будущей профессии (формируется ОК 1).

1.4 Инструктаж по охране труда. 15 мин

2 Текущий инструктаж: 240 мин

2.1 Выдача заданий, инструментов, материалов и технической документации (технологические карты, инструкционно-технологические и инструкционные карты) которая дает возможность самостоятельно работать. Объяснение задания. 20 мин

2.2 Самостоятельные упражнения учащихся в выполнении приемов и операций на каждом этапе производственного задания. 210 мин

Задание 1

Назовите все составляющие устройства измерительного инструмента, обозначенные на рисунке цифрами:



Ответ:


Задание 2

1. Получить деталь «Клапан выпуска» и ее чертеж.





2. Дать краткую характеристику прибора, заполнив таблицу.

Обозначение измерительного прибора

Технические требования

Цена деления

Диапазон измерений

Предельная погрешность измерения













3. Подготовить деталь и рычажный микрометр к измерению.

4. Измерить размеры детали согласно технологии измерения.

5. Заполнить таблицу о результатах измерений. Выполнить обработку результатов измерений. Определить годность детали.



2.3 Наблюдение, контроль и оценка процесса выполнения учащимися учебно-производственных операций, приемов и технологии работ, соблюдения технических требований и правил безопасности труда во время работы.

2.3 Уборка рабочего места. 10 мин

3 Заключительный инструктаж: 60 мин

3.1 Подведение учебно-производственных итогов работы: 15 мин.

3.2 Оценка выполнения работы по заданию.

3.3 Анализ типичных ошибок, допущенных в работе, причин их возникновения и способов их предупреждения или устранения.

3.4 Оценивание выполненной работы. 3мин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


После проведения работы по изучению теоретических данных нами выяснено, что вопрос учета производственного обучения и отчетности мастера является единственным объективным показателем контроля качества подготовки учащихся по изучаемой специальности, действительно отражающим уровень профессионального образования на разных его этапах.

Учет производственного обучения рассматривают как систему организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения, и как звено процесса производственного обучения.

При выполнении данного курсового проекта:

  • были раскрыты методические особенности закрепления знаний умений и навыков;

  • разработан план-конспект занятия по междисциплинарному курсу МДК.02.01. «Технология контроля качества станочных и слесарных работ».


Считаем что цель и задачи курсового проекта выполнены.

Для учащихся своевременный и систематический контроль и оценка их учебных успехов являются определенными стимулирующими факторами, определяющими мотивы их учебно-производственного труда.

ЛИТЕРАТУРА


1. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. - М.:, 2003.

2. Герасимова Е.Б. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для СПО / Е.Б. Герасимова,. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2008. - 223 с.

3. Грибанов Д.Д., Зайцев С.А. Контрольно-измерительные приборы и инструменты: учебник,. 4-е изд., стер. Москва: Академия, 2009. 463 с.

5. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Педагогические специальности. М.: АКАДЕМА, 2005.

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях

7. Кушнер Ю.З. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения. - М.: Минск, 2001.

8. Сергеев А.Г., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Издательство Юрайт: ИД Юрайт, 2013

9. Скакун В.А. Методика производственного обучения. - М.: АКАДЕМА

10. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.

12. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2004.

13. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения


ПРИЛОЖЕНИЕ А


ПАМЯТКА мастеру производственного обучения по организации и методике текущего контроля учебно-производственной деятельности учащихся.

Успеха в производственном обучении добиваются те мастера, которые понимают трудности в работе учащихся и главную свою задачу видят не столько в исправлении допущенных ошибок, сколько & их предупреждении. Если мастер не понимает, не чувствует трудностей учащихся, он ничему не сможет их научить.

Нельзя рассматривать успеваемость в отрыве от личности ученика, от субъективных и объективных условий и факторов его деятельности.

Важно учитывать не только результат, но и сам процесс работы учащихся. Это дает возможность своевременно выявить Затруднения учащихся, Определить, верным ли путем идет ученик к усвоению, своевременно помочь ему, а то и просто одобрить и подбодрить.

Осуществлять контроль следует так, чтобы он постепенно и неуклонно приучал учащихся к регулярному и эффективному самоконтролю как процесса, так и конечных результатов их труда.