Файл: Тема Планирование и проведение индивидуальной работы со школьниками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
узколичностные мотивы
- благополучия – одобрение со стороны значимых взрослых, одноклассников, хорошие отметки
- престиж (мотив достижения успеха)– быть первым среди учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей)
- отрицательные мотивы (избегания неудач, неприятностей от учителей, родителей, одноклассников)
2. Принятие учебной задачи
2.1. Принятие учебной задачи.
2.2. Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, постановка целей и их достижение.
2.3. Наличие плана действий, способ получения, тип ООД (обобщенная основа действия).
2.4. Особенности усвоения учебной задачи:
· Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу.
· Принимает, но не удерживает учебную задачу.
·Не принимает учебную задачу.

· Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения.
2.5. Пути усвоения учебной задачи:
- продуктивные путь: освоение понятий и обобщенных способов действий
- непродуктивный путь: заучивание учебного материала
3. Учебные действия
3.1. Виды учебных действий
- по характеру познавательной деятельности:
• перцептивные (опознание, идентификация),
• мнемические (запечатление, структурирование информации, сохранение, актуализация и т.д.),
• мыслительные (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстракция, сравнение)
- по уровню овладения: внешние и внутренние
- по виду активности: преобразующие, исследовательские
- по функциональным особенностям:
• Планирующие

• Исполнительские
• Контролирующие
• Оценочные
3.2. Произвольность поведения
Особенности восприятия образца и правила:
• умение ориентироваться на заданное требование, умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания, способен
«услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух;
• умение воспроизводить образец, способен воспринять задание, данное зрительно, умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием;
• умение подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
• концентрированность на задании, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание;
• трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца.
3.3. Этапы формирования умственных действий и понятий (Гальперин П. Я.).
3.4. Степень самостоятельности:

- Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития).
- Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития).
- Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания.
3.5. Уровни помощи взрослого: совместное действие со взрослым частично-совместное действие (взрослый начинает – ребенок заканчивает) действие по показу (образцу) действие по жестовой инструкции с речевым сопровождением (для детей с
ОВЗ) действие по речевой инструкции взрослого
3.6. Отношение к помощи со стороны взрослого
- Принимает помощь взрослого.
- Не принимает помощь взрослого.
4. Контроль в учебной деятельности


Виды контроля.
• Предварительный (или планирующий) - оценка планов, разработка процедур и правил работы
• Текущий (пооперационный) - обратная связь в ходе сравнения выполняемого действия с его ориентировочной основой, с образцом, с операционным алгоритмом
• Итоговый контроль выполняет важнейшую функцию оценки результатов обучения.
Виды контроля:
·внешний (учителя)
· взаимоконтроль
· самоконтроль.
Сформированность самоконтроля
• Умеет ли ученик обнаружить ошибку в выполнении задания самостоятельно;
• совершает ли он одни и те же ошибки в выполнении задач;
• умеет ли ученик объяснить причины своих ошибок на примере известного способа;

• как ученик относится к критике своих действий;
• сверяет ли ученик последовательность своих действий с заранее продуманным планом.
• привлекает ли ученик к контролю других учеников, учителя
• старается проверять себя самостоятельно.
5. Оценка в учебной деятельности
- фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
1). Виды оценки:
- Общая оценка – насколько правильно и качественно выполнено задание
- Дифференцированная оценка (оценка своих действий) – насколько освоен способ решения, какие операции не отработаны
2). Критерии оценки результата.
3). Анализ ошибок.
4) Сформированность самооценки:
· есть ли у ученика представление об эталоне действия (эталоне выполненного задания);
· владеет ли ученик разными критериями оценки усвоения учебной задачи;

· может ли ученик без помощи учителя оценить свою работу,
· насколько адекватно он может это сделать;
· совпадают ли критерии оценки, которые использует ученик, с теми, которые использует учитель.
6. Уровень сформированности учебной деятельности
Уровень сформированности учебной деятельности оценивается по таким ее аспектам:
- полнота – сформированность всех учебных действий,
- самостоятельность учебной деятельности,
- творческий характер.
Результат учебной деятельности:
- объективный (правильность решения, число действий до результата, временные характеристики действия, возможность решения задач разной трудности)
- субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).
Для того чтобы более точно понимать, что именно важно отмечать при

диагностике уровня сформированности учебной деятельности, посмотрите методику оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы
Г.В. Репкина, Е.В. Заика), выложенную в курсе. Используйте критерии данной методики для анализа сформированности компонентов учебной деятельности.
II. Социальная ситуация развития.
II.I. Взаимодействие со взрослым.
Критерии: особенности общение со взрослыми в младшем школьном возрасте. Учебное сотрудничество со взрослым.
Стили общения педагога с детьми:
1) Авторитарный стиль — ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не как равноправный партнер. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Пассивна позиция ребенка. Дисциплина как цель.
Психическое давление.
2) Демократический стиль — ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет
самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Активная позиция ребенка.
Дисциплина как средство, а не цель.
3) Либерально-попустительский стиль — самоустранение учителя из учебного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее, передача инициативы ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся учитель осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Дисциплина в принципе не организуется. Ребенок не осознает обязанностей. Развитие отношений с учителем по схеме делового общения. Дистанция в отношениях ребенка и учителя. Влияние оценки учителя на мотивацию и самооценку ребенка. Типы общения: диалогическое и монологическое.
II.II. Взаимодействие со сверстниками
Критерии: Особенности общение со сверстниками у младших школьников.
Учебное сотрудничество со сверстниками.
Инициатива взаимодействия: ситуативно, взрослым, ребёнком.
Стремление, избирательность и умение ребенка устанавливать контакты с ровесниками: - легко и быстро устанавливает контакт; - контакт избирательный; - контакт формальный (чисто внешний); - в контакт не вступает


Основание выбора партнёра для общения, дружбы.
Характер отношения ребенка к сверстникам: инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон просоциальные действия, сопереживание, средства общения.
Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.
Характер взаимодействия: по устойчивости, по длительности, по разнообразию форм.
Отношения во взаимодействии: основаны на руководстве и подчинении или на взаимном согласии, учете мнения и желания партнера.
Взаимодействие в конфликтной ситуации: содержание конфликта (причина), ведущие стратегии поведения в конфликте, конфликтная компетентность, способы разрешения конфликтов. Ожидаемые ребенком реакции партнера по взаимодействию.
Становление и развитие отношений со сверстником: - предметный (или частичный) тип отношения: другой человек противопоставляется в качестве внешнего предмета, объекта оценки, познания или воздействия (субъект- объектная парадигма), другой определяется через совокупность своих качеств, которые могут стать предметом познания, оценки или использования; - личностный (или целостный) тип отношения: другой представлен в сознании человека, этот "внутренний другой" является необходимым, онтологическим основанием сознания и самосознания
человека, отношения с которым переносятся на реального человека как понимание, сопереживание, диалог (субъект-субъектная парадигма); несводимость человека к каким-либо конечным, определенным характеристикам, он может быть только субъектом общения и обращения, где выступает как целостная и самоценная личность.
III. Новообразования младшего школьного возраста (по основной и побочным линиям развития) имеет смысл рассматривать в деятельности или социальной ситуации развития, а не отдельным аспектом.
Умение учиться Содержательная рефлексия, анализ, планирование.
Произвольность познавательных процессов. Формирование самооценки.
Внутренний план действий.
Протокол наблюдения
На выбранной видеозаписи , в качестве наблюдаемого мной был выбран ученик за второй партой среднего рядка по имени Виктор
Временной интервал
Описание наблюдаемой ситуации на занятии
Интерпретация фактов в соответствии с параметрами
0.09-0.36
Данил держит руку , чтобы ответить учителю на раннее поставленный вопрос : “Что общего между двумя разными словами” , учитель спрашивает ,что он хотел сказать, Данил отвечает : “
• На данном фрагменте мы наблюдаем активное развитие учебной деятельности ученика начальных классов – деятельности, непосредственно направленной на усвоение нового материала.


Ещё общего...что ,слово...” и запинается . Учитель решает помочь ученику
“Давайте-ка я вам помогу,а посмотрите, пожалуйста, на первый звук”. Данил отвечает : “Что их первый звук одинаковый” , учитель хвалит Данила и говорит
“Правильно!”
• Наблюдантся познавательная активность,заинтересованность процессуальной стороной деятельности. Данный вид учебных действий мы можем определить как мыслительный процесс по характеру познавательной деятельности
(школьник приходит к верному ответу путём размышлений и анализа)
•Также мы можем увидеть , что ученик находится в зоне ближайшего развития ,так как ему требуется частичная, но регулярная помощь взрослого.
• Учитель ведёт урок в демократическом стиле , то есть ученик рассматривается как равноправный партнём в общении , коллега в совместном поиске верного решения, а методами побуждения являются совет, просьба.
1.59-2.28
Ученик отвлекается
,отворачивает голову и
• Школьник терят концентрацию и мотивацию , проявляет
направляет вгляд в противоположную от учителя сторону , водя рукой у рта и не слушая педагога. отсутствие интереса к учению
(познавательная пассивность)
• Произвольность поведения.
Отстутствие концентрированности на задании
, неспособность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание
2.28-2.37
Данил поправляет ладонью рот , вытирает руки , сосредатачивается на учителе и поставленном им вопросе. Начинает тянуть руку вверх для ответа на вопрос.
• Возвращается вовлеченность в процессуальную деятельность.Ученик снова обретает концентрацию и моцивацию (в виде желания получить одобрение со стороны учителя) к проявлению учебной деятельности
• Школьник проявляет умение подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия
, путём соблюдения всех норм поведения на уроке ( не выкрикивает , не отвлекается , а лишь тянет руку и ждёт , когда его спросят)

•Ученик проявляет вид внутреннего дисциплинарного самоконтроля, он способен без помощи взрослого вернуть концентрацию к теме урока и производить учебную деятельность
В данной работе я наблюдала за развитием учебной деятельности ребёнка младшего школьного возраста. На данном этапе ученик принимает, но не удерживает учебную задачу , не до конца сформирована способность удерживать длительную концентрацию , вследствие чего ему требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) . Однако школьник заинтересован процессуальной стороной деятельности , способен анализировать и рассуждать над поставленными вопросами ,способен воспринимать задания и подчинять свои действия правилам , взаимодействовать со взрослыми.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что ребенок соответствует младшему школьному возрасту.