Файл: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. ч. 1 А. Д. Шмелев, Э. А. Флоренская, Л. О. Савчук и др. под ред. А. Д. Шмелева. Москва ВентанаГраф, 2014. 320 с.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных языков народов Российской Федерации»
Практическая работа
Ф.И.О.
Горелова Ирина Александровна
Место работы
МБОУ Борковская сош, Рязанская область, Шиловский район
Задание 1
Ниже дано упражнение из учебника русского языка для 5 класса (Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / ч.1 [А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук и др.] ; под ред. А. Д. Шмелева. - Москва: Вентана-Граф, 2014. – 320 с.). Определите и запишите в поле для ответа, на развитие каких читательских умений оно направлено (см. Приложение).
Прочитайте текст. Озаглавьте текст. После какого события в лесу начался праздник? Запишите ответ на вопрос.
В поле д...вно уже проросла посеянная с ос...ни рожь, а лес всё ещё стоял голый. Но уже было в нём вес.ло, не то что зимой. Со...нце теперь вст...вало очень рано, ложилось поз...но и так усердно светило и грело, что жить стало ле...ко.
Однажды веч...ром лё...кий зел…новатый туман окутал все б...рёзы, осины, ольхи. А на следующий день, на заре, на каждой веточке пок...зались точно маленькие зелёные пальчики: это стали распускаться листья. Тут и нач..лся лесной праз...ник.
Заев...стал, защёлкал в кустах с.ловей. В каждой луже урчали и квакали л..гушки. Цв...ли деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем н..сились между ветвями. Звонко и рад ос...но куковала ку-ку...ка. Дят...л — и тот не тужил, что не умеет петь: отыщет сучок посуше и так лихо б...рабанит по нему носом, что по всему лесу слышна звонкая б...рабанная дро...ь.
Журавль на лесном б...лоте растопырил крылья, поклонился до земли с.седям да вдру... и пошёл в пляс: то одну ногу вык...нет, то другую, то вприся...ку пойдёт!
А дикие голуби поднимались высоко над лесом и проделывали в воздухе головокружительные фокусы. Каждый вес...лился на свой ла..., кто как умел.
(По В. Бианки)
Работа в группе. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Разделите эти слова на группы по разным основаниям:
- в зависимости от того, можно ли проверить пропущенную букву;
- в зависимости от того, гласная или согласная буква пропущена в слове;
- в зависимости от того, какое орфографическое правило необходимо применить.
Запишите группы слов. Выпишите из текста слова с сочетаниями чк, чн.
ОТВЕТ_1. Умение определять тему текста.
2. Умение интегрировать и интерпретировать информацию.
3.Умение находить в тексте требуемую информацию и структурировать ее.
Задание 2
Тема урока «Лексика. Омонимы. Употребление омонимов в речи».
Ф.И.О. учителя – Горелова Ирина Александровна
Место работы – МБОУ Борковская сош, Шиловский район, Рязанская область
Формулировка заданий.
Прочитаем рассказ Н.И. Сладкова «Овсянка».
-
Почему вы улыбались, читая и слушая рассказ? -
Почему мальчики долго не понимали друг друга?
Н.И. Сладков «Овсянка»
Встретились два друга. Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
- И я люблю! – сказал Матвей.
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком.
- Как это – вкусная! Как это – с молоком! – удивился Сашка.
- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
- Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил:
- Айда ко мне овсянку слушать!
- Айда! – согласился Матвей. - Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Задание 1 направлено на развитие умения выявлять информацию, представленную в тексте в неявном виде.
Задание 2 направлено на развитие умения интегрировать и интерпретировать
информацию.