Файл: С. А. Рассадина, О. Н. Бондарева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Санкт-Петербургский горный университет
С.А.РАССАДИНА, О.Н.БОНДАРЕВА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Сборник заданий
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2022

УДК 130.2:930.85 (075.8)
ББК 71
Р 244
В сборник включены задания по основным разделам дисциплины «Культурология», направленные на формирование компетенции УК-5 в соответствии с содержанием ФГОС
ВО для бакалавриата и специалитета. Задания помогут студентам освоить понятия и тер- мины, необходимые для описания исторического многообразия культурных реалий и по- нимания принципов межкультурной коммуникации. Сборник заданий предназначен для работы на практических занятиях, а также для самостоятельной работы при выполнении типовых домашних заданий и подготовке к проверочным работам. Адресовано студентам всех направлений и специализаций, изучающим дисциплину «Культурология».
Научный редактор профессор Д.А.Щукина.
Рецензенты: первая кафедра Военной академии связи имени С.М.Буденного
(д-р филос. наук, профессор Е.Э.Сурова), канд. культурологии Ю.В.Григорьева (Военно- морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова).
Рассадина С.А.
Р 244. КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Сборник заданий / С.А.Рассадина, О.Н.Бондарева.
СПб: Санкт-Петербургский горный университет. 2022. 59 с.
ISBN 978-5-94211-960-7
УДК 130.2:930.85 (075.8)
ББК 71
ISBN 978-5-94211-960-7
 Санкт-Петербургский горный университет, 2022

3
ВВЕДЕНИЕ
Цель изучения дисциплины «Культурология» – научить студен- тов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на становление совокупной системы этических норм, технических до- стижений и эстетических ценностей современного человечества. Со- гласно действующим ФГОС ВО, у представителей всех профессий, получающих диплом о высшем образовании, должны быть сформи- рованы основополагающие общекультурные компетенции. В том числе «способность воспринимать межкультурное разнообразие об- щества в социально-историческом, этическом и философском кон- текстах» (УК-5 в программах бакалавриата) и «способность анализи- ровать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия» (УК-5 в программах специалитета).
Программа дисциплины «Культурология» включает в себя три крупных тематических блока: «Теория культуры: культура в жизни человека и общества», «Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества», «Современная типология локальных куль- тур и основы межкультурной коммуникации». Первый раздел зна- комит студентов с категориальным аппаратом современной науки о культуре. Во втором разделе теоретические понятия, изучаемые в рамках дисциплины «Культурология», раскрываются на материале истории мировой культуры. В третьем разделе даются сведения све- дения о типологических характеристиках культуры современного мира и принципах межкультурной коммуникации.
Сборник заданий предназначен для работы на практических за- нятиях по курсу «Культурология» и для самостоятельной работы сту- дентов при выполнении типовых домашних заданий. В ходе работы студенты учатся применять основные культурологические понятия и термины, запоминают реалии, связанные с историей культуры, об- думывают задачи межкультурной коммуникации. Задания объеди- нены в группы, соответствующие тематическому порядку лекций и практических занятий.


4
1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Задание 1.1
В современной гуманитарной науке понятие «культура» тракту- ется иначе, чем в повседневной жизни.
Выберите адекватное определение культуры и объясните, по- чему, с точки зрения культурологии, другие высказывания должны быть признаны некорректными:
1) культура – это этикет, нормы поведения;
2) культура – вторая природа всех живых существ;
3) культура – это комплекс врожденных способностей человека;
4) культура – это совокупность представлений и нравственных ценностей, характеризующих личность человека;
5) культура – это сфера человеческой духовности, представлен- ная религией, наукой, искусством и т.п.;
6) культура – это все, что создано человеком для защиты от при- родного окружения, удовлетворения своих потребностей, осмысле- ния мира, себе подобных и самого себя.
Задание 1.2
Культура позволяет человеку приспособиться к окружающим обстоятельствам, она удовлетворяет его физические потребности и духовные запросы, в этом заключается адаптивная сторона культуры.
Вместе с тем культура подчиняет человека своим требованиям, мешает ему жить в гармонии с природой, взращивает искусственные пристрастия, и в этом проявляется деструктивная сторона культуры.
В табл.1 приведены примеры суждений о культуре с точки зре- ния деструктивных и адаптивных признаков. Какие утверждения мо- гут стоять в пустых клетках?

5
Таблица 1
№ п/п
Деструктивные признаки
Адаптивные признаки
1
Культура облегчает жизнь человека
2
Культура налагает запрет на многие присущие человеку склонности
3
Культура позволяет человеку приспо- сабливаться к окружающей среде
4
Культура создает систему норм и цен- ностей, регулирующих жизнь обще- ства
5
Культура препятствует гармонич- ным отношениям между человеком и природой
6
Культура доставляет человеку множе- ство удовольствий
7
Культура порабощает человека, по- скольку он уже не способен выжить без нее
8
Культура придает смысл жизни обще- ства и каждого человека
Поскольку культура обладает и деструктивными, и адаптивными качествами, приведите примеры, демонстрирующие справедливость тезиса и антитезиса.
Какие из адаптивных черт культуры компенсируют ее деструк- тивное воздействие на человека?
Задание 1.3
О какой функции культуры идет речь в каждом из приведенных отрывков?
Учитывая, что культура является многофункциональной систе- мой, предположите, какие функции, помимо основной, получили от- ражение в описанных явлениях.
Приведите свои примеры проявления функций культуры в жизни современного человека.


6 1. Пленный йоруба послал своей жене камень, кусочек древес- ного угля, перец и несколько сухих зерен кукурузы, завернутых в тря- пицу. Тем самым он хотел сказать: «Мое тело затвердело, как камень, будущее черно, как уголь, душа горит огнем (перец), тело иссохло, как зерно кукурузы, мое платье превратилось в лохмотья».
2. В Шумере использовали для построек кирпич-сырец, поэтому во время сильных ливней, частых в Месопотамии, стены домов быстро размокали. Чтобы избежать этого, шумерские строители стали возводить фундамент, а кирпич, который шел на нижнюю часть и наружный слой стен, обжигали в печах и цементировали разогре- тым асфальтом.
3. Если человек человеку каким-либо оружием отрезал ногу, то он должен заплатить пострадавшему 10 шекелей серебром. Если че- ловек человеку каким-либо оружием перебивал кости, то он должен заплатить пострадавшему 1 мину серебром. Если человек человеку каким-либо оружием отрезал нос, то он должен заплатить пострадав- шему 2-3 мины серебром.
4. «Кипу» состояли из одного прочного шнура или толстой ве- ревки и нескольких нитей, укрепленных на ней. Для войны, уплаты дани, церемоний имелись различные кипу, и в каждой из них множе- ство узлов и привязанных нитей – красных, зеленых, голубых, белых и т.д.; индейцы получали большое число значений при помощи раз- личного расположения узлов и нитей.
5. В традиционном индийском обществе считалось, что замуж- ней женщине следует избегать общества побирушек, странствующих буддийских монахинь, предсказательниц судеб и ведьм. Вообще ей не следует без согласия мужа приглашать гостей или принимать при- глашения, посещать свадебные церемонии, храмы богов, а также бе- седовать с подругами.
6. В древности жители Мальдивских островов, еще не обращен- ные в мусульманство, верили, что в море обитает злой дух (джинн).
Они рассказывали, что этот дух каждый месяц появляется со стороны моря в виде судна со множеством горящих фонарей. В такой день жи- тели селения оставляли в хижине на берегу молодую девушку, чтобы этой жертвой умилостивить духа.
7. Иные люди считают нужным нищенствовать и настырно попрошайничать. Претендующий на это проклят, ибо разрешено

7 зарабатывать ремеслом и торговлей на основе установлений Корана и Сунны вплоть до того, как настанет Последний час, но запрещено попрошайничество и нищенство.
8. В средние века ведьмам приписывали способность летать. Для этого они якобы приготовляют мазь из сваренных частей детского тела, по указанию демона намазывают ею какое-либо седалище или палку, после чего тотчас же поднимаются в воздух. Однако дьявол может действовать и без мази, когда он переносит ведьм на живот- ных, которые на самом деле не животные, а тоже демоны.
9. В XIV в. доспех для поединка на копьях претерпел значитель- ные изменения. Шлем старой конструкции закреплялся недостаточно прочно, и если копье натыкалось на смотровую щель, он мог раздро- бить всаднику нос и челюсть. Поэтому теперь все внимание мастеров было сосредоточено на улучшении верха защитного доспеха.
10. В эпоху Возрождения Витторино да Фельтре впервые начал преподавать гимнастику как особый предмет, независимый от воин- ских упражнений. Благородное сословие увлекается борьбой, плава- нием, верховой ездой, охотой и различными спортивными упражне- ниями, при которых обучающиеся подражают изображениям Марса.
11. Б.Паскаль писал: «Мне неизвестно ни кто ввел меня в мир, ни что такое мир, ни что такое я сам. Я вижу жуткие просторы Все- ленной, окружающие меня, и чувствую себя привязанным к крошеч- ному клочку этого безмерного пространства. Со всех сторон я вижу лишь бесконечности, среди которых я – не более как атом и тень, су- ществующая лишь мимолетное, неповторимое мгновенье».
12. Гости графа Строганова, подобно изнеженным грекам и рим- лянам, возлежали за столом, облокотясь на подушки. Прислуживали им миловидные мальчики-одногодки. Блюд подавали немного, но все необычайно изысканные: икра, щеки селедок, разварные лапы мед- ведя, жареная рысь, устрицы, соленые персики и, очень редкие тогда, ананасы в уксусе.
13. Свет в хлоропластах поглощают молекулы хлорофилла. При поглощении молекулой одного фотона один из электронов молекулы переходит на более высокий энергетический уровень. В конечном итоге энергия этих электронов идет в работу по переносу заряда по электронной цепи, составленной из белковых молекул.


8

Ключ к заданию
Защитно-адаптивная функция обеспечивает выживание чело- века, создает для него комфортные условия существования, представ- лена, в основном, объектами материальной культуры.
Коммуникативная функция представлена сложными системами знаков для хранения и передачи информации, отражающей опыт че- ловечества.
Функция познания и осмысления формирует культурную картину мира, включающую в себя различные системы знаний и представ- лений.
Нормативная функция регламентирует жизнь человеческого со- общества, запрещая одни формы поведения и предписывая другие.
Функция разрядки и отдыха охватывает все разновидности не- биологического отдыха и все средства эмоциональной разрядки, предлагаемые человеку культурой.
Задание 1.4
Исторический процесс развития культуры может интерпрети- роваться двояко. Первый подход к трактовке истории называется
телеологическим, второй – органическим.
1. Раскройте значение этих терминов.
2. Сформулируйте отличия между подходами.
3. Назовите сторонников телеологического подхода в теории культуры. Чем отличаются их концепции исторического прогресса?
В чем каждый из них видел цель развития человечества и что считал важнейшими шагами к достижению этой цели?
4. В какую эпоху преобладали телеологические теории куль- туры? Когда и почему выдвинулись на первый план органические теории?
5. Назовите сторонников органического подхода в теории куль- туры. Чем отличаются их концепции культурного многообразия?
В чем каждый из них видел причину отличий между культурами?

9 6. Приведите исторические примеры в пользу телеологического или органического подхода к изучению культуры. Какой подход, по вашему мнению, более актуален в наши дни?
7. Как трактуется своеобразие российской цивилизации в раз- личных культурологических системах? Какое место отводится ей в мировом цивилизационном процессе? Какая культурологическая позиция кажется вам наиболее приемлемой?
Задание 1.5
Установите, кому из теоретиков культуры принадлежат данные высказывания.
1. Человек создан, чтобы усвоить дух гуманности и религии.
Мне хотелось бы вместить в одно слово – «человечность» – все ска- занное о благородном складе человеческого существа, ведь, чтобы го- ворить о своем предназначении нет слова более благородного, чем
«человек», в коем запечатлен образ Творца. Великий закон справед- ливости стал путеводною нитью для человека: и как не хотите того, чтобы сделали вам люди, так не делайте того и им; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Закон справедливости и правды превращает людей в верных помощников и братьев друг другу, а когда он утвердится совершенно, то и врагов обратит в друзей. Религия – вот высшая гуманность человека. Это упражнение сердца, поклонение Богу, подражание самому высшему и прекрасному, запечатление его в образе человеческом, а вместе с тем наидеятельнейшая доброта и человеколюбие.
2. Совокупность производственных отношений составляет эко- номическую структуру общества, реальный базис, на котором возвы- шается юридическая и экономическая надстройка и которому соот- ветствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, поли- тический и духовный процессы жизни вообще.
3. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе упо- добляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых


10 период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цве- тения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.
4. Культура как совокупность выражения души в жертвах и трудах, как тело ее, смертное, преходящее; культура как историче- ское зрелище, как образ в общей картине мировой истории; культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понима- ния: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет.
5. Общие разряды культурной деятельности таковы: 1) деятель- ность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу;
2) деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлю- щая отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретиче- ское – научное, во-вторых, эстетическое – художественное; 3) дея- тельность политическая, объемлющая отношения людей между собою; 4) деятельность общественно-экономическая, объемлющая отношения людей применительно к условиям пользования предме- тами внешнего мира, добывания и обработки их.
6. Рассмотрим истоки двадцати одной цивилизации, обращая внимание на вызовы, которые делала среда, и на ответы на них.
Не будем постулировать никакого единства и не будем пытаться об- наружить какой бы то ни было всеобщий закон, наша Задание – ис- следовать феномены Вызова и Ответа применительно к частным случаям.
7. Мы достаточно определенно установили истину, согласно ко- торой благоприятные условия враждебны цивилизации, и показали, что чем благоприятнее окружение, тем слабее стимул для зарождения цивилизации. Допустимо, что стимул, побуждающий к строительству цивилизации, возрастает по мере того, как условия проживания ста- новятся все более трудными. Для удобства разделим интересующие нас исторические примеры на две группы. К первой группе отнесем те случаи, когда цивилизация зарождалась под воздействием природ- ной среды, ко второй – те цивилизации, где бόльшее влияние оказы- вало человеческое окружение.

11

Ключ к заданию
И.-Г.Гердер (1744-1803) – немецкий философ эпохи Просве- щения, интересовался вопросами философии истории и эстетики.
Состоял пастором в Риге и Веймаре. Был другом Гете и одним из теоретиков художественного движения «Буря и натиск», ратовал за национальную самобытность искусства. Автор сочинения «Идеи к философии истории человечества», в котором история трактуется как осуществление идеалов гуманности.
Ж.-А.-Н. (де) Кондорсе (1743-1794) – французский философ эпохи Просвещения, математик, социолог, политический деятель. Со- трудничал в «Энциклопедии» Д.Дидро и Д’Аламбера. В годы Вели- кой французской революции был избран в Законодательное собрание, затем стал членом Конвента. Как философ Кондорсе является созда- телем концепции исторического прогресса, в основе которого, по его мнению, лежат достижения человеческого разума в области науки, техники и социальной жизни. Свои идеи Кондорсе изложил в работе
«Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума»
(1794).
К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) – немецкие мысли- тели и общественные деятели. Организаторы и идейные вдохновители первого «Союза коммунистов», авторы «Манифеста Коммунистиче- ской партии». Общественно-политическая деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса в своей основе имела социально-экономическую док- трину, наиболее полно изложенную ими в «Капитале» (1867-1894).
Теоретики марксизма разработали принципы материалистического понимания истории: по их мнению, побудительные мотивы истори- ческого развития определяются материальными условиями обще- ственного производства. Производственные отношения представ- ляют собой тот «базис», по отношению к которому все прочие ас- пекты культуры выступают в качестве идеологизированной
«надстройки». Соответственно, исторический процесс рассматрива- ется как закономерная смена общественно-исторических формаций, в результате которой должен утвердиться коммунизм.