Файл: Практическая работа по темеЦелостный педагогический процесс единство обучения и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа

по теме«Целостный педагогический процесс: единство обучения и воспитания»

Основной единицей педагогического процесса в логике системно-деятельностного подхода является педагогическая задача, которая представляет собой педагогическую ситуацию, соотнесенную с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Педагогическая задача

1. Обобщенная формулировка задачи.

Современному обществу требуются инициативные, творческие люди, способные брать ответственность на себя за происходящее вокруг. Воспитать такого человека можно только в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Наблюдения показывают, что сегодняшние школьники в большей степени заняты учебной деятельностью, озабочены собственными интересами. Возникает вопрос: как побудить школьника проявлять созидательную инициативу в социальнозначимой деятельности?

2. Ключевое задание.

Социальный проект «Физика- удивительная наука».

Паспорт социального проекта «Физика- удивительная наука».

Тема проекта

«Физика- удивительная наука»

Учебный предмет

Физика

Участники проекта

Обучающиеся 7  класса

Руководитель проекта

Стороженко Юлия Алексеевна

Тип проекта

Практико-ориентированный, информационный

Актуальность

Актуальность проекта заключается в удовлетворении индивидуального интереса учащихся к практическому применению физики, формирование у обучающихся убеждения в полезности изучения данного предмета.

Цель проекта

  1. Вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;

  2. Научить применять свои знания в новых условиях; формировать универсальные учебные действия; воспитывать у учащихся интерес к творческому взаимодействию при совместной работе; учить ориентироваться в мире информации;

Задачи проекта

  1. Создать творческое объединение учеников различных классов для решения поставленных проблем.

  2. Повысить интерес к предмету у учащихся среднего звена и учеников старших классов.

  3. Изучить литературу, материалы в Интернете по данной теме;

  4. Систематизировать изученный материал;

  5. Формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности; активизация познавательной деятельности.

Проект по доминирующей деятельности

Практико-ориентированный (нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика), информационный

Проект по количеству учащихся

коллективный

Проект

Монопредметный (в рамках одного учебного предмета «физика»)

По продолжительности

1 год

Сроки

2022-2023 уч. год


Актуальность проекта

Опыт работы в школе показывает, что развивать интерес к предмету нельзя только используя содержание изучаемого материала на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой материал, даже интересный, не вызовет у учащихся интереса к предмету. Для того чтобы развить у обучающихся активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет обучающимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Поэтому в нашей школе организованы внеурочные занятия по физике в рамках проекта «ТОЧКА РОСТА» для учащихся 7 класса.

Активное участие в проекте позволит, ребятам ощущать свою компетентность. Они будут чувствовать себя более уверенно.

Актуальность проекта заключается в удовлетворении индивидуального интереса учащихся к практическому применению физики, формирование у обучающихся убеждения в полезности изучения данного предмета, что в итоге позволит преодолеть предубеждение, что физика – это лишь научные теории, сложные задачи и приборы.

Изменившаяся система образования требует от учителя пересмотреть формы и методы преподавания. ФГОС предъявляет требования не только к предметным результатам освоения образовательных программ, но и к личностным.

Цель современного образования – развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться».

Проектная деятельность учащихся – это технология, которая способствует развитию и формированию высокого уровня мышления. Одно из требований ФГОС - научить ребенка самостоятельно добывать знания. Цели применения проектной деятельности в полной мере перекликаются с требованиями нового стандарта. В процессе обучения физике с применением метода проектов у учащихся развивается познавательный интерес, появляется возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, научиться экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладами.

Одной из наиболее эффективной программой, создающей условия для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование компетентности подростков является работа над проектом.



Главная цель любого проекта – формирование различных ключевыхкомпетенций.  Проектная деятельность позволяет перейти от учения, как процесса запоминания, к самостоятельной познавательной деятельности; от ориентации на среднего ученика к дифференцированному обучению; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области физики. При работе над проектом выделяю следующие этапы: организационно-подготовительный, поисковый, итоговый (оформление проекта, защита), рефлексия. Обучающиеся, которые работают над своими проектами, становятся самостоятельнее, серьезнее, больше заинтересованы в изучении физики, становятся более общительными.

Проблемы:

  1. Снижение интереса к предмету «физика».

  2. Снижение уровня самореализации учащихся.

  3. Отсутствие раннего (пропедевтического) обучения предмету.

  4. Низкий уровень формирования активной жизненной позиции.

Методы создания проекта:

  1. Собрать подборку интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика».

  2. Проводить презентацию подобранной информации на внеурочных занятиях в среднем звене.

  3. Размещать материалы на информационной странице, на сайте школе в разделе «ТОЧКА РОСТА».

  4. Провести опрос сверстников, обработать данные, анализировать результаты для получения выводов.

3. Контекст решения задачи.

Вы являетесь классным руководителем 5-го класса. В классе 25 человек. По словам учительницы начальной школы, дети болеют за свои оценки, хотя в классе есть слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополнительным образованием в кружках художественно-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как правило, сразу уходят из школы. Опыта общественной деятельности в начальной школе дети фактически не приобрели.

4. Задания, которые приведут к результату (к «продукту»).

1) Определите, опираясь на какое теоретическое знание, вы сможете решить поставленную задачу.

Важнейшим условием успешной работы каждого педагога является систематическое повышение своего профессионального уровня. Основными формами нашей работы по повышению уровня квалификации являются: самообразование, школьное методические объединения учителей, классных руководителей,
различные конкурсы профессионального мастерства, на которых мы так же можем получить теоретические знания.

2) Изучите информацию о том, как решают эту задачу педагоги в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы.

Для изучения сформированности детского коллектива используются методики: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкетирование, сочинения, графические и рисуночные темы.

3) Продумайте и опишите компоненты педагогического процесса, которые будут мотивировать созидательную инициативу школьников в социальнозначимой деятельности.

Для мотивации созидательной инициативы школьников в социальнозначимой деятельности можно разнообразить темы классных часов различными темами, такими как: «Планета друзей», «Чудо рядом с тобой», «Манеры поведения», «Поговорим о вежливости», «О добросовестном отношении к труду», «О заботливом отношении к людям», «Будь нетерпимым к грубости и черствости, не будь равнодушным» и т.д.

Так же необходимо разбавлять школьную рутинную жизнедеятельность различными походами на экскурсии. По дороге, в непринужденной обстановке, ребята проявляют себя, совершенно, по-другому. Они разговаривают на свободные темы, обмениваются историями, узнают о новых интересах друг друга. Делятся впечатлениями.

Каждое мероприятие заканчивать рефлексией. Совместно обсуждать, что получилось, и что не получилось, изучать мнение, определять их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

4) Опишите конструирование и реализацию педагогического процесса − обоснование выбора видов деятельности учащихся, управляющие действия педагога и действия воспитанников.

По наблюдениям за классами, наиболее эффективными формами коллективообразования являются: совместный труд, учеба, спорт, отдых, путешествия, постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений.

5) Оформите окончательный вариант решения задачи.

Сложно отделить труд учителя и классного руководителя в школе, найти границу между обучением и воспитанием. Это все взаимосвязано. Установлению дружеских отношений в классе и взаимопомощи способствует организация совместных праздников, поездок, экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, когда все: и дети, и взрослые - имеют возможность проявить индивидуальные и творческие способности. Чем больше времени дети проводят друг с другом, тем больше они понимают и ценят друг друга, тем быстрее коллективом становится класс.




Критерии оценивания

Баллы

1.

Наличие описания педагогического процесса (фестиваль, проект, акция и т.п.) с указанием временной характеристики

3

2.

Указание наиспользованное теоретическое знание о педагогическом процессе

3

3.

Наличие описания всех компонентов педагогического процесса (его цель и задачи; субъекты, включенные в процесс с характерными для них жизненными отношениями; содержание; способы и формы организации процесса; предполагаемые результаты)

5

4.

Обоснованность, убедительность аргументации выбранных видов деятельности учителя и учеников

4

5.

Грамотность, логичность изложения решения задачи

1

итого

14