Файл: Формирование партийногосударственной номенклатуры в ссср.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Номенклатурщик может находиться одновременно в нескольких номенклатурных списках [5].
1.3. Роль номенклатуры в становлении и гибели Советского Союза

Роль в возникновении, становлении и гибели Советского Союза весьма значительна, и многие исследователи считают номенклатуру непосредственным виновником гибели СССР.

Номенклатура СССР - это управленцы, в сущности, вся управляющая подсистема системы управления советским обществом (политической системы). В последней, кроме управляющей подсистемы, имеется еще управляемая подсистема (население, ныне также достаточно часто употребляют термин "гражданское общество"). Названные подсистемы контактируют между собой через прямые и обратные связи.

Номенклатура СССР в значительной степени исполняла функции бюрократии, т.е. слоя государственных чиновников, который имел и имеет место в любом государстве. Поэтому номенклатуру зачастую называют бюрократией. Научно роль бюрократии в государстве впервые была обозначена М. Вебером, причем оценена достаточно высоко. От бюрократии, как страты, общности, следует отличать бюрократизацию, под которой обычно понимается неоправданный рост бюрократии, а также некачественное исполнение ею своих обязанностей.

Существенная роль номенклатуры в судьбе СССР объясняется особенностью перехода страны к социализму. Советское государство возникло как государство социалистическое, но "досрочно", и не по "правилам" тогдашней марксистской теории. По "правилам" переход к социализму возможен при надлежащем уровне развития производительных сил, а движущей силой социалистической революции является пролетариат развитых стран. В России же не было ни развитого капитализма, ни мощного рабочего класса. Переход к социализму происходил в полуфеодальной стране и был обусловлен завязавшимся узлом экономических, социальных и политических противоречий (недостатком земли у крестьян, бойней первой мировой войны и т.д.) при наличии представлений о возможности создания более справедливого, нежели капиталистическое, социального устройства (без таких представлений перехода бы не было). В.И. Ленин косвенно признавал "досрочность" социалистической революции в России, одновременно объясняя мотивы ее совершения: "Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры..., то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя двинуться догонять другие народы. Истины ради следует заметить, что В.И. Ленин говорил это уже в конце своей жизни. В 1917 г. он рассматривал революцию в России лишь как факел всемирной социалистической революции, полагая, что в России социализм без поддержки мирового пролетариата победить не сможет.


Вышеприведенное высказывание В.И. Ленина является великолепной "подсказкой" для исследователей причин гибели Советского Союза. "Подсказка" ясно показывает, что В.И. Ленин рассматривал рабоче-крестьянскую власть и советский строй, т.е. в сущности, управляющую подсистему политической системы, как фундамент и движущую силу сознательного досрочного перехода к социализму, первичный источник всех действий: экономических, культурных, политических и т.д. по строительству социализма. Из "подсказки" ясно, что при досрочном переходе к социализму политический фактор первичен, а все остальные, в частности экономический фактор, вторичны, ибо они зависят от корректности действий социалистических политиков, т.е. в нынешнем понимании той же номенклатуры. Именно она при построении социализма должна определять и направлять действия масс [6].

В реальности так и было. И не могло быть иначе, если хотели построить социализм. Ибо вслед за возникновением Советского государства встала задача становления социализма в стране с подавляюще мелкобуржуазным и буржуазным населением. Задача эта противоречила текущим интересам масс населения России (так как ломался привычный уклад жизни) и могла быть решена только под давлением управляющей подсистемы. Только она могла внести социалистическое сознание в массы населения, возглавить строительство социализма. Теория управления давала вариант решения такой задачи. Там показано, что в пределах интервала (запаса) устойчивости управляющая подсистема может проводить политику, противоречащую желаниям управляемой подсистемы. Поэтому управляющей подсистеме предстояло успеть за этот интервал преобразовать мелкобуржуазное и буржуазное общество в общество преимущественно социалистической ориентации. Иначе говоря, по Ленину, довести культуру общества до социалистического уровня, в частности, по материальным и духовным аспектам. Если этого не будет сделано, то вступит в силу грозное предупреждение К. Маркса: "Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества". Применительно к тому времени это означало, что мелкобуржуазные массы населения через обратные связи изменят политику управляющей подсистемы в сторону реставрации капитализма.



Но управляющей подсистеме советского общества удалось (и в том заслуга номенклатуры), хотя она и не располагала знаниями теории управления, выполнить эту задачу: в конце 30-х годов исходное общество в основном было преобразовано в общество социалистической ориентации. Надо понимать, что для преобразования потребовались принудительные меры и нарочито ослабленные обратные связи в системе управления обществом. Особенно исключалась возможность обратного управления, т.е. силового воздействия населения на власти (например, через выборы).

Занятие номенклатурщиков - построение своей собственной карьеры, собственной жизни, а вовсе не судьбы людей и всего общества в целом. Паразитизм поражает любой господствующий класс. Класс же номенклатуры особенно подвержен паразитическому перерождению.

Исторический опыт показывает, что с течением времени польза, получаемая обществом от деятельности господствующего класса, постепенно уменьшается, а цена, которую общество уплачивает за эту деятельность, возрастает. Однако наступает момент, когда рентабельность становится нулевой, а затем отрицательной величиной: издержки общества на господствующий класс начинают превышать его взнос в благосостояние общества. С этого момента нужно говорить уже не о тенденции к паразитизму, а о самом паразитизме господствующего класса. Класс номенклатуры стал классом-паразитом, наносящим обществу ущерб. История свидетельствует, что в таком случае общество начинает всё более активно бороться за освобождение от господствующего класса-паразита, и в конечном счёте непременно добивается успеха. Цена правления класса номенклатуры в СССР велика и тягостна [7].

Наиболее мрачная часть этой цены - десятки миллионов человеческих жизней, загубленных номенклатурой. Здесь и миллионы истребленных номенклатурными органами госбезопасности; и миллионы умерших от голода по вине номенклатуры; и миллионы погибших в борьбе за её власть. Здесь многие миллионы человеческих судеб, искалеченных диктатурой номенклатуры. Если бы удалось подсчитать все эти миллионы, цифра оказалась бы ужасающей. Немалая доля в этой части цены -- военные жертвы.

Распад номенклатуры произошёл в два этапа. 15 октября 1989 г. в газете «Правда» было объявлено, что комиссия ЦК КПСС по вопросам партийного строительства и кадровой политики приняла решение о демонтаже номенклатурного механизма, об упразднении «учётно-контрольной номенклатуры». С августа 1991 г. высшая партократия была лишена официального списочно-номенклатурного принципа власти.


Таким образом, номенклатура - класс новый, возникший в XX в. Но, по сути своей, это очень древний класс, который многократно создавался в разные эпохи в качестве господствующего класса там, где применялись метод тотального управления обществом и его эксплуатация силой государства.

История советской номенклатуры началась со дня прихода большевиков к власти, но первый серьёзный шаг в её развитии был сделан несколько позже. XII съезд партии (1923) принял резолюцию «По организационному вопросу», где было сказано, что наряду с подбором партийных кадров съезд считает очередной задачей партии подбор «руководителей… советских органов, что должно осуществляться при правильной и всестороннее поставленной системы учета и подбора руководителей, ответственных работников советских, хозяйственных, кооперативных и профессиональных организаций». Для этого съезд рекомендовал расширить и укрепить учетно-распределительные органы партии в центре и на местах «с целью охвата всей массы коммунистов и сочувствующих коммунизму работников во всех без исключения областях управления и хозяйствования». Эти решения открывали новый период в истории советской номенклатуры.

Назначенство становилось важнейшим способом партийного управления страной и получило нормативное оформление в партийных документах. Согласно им появилось несколько списков наиболее важных должностей, назначения на которые производились только постановлением ЦК или с согласия Орграспредотдела ЦК ВКП(б). Важно отметить, что в этих списках значились и выборные должности, утверждение которых проходило в специальных комиссиях ЦК ещё до того, как тот или иной человек будет избран депутатом, делегатом, народным заседателем, профсоюзным работником и т. д. В течение всего 1925 г. через ЦК ВКП(б) прошло 5723 назначения на самые высокие государственные посты в стране.

Номенклатурный принцип руководства обществом сложился и окончательно утвердился к концу 30-х гг. и с тех пор в течение 50 лет лишь модернизировался.

Данная практика заложила первые порядки в развитии страны, её государства и права. С введением секретной нормы партийного назначения все слои населения полностью отчуждались от какого бы то ни было влияния на государственный механизм, выборные системы становились фикцией.

Класс номенклатуры установил свою безраздельную монополию на решение не только всех сколько-нибудь существенных, но даже многих несущественных вопросов в стране.


Распад номенклатуры проявился, главным образом, в крахе её ядра - уникального образования Партия-Государство, которое потеряло свою важнейшую функцию - организаторскую.

Я считаю, что неверно также думать, что господство номенклатуры не принесло обществу в Советском Союзе ровно ничего положительного. Возможно, что, не будь номенклатуры, тяжелая промышленность в России оказалась бы менее развитой, нежели сейчас. Зато были бы развиты намного лучше, чем теперь, производство товаров народного потребления, лёгкая промышленность и пищевая промышленность. Положительно следует оценить также то, что Советском Союзе была низкая плата за жильё, за пользование транспортом, что было бесплатным медицинское обслуживание, что существовало множество домов отдыха и санаториев, что были относительно недорогие книги, билеты в театры и кино. В Советском Союзе номенклатура неплохо организовала научно - исследовательскую работу. Советские школы - начальная, средняя и высшая - выпускали высокообразованных людей. Система образования была самой передовой в мире. До сих пор из постсоветской России идёт интенсивное перекачивание «мозгов» на «просвещённый» и высокотехнологичный Запад, наши научные работники практически из всех отраслей науки востребованы по всему миру [8].

Раздел 2. Понятие номенклатурной власти в современной России

Фактически свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР, прекращение его существования как единого союзного центра остро поставили перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности и адекватной системы государственной службы.

При этом приходилось одновременно строить новое государство, приводить в действие механизмы управления в условиях крушения административно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и общества, раздираемого экономическими, политическими и социальными противоречиями. Продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов Российской Федерации к суверенизации Суверенитет - полная независимость субъекта от других в его внутренних делах и политике. ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого [9].

В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в единой, неделимой и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы её государственного устройства в условиях современных преобразований - перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности и эффективной системы государственной службы.