Файл: Доклад по теме Место и значение философии в обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. П. Астафьева»

(КГПУ им. В. П. Астафьева)

Кафедра философии, социологии и религиоведения

Доклад по теме:

«Место и значение философии в обществе»

Выполнил:

Обучающийся II курса

Факультет филологический

Форма обучения заочная

Индекс группы Б19А – 01

ФИО Воробьева Ю.С

Красноярск 2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие и сущность философии………………………………………………………………….5

  2. Роль философии в обществе……………………..………………………10

  3. Место философии в системе культуры. Философия и мир повседневности……………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы………………………………………………………………21

Введение

В самом слове «философия», которое придумал Пифагор, уже подразумевается ответ на вопрос про то, почему философия как наука, имеет такое большое значение в нашей жизни, и касается каждого из нас. Ведь точный перевод этого термина значит «любовь к мудрости». А кому из нас лишний раз не любит порой помудрствовать, пофилософствовать? И если в области логарифмов лирику развернуться нельзя, а физик неуверенно чувствует себя в сфере ямба и хорея, то поразмышлять и помудрить любят и тот, и другой.

Почему это так, и какая все же роль философии в жизни человека и общества? Аристотель назвал ее «госпожой всех наук, которой они, подобно рабыням, не смеют перечить». Сенека же подразумевал умение размышлять главным средством культивирования гражданских добродетелей, интеллекта и нравственности личности. «Любовь к мудрости» действительно держит верх над всеми науками. По сравнению с ней, каждая отрасль знания является всего лишь обрывком.

Роль философии в жизни человека и общества заключается в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания о мире, как о целостном феномене. Да, философские воззрения изменяются в связи с открытиями в области других знаний. Например, гелиоцентрическое устройство Солнечной системы, открытое Коперником, и происхождение человека от высших приматов в результате эволюции видов, доказанное Дарвином, заставили пересмотреть философские концепции о мироустройстве. Но философия является «связующим звеном», которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивает определенную «картину мира». Именно этими соображениями и обусловлена актуальность нашей работы.


Предметом работы является роль философии в обществе.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе изучения и анализа философии как науки и её места в жизни отдельно взятого человека.

Теоретической основой работы послужили работы ученых - Радугина А.А., Розакова В.В., Смирновой Н.Н. и других.

Цель работы - определение места философия в социуме.

1. Понятие и сущность философии

История значения термина «философия» имеет древнегреческие корни и означает любомудрие, проще говоря, любовь к мудрости (fileo – любовь, sophia – мудрость). Изначально наука представляла собой некое сочетание самых важных течений древнего общества мифологии и религии, которые пришли на смену многочисленным мифам. В отличие от эмоционально-фантастического отображения социальной и природной действительности, она относится к окружающему более рационально. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Сначала самые первые шаги наука начала делать с обдумывания природы и условно называлась натурфилософия. Несмотря на то, что философия в еханизме духовной культуры того времени занимала одно из самых важных мест, учения в основном велись по принципу «а представьте, что все не так, как нам говорили…» [3, с. 201].

С появлением разделения критериев знаний на отрасли дифференциации стада жертвой и эта наука, с последующим уточнением целей ее исследования, что обеспечило высокое место философии в механизме культуры социума. В настоящее время проступает диалектико-материалистическая философия, которая и все еще играет значимую роль в развитие общества, позволяя по-другому посмотреть на законы развития природы, познания, мышления и общества. Именно данная дисциплина по сегодняшний день оказывают большое воздействие на формирование духовных ценностей у человека.

Почему же вопреки популярному сциентизму ясно просматривается, что философия в системе культуры является не памятником некогда популярного научного течения, а источником знаний для дальнейшего развития. Что же ее отличает?

1. Абстрактность. Тотальность и абстрактность характерен многим наукам. К примеру, математика. Да, она абстрактна, но представляет собой всего лишь формальный способ описания окружающей действительности. В этом больше преуспела философия. В механизме культуры просто необходимо учение, которое отвечает на вопросы не просто «сухими» фактами, а углубленно направляет к поиску ответа.



2. Рефлективность. Анализируя реальную действительность, отображение результатов проводится через призму духовности и познания. Цель науки. Философия занимает высокое место в системе культуры потому, что составлено не исследователями течения, а самими людьми. Обладая непроизвольностью, она стала наукой о науках. Она не просто преподносит факты, а передает их с особым шлейфом, который, как оказалось, является стрежнем образования, делающим науку духовной. Благодаря данному направлению в человеке зарождаются и развиваются такие идеалы, как Добро, Истина, Справедливость, формируя при этом здоровый и благоприятный нравственный климат [4, с. 11-15].

Место и роль философии в культуре с древних времен было вызвано непоследовательным процессом развития общественных отношений. Особенно важное значение философское исследование этой проблемы приобретает в наше время. Еще Платон сформулировал понятие духовности как мира идей, образов и понятий, которые человек припоминает, и чем больше человек приближается к этим мыслям, тем более духовным он становится. Идеи с точки зрения Платона являются основой, целью и первоначалом всего. Так, великий философ обосновал примат духовности. С тех пор в теоретическом плане философия исполняет функции защиты и творения цивилизации. Ведь в философии место в культуре состоит еще и в том, что она пытается связать эту область мировоззрения и ценности, а также еще решить проблему онтологии цивилизации, и понять, что именно в материальной и духовной культуре относится к подлинным ценностям для человека. От успешного поиска применимого решения этой проблемы зависят предпосылки сохранности и выживаемости культурной среды человечества.

Задача философии, ее ценность в социальной сфере состоит в антропологическом призвании этого теоретического мировоззрения. Она должна помочь человеку создать свой мир и утвердиться в нем не только как существу, обладающему разумом, сознанием и самосознанием, но и как высокоморальной и эмоционально чувствительной индивидуальности. Поэтому место и роль философии в культуре трудно переоценить, особенно по отношению к формированию человеческой личности. Она напрвляет человека к конструктивному, и творческому осмыслению самого себя, мира, социальной практики и социального прогресса в будущем. Тот же Платон в диалоге «Тимей» когда-то сказал, что философия является таким даром богов роду человеческому, лучше которого не было и никогда не будет [2, с. 91].


Таким образом, фундаментальное место и роль философии в культуре побуждает ее постоянно требовать от человека пополнять свои знания о мире и о самом «гомо сапиенс», но ради постоянной работы над собой. Для этого философия учит мыслить самому творчески, самостоятельно, все время пребывая в поиске. А в наш век кризисов и обострений различных глобальных проблем философия также обязана анализировать допустимые границы «инструментального» и «прагматического» отношения к природе и окружающей среде, и не абстрагироваться от возможного апокалипсиса, а превратиться в «философию жизни».

Отдельным вопросом в этой области является соотношение философии и науки. Если отдельные науки исследуют те или иные явления для того, чтобы впоследствии можно было бы практически применить полученные знания, использовать их для удовлетворения потребностей человека, то философия исследует мир как некую целостность. Она стремится дать общие представления о том, что такое мир, конечен ли он, познаваем ли, и как именно, есть ли смысл в его существовании и в человеческой жизни, и как именно человек должен прожить эту жизнь. Кроме того, сама наука и возникающие перед ней проблемы являются дополнительным источником философского знания.

Наука и философия имеют общее высказывание – они опираются на теоретической аргументации, и оперируют логическими понятиями.

Религия была более ранней формой мировоззрения человечества. Она тоже постигает бытие как целостность, но в первую. очередь ее интересует иной, ноуменальный, а не феноменальный мир, идеальных сущностей, недоступный органам чувств, а воспринимаемый верой и постижимый в каких-то аспектах разумом. Это рациональное означение веры называется богословием, опирающимся на философию. Современная религиозная философия представляет собой модернизированный вариант богословия, и в то же время поднимает характерные для философии тотальные проблемы, ставит вопросы о человеческом бытии, взаимоотношении человека и мира (как, например, неотомизм), но рассматривает их через призму «первичных ценностей» - веры и любви к Богу [1, С. 33].

Мало кто из «простых смертных» знает о том, что такое философия как наука. Это не просто разглагольствования о смысле жизни и т. п. Философия есть источник всех известных на сегодняшний день наук. В дословном переводе философия обозначает любовь к мудрости. Что же изучает философия? Зачем она нужна в научном пространстве?


Объектом изучения философов является весь мир как единое целое. Соответственно, предмет науки составляют несколько блоков, а именно - учение о бытии (онтология); учение о познании (гносеология); сам человек; общество, в котором он живет. Как видно, не математика – «царица наук», а философия.

Предмет, методы, функции философии затрагивают все отношения человека с миром, социумом, природой и самим собой. Все остальные науки постепенно вышли из недр философии. Какие функции имеет философия? Для того чтобы подробно изучить науку, следует в деталях рассмотреть предмет философии и ее функции.

Методология философии. Существует несколько путей познания, исследования в философии. Во-первых, чтобы изучить предмет философии и ее функции, используется диалектика. Диалектический метод предполагает гибкое, критическое рассмотрение явлений во всей совокупности их противоречий и причинно-следственных связей. Противоположным методом является метафизика. Явления в этом случае рассматриваются как единичные, статичные, обособленные и однозначные феномены. Третьим методом философии является догматизм, предполагающий познание мира через совокупность догм (недоказуемых, данных свыше предписаний). Эклектика – четвертый метод философии, основанный на сопоставлении не имеющих единого начала объектов, понятий, фактов. Такой метод не самым лучшим образом отражает предмет философии и ее функции и на данный момент часто используется в рекламе. Следующий, пятый метод философского познания – софистика. Этот метод строится на выведении из ложных посылок нового знания. Такое знание будет формально истинным, но по факту – ложным. Софистика не приводит к познанию истины, но успешно помогает выиграть спор. И, наконец, шестой метод философского познания – герменевтика. Она используется для правильного истолкования и прочтения смысла различных текстов.

2. Роль философии в обществе

Роль философии в жизни общества определяется сначала всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также еще тем, что она решает проблему познаваемости мира, а также вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это самые важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции.

Мировоззренческая функция – это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, возможность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего. Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия в нем.