Файл: Билет 1 Законодательство, определяющее порядок уголовного судопроизводства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 394
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) интернет-страничек всех судов общей юрисдикции;
5) федерального центра информатизации системы судов общей юрисдикции <1>. Перечисленные планы руководства Верховного Суда РФ заслуживают положительной оценки и всемерной поддержки специалистов.
Приговор или иное решение суда всегда провозглашается в открытом судебном заседании.
В случае рассмотрения судом уголовного дела полностью или частично в закрытом судебном разбирательстве могут быть оглашены лишь вводная и резолютивная части приговора или иного судебного решения на основании определения суда или постановления судьи (ст. 241 УПК).
Неизменность состава суда при разбирательстве уголовного дела - требование закона о рассмотрении уголовного дела одним и тем же судьей или одним и тем же составом суда.
Если кто-либо из судей лишен возможности продолжать участие в судебном разбирательстве, то он заменяется другим судьей и судебное разбирательство уголовного дела начинается сначала (ст. 242 УПК). Данное положение уголовно-процессуального закона обусловлено необходимостью обеспечения непосредственности исследования доказательств по уголовному делу, которую некоторые специалисты возводят в ранг принципа уголовного процесса. Процессуальный закон допускает замену также присяжных заседателей.
Руководящая роль председательствующего в судебном разбирательстве - выполнение председательствующим организационно-управленческих и процессуальных функций в судебном разбирательстве.
Председательствующий (судья-профессионал) руководит судебным разбирательством, принимая все меры, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, по обеспечению состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты. Председательствующий обеспечивает соблюдение распорядка и порядка судебного разбирательства, разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, порядок осуществления этих прав и обязанностей, а при необходимости - предусмотренную законом ответственность, знакомит их с регламентом судебного разбирательства, установленным ст. 257 УПК.
Возражения любого участника судебного разбирательства против действий председательствующего обязательно заносятся в протокол судебного заседания (ст. 243 УПК). Думается, что в протокол судебного разбирательства должны быть внесены возражения, протесты, заявления не только участников уголовного процесса, но и лиц, присутствующих в зале судебного заседания, если действия судьи затрагивают их интересы. Данное предложение обусловлено тем, что на них может быть наложено денежное взыскание (штраф) тогда, когда они нарушают порядок в зале судебного заседания.
Население нередко смешивает понятия председательствующего в судебном разбирательстве и председателя суда.
Председательствующий - судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела или рассматривает уголовное дело единолично (п. 26 ст. 5 УПК). Председатель суда - судья, выполняющий административные функции и руководящий работой подчиненных ему судей. Выполнение этих функций не препятствует реализации председателем суда полномочий председательствующего по конкретному уголовному делу.
Равенство прав участников судебного разбирательства - наличие у сторон обвинения и защиты равных и реальных возможностей по отстаиванию своих позиций по уголовному делу.
В судебном разбирательстве стороны обвинения и защиты пользуются равными правами на:
1) заявление отводов и ходатайств;
2) представление доказательств и участие в их исследовании;
3) выступление в судебных прениях по уголовному делу;
4) представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в п. 1 - 6 ч. 1 ст. 299 УПК;
5) рассмотрение всех иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства (ст. 244 УПК).
Широкий круг участников судебного разбирательства - участие в рамках гласного уголовного процесса всех заинтересованных лиц в установлении фактов, ходе, содержании и результатах разбирательства, а также иных лиц, показания, заключения, письменные документы которых являются средствами доказывания, и лиц, обеспечивающих закрепление хода и результатов судебного разбирательства.
Среди участников судебного разбирательства находятся не только государственный обвинитель, подсудимый, его законный представитель и защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, но и эксперты, специалисты, свидетели, секретарь судебного заседания и некоторые другие участники судебного разбирательства.
Важную роль играет в уголовном процессе секретарь судебного разбирательства, значение работы которого сведено законом, к сожалению, только к выполнению технических функций. Между тем его деятельность выходит далеко за рамки технического обеспечения судебного разбирательства, поскольку составляемый им протокол судебного заседания играет исключительную роль в системе средств доказывания по уголовному делу. С учетом этого обстоятельства следовало бы от секретарей судебного заседания требовать наличия у них среднего специального или высшего юридического образования и каким-то образом обеспечить их независимость от председательствующего (судьи). Думается, что этого можно добиться лишь при широком законодательном внедрении технических средств фиксации, в частности видеозаписи судебного разбирательства, которая в том числе обеспечивала бы возможность вышестоящим судам оценивать законность, обоснованность и справедливость жалоб и представлений участников судебного разбирательства.
Согласно ст. 245 УПК секретарь судебного заседания ведет протокол судебного разбирательства. Он обязан полно и правильно излагать в протоколе судебного разбирательства действия и решения суда, а равно действия всех участников судебного разбирательства, имевшие место в ходе судебного заседания по рассмотрению и разрешению уголовного дела. Кроме того, секретарь судебного заседания проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном разбирательстве, осуществляет по поручению председательствующего другие действия, предусмотренные процессуальным законом.
В судебном разбирательстве обязательно участие государственного или частного обвинителя.
1>
Государственный обвинитель - поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК).
Участие государственного обвинителя (прокурора) обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел о преступлениях публичного и частно-публичного обвинения (уголовного преследования), а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если оно было возбуждено следователем или дознавателем с согласия прокурора.
Частный обвинитель - потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения, частного уголовного преследования (п. 59 ст. 5 УПК).
В соответствии со ст. 246 УПК государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия в уголовном процессе прокурора в качестве государственного обвинителя, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд при необходимости предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к поддержанию обвинения от имени государства. Замена прокурора не влечет за собой повторения судебных действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. Тем не менее по ходатайству вновь вступившего в судебное разбирательство прокурора - государственного обвинителя - суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо производство иных судебных действий.
Государственный обвинитель:
1) представляет доказательства и участвует в их исследовании;
2) излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;
3) высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания;
4) предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав и законных интересов отдельных граждан, общественных или государственных интересов.
Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные стороной обвинения доказательства не подтверждают по различным причинам предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения подсудимого и излагает суду мотивы своего решения. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе разбирательства влечет за собой прекращение дела или уголовного преследования в полном объеме либо в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 или п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК.
Государственному обвинителю до удаления суда или судьи в совещательную комнату для постановления приговора или принятия иного решения по делу предоставлено право на изменение обвинения только в сторону смягчения положения подсудимого путем:
1) исключения из правовой квалификации деяния признаков состава преступления, отягчающих наказание;
2) исключения из предъявленного обвинения ссылки на какую-либо норму уголовного закона, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой уголовного закона, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;
3) переквалификации деяния в соответствии с нормой уголовного закона, предусматривающей более мягкое наказание
Пересмотр определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения допускается лишь при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств <1>. Изложенное выше законодательное правило признано противоречащим нормам Конституции РФ. Таким образом, данное решение суда может быть обжаловано и по другим процессуальным основаниям в порядке апелляции, кассации и судебного надзора.
Прекращение уголовного дела в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, равно как и изменение им обвинения, не препятствует последующему предъявлению, рассмотрению и разрешению гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства.
Участие в судебном разбирательстве подсудимого регулируется ст. 247 УПК.
Судебное разбирательство уголовного дела проводится при обязательном участии подсудимого, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 247 УПК. При неявке подсудимого рассмотрение уголовного дела должно быть отложено. Суд вправе подвергнуть подсудимого, не явившегося без уважительных причин в судебное разбирательство, приводу, а равно применить к нему меру пресечения или изменить ему меру пресечения на более строгую.
Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допущено судьей в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие. Из этого положения следует, что судья вправе признать участие подсудимого в судебном разбирательстве обязательным и по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести.