Файл: Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гилажетдинова Лена ЗПРЯС 11 – 22

Практическое занятие № 1

Тема: Орфоэпические нормы современного русского литературного языка

Вопросы для обсуждения

  1. Орфоэпические нормы в области гласных звуков.

  2. Нормы произношения согласных звуков.

  3. Особенности произношения сочетаний звуков в русском языке.

  4. Специфика русского ударения.

  5. Акцентологические нормы современного русского языка.

Задания и упражнения

1. Данные ниже языковые единицы сгруппируйте следующим образом:

1) слова с е

2) слова с ё

3) вариативное произношение

Атлет, афера, бытие, вычерпывать, гренадер, двоеженец, женоненавистник, залеченный, зев, иноплеменный, местоименный, одновременный, преемник, филистер.

Безнадёжный, белёсый, блёстка, вменённый, вышеприведённый, внаём, грубошёрстный, двоежёнство, ёрничать, забелённый, заворожённый, заём, издёвка, изведённый, киоскёр, манёвр, наёмник, недоуменный, никчёмный, новорожденный, обыдёнщина, остриё, отсечённый, отключённый, осведомлённый, побасёнка, поимённый, приглушённый, прирученный, свёлка, филёр

Блёклый и блеклый, белёсый и белесый, гололедица – гололёд, жёлоб и желоб, жёлчный и желчный, планер и планёр, убеленный и убелённый

2. Прочитайте слова иноязычного происхождения, обращая внимание на чтение безударных гласных: о → [а]; о → [о]. Выпишите или подчеркните слова, в которых произносится [а].

Авизо, биостимулятор, боа, бомонд, брошюра, брутто, вето, геоботаника, дотация, какао, коммерция, контракт, контроль,кооперация, кредо, мотив, нетто, оазис, отель, реноме, спонсор.

3. Прочитайте слова с безударными гласными после шипящих и ц. Распределите их по группам, в зависимости от произношения:

а

ыэ

иэ

ы

Жалюзи, жара,крыша, танцевать, чаща, шалун

Двадцатью, жакет, жасмин, жена, крыша, шептать, тридцати

Часы, щавель, цена

Интеллигенция, инфляция



4. Распределить приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед е:

1) мягкое произношение

2) вариантное произношение

3) твёрдое произношение

 Альтернатива, антенна, антисептика, ателье, бартер, берет, бассеин, бизнес, вексель, гипотеза, дебаты, дебют, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демилитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де – факто, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервал, интервидео, кофе, крем, контейнер, консенсус, консервация , лазер, лидер, лотерея, музей, орхидея, паштет, проект, пресса, претензия, пюре, современный, пациент, текст. Темп, тенденция, тема, термос,

фланель

Адекватный, атеист, академия, аутсайдер, бутерброд, гантели, гротеск, детектив, диспансер, кредо, критерий, компресс, контекст, корректный, компьютер ,контейнер, купе,менеджер, менеджмент, модель, Одесса, патент, портмоне, продюсер, протеже, протекция, тире, термос, тест, трек, экспресс, энергия


5. Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от произношения сочетания согласных:

1) чн → [шн)

2) чн → [шн] и [чн] (вариантное произношение)

3) чн → [чн]

Горчичник

Горячечный

Конечно

Кузьминична

Никитична

Саввична

Нарочно

Пустячный

Скворечник

яичница

Булочная

Коричневый (доп. устар. [ШН])

Порядочный

Скучно

стрелочник (доп. устар. [ШН])

шапочный (доп. устар. [ШН])

Дачник

Закадычный

Игрушечный

Крошечный

Ночной

Поточный

пушеч­ный

прачечная

пшеничный

речной

съёмочный

яблочный

ячневая

6. Расставьте ударение в следующих словах.

ВИдение (способность видеть) – видЕние (мираж, призрак), хаОс (стихия) –хАос (беспорядок, неразбериха), харАктерный (упрямый, своенравный, выразительный) – характЕрный (типичный, особенный), лАвровый

(венец) – лаврОвый (лист), мОлодец (удалец, храбрец) – молодЕц (похвала), язЫковая (политика) – языкОвая (колбаса).

  1. Определите значения следующих пар слов. Расставьте ударение.

Атлас - сборник карт, атлАс - ткань толстый Атлас, брОня - закрепление, бронЯ - защитная облицовка брОня на завтра, запАсник – хранилище, запаснИк - военнообязанный, – кругОм- обойти все вокруг, подвИжный – обладает способностью двигаться, – подвижнОй -   то же, что передвижной, зАнятый – работающий, – занятОй - не имеющий свободного времени, обременённый делами, работой,

безОбразный –  не заключающий в себе художественной образности, безобрАзный - крайне некрасивый, уродливый, киркА – слово определяется в качестве орудия для добычи горных пород, – кИрка – для обозначение лютеранской церкви, , зАмок – сооружение, здание – замОк – запирающее устройство, мукА – то из чего пекут – мУка – состояние психологическое, Угольный – сделан из углей, – угОльный- то есть расположен на углу, проклЯтый – Проклинаемый, осуждаемый, ненавистный. ПрОклятый , кратк. ф. про́клят хлОпок растение однолетние– хлопОк – резкий удар, оргАн – музыкальный инструмент – Орган – часть тела, импеющая определенное строение.

8. Образуйте форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставьте ударение -

Арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, лю­бовь, герб, гусь, гуляш, грош, выбор, кольцо, порт, массаж, ломоть, торт.

9. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных. Поставьте ударение.

Область, ведомость, простыня, плоскость, ступень, доска, сирота, торт, шарф, порт, уголь, торг, отрасль, местность, мощность.

10. Расставьте ударения в следующих словах

Августовский, апостроф, баловать, броня (закрепление чего-нибудь за кем-нибудь), броня (защитная обшивка), водопровод, газопровод, гастрономия, генезис, девичий, добыча, договор, дремота, духовник, жалюзи, забронировать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь), забронировать (покрыть броней), завидно, заговор (тайное соглашение), заговор (заклинание), закупорить, заржаветь, звонить, звонишь, звонит, звонят, знамение, иконопись, искра, каталог, каучук, квартал, кедровый, коклюш, компас, красивее, кремень, кухонный, ломота, ломоть, мастерски, мельком, мизерный, мытарство, нагнутый, намерение, некролог, нефтепровод, обеспечение, облегчить, озлобленный, оптовый, осуждённый, откупорить, партер, пепелище, перчить, петля, плесневеть, премировать, приданое, принудить, приручённый, пуловер, ракушка, ржаветь, симметрия, соболезнование, созыв, сосредоточение, средства, статуя, стенография, столяр, танцовщица, теплиться, торты, туфля, украинский, усугубить, феномен, флюорография, форзац, ходатайствовать, христианин, цепочка, черпать, чистильщик, шасси, шофёр, щавель, щебень, эксперт, экспертный, ясли, яслей, яслями.


Практическое занятие № 2

Тема: Лексические нормы современного русского языка

Вопросы для обсуждения

  1. Значение слова и лексическая сочетаемость, многозначность и омонимия.

  2. Лексико-семантические группы слов: синонимы, антонимы, паронимы, заимствования, устаревшая лексика, неологизмы.

  3. Лексические ошибки, связанные с употреблением лишних слов (плеоназмы, тавтология, повтор, многословие и др.).

  4. Фразеологические средства русского языка. Ошибки в употреблении фразеологизмов.

Задания и упражнения

1. Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения слова.

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 3. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 4. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 5. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо. 6. Массовый приток западных инвестиций пока трудно предположить. 7. Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов. 8. Всё, о чём говорил докладчик, – моменты одной концепции. 9. Плохо, когда человек не воспринимает критику.

2. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешёвым ценам. 4. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 5. есть возможность тяжёлых осложнений. 6. Это важный шаг, и его надо пройти. 7. На приёме глава государства поднял тост за мир и процветание. 8. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 9. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу. 10. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».

3. Cоставьте словосочетания прилагательных и глаголов с заключёнными в скобках существительными.

Единый, один (момент, миг). Долгий, продолжительный, длинный, длительный, долговременный (путь, сборы, кредит, воздействие, период). Истинный, настоящий, подлинный, заправский (друг, человек, документ, охотник). Исправить, устранить (недостатки, ошибки). Обнаружить, открыть (закон, закономерность). Обосновать, доказать (теорему, теорию). Осуществить, выполнить (программу, работу). Повысить, усилить (внимание, интерес).


4. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению.

1. Силясь побороть слабость, она шла вперёд. 2. Скромность взяла верх, и он не вошёл в комнату, а сошёл вниз по ступенькам. 3. Молодой человек вошёл в комнату, где сидел старый человек. 4. Отсутствие наличие стульев. 5. Скрытые в земле ископаемые ещё не открыты. 6. Недостоверные факты должны нас настораживать. 7. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас.

5. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2. Он занимал (выборочный, выборный) должность. 3. Он дал нам (дипломатичный, дипломатический) ответ. 4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки. 5. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. 6. У (запасный, запасливый) человек всегда есть нужный инструмент. 7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) собака. 8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценён критикой. 9. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 10. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 11. Думаю, что ваши планы не могут считаться (реалистический, реалистичный).

6. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения.

1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим в несопоставимых условиях. 2. Принятое решение следует квалифицировать как несвоевременное. 3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. 4. Депутаты должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы. 5. Среди собравшихся превалировали представители молодёжи. 6. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 7. Идентичное решение было принято студентами второго курса. 8. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. 9. Всё сильнее ностальгия по прекрасному.

7. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов, исправьте предложения.

1. Полёт на современных сверхзвуковых аэропланах требует от авиатора больших физических напряжений. 2. Отделение милиции, куда поступило заявление от потерпевших, предложило учинить иск в адрес гардеробщиков. 3. Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный срок. 4. Препровождаем при сём акт на списание сеялки. 5. При получении оного распоряжения материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение.