Файл: 1. Теоретические основы профессиональной культуры и этики педагогапсихолога 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


1

Содержание 2

Введение 3

1. Теоретические основы профессиональной культуры и этики педагога-психолога 5

1.1. Сущность формирования профессиональной культуры педагога-психолога 5

1.2. Особенности профессиональной этики педагога-психолога 9

2. Процесс формирования профессиональной культуры и этики педагога-психолога 14

2.1. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов 14

2.2. Развитее профессиональной этики педагога-психолога 18

Заключение 25

Библиографический список 27

Введение


Главной задачей института повышения квалификации и переподготовки является подготовка и воспитание специалистов высокой профессиональной квалификации, обладающих зрелой системой ценностей. Развитие профессиональной психологической культуры будущею специалиста в условиях повышения квалификации и переподготовки является важнейшей задачей и параметром оценки эффективности данной системы.

При разработке теоретических основ развития психологической культуры будущею специалиста требуется знать основы профессиональной деятельности, учитывать индивидуальные психологические характеристики и условия для развития профессионального становления слушателей. От уровня развития культуры педагогов зависит нравственный и духовный прогресс общества. Так, педагогическая культура является высшей степенью соответствия развитости личности и профессиональной подготовленности педагога. Это личностно опосредованный педагогический профессионализм, позволяющий осуществлять психолого-педагогическую деятельность на высшем уровне ее социальных, гуманных, нравственных, собственно педагогических, научных и специальных критериев.

Психологическая культура призвана подготовить будущих педагогов- психологов к успешной профессиональной деятельности, она должна способствовать развитию рефлексии, умению конструктивно решать конфликты в межличностном и деловом общении, знать нор- мы этики и морали. Психологическая культура будущего специалиста активно формируется в процессе профессионального образования и переподготовки.

Цель курсовой работы – рассмотреть профессиональную культуру и этику педагога-психолога.


Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть сущность формирования профессиональной культуры педагога-психолога

2. Изучить особенности профессиональной этики педагога-психолога

3. Охарактеризовать формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов

4. Изучить развитее профессиональной этики педагога-психолога


1. Теоретические основы профессиональной культуры и этики педагога-психолога


1.1. Сущность формирования профессиональной культуры педагога-психолога

Модернизация современной образовательной парадигмы в нашей стране, значительные социокультурные и экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, актуализировали проблему формирования профессиональной культуры педагога-психолога.

В науке сложились три подхода к пониманию сущности культуры: аксиологический, деятельностный, личностный. При аксиологическом подходе рассматриваются ценностные ориентации в воспитании и педагогике. Деятельностный подход позволяет исследовать сущность, средства и методы педагогической деятельности, обеспечивающие реализацию этих ценностей. В индивидуально-личностном плане педагогическая культура понимается как сущностная характеристика его личности в сфере познавательной деятельности.

Педагогическая культура базируется на общей культуре с учетом специфики педагогической деятельности и является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия.

Общая культура педагога-психолога - результат личностного развития, демонстрирующий степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития ее духовных сил и способностей, уровень интенсивности их проявления в практической деятельности, характер ценностных ориентаций [4, с.98].

На рисунке 1 представлены основные компоненты культуры педагога- психолога.



Рисунок 1 - Компоненты культуры педагога-психолога

Профессиональная культура педагога-психолога представляет собой синтез профессиональной компетенции, профессионально важных качеств педагога-психолога, мотивационно-ценностного отношения к психолого-педагогической деятельности, специфических видов и способов поведения, которые обеспечивают творческое решение психолого-педагогических задач.



Профессиональная культура представляется как единство праксиологического (профессиональные знания, умения и навыки) и духовного (профессиональная мораль).

Аксиологический компонент профессиональной культуры включает усвоение и принятие ценностей педагогического труда.

Технологический компонент педагогической культуры аккумулирует ее деятельностный компонент, способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса, культуру общения, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и. т.д.

На рисунке 2 представлены компоненты профессиональной культуры педагога-психолога.



Рисунок 2 - Компоненты профессиональной культуры педагога-психолога

Личностный компонент педагогической культуры проявляется в самореализации сущностных сил педагога-психолога, его потребностей, способностей, интересов в педагогической деятельности.

В основе когнитивного компонента лежит профессионально-педагогическая компетентность, владение педагогическими знаниями, знаниями о содержании, сущности и специфике инноваций в педагогической деятельности.

Рефлексивная компетентность - это умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, это способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

К необходимым диагностическим умениям педагога относят: умение определять характеристики знаний обучающихся; умение определять состояние учебной деятельности, умений, навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности; умение выявлять отдельные показатели обучаемости; умения отбирать и применять сочетание приемов обучения и воспитания, применять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся; умение осуществлять поэтапную отработку всех компонентов обученности и обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Гуманизация и антропологизация современной системы образования обусловили повышение внимания к профессиональной культуре педагога-психолога и к организации системы подготовки специалистов данного направления. Комплексный подход к формированию профессиональной культуры будущих педагогов-психологов, базирующийся на инновационных достижениях и комплексном учете всех компонентов системного образования, будет способствовать достижению высокого конечного результата современного высококвалифицированного специалиста [14, с.194].


Психологическая культура предполагает сформированность определенных личностных качеств и компетенций у будущих педагогов-психологов, необходимых для успешного социального и профессионального взаимодействия в обществе. Например, эмпатия в профессиональном общении рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов.

Наличие у будущего педагога-психолога развитой эмпатии повышает его личностную и профессиональную компетентность, выражающуюся в способности проявлять эмоциональную отзывчивость на переживания участников общения в ходе делового межличностного взаимодействия. Слушатели учатся использовать консультативную беседу - это общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных и профессиональных качествах будущего специалиста, устанавливается и поддерживается доверительный стиль межличностных отношений, оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

В ходе занятий по учебной дисциплине «Групповая психотерапия» будущие педагоги-психологи развивают следующие коммуникативные компетенции: владение приемами профессионального общения; умение строить межличностные отношения; умение работать в группе (команде); конструктивно разрешать деловые конфликтные ситуации; уважать точку зрения другого и пр. При работе в группе выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение будущих педагогов-психологов, которые также имеют возможность получить обратную связь и поддержку от других ее участников, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь. В дружеской и контролируемой обстановке слушатели учатся проявлять эмпатические взаимоотношения, усваивают новые психологические знания, экспериментируют с новыми типами профессионального поведения.

1.2. Особенности профессиональной этики педагога-психолога

Этикет (от фр. «ярлык», «этикетка») - это совокупность правил поведения, выражающих внешнее проявление отношения к людям. Он включает правила поведения в общественных местах, манеры, одежду, обхождение с окружающими, формы приветствия и т. д.


Профессиональный этикет психолога является формой делового общения, которая позволяет ориентироваться в ситуациях межличностного взаимодействия, связанных с выполнением основных профессиональных функций. Выделяют ряд принципов этикета, отражающих моральные требования к культуре отношений специалистов «помогающих» профессий, в том числе, психологов: принцип гуманизма, принцип целесообразности действий, принцип эстетической привлекательности, принцип учета культурных традиций.

Принцип гуманизма требует от психолога уважения к человеку, признания достоинства его личности, доброжелательного к нему отношения. Этот принцип воплощается в таких требованиях к поведению специалиста, как вежливость, тактичность, чуткость, внимательность, точность, скромность: вежливость - это соблюдение принятых в обществе правил приличия; тактичность проявляется в чувстве меры, которое нужно соблюдать во взаимоотношениях с людьми; чуткость - это понимание переживаний человека, умение улавливать оттенки его настроения; внимательность предполагает подлинный интерес к клиенту, его проблемам, заботу о нем; точность - это обязательность, верность данному слову; скромность - умение нс переоценивать свою значимость, умеренность в требованиях по отношению к другим и повышенная требовательность к себе.

Принцип целесообразности действий предполагает наличие у психолога умения творчески использовать правила этикета применительно к конкретной ситуации, нс доставлять своими действиями неудобств окружающим и себе.

В соответствии с принципом эстетической привлекательности поведение и внешний вид специалиста (т. с. форма) должны сочетаться с лучшими человеческими качествами (т. с. внутренним содержанием).

Принцип учета культурных традиций предполагает, что в условиях интенсификации межкультурных контактов при взаимодействии с клиентом психологу следует учитывать его этническую принадлежность, особенности обычаев и традиций его культуры.

Деловой этикет выполняет следующие функции в профессиональной деятельности психолога: ориентирует специалиста и клиента на достижение взаимного результата; задаст правила, облегчающие взаимопонимание между психологом и клиентом в процессе общения; способствует более эффективному разрешению сложных ситуаций, спорных вопросов; формирует имидж участников взаимодействия. В свою очередь «формирование имиджа строится на фундаментальных принципах: принципе детерминизма, принципе единства сознания и деятельности, принципе развития личности».