Файл: 1. Теоретические основы профессиональной культуры и этики педагогапсихолога 5.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развернутый перечень функций педагогической этики также включает:
регулятивную функцию, которая обеспечивает согласование сферы нравственного сознания, этику взаимоотношений во всех областях профессиональной деятельности;
формирующе-воспитательную функцию, которая обусловлена присущей моральным нормам способностью влиять на формирование нравственного потенциала отдельного человека;
познавательную функцию, которая связана с отражением в индивидуальном сознании педагогических моральных ценностей, накопленных человечеством в сфере многовековой практики обучения и воспитания.
Кодекс педагогической этики определяет совокупность требований, опирающихся на принципы педагогической морали. Эти требования в идеале должны стать нравственной нормой содержания повышения квалификации для каждого конкретного педагога. В его основе лежит целый ряд принципов: ненасилия; паритетности взаимоотношений; безусловной любви воспитателя к воспитаннику; оптимальной требовательности и уважения; опоры на положительные стороны в обучаемом; создание условий для личностной самореализации участников образовательного процесса; компромиссности спорных решений.
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия, данная педагогом, и ответная реакция учащегося находятся на разных уровнях нравственной зрелости, что налагает на педагога особую ответственность.
Педагогический долг - это категория педагогической этики, в которой концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к исполнению им профессиональных обязанностей. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя, в которой находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду.
Педагогический такт - это чувство меры в поведении и действиях учителя, позволяющее ему предвидеть объективные последствия собственных поступков и его субъективное восприятие другими участниками образовательного процесса. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога. Профессиональный такт, по утверждению О.А. Макушевой, проявляется: во внешнем облике педагога, в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку, не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников, в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации, в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к каждому учащемуся, в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в самокритичной оценке своего труда.
Педагогический авторитет - это статус педагога в коллективе учащихся и коллег, при помощи которого педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень педагогического авторитета определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и другими качествами, проявляемыми педагогом во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. В литературе описаны пути достижения педагогами ложного профессионального авторитета - такого отношения учеников к учителю, которое побуждает их быть потребителями готового опыта: авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет педантизма, авторитет резонерства, авторитет мнимой доброты. В отличие от перечисленных путей истинный авторитет педагога - это авторитет, который завоевывается действиями, методами и приемами, соответствующими моральным требованиям к личности педагога.
Охарактеризованные выше категории находят отражение в процессе повышения квалификации - в осознании педагогом норм поведения в контексте специфики той среды, в которой осуществляется его профессиональная деятельность. Собственная профессиональная активность педагога, а также условия ее осуществления являются основными факторами, определяющими его профессионально-этические качества.
Профессионально-этические качества представляют собой группу качеств, детерминирующих профессиональную деятельность с учетом общепринятых морально-этических норм и принципов, интегрированных в профессию с учетом ее специфики и с учетом уровня сформированности гуманных способов, форм, правил поведения, ценностных ориентаций, основанных на профессиональных знаниях. В самом общем виде можно выделить три группы таких качеств, которые взаимосвязаны друг с другом, но тем не менее обладают определенной степенью независимости друг от друга: 1) знания о нормах морали вообще и профессиональной морали в частности; 2) нравственная регуляция взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса; 3) нравственный компонент саморегуляции личности педагога.
Согласно подходу, предлагаемому Л.М. Шаровой, профессионально-этическая культура педагога представляет собой систему профессионально-этических качеств и профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями профессионально сформированной личности. Ее функции (аксиологическая, регулятивная, нормативная, воспитательно-трансляционная) определяют ее функциональные компоненты: а) аксиологический (совокупность педагогических ценностей), б) технологический (способ педагогической деятельности), в) творческий (проявление и направленность педагогического творчества), г) личностный (способ реализации сущностных сил конкретного индивидуума) [16, с.19].
По мнению З.Т. Ахмедовой, профессионально-этическая (профессионально-нравственная) культура охватывает специальные знания, умения и навыки, способность к творческой деятельности, к восприятию нового, к изменению стереотипов; активную жизненную позицию, направленную на создание нового, перспективного. В качестве ее структурных компонентов выделяются: 1) уровень профессиональных и этических знаний, степень их осмысления, глубина убеждений; 2) моральные чувства, которые характеризуют отношение к профессиональной деятельности (честь, гордость, достоинство); 3) наличие навыков и умений реализации этических норм деятельности (профессионализм, мастерство); 4) деловая культура и деловой профессиональный этикет [2, с.25].
На основании анализа научных исследований выделено три уровня развития профессионально-этической культуры:
приспособительный уровень характеризуется тем, что ценности профессии не являются для человека, выполняющего педагогическую работу, личными нравственными принципами, он придерживается их только под влиянием внешнего контроля; в этом случае поведение характеризуется шаблонным, стереотипным, негибким и нетворческим соответствием стандартам поведения, вытекающим из профессионально-этического кодекса педагога;
осознанный уровень характеризуется пониманием целей, задач и ценностей профессии; исходя из осознанной необходимости, человек начинает стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональном и личностном планах, постепенно приближаясь по своим качествам к требуемой профессионально-этической модели педагога, а в своей системе нравственных ценностных ориентаций - к профессионально-этическим ценностям, благодаря чему поведение в профессиональном взаимодействии становится более согласованным со стандартами, но в то же время в основе лежит внутренняя мотивация и интерес к творческому осмыслению и реализации профессиональных норм;
творческий уровень характеризуется высокой степенью сходства личной иерархии ценностей педагога по содержанию и приоритетам с нормативной системой профессионально-этических ценностей; педагог, находящийся на творческом уровне развития профессионально-этической культуры, работает и живет, используя профессионально-этические нормы в качестве своего нравственного фундамента, направляющего ориентира профессиональной деятельности.
Профессионально-этическая культура педагога - это динамичное образование, профессионально-этические качества педагога поддаются формированию и развитию.
В литературе описаны различные технологические подходы к формированию этических качеств педагогов. В частности, указывается на необходимость интеграции в подобной формирующей технологии таких компонентов, как: 1) блок профессиональных знаний, в том числе об этическом кодексе и гуманистических ценностях педагогической деятельности; 2) блок профессиональных умений и навыков, в том числе культуры педагогического общения; 3) блок формирования условий для творческой самореализации и саморазвития педагогов.
Для формирования профессионально-этических качеств педагога в период последипломного образования эффективно использование следующих технологий: 1) нравственное просвещение и этическое образование через передачу знаний об общих категориях этики, истории нравственности и различных этических воззрений, содержании профессионально-этического кодекса и гуманистических ценностях профессиональной педагогической деятельности; 2) моделирование педагогических ситуаций, связанных с проблемами морального выбора; 3) создание условий для творческой самореализации и саморазвития педагогов (предоставление им возможности для публикаций научных статей, проведение научно-практических конференций и конкурсов и др.).
Необходимо отметить, что профессиональная этика - это нравственное самосознание человека, рассматриваемого в качестве представителя своей профессиональной группы, для которой характерны те или иные нормы, принципы, идеалы, а также формы практического поведения и механизмы, способствующие их передаче (ритуалы, традиции и т. п.). Представленные различные подходы к пониманию профессионально-этических качеств, формирующихся в процессе повышения квалификации и профессиональной деятельности, свидетельствуют о значимости данной проблематики для теории и практики профессиональной подготовки учителя, а также системы непрерывного профессионального образования.
Заключение
В современном обществе все более актуальной становится задача подготовки не просто знающего, а высококультурного педагога-психолога. Профессиональная культура современного педагога-психолога - это сложный многокомпонентный феномен и, как показывают дискуссии в научном сообществе, понимаемый зачастую целостно и интуитивно. Культура является предметом исследований философии, культурологии, психологии, истории, искусствознания, лингвистики, экономики, педагогики, политологии и других наук. В научной литературе существует большое количество разнообразных определений понятия «культура» в зависимости от подходов к ее изучению.
Важнейшим фактором формирования профессиональной культуры педагога является мотивация педагогической деятельности. Для педагогической деятельности характерно решение многообразных задач в виде различных поведенческих реакций, непосредственной причиной которых является мотивация. Внутренняя мотивация педагогической деятельности складывается из удовлетворения, которое приносит сама деятельность (социокультурное пространство профессии, процесс и результат работы), понимания се общественной полезности, а также потребностей самого человека (интерес, самореализация, развитие, личностный рост, ощущение нужности, самоутверждение, творчество и др.).
Внешняя мотивация опосредованно связана с процессом труда через материальное стимулирование, государственную политику/идеологию, карьерный рост, одобрение/критику со стороны коллег или администрации, специфику социально-профессиональных отношений (престиж, статус, признание).
Именно мотивация, как элемент образовательного процесса, является наиболее изменчивым образованием, на которое оказывают влияние внутренние и внешние факторы, создавая специфическую полимотивированность педагогической деятельности. Следовательно, активизация различных мотивационных факторов как при подготовке будущих педагогов, так и в процессе реальной педагогической деятельности будет обеспечивать постоянное и постепенное формирование профессиональной культуры педагога-психолога. Придает оптимизма то, что сформированные ранее (в процессе обучения) культурно-ценностные педагогические ориентиры в большинстве случаев остаются неизменными.
На основе сказанного можно сформулировать промежуточный вывод, который в свою очередь нуждается в дальнейшем исследовании: профессиональная культура выступает в роли стабилизирующего фактора профессионально-педагогической деятельности.
Библиографический список
-
Андриянова M. E. Педагогическая практика как средство повышения качества подготовки педагогов-психологов И Вести. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. : Педагогика и психология. - 2019. - № 1. - С. 108-113. -
Ахмедова З.Т. Научно-педагогические условия обеспечения профессионально-нравственной направленности специалистов инженерно-технического профиля // Теория и практика общественного развития. – 2019. – № 3. -
Дарвиш О. Б. Подготовка педагогов-психологов и социальных педагогов к реализации совместной деятельности в системе образования И Педагогическое образование: вызовы XXI века : материалы VIII Междунар, науч.-практ. конф. : в 2 ч. - Рязань : Концепция, 2019. - С. 27-31. -
Еремкина О.В. Развитие профессиональной культуры специалиста в системе педагогического образования и педагогической деятельности // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 4 (48). С. 97-105. -
Каширина Н.В., Корепанова Е.В., Щугорева Н.В. Внедрение инновационных педагогических технологий в практику образовательной деятельности И Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 200. -
Корепанова Е.В., Бурашникова Е.Э. К вопросу о профессионально-значимых и личностных качествах руководителя школы в современных условиях // Наука и Образование. 2018. Т. 1. № 1. С. 17. -
Корепанова Е.В., Волкова Т.А. Психолого-педагогические особенности деятельности вожатого в ДОЛ // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 133. -
Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогическое общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. №4 (78). С. 91-99. -
Корепанова Е.В., Кожанова Е.В. Формирование культуры учебного труда у студентов // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 137. -
Корепанова Е.В., Логунов И.Л. Кадровый потенциал педагогических работников системы дошкольного образования // Наука и Образование. 2019. Т. 2. №2. С. 174. -
Корепанова Е.В., Порошина В.С. Психолого-педагогическая помощь в сохранении психологического здоровья дошкольников // Наука и Образование. 2019. Т. 2. №2. С. 176. -
Корепанова Е.В. Перспективы развития экологической педагогики в контексте Индустрии 4.0 // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0: материалы Международной научной школы, организованной при финансовой поддержке Администрации Тамбовской области. Мичуринск. 2017. С. 8-13. -
Манаенкова М.П. К проблеме формирования речевой компетенции студентов в условиях высшей школы // Социально-экономические явления и процессы. 2020. № 2. С. 154-156. -
Попкова Е. В. Формирование профессиональной культуры педагога в системе повышения квалификации / Е. В. Попкова, А. Е. Гелясин // Современные технологии образования взрослых : сб. науч. ст. / ГрГу им. Я. Купали ; редкол. : Т. А. Бабкина (гл. ред.) [и др.]. - Гродно : ГрГу, 2019. - С. 193-194. -
Чемерилова И. А. Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с семьей как приоритетное направление профессиональной подготовки // Развитие экспортного потенциала высшего образования: содержание, опыт, перспективы : материалы XI Междунар, учеб.-метод. конф. / под ред. А. К). Александрова, Е. Л. Николаева, А. М. Шамсиева, Ш. А. Юсупова. - Чебоксары : Чуваш, гос. ун-тим. И. Н. Ульянова, 2019. - С. 291-295. -
Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Брянск, 2019. – 19 c. -
Яньшина (Блаженко) Л.В. Профессиональная культура педагога-психолога // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Калининград. 2019. С. 157-161.