Файл: 1. Теоретические основы профессиональной культуры и этики педагогапсихолога 5.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важными составляющими профессионального этикета психолога являются речевой этикет, а также невербальные средства общения и его внешний образ. Речевой этикет - это культурно-специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устных формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях контакта с собеседником [17, с.158].
В нашей культуре исторически сложились следующие правила речевого этикета:
1) тактичность - умение избегать вопросов, задевающих достоинство человека, оскорбительных фраз и намеков;
2) предупредительность - способность предвидеть возможные вопросы и замечания собеседника, внимательность к нему, даже если он является оппонентом в споре;
3) терпимость - спокойное отношение к расхождению во мнениях и оценках;
4) доброжелательность - подбор нужных слов, спокойная интонация, готовность к разрешению имеющихся противоречий.
Особенно важно соблюдать правила речевого этикета на первом этапе взаимодействия психолога с клиентом: при приветствии собеседника и ответе на приветствие. Успешному взаимодействию способствуют «золотые слова» - комплименты, которые содержат небольшое преувеличение качеств собеседника. Уверенности в общении придаст умение специалиста использовать вежливые формы отказа («это нс в моих силах», «к сожалению, нс я решаю такие вопросы»). Психологу также важно уметь поддержать человека в случае неудачи («нс огорчайтесь», «вы справитесь» и т. д.). Позитивной оценке клиентом профессиональных качеств психолога содействует его языковая культура: умение правильно ставить ударение в словах, отсутствие в речи слов-паразитов, призвуков.
Профессиональное общение психолога часто осуществляется опосредованно, с помощью мобильных средств связи. Существует парадокс телефона: с одной стороны, это одно из самых эффективных средств экономии времени; с другой стороны, это один из самых распространенных поглотителей времени. Поэтому психологу следует руководствоваться следующими принципами телефонного этикета: мобильный телефон может быть использован для передачи информации, а нс для общения; во время делового взаимодействия мобильный телефон должен быть отключен.
При выстраивании взаимоотношений с клиентом психологу следует помнить, что поведение каждого человека имеет нс только рациональную составляющую, которая представлена в речи, но и иррациональную, которая проявляется посредством использования невербальных средств общения. Поэтому успешная профессиональная деятельность практического психолога невозможна без совершенствования умения правильно воспринимать информацию, передаваемую клиентом с помощью мимики, жестов, движений, поз и умения правильно использовать невербальные средства коммуникации в процессе профессионального взаимодействия.
Для установления и поддержания контакта с клиентом психологу необходимо: научиться читать и использовать язык мимики и жестов, использовать синхронность движений; применять адекватные ситуации позы, манеру держаться, интонацию; использовать канал восприятия информации, характерный для клиента.
Важным элементом профессионального этикета психолога является формирование у клиента своего профессионального образа, четкая самопрезентация. При этом следует привлечь внимание к особенностям своего внешнего облика, поведения, речи и сформировать у человека позитивное, целостное, непротиворечивое представление о себе.
Психологу в рамках самопрезентации уместно рассказать о принадлежности к определенной психологической школе, особенностях методики своей работы, имеющихся публикациях, сертификатах, подходах к решению поставленной задачи. Клиентом хорошо будет воспринята демонстрация психологом уверенности в своих силах, успехе разработанной программы; легкость и непринужденность в общении; обаяние.
Этикет как внешняя форма культуры поведения должен сочетаться с внутренней культурой специалиста. Разрыв между ними является следствием морального несовершенства психолога и может приводить к серьезным проблемам в его профессиональной деятельности.
2. Процесс формирования профессиональной культуры и этики педагога-психолога
2.1. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов
Профессиональное образование связано с формированием и развитием определенных общекультурных профессиональных компетенций специалистов. Компетентностная модель выпускника высшего профессионального образовательного учреждения четко регламентируется описанием основной образовательной программой, учебным планом.
Профессиональная компетентность, по нашему мнению, является интегральным образованием личности и проявляется в ее знаниях, умениях, навыках, опыте, личных свойствах, обуславливающих готовность индивида к выполнению профессиональной деятельности. Профессиональное становление личности включает следующие основные этапы: профессиональное самоопределение, профессиональную деятельность, профессиональный рост в выбранной сфере, формирование профессиональной компетентности. Существенную роль в формировании профессиональной компетентности играет ценностно-смысловая сфера специалиста. Это объясняется тем, что профессиональная деятельность относится к числу основных средств построения собственного жизненного пути личности. Вместе с тем, построение такого пути будет успешной при условии, что профессиональная деятельность вступит личностного смысла. Профессиональная компетентность предполагает сформированность у человека внутренней мотивации к качественному выполнению ею профессиональных задач, наличие профессиональных ценностей.
Программа формирования у студентов ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности включает, по И. Веху, составление студентом «образа себя - как профессионала». Составление «образа себя-как профессионала” является ключевым, поскольку выработка образа будущей профессиональной деятельности и образа себя в ней задает перспективу собственного становления будущего специалиста и повышает ценность избранное профессионального пути. Мыслительной переноса себя в будущее и создание «образа себя-как профессионала» осуществляется с опорой на активное воображение, яркость воображаемого образа. В образ будущей профессиональной деятельности студенту нужно внести известные знания о себе, о своих способностях, личностных качествах, психофизиологические особенности и их соответствие выбранной профессии.
Профессиональная подготовка студента должна предусматривать формирование у него профессиональнозначимых личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности (инициативы, сотрудничества, способности работать в группе, коммуникативных способностей, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, решать проблемные ситуации, выбирать оптимальные стратегии поведения).
Профессиональная компетентность личности включает: социально-правовую компетенцию (умение взаимодействовать с социальными институтами и людьми); специальную компетенцию (готовность к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности); персональную компетенцию (способность к повышению профессиональной квалификации); аутокомпетентность (адекватные представления о собственных социально психологические характеристики); профессионально-значимые качества личности, определяющие продуктивность деятельности, которые являются многофункциональными, а каждая специальность имеет их собственный набор. В этот перечень, по нашему мнению, целесообразно внести такую ключевую компетентцию, как компетентцию самообразования, которая способствовала самосовершенствованию, саморазвитию специалиста, активизировала его готовность к самостоятельной получения и пополнения знаний.
Таким образом, профессиональная компетентность личности представляет собой сочетание такого уровня сформированности профессиональных знаний, практических умений, профессионально-значимых личностных качеств в деятельности конкретного человека, дает ей возможность постоянно обеспечивать высокий конечный результат, достигать эффективной организации личной и коллективной работы, брать на себя ответственность за собственные решения. Она является результатом
основательной базовой подготовки специалиста, непрерывного повышения профессионального уровня и оказывается в готовности человека эффективно выполнять свои должностные и профессиональные обязанности.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» регламентирует содержание работы специалиста с учетом деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Важно формировать и развивать профессиональные компетенции будущих специалистов, направленные на выбор и применение конкретных психолого-педагогических технологий работы с различными группами контингента обучающихся: для испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, социально дезадаптированных несовершеннолетних, одаренных детей и др.
Формирование и развитие профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов, на наш взгляд, опирается на следующие принципы:
- принцип междисциплинарного и межведомственного подхода;
- принцип опоры на социальную ситуацию развития личности несовершеннолетнего;
- принцип единства достижения триединой педагогической цели: обучения, воспитания, развития;
- принцип опоры на межфакторность социализации личности несовершеннолетнего (единство школы, семьи, социальной среды);
- принцип опоры на развитие личностных ресурсов обучающихся и др.
Деятельность педагога-психолога имеет различные направления работы:
- С семьей обучающихся (родителями и законными представителями, прародителями, сиблингами и др.). Исследование И. А. Чемериловой, например, опирается на сотрудничество и партнерство с родителями школьников [15, с.294]. Определена компетенция консультировать родителей по вопросам психического развития детей, помогать им в освоении образовательных программ, оказывать помощь и поддержку в складывающихся взаимоотношениях с детьми и педагогами, решать задачи повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей.
- С несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом. Так, Ж. 3. Торибаева определяет компетенцию по стабилизации стрессовых состояний обучающихся, развитие нормативных форм поведения.
- С обучающимися различных возрастных групп. В работах М. Е. Андрияновой обозначены компетенции поиска новых методов и форм взаимодействия с детьми и взрослыми, а также готовности к экспериментально-методической работе как с группой детей и взрослых, так и индивидуально с каждым.
- Содействие обучающимся в их успешной социализации и развитии. Интересным представляются работы О. Б. Дарвиш о совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Так, обозначено, что «одним из факторов успешной реализации профессиональной роли педагога-психолога, социального педагога является их психологическая устойчивость, положительная установка на свою профессию» [3, с.30].
Таким образом, формирование и развитие профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов в системе высшего педагогического образования связано с конкретными профессиональными компетенциями: предметными, коммуникативными, личностными, социальными и др. Данный процесс напрямую зависит от профиля профессиональной подготовки, который учитывается при описании образовательной программы профессиональной подготовки.
2.2. Развитее профессиональной этики педагога-психолога
Одним из основных требований к педагогу-психологу традиционно являлись глубина, объемность и всесторонний характер знаний, стремление к саморазвитию, углублению и расширению представлений об окружающем мире. Другое важнейшее требование - это знание психологии учащихся, учет их индивидуальности. Помимо этого педагог должен сам являться образцом нравственного поведения для учащихся, активным носителем нравственных убеждений.
Современная педагогическая этика столкнулась с рядом новых проблем, ранее не возникавших в педагогической деятельности. Появление этих проблем обусловлено, с одной стороны, распространяющейся тенденцией использования электронных средств обучения, благодаря которым взаимоотношения педагога и обучающегося принимают принципиально иной характер. С другой стороны, профессиональная педагогическая этика сегодня сталкивается с необходимостью осмыслять получающий все большее распространение «плюрализм подходов» в области обучения и воспитания. Различные этико-философские предпосылки, лежащие в основе разных подходов, приводят некоторых авторов к мысли о том, что педагогической этики как единой системы нравственных требований к педагогу не существует. Однако, на наш взгляд, такая точка зрения неправомерна, поскольку противоречит предназначению педагогической деятельности как таковой, которое заключается в подготовке подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям культуры. Педагогическая этика выполняет, как минимум, две основные функции - познавательно-просветительную и нравственно-воспитательную.