ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана: Этнические и социальные процессы | Школа: № 42 | |
Дата:10.11.2022 | ФИО учителя: | |
Класс: 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Тема урока: | Этногенез и этнические процессы в Казахстане | |
Тип урока: | Изучение новой темы; закрепление знаний и формирование умений и навыков по пройденной теме | |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке | 10.2.1.1 -использовать понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана; 10.2.1.2 -определять этапы этногенеза на территории Казахстана, выявляя преемственность этнических процессов | |
Цели урока | Определить этапы образования казахского народа, выявить премственность этнических процессов | |
Критерии оценивания | Применение: при объяснении этнических процессов на территории Казахстана использует понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос»; Навыки высокого порядка: определяет этапы этногенеза на территории Казахстана и объясняет преемственность этнических процессов |
Ход занятия.
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||
Начало урока (10 мин) | Организация атмосферы дружелюбия. 1.Приветствие, отметка присутствующих и отсутствующих. 2.Психологический настрой на изучение темы. 3. Приём «Ассоциации»- при показе слайдов. Знакомство с темой, её актуализация. Определение цели обучения и ожидаемых результатов. | - Приветствуют педагога и друг друга. -Слушают педагога, отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока и записывают в тетрадь. | ||||||||||||||||||
Середина урока (40 мин) | Педагог знакомит обучающихся с заданием и дескрипторами. Обучающимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника стр.69-72. (получают рабочие листы с заданиями). 1 задание. Прием «Пойми меня»(выполняется в паре) Обучающимся предлагаются таблица с терминами, которым они должны дать пояснение:
2 задание. Опираясь на текст учебника стр. 73-85, заполнить таблицу по вопросу «Характеристика основных этапов этногенеза казахского народа» (выполняется индивидуально).
3 Задание. Работа над текстом. Найдите в тексте основные понятия и запишите их в алфавитном порядке. проиллюстрировать основную мысль текста в виде схемы- кластера. Педагог заслушивает итоги работы, оценивает и подводит общий итог основного этапа. 1. Приём «ПОПС- формула»: позиция, обоснование, подтверждение, следствие(выполняется индивидуально) Вопрос:«Является ли культурно-генетический код основой нации»?(выполняется индивидуальнообучающимися 1 ряда) Позиция — Я считаю, что … Обоснование — Потому что … Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить … Следствие — Сформулируем вывод о том, что... . Обратная связь :взаимоценивание.. Рефлексия- вопросы. | – формулируют определение предлагаемых понятий; Обучающиеся группы работают индивидуально. Дескрипторы: -систематизирует материал, распределяя его в соответствии с этапами этногенеза казахского этноса -выделяет ключевые понятия и характеристики этапов этногенеза -формулирует чётко и кратко ключевые понятия и характеристики этапов -соотносит ключевые понятия и характеристики с каждым из этапов и поясняет свои действия. | ||||||||||||||||||
Закрепление Конец урока (20 мин) |
1. Миграционная концепция происхождения казахского народа (с сер.XVIII в. Рычков П., Броневской С., Маев Н. и др.) – предки казахов были недавними мигрантами и довольно поздно пришли на территорию Казахстана, а сам казахский народ не имеет отношения к древним насельникам региона и не ведет свое происхождение от индо-иранского субстрата.
2. Автохтонная концепция происхождения казахского народа (в нач.XIX в. Гавердовский Я., Толстов С. и др.) – предками казахов были древние насельники региона – индо-иранские и скифо-сакские племена. Казахи являются потомками андроновских племен эпохи бронзы, саков, усуней, гуннов и других древних племен.
. Домонгольское время сложения казахского народа (Левшин А., Вамбери А., Адильгереев Х., Ахинжанов М. и др.) – данная версия не подкреплена серьезными фактами и подвергается критике в научной среде.
2. Этнополитическая гипотеза (Вельяминов–Зернов В.) – вторая половина XV в. откочевка Джанибека и Гирея стала завершающим этапом процесса формирования казахского народа, с этого времени казахи становятся самостоятельным субъектом исторического процесса.
3. Казахская версия (Красовкий М.) – он датировал время появления казахов как самостоятельного народа концом XVI века, когда этноним «казах» окончательно стал самоназванием народа.
Казахи, как политически цельное, но этнографически и антропологически разное племя, состоящее из разных элементов (Ч.Валиханов, Н.Красовский, Н.Харузин и др.) – приурочивали образование казахского народа ко времени возникновения «политически отдельной общины» из разноплеменных родов независимо от их происхождения, «соединившихся вследствие общих интересов и известных обстоятельств в одно политическое тело».
2. Откочевка Джанибека и Гирея ускорила процесс сложения казахского народа (Т.Султанов) – завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических. Государственное объединение во вт.пол XV-XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс консолидации народности (К.Пищулина, Б.Кумеков).
Кочевой образ жизни и культурная обособленность казахов были прямо обусловлены типом хозяйства. Зависимость этногенетических процессов от типа хозяйства, то есть о ведущей роли типа хозяйства и образа жизни в процессе этногенеза – В.Бартольд, Н.Козьмин, Г.Грумм-Гржимайло, А.Чулошников, С.Асфендияров и др.
ВЫВОД: Таким образом, существующая историография казахского этногенеза и этнической истории может быть охарактеризована как весьма неоднозначная и противоречивая. В работах по проблеме этногенеза казахов в основном рассматривались динамика и преемственность этнических процессов во времени и их генеалогическо-родоплеменные аспекты. Весь процесс этногенеза трактовался преимущественно с этнополитической точки зрения и в конце концов сводился к возникновению казахской государственности. Тем самым вне сферы исследования оставались ключевые вопросы проблемы, в частности социокультурные параметры этногенеза и самое главное — механизмы этногенетического процесса интеграции и консолидации.