Файл: Этногенез и этнические процессы в Казахстане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел долгосрочного плана:

Этнические и социальные процессы

Школа: № 42

Дата:10.11.2022

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока:

Этногенез и этнические процессы в Казахстане

Тип урока:

Изучение новой темы; закрепление знаний и формирование умений и навыков по пройденной теме

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

10.2.1.1 -использовать понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана;

10.2.1.2 -определять этапы этногенеза на территории Казахстана, выявляя преемственность этнических процессов

Цели урока

Определить этапы образования казахского народа, выявить премственность этнических процессов

Критерии оценивания



Применение: при объяснении этнических процессов на территории Казахстана использует понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос»;

Навыки высокого порядка: определяет этапы этногенеза на территории Казахстана и объясняет преемственность этнических процессов

Ход занятия.

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Начало урока

(10 мин)

Организация атмосферы дружелюбия.

1.Приветствие, отметка присутствующих и отсутствующих.

2.Психологический настрой на изучение темы.

3. Приём «Ассоциации»- при показе слайдов. Знакомство с темой, её актуализация. Определение цели обучения и ожидаемых результатов.


- Приветствуют педагога и друг друга.

-Слушают педагога, отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока и записывают в тетрадь.

Середина урока

(40 мин)

Педагог знакомит обучающихся с заданием и дескрипторами.

Обучающимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника стр.69-72. (получают рабочие листы с заданиями).

1 задание. Прием «Пойми меня»(выполняется в паре)

Обучающимся предлагаются таблица с терминами, которым они должны дать пояснение:

Антропогенез




Этнос




Этногенез




Дифференциация




Ассимиляция




Трансформация





2 задание. Опираясь на текст учебника стр. 73-85, заполнить таблицу по вопросу «Характеристика основных этапов этногенеза казахского народа» (выполняется индивидуально).

Этапы этногенеза

Ключевые понятия и характеристики

Андроновский




Сакский





3 Задание. Работа над текстом. Найдите в тексте основные понятия и запишите их в алфавитном порядке.

проиллюстрировать основную мысль текста в виде схемы- кластера.

Педагог заслушивает итоги работы, оценивает и подводит общий итог основного этапа.

1. Приём «ПОПС- формула»: позиция, обоснование, подтверждение, следствие(выполняется индивидуально)

Вопрос:«Является ли культурно-генетический код основой нации»?(выполняется индивидуальнообучающимися 1 ряда)

Позиция — Я считаю, что …

Обоснование — Потому что …

Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить …

Следствие — Сформулируем вывод о том, что... .
Обратная связь :взаимоценивание.. Рефлексия- вопросы.




– формулируют определение предлагаемых понятий;


Обучающиеся группы работают индивидуально.

Дескрипторы:

-систематизирует материал, распределяя его в соответствии с этапами этногенеза казахского этноса

-выделяет ключевые понятия и характеристики этапов этногенеза

-формулирует чётко и кратко ключевые понятия и характеристики этапов

-соотносит ключевые понятия и характеристики с каждым из этапов и поясняет свои действия.


Закрепление

Конец урока

(20 мин)



1. Миграционная концепция происхождения казахского народа (с сер.XVIII в. Рычков П., Броневской С., Маев Н. и др.) – предки казахов были недавними мигрантами и довольно поздно пришли на территорию Казахстана, а сам казахский народ не имеет отношения к древним насельникам региона и не ведет свое происхождение от индо-иранского субстрата.
2. Автохтонная концепция происхождения казахского народа (в нач.XIX в. Гавердовский Я., Толстов С. и др.) – предками казахов были древние насельники региона – индо-иранские и скифо-сакские племена. Казахи являются потомками андроновских племен эпохи бронзы, саков, усуней, гуннов и других древних племен.
. Домонгольское время сложения казахского народа (Левшин А., Вамбери А., Адильгереев Х., Ахинжанов М. и др.) – данная версия не подкреплена серьезными фактами и подвергается критике в научной среде.
2. Этнополитическая гипотеза (Вельяминов–Зернов В.) – вторая половина XV в. откочевка Джанибека и Гирея стала завершающим этапом процесса формирования казахского народа, с этого времени казахи становятся самостоятельным субъектом исторического процесса.
3. Казахская версия (Красовкий М.) – он датировал время появления казахов как самостоятельного народа концом XVI века, когда этноним «казах» окончательно стал самоназванием народа.
Казахи, как политически цельное, но этнографически и антропологически разное племя, состоящее из разных элементов (Ч.Валиханов, Н.Красовский, Н.Харузин и др.) – приурочивали образование казахского народа ко времени возникновения «политически отдельной общины» из разноплеменных родов независимо от их происхождения, «соединившихся вследствие общих интересов и известных обстоятельств в одно политическое тело».
2. Откочевка Джанибека и Гирея ускорила процесс сложения казахского народа (Т.Султанов) – завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических. Государственное объединение во вт.пол XV-XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс консолидации народности (К.Пищулина, Б.Кумеков).



Кочевой образ жизни и культурная обособленность казахов были прямо обусловлены типом хозяйства. Зависимость этногенетических процессов от типа хозяйства, то есть о ведущей роли типа хозяйства и образа жизни в процессе этногенеза – В.Бартольд, Н.Козьмин, Г.Грумм-Гржимайло, А.Чулошников, С.Асфендияров и др.

ВЫВОД: Таким образом, существующая историография казахского этногенеза и этнической истории может быть охарактеризована как весьма неоднозначная и противоречивая. В работах по проблеме этногенеза казахов в основном рассматривались динамика и преемственность этнических процессов во времени и их генеалогическо-родоплеменные аспекты. Весь процесс этногенеза трактовался преимущественно с этнополитической точки зрения и в конце концов сводился к возникновению казахской государственности. Тем самым вне сферы исследования оставались ключевые вопросы проблемы, в частности социокультурные параметры этногенеза и самое главное — механизмы этногенетического процесса интеграции и консолидации.