Файл: Практическая работа 2 по теме Подходы к планированию, структурированию и содержанию деятельности из опыта работы региональных методических служб.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №2 по теме «Подходы к планированию, структурированию и содержанию деятельности: из опыта работы региональных методических служб» слушателя курсов Сиротиной Елены Николаевны.

Приоритетными ориентирами в обновлении подходов к организации системы обеспечения профессионального развития педагогов являются адресность, непрерывность и системность сопровождения.

В развитии системы сопровождения профессионального развития решаются задачи по обновлению подходов, механизмов на основе интеграции формального, неформального и информального образования, взаимодействия всех организаций, обеспечивающих развитие кадрового потенциала системы образования.

В системе сопровождения профессионального развития педагогических работников осуществляется:

– построение индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников на основе выявления профессиональных дефицитов педагогических работников;

– совершенствование предметных компетенций педагогических работников;

– развитие цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников;

– вовлечение педагогов в экспертную деятельность;

– формирование методического актива;

– поддержка молодых педагогов, реализация программ наставничества педагогических работников;

– организация сетевого взаимодействия педагогов (методических объединений, профессиональных сообществ педагогов) на региональном уровне;

– поддержка методических объединений и(или) профессиональных сообществ педагогов на основе системного анализа состояния и результатов их деятельности;

– и другие направления и механизмы сопровождения и поддержки роста профессионального мастерства педагогов и руководителей.

Непрерывность профессионального (педагогического) образования может быть достигнута на основе идеи интеграции формального, неформального и информального образования, а также идеи взаимодействия всех организаций, обеспечивающих развитие кадрового потенциала системы образования путем непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и повышения компетентности управленческих кадров.

Региональная модель научно-методического сопровождения педагогических работников включает:


– разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных дефицитов, изучения индивидуальных запросов и потребностей педагогических работников профессиональном развитии;

– организацию обучения педагогов по дополнительным профессиональным программам на основе сетевого взаимодействия и с поступательным переходом к модульно-накопительной системе;

– обеспечение педагогов методическими рекомендациями, материалами, в том числе сформированными в цифровой образовательной среде;

– организацию тьюторского сопровождения педагогических работников при реализации индивидуальных образовательных маршрутов развития профессиональных компетенций педагогических работников;

– информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования, образовательных событиях как возможности включения педагогов в формальное, неформальное, информальное образование;

– привлечение в образовательные организации выпускников образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, организацию профессиональных стажировок, поддержку педагогического наставничества и менторства в региональной образовательной системе;

– руководство деятельностью инновационных и экспериментальных площадок, выполняющих исследовательские задачи по обеспечению региональной системы образования передовыми педагогическими технологиями;

– организацию взаимодействия с методическими службами, методическими объединениями и профессиональными сообществами педагогов.

Научно-методическое сопровождение системно реализуется на разных уровнях и обеспечивается единством целей и задач, а также реализацией организациями-партнерами взаимодополняющих направлений деятельности:

– аналитическое;

– информационное;

– образовательное;

– организационно-методическое;

– консультационное.

Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, союзы, общественные организации) в качестве субъектов методической службы могут действовать на всех уровнях, в зависимости от их масштабности, активности.

Отдельное внимание необходимо обратить на региональных методистов

(региональный актив) – педагогов высокой квалификации, подтвердивших свой высокий методический уровень, включенных в региональный методический актив и участвующих в методическом сопровождении педагогов непосредственно в образовательных организациях, что наиболее эффективно можно организовывать путем сетевого взаимодействия.



Процесс методического сопровождения предусматривает планирование и реализацию системы различных событий, ситуаций, мероприятий по поддержке педагога и может содержать:

– посещение уроков (других занятий) и анализ деятельности педагога;

– консультирование педагогов;

– заседания методических объединений, групп;

– трансляцию педагогического опыта;

– освещение достижений науки и практики и др.

Организация методического сопровождения включает три основных

фазы:

1) подготовительная (диагностика и планирование);

2) основная (реализация запланированных действий);

3) оценочная (анализ результатов реализации).

При этом необходимо понимать, что основная фаза (2) должна подразумевать не только итоговую, но и промежуточные оценки (3), по результатам которых могут потребоваться коррективы в планировании (1).

Для достижения устойчивого результата повышения профессиональной компетентности педагогических работников необходимо последовательно реализовать их обучение по дополнительным профессиональным программ на основе требований профессиональных стандартов и с учетом результатов профессиональной диагностики.

Диагностика сформированности профессиональных компетенций осуществляется с согласия педагогического работника и подразумевает в первую очередь выявление профессиональных затруднений, имеющихся у педагога, однако не менее важно выявление и тех зон, где педагог проявляет наибольшие профессиональные успехи. Методическое сопровождение должно, помимо прочего, быть направлено на повышение мотивации педагогического работника, на повышение его профессиональной удовлетворенности, поэтому диагностика должна проводиться комплексно, учитывая как объективные факторы, так и субъективные, то есть, в качестве одного из ее инструментов должно быть получение обратной связи непосредственно от педагога (анкетирование, интервью, самоанализ, саморефлексия формирования собственной траектории и т. п.). Крайне важно, чтобы потребность в методическом сопровождении, в том числе проведении диагностики сформированности профессиональных компетенций, исходила от самого педагогического работника. В связи с этим одна из задач методической службы – формирование культуры саморефлексии и потребности в постоянном совершенствовании.


Предметом диагностики сформированности профессиональных компетенций, в зависимости от сферы профессиональной деятельности педагога (занимаемой им должности), могут быть следующие области:

– предметные знания;

– освоение методики;

– психолого-педагогическая компетентность;

– функциональная грамотность;

– применение информационно-коммуникационных технологий и др.

По результатам диагностики осуществляется планирование методического сопровождения, которое может подразумевать различные виды действий. Формализацию планирования исключительно важно осуществлять в виде индивидуального образовательного маршрута. Это оформленный в виде документа комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога, его личностные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования федерального и регионального уровней.

При реализации методического сопровождения в первую очередь молодых специалистов, педагогов с большим перерывом в работе, целесообразно применение наставничества.

Главным показателем эффективности системы методической работы должно стать состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью взаимосвязей между всеми ее уровнями и элементами. Интеграция в образовании позволит включать учителей и учеников в активный совместный творческий процесс.

В состав системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края входят субъекты научно-методической деятельности всех уровней: регионального, муниципального и уровня образовательной организации.



Уровни

Общероссийский

Региональный








Муниципальный


Школьный



Региональная модель сопровождения педагогических работников в Краснодарском крае.

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края









Институт развития образования Краснодарского края

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Центр научно-методической и инновационной деятельности











Региональный методический актив

Региональное учебно-методическое объединение









Муниципальное

управление образованием




Консультационно-методический центр

Районное методическое объединение учителей

Муниципальный тьюторский консультационный пункт