Файл: 8 Иррационалистическая философия. Философия жизни. Философия бессознательного. Философия жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8.3. Иррационалистическая философия. Философия жизни. Философия бессознательного. Философия жизни

50. Заполните пропущенные места.

Родоначальником иррационализма считают Артура Шопенгауэра (1788 – 1860 гг.). Мыслитель прославился тем, что был холостяком и пренебрегал элементарными благами, отличался резкостью суждений и вообще был мизантропом, так как с крайним недоверием и подозрительностью относился к людям. Шопенгауэр в серых тонах описывал окружающий его мир и в противоположность Лейбницу считал, что данный мир является “наихудшим из возможных миров”. Мыслитель вошел в историю философии как великий пессимист.

51. Прокомментируйте и дополните предложения.

Ключевая идея философии Шопенгауэра заключается в том, что мир пронизывает некая “мировая воля” – “воля к жизни”, которая без исключения проявляет себя абсолютно во всем через силы природы, подчиняя все, в том числе и разум.

Воля проявляет себя:

в мире физики через тяготение, магнетизм

в животном мире через борьбу за выживание

в мире человека воля служит источником беспредельного человеческого эгоизма

Прокомментируйте высказывания Шопенгауэра. “…воля на всех ступенях своего проявления, от самой низкой до самой высокой, совершенно лишена конечной цели, постоянно испытывает стремление, потому что в стремлении единственная ее сущность”.

Воля слепа, она не имеет цели, все люди – заложники этой слепоты и неизвестности.

“Животное узнает смерть только в смерти, человек в полном сознании приближается с каждым часом к своей смерти, и это заставляет подчас усомниться в смысле жизни даже того, кто еще не постиг в самой жизни ее характер вечного уничтожения. Главным образом, поэтому человек и создал философию и религию…

Отсутствие смысла и вытекающая отсюда невыносимость жизни толкает человека на создание философии и религии

В работе “Афоризмы житейской мудрости” (1851 г.) Шопенгауэр попытался сформулировать кодекс наставлений в счастливой жизни. Основное наставление – мир, окружающий человека, прежде всего, зависит от того, как сам человек его себе представляет.

52. Философия Шопенгауэра оказала влияние на другого знаменитого философа – Фридриха Ницше
(1844 – 1900 гг.), который представлял натуралистическое направление в философии жизни.

Заполните пропуски.

Основные его произведения.

“Так говорил Заратустра” (1883–84 гг.),

“По ту сторону добра и зла” (1886 г.),

“Человеческое, слишком человеческое” (1878– 80 гг.),

Веселая наука” (1882 г.),

“Воля к власти” (опубликовано посмертно).

№53. В истории европейской культуры Ницше выделял два начала – апполоновское и дионисийское.

Дайте определение данным началам.

Аполлоновское и Дионисийское начало – идея существования двух типов культуры и одновременно – двух начал бытия, олицетворяемых образами Аполлона и Диониса. Аполлоновское – это светлое, рациональное начало, Дионисийское – темное, экстатически-страстное, хаотическое, иррациональное.

Апполоновское

связано с греческим богом Аполлоном, олицетворяющим свет и гармонию.

Дионисийское

связано с богом Дионисом – богом радости, буйства, веселья.

54. Философия Ницше тесно связана духовно с русской литературой, в частности, с творчеством Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева.

Назовите персонажей русской литературы связанных идейно с творчеством Ф.Ницше.

Знаменитая идея Радиона Раскольникова – “тварь я дрожащая или право имею” из романа Достоевского “Преступление и наказание” имеет некие параллели с ницшеанской концепцией о сверхчеловеке. Базаров — персонаж романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” является приверженцем течения нигилизма и отрицает практически все принятые в обществе ценности.

55. Прокомментируйте высказывания Ницше.

“Прежде философы боялись чувств: уж не слишком ли мы отучились от этого страха? Нынче мы, сегодняшние и завтрашние философы, все до одного – сенсуалисты, не в теории, а в праксисе, на практике... “Воск в ушах” – это было тогда почти условием философствования; настоящий философ уже не слышал жизни, поскольку жизнь есть музыка, – он отрицал музыку жизни: старое суеверие философов, что всякая музыка есть музыка сирен. – Что ж, мы склонны нынче судить как раз наоборот…”

Ницше пришел к выводу, что греки принимали жизнь во всей ее природной естественности. Они ценили гармонию, красоту, силу, здоровье, а европейцы, в свою очередь Европейцы, разделили жизнь на добро и зло, тем самым отказавшись от самой жизни во всей ее природной полноте.



“Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью… В человеке ценно то, что он мост, а не цель”

Краеугольным понятием философии Ницше является сверхчеловек, который есть идеал сильной личности, преодолевающей повседневность мира и культ тихого рабского благополучия. Философ полагал, что современная ему Европа была наполнена господством ограниченного, посредственного большинства, которое не обладало ни моральными, ни творческими достоинствами. Ницше считает, что в человеке имеются животные черты, и главная цель его жизни — стремление стать сверхчеловеком, избавленным от ложных представлений, устаревшей морали, влияний дегенеративных учений и мировоззрений и животной природы.

“Государством зову я, где все вместе пьют яд, хорошие и дурные; государством, где все теряют самих себя, хорошие и дурные; государством, где медленное самоубийство всех называется – «жизнь» … Посмотрите же на этих лишних людей! Богатства приобретают они и делаются от этого беднее. Власти хотят они, и прежде всего рычага власти, много денег, – эти немощные! Посмотрите, как лезут они, эти проворные обезьяны! Они лезут друг на друга и потому срываются в грязь и в пропасть. Все они хотят достичь трона: безумие их в том – будто счастье восседало бы на троне! Часто грязь восседает на троне, а часто и трон на грязи”.

Анализируя данную цитату Ф. Ницше, можно сделать вывод о том, что государство, по его мнению, выступает, как большое зло. Причина этому непосредственное приравнивание данного института к общественно-политическому существованию общества. Зло, по его мнению, лежит в самой природе и сущности государства и является неискоренимым. Соответственно, в идеальном будущем Ф. Ницше государство, как форма человеческого бытия, должно будет исчезнуть. Как видно из мыслей великого философа, государство исчезнет только вместе с современным человеком, как биологическим видом, которому присуща именно такая форма общественной жизни, поскольку для человека именно такой институт может способствовать упорядоченности и стабильности общественной жизни, господства в ней четких границ.


Государство – это средство возникновения и продолжения того насильственного
социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного
культурного человека, господствующего над остальной массой.



”Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек”

Ницще говорит о том, что рухнули все когда-то основные ценности европейского общества.

“Мораль – это важничанье человека перед природой”.

У животных нет морали, они живут инстинктами и находятся в гармонии с природой. Людям моральные принципы необходимы, чтобы сосуществовать. Корни человеческой нравственности находятся у наших животных предков, ведущих стадный образ жизни. Чтобы выжить, наши предки (и в первую очередь, человекообразные обезьяны) должны были действовать сообща, всем стадом, помогая друг другу, идя на жертву, ради стада и не требуя от него за это вознаграждения.

56. Дайте определения понятиям.

Натурализм

всякая философская концепция, рассматривающая природу как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все «сверхъестественное»

Нигилизм

в широком смысле отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.д.

Иррационализм

философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного (рационального) познания действительности и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п. 

Волюнтаризм

Идеалистическое течение в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Культ силы

Культ силы — естественное представление о том, что сила человека имеет большое и положительное значение, сильных следует уважать. В простом понимании здесь учитывается только физическая сила, в более продвинутом — в целом внутренняя сила человека, наличие железного стержня, стальной воли и иных качеств, которые обеспечивают независимость человека от внешнего влияния.

Декадентство

направления в литературе и искусстве, характеризующегося утончённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом.



57. Заполните таблицу “Философия жизни: историческое и психологическое направления”.




Историческое направление

Психологическое направление

Представитель

О. Шпенглер (1880 – 1936 гг.), Г. Зиммель

Анри Бергсон (1859 – 1941 гг.)

Идея

Закат Европы” (1918 г.) - писал о том, что культура, так же, как и любой организм, проходит в своем развитии цикл (около 1000 лет) – рождение, развитие, расцвет, умирание. Культура умирает, так как на смену ей приходит ее могильщик – цивилизация, унифицирующая все культурные отличия.

Смех” (1900 г.), “Очерк о непосредственных данных сознания” (1899 г.), “Творческая эволюция” (1907 г.), “Введение в метафизику”, “Восприятие изменчивости”
писал о некой жизненной силе, жизненном порыве, которые управляют творческой эволюцией каждого организма.
развитие человеческого сознания, которое способно преодолеть узкие границы интеллекта и расшириться до интуиции, постигающей саму сущность жизни, ее первоначало, – одновременно и следствие развертывания жизненного порыва, и гарантия его дальнейшего развития. …
С этой точки зрения именно человек представляет собой цель, смысл эволюции”