Файл: Сценарий внеурочного мероприятия по русскому языку и литературе квест путешествие в страну русского языка и литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сценарий внеурочного мероприятия по русскому языку и литературе

КВЕСТ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ»

для учащихся 5 и 7 классов

Составитель: Морозова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» Кашира – 8, Московская область.

Адрес электронной почты: morozovani2013@yandex.ru
Цель: способствовать воспитанию чувства уважения к богатейшему русскому языку, к родной литературе, воспитанию толерантности.

Задачи:

Образовательная:

  1. способствовать формированию умения применять полученные знания в нестандартных практических задачах;

  2. формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка.

Развивающая:

  1. развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся;

  2. развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях;

  3. развивать коммуникативную компетенцию, культуру общения.


Воспитательная: объединить детей, доставить им удовольствие, способствовать сближению и организованности класса.
Место проведения: кабинет русского языка и литературы, территория школы – кабинеты, в которых будут располагаться города.
Оборудование: ручки, карандаши, листы, задания, названия городов, схема сказочной страны с названиями городов.

Игра-квест построена так, что предполагает переход от одного города к другому.

Правила игры: в игре принимают участие две команды (5 класс и 7 класс – в полном составе). Каждая команда будет иметь индивидуальный маршрут путешествия. Участники команды должны посетить все 6 городов, где будут предложены задания разного уровня сложности. Если испытания в городе прошли успешно, то ведущий команде отдаёт подсказку. Побеждает та команда, которая быстрее всех прибежит к финишу и соберёт правильно пословицу «Говори / по / делу,/ живи / по / совести».

Ход игры.

Учитель. Ребята! Вы любите путешествовать?! Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие по «Волшебной стране русского языка и литературы». В этой богатой стране много разных больших и маленьких городов. Чтобы нам с Вами побывать в каждом из них, необходимо отлично знать русский язык и литературу. Итак, друзья, давайте откроем для себя чудесный край Орфографии и Фонетики, прекрасную область Морфемики и Словообразования, загадочную территорию Морфологии, непредсказуемую область Синтаксиса и много-много интересных городов этой страны!


Учитель. К нам в школу пришла посылка, адресованная ученикам 5 и 7 классов. Давайте откроем посылку. (В посылке дети 5 - 7 классов находят письма).

Текст письма: «Дорогие ребята, обращаются к вам жители сказочной страны. Мы просим вас помочь найти пословицу, которую похитили и спрятали неведомые злые силы. Карту сказочной страны вы найдете в одной из трех коробочек. Но имейте в виду, на всех коробочках написана неправда и открыть можно только одну коробочку. Так что будьте очень внимательны».

Дети рассматривают коробки: на 1-ой надпись – «План здесь», на 2-ой- «Здесь ничего нет», на 3-ей – «План в первой коробке».

Дети открывают второю коробочку и находят план.

Учитель. Итак, у Вас есть карта сказочной страны, отправляемся в путь.

1 «Ударный город» (В данном городе участникам предлагаются картинки (они висят на доске), в которых спрятаны слова. Участники должны возле каждой картинки записать слово и поставить в нём ударение. Команде предлагается 10 слов. Если участники ответили правильно минимум 7 слов, то подсказка им отдаётся).

Для 5 и 7 класса



бАнты



щавЕль




жалюзИ



звонИт



квартАл



сверлИт



свЁкла



столЯр



газопровОд




договОр




2 «Объединяющий город» (В данном городе участникам предлагаются карточки, которые необходимо соединить и составить фразеологизм. Команде предлагается 15 фразеологизмов или крылатых фраз. Если участники ответили правильно минимум 8 фразеологизмов, то подсказка им отдаётся).



Ахиллесова пята



Белая ворона



Биться как рыба об лёд



Бросать деньги на ветер



Вешать лапшу на уши



Вилами по воде писано



Вставлять палки в колёса



Глаза бегают



Заблудиться в трёх соснах



Открыть Америку



По горячим следам



Пришёл, увидел, победил



Развесить уши



Считать ворон



Тянуть кота за хвост


3 «Героический город» (В данном городе участникам предлагаются конверты с информацией: 1 конверт – карточки с именем автора, 2 конверт – карточки с названиями произведений, 3 конверт – карточки с иллюстрациями, 4 конверт – карточки пустые, в них участники должны будут самостоятельно написать 3 героев из произведения, 5 конверт – карточки с определением темы произведения. Команда сообща должна составить из карточек цепочки: автор, название, иллюстрация, герои, тема. Всю информацию разместить на доске. Если команда из 10 цепочек составляет 7, то ей отдают подсказку, чтобы в финале спасти пословицу).

Для 5 класса

Антоний Погорельский

«Чёрная курица, или подземные жители»



Алёша, курица Чернушка, учитель

Сказка о дружбе

и предательстве

Иван Сергеевич Тургенев

«Муму»



Герасим, собачка, барыня

Произведение о рабском смирении главного героя, олицетворяющего весь крепостной народ - немой и сильный.

Лев Николаевич Толстой

«Кавказский пленник»



Дина, Жилин, Костылин

Основная идея рассказа – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем не важно, какие условия, выход можно найти всегда. 

Русский народ

«Царевна – лягушка»



Царевич, Василиса Премудрая, царь, братья

Самое главное в этой сказке - это то, что если человек что-то сильно пожелает и будет все делать для достижения желаемого, то никакие препятствия на его пути не смогут его остановить. 



Русский народ

«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»



Иван, братья, чудо - юдо

Эта сказка о трех братьях, которые встали на защиту родины против поганого змея. Сказка о патриотизме и борьбе со злом. Сказка о победе и предусмотрительности главного героя.

Самуил Яковлевич Маршак

«Двенадцать месяцев»



Падчерица, месяцы, королева, мачеха

Популярная сказка о том, что нельзя изменить ход времени, и каждому явлению в жизни полагается свой черед. Чудеса случаются, если верить в них всем сердцем!

Александр Сергеевич Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»



Царица, царевна, Елисей, богатыри

Эта сказка об отношениях между родителями и детьми. А еще это сказка о долге и чести, о верности, об упорстве и настойчивости, о надежде.


Ханс Кристиан Андерсен

«Дюймовочка»



Жук, девочка, принц, ласточка

Добрая поучительная сказка, в которой крошечной девочке, рожденной из цветка, пришлось пройти немало испытаний, прежде чем обрести счастье. Это история о силе духа, доброте, настоящей дружбе и любви.



Шарль Перро

«Золушка»



Мачеха, сёстры, отец, принц

Поучительная сказка о доброй, красивой девушке, которая, несмотря на происки злой мачехи и сестер, оказалась на королевском балу, завоевала сердце принца и стала его женой.

Владимир Галактионович Короленко

«В дурном обществе»



Вася, Валёк, Маруся, Тыбурций

Мальчик из богатой семьи заводит дружбу с бездомными и нищими. Он видит жизнь с самой неприглядной стороны, но это не пугает его. 




Для 7 класса

Александр Сергеевич Пушкин

«Дубровский»



Троекуров, Дубровский, Маша, Владимир

Одна из самых драматичных и лиричных повестей русской классической литературы о любви и верности, чести и достоинстве, благородстве и справедливости.

Александр Степанович Грин

«Алые паруса»



Ассоль, Грей

Трогательное, романтическое произведение о возвышенной, всепобеждающей мечте, дающей силы жить и верить в лучшее. Это история о том, что истинно любящий человек способен сотворить чудо своими руками.

Валентин Григорьевич Распутин

«Уроки французского»



Учительница, герой, мама

Трогательная история о взаимоотношениях учительницы и ученика, благодаря которым мальчик получил жизненно важные уроки доброты, милосердия и человеческого участия.



Михаил Юрьевич Лермонтов

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»



Калашников, Кирибеевич, Иван Васильевич Грозный

Историческое произведение о справедливости, чести и верности. Противостояние главных героев приводит к трагическому финалу, однако именно он является единственно правильным с нравственной точки зрения.

Николай Васильевич Гоголь

«Тарас Бульба»



Андрий, Остап,

Тарас Бульба

Эпическое произведение о непростом для украинского народа периоде в истории, весь трагизм которого отобразился на семье старого казака.



Михаил Михайлович Пришвин

«Кладовая солнца»



Настенька, Митраша, собака Травка

Поучительный рассказ о взаимоотношениях брата и сестры, в котором показано, насколько важно слышать друг друга и идти на компромиссы.



Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»



Мужик, генерал, генерал

Данная сказка является сатирической, высмеивающей всю сущность чиновников в бюрократическом аппарате.

Максим Горький

«Детство»



Алёша, бабушка, Цыганок, дед Каширин

Автобиографическое произведение, в котором автор рассказывает о своих сиротских детских годах, проведенных в зажиточной семье родного деда в Нижнем Новгороде.


Сергей Тимофеевич Аксаков

«Аленький цветочек»



Настенька, чудище, две сестры

Красивая сказка о любви. Она учит тому, что ради близких людей, порой, приходится идти на жертвы, а за чудовищной внешностью может скрываться большое любящее сердце. Только добрые, честные и отзывчивые люди достойны самой высокой награды.

Самуил Яковлевич Маршак

«Двенадцать месяцев»



Падчерица, месяцы, королева, мачеха

Популярная сказка о том, что нельзя изменить ход времени, и каждому явлению в жизни полагается свой черед. Чудеса случаются, если верить в них всем сердцем!