Файл: Сергей Васильевич Рахманинов (1873 1943).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация произведения С.В.Рахманинова

«Неволя»

ученицы II курса

отделения хорового дирижирования

Камышниковой Эвелины

Воронеж

2011 г.

Сергей Васильевич Рахманинов

(1873 – 1943)


Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западно-европейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние, как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье.

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демьянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.



В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.


Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр —А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки.

Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897—1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра помогла ему выйти из кризиса.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая, как пианист и дирижёр.

Вскоре после революции 1917 года Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию. 1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США, похоронен на кладбище Kensico Cemetery.

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».



В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Музыкальные произведения Рахманинова

Концерт для фортепиано с оркестром (Оp.1) 
Vivace 
Andante 
Allegro vivace 

"Музыкальные моменты" для фортепиано (Op.16) 
No.2, Ми бемоль минор. Allegretto 
No.4, Ми минор. Presto 
No.6, До мажор. Maestoso 
Второй концерт для фортепиано с оркестром (Op.18) 

Прелюдии для фортепиано (Op.23) 
No.2, Си бемоль мажор. Maestoso 
No.4, Ре мажор. Andante cantabile 
No.5, Соль минор. Alla marcia 

Третий концерт для фортепиано с оркестром (Op.30) 
Allegro ma non tanto 
Intermezzo. Adagio 
Finale. Alla breve 
Прелюдия Соль диез минор (Op.32), No.12 

"Рапсодия на тему Паганини" (Op.43) 

Прелюдия До диез минор (Op.3), No.2 
Фортепианная пьеса "Баркаролла" (Op.10), No.3 
"Этюды-картины" (Op.33), No.6 
"Полет шмеля" (переложение для фортепиано) 
Соната для фортепиано (Op.36) 
Симфония No.2 (Op.27) 
"Русская рапсодия" 
Vocalise (Op.34), No.14 

Сочинения: Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр); 

солистов, хора и оркестра кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913); 

оркестра 3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940); 

фортепиано с оркестром 4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция 1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934); 

инструментальные ансамбли Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893);
 

фортепиано 2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Восточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917); 

фортепиано в 4 руки 6 пьес, ор. II (1894); 

2 фортепиано 2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01); 

хора с оркестром Три русские песни, ор. 41 (1926); 

хора а сappellа Литургия Иоанна Златоуста, ор. 31 (1910), Всенощное бдение, ор. 37(1915); 

голоса с фортепиано 6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916); 

и переложения (для фортепиано) своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов - Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки); 

хора с фортепиано 


Шесть хоров для женских или детских голосов. Ор.15 (1894-96):

«Славься» (сл. Н.Некрасова)

«Ночка» (сл. В. Лодыженского)

«Сосна» (сл. М. Лермонтова)

«Задремали волны» (сл. К. Романова)

«Неволя» (сл. Н.Циганова)

«Ангел» (сл. М.Лермонтова)

Шесть хоров – разнообразные по характеру и содержанию миниатюры – отличаются тонкой выразительной мелодикой, богатством ритмического рисунка.

«НЕВОЛЯ»


«Неволя» - 5 номер из цикла Шесть хоров для женских и детских голосов.

«Неволя» - одна из главных тем в творчестве Рахманинова. Очень много своих произведений Рахманинов посвятил теме о Родине. А точнее, тоске по родному краю. Ведь Сергей Васильевич долгое время жил за границей и в данном произведении он выражает всю скорбь и тоску, которая накопилась вдали от Родины.

«Неволя». Литературное содержание текста – своеобразная аллегория. Рахманинов связывает себя с «соловьем», который заперт в «золотой клетке». Композитор видит сходство между собой и птицей, которой даже золотая клетка не милее, чем родная рощица, где у соловья есть «милые деточки», где о нем «тужит подружка». Также Рахманинов: ему все не мило и, он еще не в одном произведении обращается к теме тоски по родному краю.

Строение произведения


Произведение «Неволя» написано для женского или детского хора с сопровождением. Музыкальная форма – 3-х частная простая.

I часть – период, состоящий из двух предложений. 4/4

Темп andantino (спокойно)

Интонационный и текстовый смысл отражает взволнованность, вопрос:

«Что ты, соловеюшко, корму не клюешь? Вешаешь головушку, песен не поешь?»

II часть в строфичной форме: menomosso (менее подвижно) и piumosso(более подвижно). 3/4

1 строфа - медленный рассказ (ответ на вопрос), где «соловей» повествует, как хорошо было ему в рощице весной. В партиях хора и аккомпанемента появляются триоли. На фоне выдержанного звука аккомпанемента поет хор, а на фоне выдержанного звука и в паузы в хоровых партиях в аккомпанементе звучат синкопы, по звуку отражающие плач.

После этого начинается подвижная 2 строфа. Эмоциональный пик II части. Появляются более контрастные динамические переходы, обогащается аккомпанемент, мелодический подъем у партий. Также как и в 1 строфе присутствуют триоли и синкопы.

III часть (реприза с изменениями) 4/4, 3/4, 2/4

animato (воодушевленно)

Изменение фактуры аккомпанемента придают оживленность, в отличие от I части.

(рисунок аккомпанемента)

Кульминация произведения

(Рисунок такта на 2/4 , ff)

В аккомпанементе появляются квинтоли и секстоли

(рисунок аккомпанемента в конце)


Разбор хоровых партий


Склад хорового письма – гомофонно-гармонический.

Женский или детский хор состоит из партий сопрано и альта.

Сопрано: Тесситура для голоса удобная, хотя и встречаются ноты высокого регистра. Но при правильном исполнении это не вызовет особых трудностей.

В основе I и III частей лежит поступенное движение мелодии с нижнего регистра в верхний, что может вызвать трудности в пении. Во II части сложный ритм, появляются случайные знаки альтерации, а на протяжении всего произведения частая (?) агогика (изменение темпа). Все это может составить трудность у хористов.

Альт: Тесситура для голоса удобная. Почти на протяжении всего произведения партия альта различна с партией сопрано в терцию. Мелодия выразительная, но неустойчивая, как бы изображая мятежность. В II части трудности могут быть интонационные как в своей партии, так и в ансамбле с партией сопрано. Также кратковременные отклонения и, следовательно, появление других знаков может составить препятствие.