Файл: Практическая работа по теме 1 Изучение фундаментальных основ современных технологий на уроках информатики и во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа по теме 2.1 «Изучение фундаментальных основ современных технологий на уроках информатики и во внеурочной деятельности»

Название работы:

Разработка практикумов для работы с исполнителем на уроках информатики в основной школе

1. Определите цели разработки практикума в виде планируемых результатов обучения прежде всего в контексте предметных целей обучения. Естественно, не следует забывать о личностных и метапредметных целях.

2. В соответствии с определенными целями выстройте содержания обучения в виде конкретных задач, которые должен научиться решать ученик. Это должна быть серия задач на отработку, например, использования одной из алгоритмических конструкций с постепенно усложняющимся содержанием.

3. Создайте заготовки задач для ученика. В этих заготовках могут быть в качестве подсказок элементы программного кода на алгоритмическом языке.

4. Для каждой задачи создайте серию обстановок, на которых эта задача будет проверяться

5. Обдумайте механизм проверки выполнения задания.

6. Напишите для каждого задания (в режиме учителя) тестирующий алгоритм.

7. Соберите в соответствии с инструкцией отдельные задания в «тетрадь»-заготовку рабочей тетради.

8. Проверьте работоспособность сделанного практикума.

Приложения:

  1. Статья К.Ю. Полякова о практикумах в КуМире в журнале «Информатика»

  2. М.А. Ройтберг «Практикумы в системе кумир» - инструкция для учителя Справочное руководство к системе КуМир

Цель разработки: изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

Методическая разработка составлена для проведения уроков информатики Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое исполнитель; СКИ Робота, среду исполнителя Робот;

  • что такое алгоритм ; в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры

  • алгоритмов; ⇒ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:


Учащиеся должны уметь:

  • понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления исполнителя Робот; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Занятие 1

Рассмотрим описание исполнителя.

Среда исполнителя: Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.

СКИ Робота: простые команды: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить.

Команды логические: (проверки условия)

сверху свободно снизу свободно

слева свободно справа свободно.

Логические связки: И,НЕ, ИЛИ:

Пример:(Не слева свободно) или (не справа свободно)

Команда ветвления: команда цикла:

если условие то нц пока условие

серия команд серия команд

всё кц

(В КИМах 2009 года команды Робота отличались от привычных детям, что приводило к путанице: )

Команда ветвления: команда цикла:

если условие то нц пока условие делать

серия команд серия команд

конец конец

Общий вид окна программы Кумир. Графическая среда Робота:

В КИМах демонстрационного варианта 2010 года формат команд изменен на привычный



Порядок создания алгоритма:

1.Командами Инструменты -Редактировать стартовую обстановку нарисовать на поле Робота стены и установить Робота в начальное положение.

2.Командами Робот- Сменить стартовую обстановку сохранить новую обстановку.

3.Командами Вставка- Использовать Робот указать исполнителя.

4.В окне документа записать алгоритм

, используя меню Вставка.

5.Командами Выполнение –выполнить непрерывно (или по шагам) запустить алгоритм.

6.Рассмотреть результат выполнения алгоритма и при необходимости произвести его отладку.

Занятие 2 (2 часа)

Тема: Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

Разбор задач КИМов с использованием исполнителя Робот.




использовать Робот

алг ким 2009

нач

если не снизу свободно

то вправо

все

если не снизу свободно

т о вправо

все

если не снизу свободно

то вправо

все

кон
использовать Робот

алг ким 2010

нач

если не снизу свободно

то вправо

все

если не снизу свободно

то вправо

все

если не снизу свободно

то вправо

все

кон


Занятие 3. Циклические алгоритмы.

Цель: раскрыть сущность понятия цикла в алгоритмах, показать формы записи циклов алгоритмах, дать навыки создания и записи циклических алгоритмов.
1.Составьте алгоритм, закрашивающий все внутренние клетки, прилегающие к стене.

и спользовать Робот

алг

нач

нц пока справа свободно

закрасить; вправо

кц

нц пока снизу свободно

закрасить; вниз

кц

нц пока не снизу свободно

закрасить; влево

кц

кон

2.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки между Роботом и стеной. Расстояние до стены неизвестно.

и спользовать Робот

алг

нач

нц пока справа свободно

вправо; закрасить

кц

кон

3.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки, находящиеся между двумя стенами.

использовать Робот

алг уч3

нач

нц пока (не сверху свободно) или (не снизу свободно)

вправо

если (не сверху свободно) и (не снизу свободно)

т о

закрасить


все

кц

кон

4.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки вокруг прямоугольной стены.
алг уч4

нач

закрасить;вверх

н ц пока не справа свободно

закрасить;вверх;

кц

закрасить;вправо

нц пока не снизу свободно

закрасить;вправо;

кц

закрасить;вниз

нц пока не слева свободно

закрасить;вниз;

кц

закрасить;влево

нц пока не сверху свободно

закрасить; влево;

к ц

кон

и спользовать Робот

алг

нач

вправо

нц пока не снизу свободно

закрасить; вправо

кц

закрасить; вниз

нц пока слева свободно

закрасить; влево

кц

нц пока не слева свободно

закрасить; вниз

кц

закрасить;влево;закрасить; вверх;

нц пока сверху свободно

з акрасить; вверх

кц

нц пока не сверху свободно

закрасить; влево

кц

кон