Файл: "Преодоление вредных привычек необходимое условие здорового образа жизни".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат

На тему: "Преодоление вредных привычек - необходимое условие здорового образа жизни"

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

1. Здоровье в образовательном процессе

2. Здоровье и здоровый образ жизни

3. Преодоление вредных привычек - необходимое условие здорового образа жизни

Заключение

Список литературы

Введение
Начало нового столетия, когда уклад жизни общества стал резко отличаться большей динамичностью, напряжённостью, одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки его к полноценной самостоятельной жизни. Организм человека не в состоянии самостоятельно меняться быстро, подстраиваться под нужный ритм развития социально-экономических, общественных перемен в жизни.
Противоречие между общественно-государственной потребностью в формировании здорового поколения и современными условиями жизни приводит к необходимости ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установку здорового образа жизни школьников. Прежде всего, целесообразна направленность воспитания и обучения для сохранения здоровья, формирования у школьников системы ценностей, культуры здоровья в целях активной и продолжительной жизнедеятельности.

1. Здоровье в образовательном процессе
Существуют группы детей , которые предпочитают как здоровый стиль поведения, так и поведение с риском для здоровья, так как у них не сформирована ценностно- мотивационная сфера личности. И значительная часть учителей осуществляет профессиональную деятельность в состоянии напряжения адаптационных механизмов или их срыва, что многие не выделяют здоровье как приоритетную личностную ценность, не владеют методами самодиагностики и саморегуляции состояний, не обладают системой знаний о здоровье, комплексом навыков и технологий сохранения и развития здоровья ученика и собственного здоровья. Отношение к здоровью субъектов педагогического процесса имеет большое значение и в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди других ценностей формируется мотивация к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.
Дети, живущие в северных регионах России, представляют собой одну из наиболее социально незащищенных групп населения. Как отмечают исследователи в области охраны здоровья населения в условиях Севера С.И.Береснев, А.В.Грибанов, Р.И.Данилова, В.Н.Чеснокова, Б.В.Устюшина, В.И.Прокопенко и др., развитие болезней на Севере имеет определенную специфику, связанную не только с особенностями геомагнитной среды, светового и холодового режимов, приливных и неприливных сил тяжести в северных широтах, но и сопутствующим психологическим стрессом. Все это способствует к снижению активности школьников в учебной деятельности, ретардации их психического и физического развития, ухудшению здоровья. В целом, можно отметить, что вопросы педагогического обеспечения здоровьесберегающей деятельности в школах Республики Саха (Якутия) не нашли должного отражения в теории и практике регионального образования.

Итак, подходы к проблеме сохранения и развития здоровья школьников характеризуются рядом противоречий между: потребностью общества в формировании здорового поколения и реальными условиями жизни и обучения учащихся; низким уровнем состояния здоровья обучающихся и недостаточной подготовленностью работников образовательного учреждения к сохранению и укреплению здоровь детей ; необходимостью подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности и недостаточной теоретической и практической проработанностью условий ее реализации. Изложенные противоречия определили актуальность избранной для диссертационного исследования.
Основы формирования и развития здоровой личности:
- здоровье - целостное физическое, интеллектуальное, нравственное состояние личности, ее морально-волевых, ценностно-мотивационных установок, способствующих повышению уровня функционального состояния организма в целом;
- фактором и условием развития здоровой личности выступает здоровьесберегающая среда в образовательном пространстве учебного заведения, где создаются условия, обеспечивающие оптимальный для гармоничного, интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития личности субъектов педагогического процесса психологический микроклимат, формирование у них потребности в вопросах ценности здоровья и в здоровом образе жизни.
Здоровьесбережение в образовательном пространстве педагогического вуза представляет собой многоплановый процесс, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности будущего педагога, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью школьников на основе осознания им личной ответственности, на приобретение ими знаний о состоянии, изменении соматического и психического здоровья, о путях и способах их сохранения и укрепления.
Разработанный проект здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве вуза направлен на гармоничное развитие личности студента и включает в себя определенные компоненты: целевой (развитие интеллектуальной, когнитивной и эмоциональной сфер личности); содержательный (совокупность формируемых в образовательной среде знаний, отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности); деятельностный (разработка и использование системы методов, средств и форм вариативной деятельности, создание индивидуальной траектории здоровьесбережения с учетом интересов, склонностей, потребностей, мотивов студента).


Определены этапы здоровьесбережения в образовательном процессе:
мотивационно-целевой (формирование устойчивой мотивации к здоровью и здоровьесбережению); этап усвоения теоретических знаний (логическое познание студентом самого себя, окружающей среды, социума, механизмов саморегуляции и эффективного взаимодействия с природой и обществом); операционно-деятельностный (выведение знаний о здоровье, отношений, оценки и ценностных ориентиров на поведенческий уровень); творческий (студент на основе активной деятельности в сфере собственного здравостроительства , располагая новым видением, новым решением, новым подходом, создает продукт собственной творческой деятельности, т.е. собственного здоровья).
2. Здоровье и здоровый образ жизни
Социальная работа позволяет решать широкий круг задач, социальной защиты. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большого комфорта, удовлетворительного питания и предоставление достаточного набора услуг. Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены - медицинской науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонение программ от принципа гигиенической обоснованности приводят к их ущербности и снижают их эффективность.
Любой аспект социальной работы касается сбережения здоровья и содействует ему. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, протезировании, доставке продуктов, об отоплении, устранении вредных привычек, улучшении экологии, качества, быта, установке телефона и т.п. - все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.
Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и ЗОЖ. Без таких представлений социальная работа неполноценна.
Существуют несколько определений понятия «здоровье». Однако все они характеризуют этот феномен односторонне либо поверхностно, и не раскрывают его физиологической сущности. Поэтому целевой параметр, на который ориентируется вся система
здравоохранения и формирования ЗОЖ населения, еще четко не определен. Однако неясность цели всегда порождает методические ошибки и обретает усилия на недоступную столетия. Медицина, государство в целом отдавали приоритет профилактике болезней, стремились создать здоровье здоровые условия труда и быта, привить населению ЗОЖ. Но эффективность была явно недостаточной. И в значительной мере от того, что усилия не имели четкой ориентации. Здоровый образ жизни практиковался как соблюдение набора правил, суть которых населением либо не понята, либо понята упрощенчески, поверхностно. Непонимание сути ЗОЖ сокращенно осознанное стремление его исполнять.
Итак, здоровье суть состояние широких функциональных возможностей организма, необходимых для нейтрализации влияния банальных факторов окружающей среды. Причем функциональные возможности рассматриваются нас физиологические резервы, объем которых может сокращаться или увеличиваться в зависимости от степени их тренированности. Последнее создается образом жизни как комплексом режимных моментов, а моментов исключающих или усугубляющих истощение названных резервов.
Разъясним физиологическую сущность тренировки, адаптации и комплексации, что позволит лучше понять целесообразность исполнения компонентов ЗОЖ и поможет сформировать осознанное стремление практиковать именно этот образ жизни.
С формальной точки зрения, ЗОЖ - это комплекс устойчивых полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку в юношеском или старшем возрастах едва ли рационально: мешают устлавшиеся нездоровые привычки и лень. В детстве же при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы, комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется прочно на всю жизнь. В дальнейшем только особо хаотичные и нездоровые условия жизни могут разрушить устоявшуюся систему привычек.
Четкое понимание феноменов здоровья. ЗОЖ, предболезни, болезни и профилактики формирует у будущих социальных работников конкретные ориентиры, на которые и должна исправляться социальная работа.
Здоровый образ жизни - единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

ЗОЖ - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля у жизни населения - важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.
За годы советской власти сделано многое в области формирования ЗОЖ у населения. Но массовым не стал. Не является он таковым и теперь. Более того, к традиционным проблемам формирования ЗОЖ добавились еще и проблемы сохранения статус-кво. Ибо в условиях экономического кризиса и массовой бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ, утрачиваются, становятся недоступными. Ведь на оплату водоснабжения, газинфакции, электроэнергии требуются немалые деньги, которых у многих просто нет.
ЗОЖ - это выработка у людей цепочки взаимосвязанных навыков и привычек. Надо добиться, чтобы человек автоматически выполнял правила в сфере быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными поступками и всегда придерживался при этом рекомендаций гигиенической науки.
Не следует прививать ЗОЖ с помощью незнаний и зазубривания - что полезно а что нет (это подходит только для несмышленых детей). Для детей же старших возрастов и взрослых нужно объяснить работу санологических механизмов организма, которые включаются и поддерживаются элементами ЗОЖ.
Например, следует объяснить, почему взбадривание утренней гимнастикой и водными процедурами рациональнее и предпочтительнее чем химическое взбадривание - крепким чаем или кофе, почему для здоровья нужна физкультура, а не изматывающий спорт и т.д.
Особенно четко надо прояснить, что в основе нездорового образа жизни лежат такие пороки человека, как лень, лукавство и др.
В отличие от прежних лет сейчас всем ясно, что ЗОЖ включает в себя и культуру увеселения (культуру отдыха и разрядки). У человека есть физиологическая обоснованная потребность отвлекаться на получение удовольствий. И надо, чтобы удовольствий было много. Но все они должны быть натуральными, естественными, а не искусственными (наркотическими). Нужны стереотипы сочетания пассивного, активного и праздничного видов отдыха.
Большое значение имеет воспитание культуры межличностных отношений, здесь кроется залог успешной охраны психического здоровья населения, да и физического тоже (все знают что и слово ранит, причем не только психику, но и сердце).