Файл: Методическая разработка классного часа для учащихся 811х классов Мы против насилия Кл рук 8 класса Ледвижко М. А. село Калкаман.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГУ «Средняя школа села Калкаман»

Методическая разработка классного часа

для учащихся 8-11-х классов

«Мы против насилия»

Кл.рук 8 класса

Ледвижко М.А.


село Калкаман
Цель: профилактика насилия среди учащихся, формирование у них активной жизненной позиции, основанной на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием, видами и причинами насилия.

  2. Развивать черты характера, присущие толерантной личности.

  3. Воспитать чувство ответственности за свои поступки.

  4. Побуждать оказывать помощь и сочувствие жертвам насилия.


Участники: учащиеся 8-11 классов

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, содержащая подборку файлов с фотографиями сцен насилия, листы, карандаши, ручки.

Предварительная работа: предложить 2-3 учащимся сделать компьютерный слайд-фильм (презентацию) на тему: «Насилие в нашей жизни».

План классного часа:

  1. Организационный момент. Сообщение темы.

  2. Информационный блок «Насилие: формы, виды и причины возникновения».

  3. Просмотр слайд-фильма «Насилие в нашей жизни».

  4. Выполнение упражнений «Мои чувства», «Копилка обид».

  5. Заключительная часть. Притча «Оставление обид».

  6. Подведение итогов, рефлексия.

  7. Памятка «Защити себя» (Приложение)



Ход классного часа

  1. Организационный момент. Сообщение темы классного часа.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям.

Педагог-психолог. Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо. Если бы так было всегда, то мы с вами жили бы в идеальном мире, где нет места конфликтам, ссорам, оскорблениям. Однако в настоящее время мы живем совсем в другом мире
, в мире, где привычным становится такое слово, как «насилие».

  1. Информационный блок «Насилие: формы, виды и причины возникновения».

- Как вы думаете, что такое насилие? Ведь мы часто встречаемся с этим словом в разных ситуациях, часто слышим его с экранов телевизора: «совершил насильственные действия по отношению к...», «насильник», и т.д. Что имеется в виду?

(Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, педагог-психолог поощряет высказывания и стимулирует активность школьников)

Наси́лие, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб].

Это определение соединяет преднамеренность и действительное совершение акта насилия, независимо от его результата. То есть угроза – это тоже насилие.

Во всём мире насилие ежегодно становится причиной смерти более 1,5 миллионов людей. На каждую насильственную смерть приходятся десятки случаев госпитализации, сотни выездов служб неотложной помощи и тысячи визитов к врачам. Помимо этого, насилие часто влечёт за собой пожизненные последствия для физического и психического здоровья пострадавших.

Цель насилия — завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Есть разные формы насилия. Каждая характеризуется по-своему. Давайте попробуем дать каждой определение.

Далее учащиеся приводят примеры разных форм насилия.

Формы насилия:

Физическое насилие – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли.

Психическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства человека, оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих ему вещей.

Эмоциональное – грубые окрики, оскорбления, постоянная критика, унижение чувства достоинства.

Экономическое – это лишение возможности распоряжаться средствами по своему усмотрению, когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, во всём ограничивают. Сюда относится вымогательство денег.



Сексуальное – изнасилование, пошлые домогательства, вульгарные выражения, склонение к сексуальным отношениям. Это вовлечение одним человеком другого без его согласия в сексуальные действия. Согласие несовершеннолетнего ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок в силу возраста не может предвидеть все негативные последствия данного действия.

Пренебрежение нуждами ребёнка - это отсутствие заботы со стороны взрослых о ребенке, ограничение в еде, лишение одежды, лишение медицинского ухода, лишение жилья.

Существует два вида насилия, словесное (вербальное) и физическое.

- Скажите, какая из всех перечисленных нами форм насилия оказывает самое большое влияние и почему?

Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком. Любые насильственные действия запрещены законом и наказываются административным и уголовным наказанием. Поэтому каждый человек имеет право на защиту от насилия.

- Как вы думаете, в каких документах говориться о защите прав ребёнка от насилия? (ответы учащихся)

1. Закон «О правах ребёнка»

2. Конвенция «О правах ребёнка»

3. Кодекс РК о браке и семье

4. Уголовный кодекс. Поэтому за защитой своих прав можно и нужно обращаться в милицию, суд, прокуратуру.

Но если насилие запрещено, то откуда же тогда оно возникает? Где может совершаться насилие?

Насилие в семье — систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

Насилие совершается и в молодежной среде.

Насилие может быть и в образовательном учреждении.

- Скажите, пожалуйста, кто может совершать насилие? (ответы учащихся).

- Насилие могут проявлять взрослые или дети по отношению друг к другу, родители по отношению к детям, учитель к ученику, ученик – к учителю. Группа людей может совершать насилие по отношению к одному человеку, тогда говорят о групповом насилии.

Упражнение «Фоторобот»

Там где есть насилие, всегда есть насильник и жертва. Сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Мы будем составлять фотороботы насильника и жертвы. Одной группе нужно нарисовать портрет насильника, другой – портрет жертвы. Затем каждая группа рассказывает о своем рисунке. (
Учащиеся выполняют упражнение).

Как вы думаете, почему одни люди выступают в роли насильника, а другие - в роли жертвы? (ответы учеников).

Жертвами насилия часто становятся самые незащищенные, слабые люди: женщины, дети, старики, инвалиды. Среди молодых людей чаще всего подвергаются те, кто имеет физические отличия от других (низкий рост, рыжие волосы, оттопыренные уши), тот, кто не может постоять за себя; это могут быть дети из малообеспеченных семей.

Скажите, пожалуйста, а почему некоторые люди способны проявлять агрессию, насилие, унижать других, быть в роли насильника? Как вы думаете, что заставляет их так поступать? (ответы школьников)

Основой насилия является убеждение, что принуждение — самое верное средство для того, чтобы добиться от человека нужного поведения.

Насилие часто совершают неуверенные люди, которые самоутверждаются за счет других.

Совершить насилие способны люди, не умеющие контролировать свои отрицательные эмоции (гнев, агрессию, страх), те, кто копит обиду на кого-либо, а потом вымещает её на слабых.

Тот, кто совершает насилие, скорее всего, сам подвергался агрессии или был свидетелем подобного отношения к другому человеку. Так и появляется порочный круг насилия.

Просмотр слайд-фильма «Насилие в нашей жизни»

Педагог-психолог. А теперь, я предлагаю вам посмотреть презентацию, которую подготовили учащиеся нашей группы. (На экране появляются фотографии ситуаций насилия).

Страшные картины насилия. Согласитесь, от них веет холодом, иногда даже смертью. А как часто такие картины надолго остаются в душе пострадавших. Даже невозможно представить какие чувства испытывают люди, которые хоть раз в жизни были подвержены насилию.

Упражнение «Мои чувства»

Перед вами список чувств. Я предлагаю выбрать все чувства, которые, на ваш взгляд, может испытать человек, подверженный насилию.

Грубость, вежливость, доброта, жестокость, зависимость, человечность, обидчивость забота, злоба, стыдливость, тепло, незащищённость, ненависть, отзывчивость, помощь, страх, защита, внимание, мстительность, чуткость, холодность, боязливость, доверие, понимание.


Давайте зачитаем те чувства, которые может испытать человек, попав в непредвиденную ситуацию угрозы?

Как вы думаете, есть ли выход из страшных ситуаций насилия? Что делать тому, кого обижают, оскорбляют, унижают? (ответы учащихся)

Человек в случае насильственных действий может обратиться к родителям, к учителям, к педагогу-психологу, социальному педагогу, а также в милицию или прокуратуру. Получить анонимную помощь можно по телефону доверия: 78-4-77

Методика «Копилка обид»

Да, очень часто мы несём по жизни припрятанную обиду на самых близких нам людей: отца, мать, брата, сестру. Закройте глаза и представьте человека, который волей или неволей обидел вас… Вспомните те грубые слова, которые были брошены в вашу сторону, действия, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души…

А сейчас я предлагаю вам на листках в форме чёрной точки изобразить все обиды, стрессы, конфликты, которые вы пережили, и предлагаю поместить их в «Копилку обид».

Притча «Оставление обид»

(проводится ритуал сжигания)

Посмотрите как наши обиды, стрессы, конфликты становятся всё меньше и меньше, а наша душа становится чище. Ведь мы смогли, мы простили. Простив кого-то, мы в первую очередь помогли себе, мы стали сильнее.

Подведение итогов. Рефлексия.

Пока не ощущаешь ты

Чужих страданий и чужой беды,

То кажется тебе, что их и нет…

Не слышишь ты, как стонет твой сосед.

Когда ж к тебе нагрянет в дом беда,

Ты словно просыпаешься тогда.

И понимаешь - есть на свете боль.

Больнее, чем саднящая мозоль.

Но ты в обиде на весь мир за то,

Что боль твою не разделил никто,

Руки не подал, видя, что упал.

Но разве ты иначе поступал?
Как сказал один из классиков «Река, с простым названием Жизнь, не так длинна, как мы хотели б…» (В. Сидоров)

Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о том, что жизнь даётся человеку только раз и он должен прожить её осмысленно. Ещё я уверена, что каждый из нас будет бороться до конца со своими трудностями, научится прощать, замечать боль другого и помнить, что вокруг него есть цветы – люди, среди которых обязательно найдутся хорошие и верные друзья.

Помните, всё в ваших руках.

Педагог-психолог.