Файл: Практикум по методике преподавания русского языка как иностранного методические рекомендации и задания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 451

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
Задание 3. Речевые упражнения в методической литературе условно делят на три группы: 1) упражнения, в которых передается, пересказывается услышанное или прочитанное; 2) упражнения, в которых осуществляется описание события, факта; 3) упражнения, в которых выражается отношение к факту, событию, их оценка. Какие упражнения, на ваш взгляд, наиболее продуктивны для развития коммуникативных умений?
Задание 4. Проанализируйте следующую «речевую зарядку». На что она настраивает учеников? Пример из пособия Е.И. Пассова, Н.Е. Кузовлевой.
Задание 5. Сравните данные ниже установки для инициирования говорения. Насколько они продуктивны, на ваш взгляд, и почему?
1. Ты на почте. Стоит очередь, а ты спешишь. Убеди пропустить тебя без очереди.
2. Ответьте на вопросы, при ответе используйте слова из скобок в нужном падеже. «О чём интересно вспомнить накануне трехсотлетия Петербурга?» (некоторые страницы истории города).
«Где работает Павел?» (коммерческая фирма).
3. Расскажите о себе, используя слова и выражения: родиться, жить, работать, учиться
(где?), поступать/поступить
(куда?), заканчивать/окончить школу, университет, изучать (что?), устраиваться/устроиться (на работу), любить (что делать), интересоваться (чем?), жениться/выйти замуж, мне, ему, ей … лет, его, её зовут …, женат/замужем.
4. Согласитесь или поспорьте. Приведите аргументы. 1) В семье должно быть много детей. 2) Главой семьи должен быть муж. 3)
Женщина-мать не должна работать вне семьи. 4) Дети должны заниматься физическим трудом.
5. Прочитайте текст. Задайте вопросы друг другу и ответьте на них:
Где живут родители Павла? В каком доме они раньше жили? … А где вы живёте? В каком доме вы живёте? …
Задание 6. Перед вами речевая опора. Как вы будете использовать её при обучении говорению? Насколько она необходима? Какие виды речевых опор выделяют методисты?

45
Задание 7. В чем заключается сложность обучения диалогической речи?
Проанализируйте функциональные схемы, которые приводят Е.И. Пассов и
Н.Е. Кузовлева в своем пособии. Как вы будете их использовать на занятиях?

46
Практическое занятие на тему
«Приемы обучения чтению»
Задание 1. Дайте характеристику чтению как виду речевой деятельности.
Какие навыки и умения развиваются при обучении чтению? Зачем необходима целевая установка при чтении? Какие приемы используются при обучении технической стороне чтения? Смысловой стороне чтения?
Задание 2. Проанализируйте классификацию видов чтения. Какие виды чтения используют на уроках РКИ?
Дайте характеристику различных стратегий чтения (приведены в таблице) по ряду параметров: по целеустановке, необходимой скорости, формированию умений, типам текстов. Заполните таблицу.
Стратегия чтения Целеустановка Скорость чтения
Развиваемые умения, приемы обучения
Типы текстов
Просмотровое
Изучающее
Поисковое
Ознакомительное
1   2   3   4   5

Задание 3. Приведите примеры упражнений на обучение технической стороне чтения.
Задание 4. Какие типы упражнений используются при обучении чтению?
Каково их назначение? Проанализируйте классификацию упражнений
А.А. Акишиной, О.Е. Каган в пособии «Учимся учить» (с. 108

109).
Задание 5. Разработайте разные типы упражнений к нижеследующему тексту. Целевая аудитория – дети. Необходима ли адаптация текста? Как будет выглядеть адаптированный текст?
Про мышь, которая ела кошек
Одна старая библиотечная мышь зашла как-то проведать своих племянников, которые совсем не знали жизни.
– Вы же совсем не знаете жизни, – говорила она своим застенчивым племянникам. – По-моему, вы даже читать толком не умеете.
– О, ты у нас голова! – вздыхали те.
– Например, вы когда-нибудь ели кошек?
– О, ты у нас голова! А насчет этого у нас наоборот. У нас кошки едят мышей.

47
– Это потому, что вы неучи. А я вот их едала, кошек-то, и не одну. Как возьмешься – раз! – и готова. А она даже пикнуть не смеет. Вот хотите верьте, хотите – нет.
– А какие они на вкус, кошки?
– Как бумага. И немного чернилами отдают. Но это что, пустяки! А вот собаку вы когда-нибудь ели?
– Что ты!..
– А я вот только вчера одну прикончила. Овчарку. Клыки у нее – с меня ростом! А мне хоть бы хны! Я ее спокойненько так – раз! – и съела. А она даже не пикнула.
– А какая она на вкус, собака?
– Тоже как бумага. Ну, а носорога вы не пробовали?
– О, ты у нас голова! А мы что? Мы этого самого носорога и в глаза-то никогда не видали. На что он хоть похож – на рокфор или на голландский сыр?
– Вот темнота! На кого похож! Понятно на кого, на носорога, конечно. А слона вы ели? А монаха? А принцессу? А рождественскую ёлку со всеми игрушками?
И вот в тот миг, когда мышь дошла до ёлки, кот, который сидел за старым сундуком и слушал мышиную болтовню, не выдержал, мяукнул страшным голосом да как прыгнет! А надо сказать, что это был не какой-нибудь, а самый настоящий кот, с шерстью, с усами и преострыми когтями.
Услышали мыши кошачий голос – и врассыпную. А библиотечная мышь от неожиданности замерла и стоит как истукан. Кот, недолго думая, – цап ее!
Сцапал, но есть не стал, а решил прежде немножко поиграть ею.

Так это ты та самая мышь, которая кошек ест? – спрашивает кот.

Так точно, ваша милость, я самая. Но ведь… ваше сиятельство, должны понять… Осмелюсь доложить вашей светлости, я ведь всю жизнь прожила в библиотеке…

Понимаю, понимаю. Жила в библиотеке и занималась тем, что портила картинки в книгах!

О, ваше высочество, всего несколько раз. И уверяю вас, ваше величество, исключительно ради самообразования.

Ну, конечно! Между прочим, я тоже очень ценю литературу. Но не кажется ли тебе, что, кроме книжной премудрости, есть еще и другая мудрость, житейская? В твои годы пора бы знать, что на свете есть не только кошки, нарисованные на бумаге, и не всякий носорог согласится, чтобы его грызли мыши.
К счастью для несчастной пленницы, кот на самую маленькую секундочку отвел глаза, чтобы взглянуть на паучка, который полз по полу.
Не будь глупа, библиотечная мышь кинулась в сторону и забилась между книгами. А коту на этот раз пришлось удовольствоваться паучком.
(Дж. Родари)


48
Задание 6. Придумайте предтекстовые, притекстовые и послетекстовые задания к следующему тексту. Обязательно определите в задании вид чтения! На какой уровень рассчитан этот текст?
Моя «Она»
(по рассказу А.П. Чехова)
Она, как утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня.
Правы они или нет, я не знаю. Но я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь, и я тоже не имею желания убежать от неё; связь наша крепкая и прочная...
Но не завидуйте! Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она» не отходит от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу, а она толкает меня под локоть. Во-вторых, она забирает все мои деньги. За её привязанность я пожертвовал всем: карьерой, славой, комфортом... Из-за неё я хожу голодным и плохо одетым, живу в дешёвой гостинице. Всё, всё съедает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать её имя?
Пожалуйста... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...
Её зовут Лень.

49
Практическое занятие на тему
«Обучение письму»
Задание 1. Какова специфика письма как вида речевой деятельности? В чем его отличие от говорения? Какие навыки и умения вырабатываются в результате обучения письму? Какие выделяют подходы при обучении письму?
Задание 2. Какие виды деятельности осуществляют учащиеся при овладении компетенциями письменной речи? Какими видами деятельности должны овладеть все обучающиеся? Какие виды деятельности необходимы будущим студентам?
Задание 3. Что такое компрессия текста? Для чего обучающимся необходимо овладеть навыками компрессии текстов? Какие виды компрессии текстов бывают? На примере текста Тургенева покажите приемы содержательной компрессии (выделение микротем, ключевых слов) и структурной компрессии (упрощение грамматической структуры, лексического состава) текста.
И.С. Тургенев «Воробей»
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё- таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.


50
Задание 3. Один из частых видов заданий для иностранцев – это написание личного письма. Проанализируйте нижеследующий текст, насколько он соответствует жанру письма?
Задание 4. Проанализируйте упражнения, обучающие написанию сочинения. Каков принцип их работы? Для какого уровня владения языком они предназначены.

51 1. Напишите рассказ по комиксу Х. Бидструпа «Гость». Включите в свой рассказ данные ниже словосочетания.
Сидеть в кресле, на стуле; войти в квартиру (дом); сесть в кресло; пересесть за стол; достать (что?) из коробки; взять (что?) с подноса; наливать (что?) в бокал; удобно расположиться в кресле; положить (что?) на стол; держать (что?) в одной руке, (что?) в другой руке; лечь в кровать, лежать между (кем? и кем?).
2. Напишите о себе или своём друге: как вас зовут, где вы живёте, где учитесь, что любите и что не любите делать, что обычно делаете в течение дня
(утром, днём и вечером), как проводите свободное время, чем увлекаетесь, где отдыхаете.
3. Объясните, почему прочитанный вами текст имеет такое название.
Напишите сочинение, раскрывая смысл названия текста.

52 4. Напишите, согласны ли вы со следующим высказыванием.
Аргументируйте свою точку зрения.
У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят.
Стало быть, в этом счастье
... Л.Н. Толстой

53
Список тем для докладов и рефератов
1. Уровни владения русским языком как иностранным.
2. Элементарный и базовый уровни РКИ.
3. Сертификационные уровни РКИ.
4. Переводные методы изучения языков.
5. Прямые методы изучения языков.
6. Принципы коммуникативного метода (Е.И. Пассов).
7. Языковые школы М. Берлица.
8. Метод изучения языков Г.А. Китайгородской.
9. Интенсивные методы.
10. Использование компьютерных и мультимедийных технологий при обучении РКИ.
11. Игровые технологии в обучении иностранному языку.
12. Как выбрать учебник? Учебные комплексы по РКИ (на примере одного).
13. Структура урока иностранного языка.
14. На каком языке вести урок РКИ?
15. Как провести первый урок РКИ?
16. Принципы отбора текстов для учебных целей.
17. Нужно ли исправлять ошибки в речи иностранных учащихся?
18. Виды речевых зарядок.
19. Принципы постановки звукопроизношения.
20. Задачи корректировочных курсов по фонетике.
21. Систематизация лексики на уроках РКИ.
22. Грамматические модели на уроках РКИ.
23. Как научить слышать и понимать? (Обучение аудированию).
24. Сторителлинг на уроках иностранного языка.
25. «Кроки» при семантизации и объяснении материала.
26. Речевой этикет для иностранцев.
27. Лингвострановедческий аспект РКИ.
28. Обучение технике чтения.
29. Учим писать конспект (или реферат, эссе).
30. Система тестирования по РКИ.


54
Содержание
Программа курса «Методика преподавания русского языка как иностранного»……………………………………………...… 3
Список литературы……………………………………………….. 7
Вопросы для подготовки к экзамену……………………………. 8
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы………………………………………. 10
Практическое занятие на тему «Уровни владения РКИ»…… 10
Практическое занятие на тему
«Методы преподавания иностранных языков»…………………. 11
Практическое занятие на тему «Структура урока РКИ»……. 16
Практическое занятие на тему
«Классификация уроков РКИ»…………………………….…….. 16
Практическое занятие на тему
«Анализ урока иностранного языка»……………………………. 18
Практическое занятие на тему
«Способы постановки звуков»…………………………………... 19
Практическое занятие на тему «Фонетические процессы»…. 22
Практическое занятие на тему
«Ритмика и интонация русской речи»…………………………... 23
Практическое занятие на тему
«Способы семантизации лексических единиц»………………… 26
Практическое занятие на тему
«Отбор лексического материала для занятий»…………………. 30
Практическое занятие на тему
«Классификация упражнений по грамматике»…………………. 32
Практическое занятие на тему «Сложные вопросы русской грамматики (падежная система)»……………………… 35
Практическое занятие на тему «Сложные вопросы русской грамматики (глаголы движения)»……………………… 36
Практическое занятие на тему «Классификация ошибок»….. 38
Практическое занятие на тему «Обучение аудированию»….. 42
Практическое занятие на тему «Обучение говорению»…….. 43
Практическое занятие на тему
«Приемы обучения чтению»........................................................... 46
Практическое занятие на тему «Обучение письму»…………. 49
Список тем для докладов и рефератов………………………... 53

55
Учебно-методическое издание
Составитель:
Боронникова Наталия Владимировна
ПРАКТИКУМ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Методические рекомендации и задания
Редактор Н. И. Стрекаловская
Корректор А. В. Цветкова
Компьютерная верстка: Н. В. Боронникова
Объем данных 4,49 Мб
Подписано к использованию 11.12.2019
Размещено в открытом доступе на сайте www.psu.ru в разделе НАУКА / Электронные публикации и в электронной мультимедийной библиотеке ELiS
Издательский центр
Пермского государственного национального исследовательского университета
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15